Все признаки дисплазии тазобедренного сустава у новорожденного малыша: на что родители должны обращать внимание. Лечебный массаж при дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных Ребенок против своей воли лишается родителей

Гимнастика для грудничков – отличный способ укрепить иммунитет, развить мышечный и костный аппарат ребенка, избавить его от гипертонуса. Помимо очевидной медицинской пользы, домашняя зарядка для крохи буквально с первых дней становится важным связующим звеном с мамой – во время выполнения упражнений происходит общение, тактильный контакт. Это помогает развивать эмоциональную сферу малютки, центры распознавания речи, предпосылки к будущему говорению.

Если родители смогут сделать ежедневную гимнастику для грудного ребенка интересной и познавательной, заниматься он будет с большим удовольствием. В этой статье мы расскажем, как провести гимнастику не только полезную для здоровья, но и веселую, которая обязательно понравится вашему крохе.


Польза и цели

О пользе гимнастики для человека много сказано и много написано. Но далеко не все знают, что для грудничка комплекс физических упражнений – это нечто большее, чем просто нагрузка на мышцы и суставы. Поскольку малыши грудного возраста еще не могут выполнять упражнения самостоятельно, зарядка всегда проходит совместно с мамой или папой. Крохе важно чувствовать близость матери, через нее он познавал мир в течение девяти месяцев беременности, и она же в первые месяцы его самостоятельной жизни является его главным проводником в этом мире. Таким образом, зарядка обогащает внутренний мир малыша, дает ему столь необходимое общение с мамой.

Гимнастика является отличным дополнением к массажу. В комплексе оба вида воздействия помогают в коррекции гипертонуса мышц, свойственного всем новорожденным и грудничкам как минимум до полугода. Гимнастику рекомендуют для правильного развития тазобедренного сустава при дисплазии. Также благодаря гимнастике удается исправить кривошею.

Лечебная гимнастика в комплексе с массажем назначается ребенку при наличии впалой и воронкообразной грудной клетки, при гипотонусе, при вальгусных и варусных деформациях ног.




Гиперактивным и легковозбудимым детям для укрепления нервной системы рекомендуется расслабляющая гимнастика и релаксационный массаж. Вялым и апатичным малышам, наоборот, рекомендуется тонизирующая, общеукрепляющая гимнастика.

При выявленных патологиях массаж назначается лечебный, и гимнастика соответствующая – из комплекса ЛФК. Деткам здоровым гимнастика и общий массаж рекомендуются для профилактики патологий, для лучшего физического и психического развития.

В интернете интересующиеся родители могут найти большое количество различных упражнений для детей до одного года, но вот по-настоящему увлекательных среди них не так много, а ведь именно игровая составляющая является самой главной. Если малыша изо дня в день заставлять делать что-то, что ему давно наскучило, пользы от такой гимнастики будет немного. Поэтому мы решили собрать только самые лучшие упражнения, которые не дадут малышу заскучать и принесут немало пользы для его здоровья.



Правила

Веселая гимнастика для грудничков может проводиться с первых дней жизни. Возрастных ограничений нет. Но родители должны хорошо понимать, что физическая нагрузка должна быть соразмерной возрасту, перегружать малютку нельзя. Проводите занятия ежедневно, можно делать гимнастику 2 или 3 раза в сутки, но продолжительность каждого занятия не должна превышать 5-10 минут. Постепенно мама может увеличивать время занятий и к 8-9 месяцам продолжительность гимнастического занятия может составлять уже 20 минут, а ближе к году -уже полчаса.


Несколько простых правил помогут вам организовать занятия с грудничком правильно.

  • Старайтесь проводить занятия в одно и то же время. Оптимально делать это утром и после полуденного сна, но вот вечером, когда вы делаете легкий и расслабляющий массаж малютке перед купанием и отходом ко сну, от гимнастических упражнений лучше отказаться, чтобы не стимулировать нервную систему. Перевозбуждение помешает ребенку быстро и крепко заснуть.
  • Перед гимнастикой всегда делайте легкий общий или лечебный массаж, назначенный врачом по случаю определенного заболевания.

К началу упражнений мышцы малыша должны быть «разогретыми» и подготовленными. Это поможет избежать болевых ощущений, растяжений.


  • Помещение, в котором проводится занятие, должно быть проветренным, в нем не должно быть слишком холодно или слишком жарко. Лучше всего поддерживать температуру на уровне 21 градуса тепла. Если на улице лето и имеется соответствующая возможность, сделайте гимнастику на улице.
  • Не нагружайте малыша сразу после еды, также нежелательно начинать заниматься натощак. Лучшее время для зарядки – интервал между кормлениями (через полтора часа после приема пищи).
  • Не делайте зарядку на мягкой постели. Позвоночник малыша не будет на ней находиться в правильном положении. Для новорожденных и грудничков до полугода используйте пеленальный столик, проводите упражнения на обычном столе.

Для более подвижных и активных деток после полугода больше подойдет поверхность пола, на котором вы постелите коврик из пенополиуретана, не пропускающего холод.


  • Всегда приступайте к зарядке в хорошем настроении. Дети тонко чувствуют состояние мамы, и если настроение у нее плохое, они тоже будут капризничать.
  • Вносите разнообразие в комплекс упражнений, который вы выбрали в качестве основного. Постепенно начинайте проводить отдельные упражнения в ванной, практикуйте плавание, добавьте к привычным упражнениям занятия на гимнастическом шаре – фитболе .
  • Лучшее гимнастическое занятие – это совместное занятие мамы и малыша. Особенно это актуально тогда, когда дети начинают подражать взрослым, то есть после 9-10 месяцев.




Никогда не заставляйте ребенка заниматься против его воли. Если он не выспался по каким-то причинам, у него плохое настроение (да, у грудничков тоже бывает плохое настроение!), его что-то беспокоит, зарядку лучше отложить до того момента, когда ребенок будет совершенно здоров, весел, бодр и настроен на общение.

Противопоказания

Сама по себе гимнастика для грудничков имеет не так много противопоказаний, но перед тем, как начать заниматься, маме следует посоветоваться с педиатром. Обычно разрешение детские врачи дают охотно. А если у ребенка есть особенности развития, то именно врач подскажет, как правильно делать гимнастику именно в вашем случае. Например, при ДТС (дисплазии тазобедренного сустава) гимнастика может проводиться прямо с ортопедическими «распорками» между ножек, но тут нужно обязательно посмотреть, как это делает специалист.

При деформации грудной клетки увеличивают количество упражнений, направленных на растяжение грудных мышц, а потому будут полезны упражнения на фитболе.


При деформации ног основой гимнастики являются упражнения для стоп, коленей и бедра, а при кривошее существуют совершенно конкретные лечебные упражнения для укрепления мышц шеи.

К противопоказаниям можно отнести состояние лихорадки – с повышенной температурой занятия могут навредить. Не стоит делать гимнастику и тогда, когда малыш страдает по поводу колик, режущихся зубов и других недомоганий.

С большой осторожностью и только с разрешения врача проводят гимнастику детям с врожденными пороками сердца, заболеваниями сосудов, гидроцефалией, большими грыжами, а также параличами и парезами разного происхождения.




Для здорового ребенка разрешены и допустимы упражнения как статические, пассивные, которые мама проводит крохе, который лежит, так и активные, в которых ребенок принимает непосредственное и волевое участие в силу своих возрастных умений и навыков.



Занимательные движения

Из всего многообразия упражнений для грудничков мы отобрали только те, которые по праву могут считаться веселыми и эффективными. Все они «испытаны» не одним поколением карапузов и обычно очень нравятся малышам и их родителям. Из этого перечня каждая мама сможет составить программу занятий для своего малыша согласно его возрасту. Постепенно программу можно усложнять, повторяя пройденное ранее и добавляя новые упражнения.


Новорожденные

Отличительная особенность гимнастики для самых маленьких – нежные и щадящие прикосновения, отсутствие давления на мышцы при массаже и зарядке. Детки много спят, мало бодрствуют, а потому будет вполне достаточно одного короткого занятия после утренних гигиенических процедур.

    «Лягушка» . Положите младенца на спинку. Возьмите его за ножки в области голени, ладони мамы закрывают колени ребенку. Затем поделайте несколько сгибательных движений, как будто кроха приседает, а потом разведите ножки в стороны коленками наружу – таким образом кроха примет позу «лягушки». Переверните кроху на животик. Возьмитесь за его стопы и слегка надавите, ножки следует развести также до позы «лягушки».


  • «Постовой». Положите кроху на живот. Встаньте сзади и слегка возьмите кроху за плечики. Нужно совсем немного поддержать малыша за плечи, чтобы он несколько секунд удерживался на собственных локтях. Затем слегка разведите плечи в стороны – малыш рефлекторно будет пытаться поднять вверх головку. Это упражнение поможет подготовить мышцы шеи к самостоятельному удерживанию головы.


  • «Велосипед». Это упражнение особенно нравится грудничкам. В положении лежа на спинке возьмите ножки и попеременно подводите их к животику. Такое воздействие укрепляет мышцы живота, уменьшает частоту возникновения колик. Если мама будет сопровождать движения смешными потешками, малыш получит больше удовольствия и пользы. Пример потешки для этого упражнения: «Едем, едем, крутим, крутим, а устанем – отдохнем, все узнаем, все увидим, мир по кругу обойдем! ».


Дети от 2 до 4 месяцев

Для детей в возрасте 2-4 месяцев обязательно добавляют упражнения, способствующие ползанию. Для этого можно усложнить уже знакомую нам «Лягушку», надавливая на стопы поступательно, чтобы малыш совершал рефлекторное движение вперед на животе. Дети становятся более эмоциональными, а потому не скупитесь на стишки и потешки, пойте песенки во время занятий.

    «Зонтики». Положите ребенка на спинку, пальцами захватите кисти его рук, вытяните ручки вперед и вращайте кисти по кругу, потряхивайте их и начинайте вращение в другую сторону. Можно почитать малышу потешку: «Зонтик крутится в руках, дождик дремлет в облаках, вправо-влево покручу, в гости к дождику лечу!».



  • «Лягушонок в плавании». Это упражнение проводится в воде – большой ванне или бассейне. Для него вам понадобится ортопедический круг на шею для купания грудничков. Отпустите ребенка с кругом в воду. Руками возьмитесь за ножки малыша и подводите их как в «сухопутном» варианте – сначала к животу, потом с разведением в стороны. Добавьте серию поворотов с кругом в воде – со спины на живот и обратно.

Малыши от 5 до 7 месяцев

В этом возрасте малыши многое умеют, обязательно пользуйтесь этим для усложнения гимнастики. Задания становятся сложнее, но интереснее, и малыши более эмоционально начинают реагировать на них.

    «Самолетик». Излюбленное упражнение многих поколений. Выполнять его можно на маминых или папиных руках. Ребенка обхватывают одной рукой за животик, другой поддерживают грудь и поднимают в воздух. Рефлекторно в положении на животе ребенок раскидывает руки, как крылья самолета, напрягает мышцы живота и спины, тренируется его вестибулярный аппарат. Дальше – дело фантазии родителей. Можно изображать звуки самолета, можно почитать про «самолет, забери меня в полет», можно просто совместно посмеяться, поскольку дети обычно очень весело воспринимают такое упражнение.


Малыши рождаются с повышенным мышечным тонусом из-за позы эмбриона в утробе матери. Именно поза эмбриона является главным признаком повышенного тонуса после рождения – ручки согнуты в локтях, колени подтянуты ближе к животику, руки зажаты в кулачки, а голова слегка запрокинута назад. Если вы попробуете выпрямить ноги и руки малыша, вы почувствуете сильное сопротивление. Обычно повышенный тонус мышц у грудничков держится около 3 месяцев, затем постепенно снижается.

Многие мамы, будучи уверенными, что повышенный тонус это норма для всех новорожденных, не сильно обращают на это внимание и совершают, таким образом, ошибку. Дело в том, что мышечный тонус новорожденного это есть прямое отображение состояния нервной системы и общего самочувствия. Если у малыша в течение первых 3-6 месяцев жизни гипертонус мышц так и не проходит, это может означать, что есть какие-то отклонения или нарушения в деятельности организма. И если сразу не начать решать этот вопрос, есть большой риск, что ребенок будет отставать в развитии.


Врачи-педиатры на осмотре всегда наблюдают за позой малыша и тем, как он двигается. Врач держит ребенка горизонтально в воздухе вниз головой и, если голова находится на одной линии с туловищем, и ножки и ручки подтянуты к себе, значит, есть повышенный мышечный тонус.

Заметить гипертонус у новорожденного могут и родители – малыш не расслабляется, даже когда спит.

Противоположное состояние гипертонусу – гипотонус. Гипотонус характеризуется так называемой «позой лягушки» - коленки развернуты в стороны, ручки раскинуты. Подобное состояние также опасно для дальнейшего развития ребенка.

Но переживать не стоит – если во время обратится к врачу и назначить лечение, ничего страшного не произойдет.

Существует несколько способов, чтобы понять какой мышечный тонус у новорожденного.


Положите ребенка на твердую ровную поверхность, возьмитесь за его кисти и слегка потяните их к себе. Если его локти спокойно разогнулись, а в положении сидя выпячен живот, значит, у него пониженный мышечный тонус (гипотонус). Если локти так и не разогнулись, то это повышенный мышечный тонус (гипертонус).

Тонический рефлекс это естественная реакция мышц сгибателей и разгибателей на изменение положения тела. Например, если вы положите ребенка на твердую ровную поверхность, он начнет как бы «раскрываться», т.е. пытаться выпрямить конечности, а когда вы перевернете его на животик, то, наоборот, он начнет «закрываться». Если реакция на подобные положения отсутствует, то это гипотонус. Если подобная реакция сохраняется у ребенка старше 3 месяцев, то это гипертонус.

Симметричный и ассиметричный рефлекс в норме должен сохраняться у новорожденного до 3 месяцев. Положите ребенка на спину, а свою ладонь на его затылок и слегка наклоните голову к его груди – малыш должен выпрямить ноги, а руки согнуть. Теперь поверните голову к правому плечу – малыш должен вытянуть правую руку вперед, выпрямить правую ногу, а левую согнуть. Теперь поверните голову к левому плечу – малыш должен повторить тоже самое в «зеркальном» варианте. Отсутствие рефлекса – гипотонус, сохранение рефлекса после 3 месяцев – гипертонус.

Возьмите ребенка под мышки и попробуйте поставить на ноги на пеленальный столик, слегка наклоняя его вперед, как бы подталкивая сделать шаг вперед. В норме малыш должен опереться на ровную стопу с расправленными пальцами. Если малыш отказывается ходить или вместо того, чтобы стоять, он приседает, значит, у него гипотонус. Если малыш вместо прямой стопы опирается только на пальцы, значит, у него гипертонус.

Лечение зависит от конкретной ситуации, но обычно врачи-невропатологи назначают лечебный расслабляющий массаж для новорожденных по 10 сеансов с повтором каждые полгода. Также назначаются плавание, электрофорез и лечебная гимнастика. В более серьезных случаях могут назначить лекарственные препараты для снижения тонуса мышц, а также витамины группы B.

Делать массаж и гимнастику вы можете и сами дома – достаточно выполнять несколько несложных манипуляция. Например, можете положить кроху на спину, взять за кисти и немного потрясите из стороны в сторону, как бы расслабляя мышцы в области рук и плеч. Тоже самое сделайте и с ногами. Еще можете положить ребенка на живот и выполните поглаживания спины – сначала кончиками пальцев, затем всей ладонью.

Помните, что новорожденным с гипертонусом нельзя делать обычный массаж типа похлопываний и усердного разминания мышц. Также избегайте ходунков – они лишь усугубляют состояние гипертонуса.

Гипотонус лечится практически также как и гипертонус, т.е. делается массаж, гимнастика, плавание. В случае гипотонуса массаж должен включать похлопывания и разминания для мышечной стимуляции. Разминание лучше всего делать костяшками своих пальцев – пройдитесь ими сначала по спине, попе и ногам, затем переверните и сделайте тоже самое по ручкам, животику и ногам. Двигайтесь от периферии к центру.

Нормальный, полноценный, с точки зрения врачей, ребенок должен не только вовремя набирать вес, расти, но и проявлять свои эмоции и выполнять определенные движения. Если все эти функции появляются вовремя, это означает, что головной мозг малыша и его двигательный аппарат развиваются правильно. Поэтому, обнаружив не соответствующее возрасту развитие моторики (двигательных функций) и психики, нужно обязательно выяснить, зависит ли эта задержка развития от врожденного дефекта центральной нервной системы или она вызвана тем, что с малышом мало занимаются родители.

Дело в том, что нервная система ребенка, так же как и иммунная, развивается по мере того, как он растет, поэтому то, насколько интеллектуально развитым будет ваш малыш, во многом зависит от условий, в которых он находится. Например, еще до рождения ребенок нуждается в общении, а с появлением на свет оно становится ему просто необходимо. Вот почему дети, которые по каким-либо причинам не могли быть рядом с родителями, по физическим и интеллектуальным параметрам уступают малышам, растущим в семьях, где им обеспечивают не только хороший уход (кормление, купание и т.д.), но и полноценное общение как с равноправными членами семьи.

Интеллектуальное развитие малыша, особенно совсем маленького, зависит и от режима воспитания и ухода, созданного родителями. Например, дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Существует и другая крайность: родителям кажется правильным торопить развитие малыша. Конечно, путем тренировки ребенка можно приучить, например, раньше сидеть или стоять. Однако эти ранние успехи не только ему не полезны, но даже вредны. Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, надо просто соблюдать определенные правила воспитания, режим питания и сна. Обеспечьте его игрушками, постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы он вовремя приобретал необходимые его возрасту навыки, а в случае отставания незамедлительно обратитесь к врачу.

Понять, как развивается малыш, вам поможет наша схема. Изучая ее, не забывайте, что каждый ребенок растет не столько по "книжному", сколько по своему собственному "графику", и это нормально.

Он родился!

Новорожденный физически беспомощен, его движения неопределенны. К моменту рождения он обладает пищевым рефлексом, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее. Хорошо заметен оборонительный (защитный) и ориентировочный рефлексы. Защитный рефлекс проявляется миганием глаз, ориентировочный — движением глаз к источнику света. Однако малыш пока не в состоянии следить за предметами глазами. Если вы коснетесь внутренней стороны ладошек новорожденного пальцем, он схватится за него. В этом возрасте малыш, захватив большие пальцы рук папы или мамы, хорошо удерживается в висячем положении. Спит он в позе лягушки: лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

Малыш не сосет, не реагирует на свет, спит с вытянутыми вдоль туловища ручками и ножками.

1 месяц

В этом возрасте малыш замечает яркие предметы. Он вздрагивает или мигает, если слышит резкий звук, пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Появляются первые неопределенные звуки — гуление, первая улыбка. На несколько секунд, в основном лежа на животе, малыш может удерживать голову в вертикальном положении. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползти. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет упереться ножками в опору (например, в пол). С момента рождения и до 2 месяцев малыш спит около 20 часов в сутки.

Что должно встревожить родителей? Малыш не реагирует на резкие звуки, спит мало (бодрствует между двумя-тремя кормлениями) или наоборот много (когда его приходится будить, чтобы покормить), плохо ест (не доедает положенный объем пищи).

2 месяца

Малыш хорошо следит глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову в сторону на человеческий голос, прекращает сосать, если вы показываете ему яркий предмет. Лежа на животе, он поднимает голову и приподнимает грудь, на 1-1,5 минуты удерживает голову. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет стоять, правда, пока подгибая ножки. Исчезает способность удерживаться в висячем положении и стремление ползать. Он улыбается в ответ на улыбку и гулит уже более отчетливо. Ребенок пробует удерживать предметы всей рукой, и его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше.

Что должно встревожить родителей? Малыш не проявляет эмоций, безразличен к окружающему, не реагирует на улыбку близких, не удерживает предметы рукой и не съедает положенный объем пищи.

3 месяца

Находясь в вертикальном положении, малыш может сосредоточить взгляд и следить за предмете" 5-6 минут. Теперь он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Лежа на животе, он может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть (если его поддерживают за попку), переворачиваться со спины на бок, держать голову. Движения его ручек становятся свободными и целесообразными: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушки, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Теперь малыш узнает маму, начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку.

Что должно встревожить родителей? К концу третьего месяца малыш не может удерживать полову сам, не следит за движущимися предметами, не улыбается и не меняет выражения лица, пугается при появлении чего-то необычного, не координирует движения.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте до 3 месяцев? Внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки. Приучите малыша спать в собственной кроватке. В этом возрасте ребенку необходимы погремушки, они должны быть подвешены над кроваткой так, чтобы он мог сначала ударять по ним, а потом и хватать ручками.

4 месяца

Лежа на животе, малыш следит за движущимися предметами, ощупывает мамину грудь. Теперь, увидев незнакомое лицо, он может испугаться, или наоборот заинтересоваться. Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы. Он дольше гулит, и в его "песенках" появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается со спины на живот, не удерживает предметы и не реагирует на посторонних людей.

5 месяцев

Малыш по-разному реагирует на разных людей. Он уверенно хватает предметы руками и так же уверенно тянет их в рот. Теперь малыш хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, не подгибая ножки.

Что должно встревожить родителей? Малыш плохо сидит или не делает попыток сесть, не узнает родителей.

6 месяцев

Малыш уже переворачивается с живота на спину и наоборот, со спины на живот. Теперь он сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках. Если вы подтянете его за руки, он поднимется на ножки, а если поддержите за грудь — сделает первые попытки переступить с одной ноги на другую. Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы. Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей. Малыш пытается произносить слоги, он назовет маму — "ма", а бабушку — "ба".

Что должно встревожить родителей? Малыш не может сидеть даже с поддержкой.

7 месяцев

Начало пути маленького исследователя малыш тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему. Теперь он сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку, становится на четвереньки, ползает, сидит, встает на колени, опираясь на перила кроватки. Если вы будете поддерживать его под мышки, он начнет шагать. Его движения становятся целеустремленными, например, он умеет перекладывать предмет из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает повторять слоги: "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается с живота на спину и обратно, ему трудно доносить предметы до рта. Опираясь на ноги, он не способен выдержать собственный вес. Малыш ничему не радуется, не обнимает маму и папу, не следит глазами за движущимися предметами, не проявляет интереса к игре в "ку-ку", не лепечет.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 4-7 месяцев? Он нуждается в еще большем внимании близких. Малыш любит обнимать родителей, и в этом удовольствии ему нельзя отказывать, ведь именно так он пытается победить в себе чувство страха. Постарайтесь разобраться в его лепете, отвечайте словами и жестами. В этом возрасте малышу нужны жесткие игрушки, но ему по-прежнему полезны прежние "друзья": погремушки, кольца.


8 месяцев

Малыш улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового. Он сам садится и из этого положения может лечь. Теперь малыш умеет стоять, держась одной рукой, а если вы поддержите его за ручки, сделает попытку пройтись. Он учится играть в "ладушки", то есть старается хлопать в ладоши.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не сидит, не пытается встать или не может долго стоять. У него постоянно плохое настроение, ему не доставляют радости ни игрушки, ни присутствие родителей.

9 месяцев

Теперь малыш уже сам ищет спрятанный или упавший предмет. Он делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом (берется руками за спинку стула и двигает его вперед). Если вы поддержите его за обе ручки, он сможет сесть и встать на колени. Малыш уже может собирать мелкие предметы, глазами следит за падением предметов. Во время еды пробует пользоваться... собственным пальцем. Ребенок начинает осваивать жесты, например, качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет.

Что должно встревожить родителей? Малыш не может шагать, не умеет стоять без опоры и найти спрятанный предмет.

10 месяцев

Малыш стоит и поднимается без опоры и делает попытки передвигаться, держась за одну руку. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не стоит, не пытается ходить, не произносит слоги.

11-12 месяцев

В конце 1-го года жизни (11-12 месяцев) малыш уже может наложить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается не приседая, чтобы поднять предмет, хорошо ходит, держась за одну руку (в 11 месяцев), делает первые шаги сам (в 12 месяцев). Он знает названия многих предметов, различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова: мама, папа. С удовольствием имитирует действия других людей.

Что должно встревожить родителей? В возрасте 8-12 месяцев малыш не ползает, ползает с трудом или ползет в какую-нибудь одну сторону, не может стоять без поддержки. Он не пользуется жестами, например не машет ручкой на прощанье, не произносит простые слова. Не может изменить позу — переместиться из положения сидя на четвереньки, не способен брать игрушки из коробки.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 8-12 месяцев? Малыш любит двигаться, играть с взрослыми, он требует к себе внимания, активно участвует во всех домашних делах. Ему необходимы игрушки (например, мячи и механические игрушки) и пространство для активной игры (комната, где бы малыш мог свободно передвигаться).

2-й год жизни

Малыш уверенно ходит, его словарный запас обогащается: теперь он произносит отдельные слова (к 15-18 месяцам), а затем предложения из двух, трех слов (к 18-24 месяцам). Он различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Начинает бегать, поднимается и спускается с лестницы. Теперь он сам может снять что-то из одежды, знает и показывает, где находятся нос, глаза. Малыш берет предметы большим и указательным пальцем, учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых.

Что должно встревожить родителей? В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова, он не может выполнить простую просьбу, с трудом играет в "ладушки", к 18 месяцам так и не начал ходить. Свои потребности он выражает плачем, не беспокоится по поводу отсутствия мамы, папы.

Подведем итог. Что необходимо двухлетнему малышу? И снова главное для малыша — ваше внимание, поэтому проводите с ним больше времени. Подарите ему детский стол, стульчик, кубики, пирамиду, состоящую из 3-4 колец, стаканчики разной формы. Не забудьте про мягкие игрушки, предметы для игры в воде, "хозяйственные инструменты" (молоток, колышки, посуду). Обзаведитесь игрушками для прогулки: ведром, лопаткой, машинками.

2-3 года

Малыш ест ложкой, правда, владеет ей пока нетвердо. Он много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает на картинках предметы, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не может передвигаться сам, снимать одежду, строить простые фразы, он путает названия частей тела, не проявляет интереса к другим детям.

Подведем итог. Что необходимо трехлетнему малышу? Ему важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его деятельность, что для них он — самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь. Малыш должен иметь вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки, игрушки. Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показать и назвать персонажей. Учите ребенка конструировать предметы, отвинчивать и завинчивать крышки.

3-4 года

Малыш начинает активно пользоваться многосложными фразами, становится любознательным. Он пытается рисовать человека и животных. Ребенок любит шумные подвижные игры, возню с детьми и взрослыми, игры с правилами, с удовольствием наряжается. С ним нужно много играть, позволять разговаривать по телефону, общаться с другими детьми дома и на прогулке. Рассматривайте вместе альбом с фотографиями и называйте знакомых людей, слушайте песенки и напевайте их. Читайте сказки, стихи и просите малыша пересказывать их содержание. Пришла пора обзавестись различными предметами для подвижных игр: матрасом, подушками, мячами, шведской стенкой.

Любовь Харитонова, врач-педиатр

Статья из майского номера журнала.

Обсуждение

согласна с Мартой у меня тоже самое - спим на руках. Третий ребенок. Со вторым был такой же период - месяца 2-3 "промучались" - но ничего сейчас я об этом даже и не вспоминаю. Поняла одно - все дети индивидуальны - как и мы. У них с рождения свои желания и предпочтения и не надо их ломать. А мамочкам терпения и еще раз терпения...

06.12.2008 10:30:17, Рахель

Ребёнку 11 месяцев искуственник недостаток веса 2 кг.Как быстро набрать вес?

12.08.2008 21:54:45

моему ребенку 1,6 года он по словам врача мало весит для своего возраста 11 кг. рост 82см. что делать.

16.01.2007 19:04:47, Оксана

не знаю как у кого, а нам 6,5 мес, и мы не переворачиваемся, ни туда, ни сюда....малыш активный, улыбается, смеётся.и на животе не любит лежать. а вот поставь его на ножки поддерживая подмышки, может долго стоять, и хнычет. если так его не держат.мы ещё не сидим.вот и не знаю, почитаешь одних, чуть ли не ДЦП говорят, а другие мамочки говорят. всё нормально.... крыша скоро у меня поедет

19.12.2005 18:13:49, Елена

Статья вызывает неприкрытый ужас! Старший сын сел, встал, пополз около 8 мес., а переворачиваться начал в 4,5. Дочке 5 мес. - на бок перевернуться это нам легко, но на живот пока не получается. При этом сын учится уже во 2 классе - лучший ученик, никаких проблем никогда не наблюдали, Да и девочка моя не похожа не плохо развивающуюся или отстающую.
Нельзя так категорично определять сроки! Каждый ребенок сугубо индивидуален.

26.02.2004 13:25:42, Наталия

Совершенно согласна с автором последнего отклика: сроки в статье даны сверхконкретные, что может ввести в заблуждение многих родителей. На самом деле ничего страшного не произойдет, если ребенок начнет сидеть или стоять несколько позже (или раньше), чем ему *велят* педиатры - все дети разные! Моя дочка в 7 месяцев и 2 дня встала в кроватке самостоятельно, а вот ползать отказывалась вообще. Сейчас ей 4 года 8 мес. - умница и прекрасно развита физически. Кабы подобная статья мне попалась 4 года назад, я бы, наверное, здорово испереживалась - не ползает же!

09.08.2003 17:32:17, Ирина.

Бред какой-то, выходит, если мой ребенок не переворачивается в 4,5 мес, так он недоразвит??? Так вот, чтобы вы знали, это происходит между 3-6,5 месяцами и не пугайте молодых родителей. я просто в ужасе, господа!

12.02.2003 12:29:07, ,

Не переживайте, а наберитесь терпения. У нас было то же самое. Сейчас дочке почти 4 месяца. В кроватке спать по прежнему не очень любит, спит с мамой и папой. Днем один "большой сон" около 3 часов к ряду. Дальше спит по полчаса - часу с перерывами около 2 часов. До 2.5 месяцев все было как Вы описываете. Мне помогало только одно - спали на руках у мамы или с мамой в кровати. Конечно, при таком раскладе можно забыть про домашние дела и себя любимую, но нужно утешаться тем, что это продлиться недолго. Мне кажется, что не стоит "воспитывать" ребенка в этом возрасте приучая его спать в кроватке и т.д. Просто делайте так, как сердце подскажет - ребенок отблагодарит хорошим настрением и широкой улыбкой.

20.11.2002 19:22:10, Марта

Если возможно, буду очень рада консультации. Дело в том, что нам 1 месяц и 1 неделя, мальчик, но спать по 20 часов в сутки-это не про нас. В лучшем случае спим ночью, после купания,с перерывом для кормлений-2 или 3 раза, а днем не спим. Как только ложу в кроватку, перед этим вроде бы заснули на руках, тотчас же просыпаемся с криком, как будто что-то испугало, или спим всего полчаса.Когда сосем грудь, то вдруг внезапно начинаем плакать, как будто что-то резко кольнуло. Медсестра говорит, что это желудочные колики, а что скажете Вы.Очень жду.За месяц набрали вес с 3250 до 4400, рост с 52 до 55,5.

15.11.2001 12:11:29, Катя

Здравствуйте!
Мой вопрос может быть не по теме, но очень хочется чтобы помогли с именами.Т.е. может имеется где либо источник с перечнем имен мальчиков и девочек.
Заранее большое спасибо.
Марина.

28.05.2001 16:41:31, Левадная Марина

Комментировать статью "От 0 до 4, или Как развивается здоровый ребенок"

Нанесение вреда психическому здоровью малолетних при изъятии их из семьи. Часть 1

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными, т.е., влияющими на развитие личности ребенка в целом. Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящуюся фигуру. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы: а) маленькие дети до 4 лет б) дети от 4 до 16 лет Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года...

«Чудо детки» – новый детский бренд от марки «Чудо»

Начало обучения в школе – очень важный и в то же время непростой период для ребенка. Его образ жизни кардинально меняется, и нагрузки значительно возрастают: учеба в школе, домашние задания, кружки и спортивные секции, общение и активные игры со сверстниками. Все это при том, что детский организм активно развивается и у ребёнка возрастает умственная и физическая нагрузка. Чтобы оставаться энергичным и все успевать, ребенку необходимо здоровое и сбалансированное питание, одним из основных...

5 новинок от «Агуши»

В линейке «Агуша Я Сам!» появилось 5 новинок – йогурты и творожки с сочными кусочками фруктов и мякотью ягод. Теперь подрастающие детки смогут попробовать вкусность и полезность буквально «на зубок»! Бренд «Агуша Я Сам!» решил поддержать желание детей «подражать» взрослым. Команда бренда провела исследование и обнаружила, что около 30% мамочек начинает давать малышам в возрасте от 1,5 до 4 лет «взрослые» молочные продукты с кусочками фруктов. А все потому, что в этом возрасте дети начинают...

Часто болеющие дети

Термином “Часто болеющие дети” объединяют детей, которые болеют ОРЗ - до 1 года - 4 и более раз году - до 3х лет - 6 и более раз в году - в возрасте 4-5 лет - 5 и более раз в году - с 5 лет - 4 и более раз в году В эту группу входят так же те, кто болеет длительно, например, 2-3 раза в год, но по 14-20 дней. Этот термин не является диагнозом. Почему ребенок болеет часто? Внутренние факторы: - отклонения в иммунной системе - слабый местный иммунитет - аллергия - очаги - инфекции в глотке...

Подарки от «Раннего старта» юным покорителям спортивных вершин

Домашний спорткомплекс – отличное решение для родителей веселых любознательных непосед. Ваш ребенок будет расти крепким, сильным и ловким, приобретая спортивные навыки в игре, покоряя вершины домашнего «Олимпа», а не шкафы и подоконники. Ребенок занят полезным делом, растет и развивается, а мама не волнуется о том, что он может упасть и что-то сломать или удариться. «Олимп» - это название как раз такого замечательного детского спортивного комплекса, созданного в помощь маме и на радость детям...

Первый прикорм – как вводить?

В соответствии с рекомендациями, представленными в Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: «Введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4-6 месяцев. Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, с учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть к восприятию...

Головной педикулез. Мифы и факты

Как известно, педикулез – заболевание с внушительной историей. Возможно, именно поэтому оно окружено самыми разнообразными мифами. При этом многие из них закрепились в сознании людей очень стойко. Врач-дерматолог, эксперт программы «Счастливое детство без педикулеза» Оксана Кожевина поможет разобраться, какие из этих фактов имеют под собой основание, а какие – являются всего лишь распространенными заблуждениями. ГДЕ И КАК МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ ВШАМИ? Миф 1. Вши могут прыгать с головы на голову...

Abbott запускает новое детское питание

В течение первых месяцев жизни желудочно-кишечный тракт ребенка адаптируется к различным питательным веществам, при этом формируются его пищеварительная, всасывающая и иммунологическая функции. В этот стрессовый период младенцы могут страдать от многих желудочно-кишечных нарушений. В среднем, 66% детей во всем мире имеют проблемы с пищеварением. Расстройства пищеварения довольно распространены, и мамы часто меняют детское питание в поисках решения. Однако переход на неподходящую смесь...

Все в инклюзивный сад!

Несколько лет назад правительство и Минобрнауки установило курс на безбарьерное образование. В России начали развиваться инклюзивные детские сады и школы. Однако, как показывают социологические опросы, отношение общества к инклюзии до сих пор неоднозначное. Паралимпийские игры в Сочи показали, что люди с ограниченными физическими возможностями могут жить полноценной жизнью и добиваться высоких результатов в различных сферах, даже в профессиональном спорте. Российские чемпионы Паралимпиады...

Программа развития ребенка

Математика Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) . 4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету...

На что стоит обратить внимание, чтобы родить здорового ребенка?

С каждым годом растет количество детей, рожденных с различными патологиями, пороками. Связано это со многими причинами: общей экологией, уровнем жизни, образом жизни, который ведет женщина. Сейчас девушки начинают вступать в половую жизнь в раннем возрасте, большое количество женщин курит, еще больше – употребляют алкоголь. Причем вредные привычки также начинают входить в жизнь девушек с довольно раннего возраста. Все это приводит к развитию у плода различных отклонений. Чтобы такого не...

Как защитить ребенка от педикулеза

Проблема головного педикулеза актуальна для многих стран мира. В странах Латинской Америки и Азии зараженность головными вшами школьников может быть очень высокой - от 13% до 44% и более. Даже в значительно более благополучных в социально-экономическом отношении странах Европы доля детей с головным педикулезом при массовых осмотрах также может достигать относительно высокого уровня: в Германии - 6,9%, Греции - 12,0% , Чехии - 14,1%. Официальный показатель заболеваемости головным педикулезом...

Развитие здоровой самооценки у ребенка

Очень серьезный вопрос в воспитании ребенка – формирование здоровой самооценки малыша. Многие из нас нередко встречали очень талантливых людей, которые сдерживали свою деятельность и не развивались из-за низкой самооценки или неверия в себя. Такие люди занижают свои способности и настраивают себя на неудачу еще до того, как принимаются за работу. Чтобы избежать такого поведения у своих детей, необходимо с ранних лет развивать у ребенка положительную самооценку и чувство уверенности в себе...

Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального

Отобранные дети: как живут маленькие жертвы ювеналов [ссылка-1] Жанна Куприянова, клинический психолог Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального и личностного развития? В последнее время мы все больше слышим о случаях насильственного изъятия детей из семей. Будоражащие душу истории приходят к нам из Финляндии, Германии, США. Мы узнаем, что родителей там теперь лишают прав по смехотворным причинам, типа запрета есть сладкое. В этих...

«Мир детства» вновь присоединяется к акции «Расти здоровым, малыш!»

Уже не первый год «Мир детства» принимает участие в акциях, направленных на развитие и воспитание малышей. С 1 сентября стартовал очередной этап программы «Расти здоровым, малыш!». Традиционно компания подготовила молодым мамам полезные подарки. С 1 сентября по 30 ноября при выписке из роддомов страны мамы будут получать в подарок блокнотик от «Мира детства» с полезными советами для первого года жизни малыша. «Блокнотик моей мамы» – творческий проект компании «Мир детства», эксперта в области...

Ребенок должен расти здоровым.7.

Помогите, доктор! Без конфликтов, должно быть, не обходится не одна семья. От маленьких, ничтожных – до глубоких, приводящих к расколу семьи и иным драмам… Все дело в том, чтобы суметь погасить конфликт, не дать ему разрастись, как из маленького, оставленного в лемму костерка или даже от горящей сигареты может заняться и заполыхать пожар. Испепеляющий лесной пожар. Испепеляющий пожар семейного раздора. Но – это между взрослыми… А с детьми-то, с маленькими – какие конфликты? Какие пожары? Из...

Ребенок должен расти здоровым.4.

Эгоист В русском переводе: с е б я л ю б е ц. Человек, способный любить только себя! Нередко взрослые воспитывают в ребенке черты характера, которые потом им не нравятся. - Не давай чужим ребятам свои книжки!.. Зачем ты позволил чужому мальчишке кататься на твоем велосипеде?! Не даст. Не позволит. Один раз, другой… И вдруг мама совсем по другому поводу замечает в ребенке эгоистические черты. И удивляется: - Почему ты такой жадный? Почему ты такой вредный?! Как – почему? Не ты ли учила его...

Планирование ребенка. Готовимся к зачатию

Планирование ребенка в жизни каждой семьи является ответственным шагом. Вопросы, связанные с рождением здорового, красивого и умного малыша, бесспорно, являются самыми значимыми для большинства женщин. И чтобы желаемое стало действительным, необходимо серьезно подойти к вопросу о планировании ребенка. В последнее время, планирование ребенка является нормальным явлением, при котором оба родителя смогут подготовиться физически и морально. Безусловно, следует отметить, что беременность может...

Мама, я маленький ребенок Заури Абуладзе

Мама, я маленький ребенок Заури Абуладзе Родители с первых же лет жизни своего ребенка начинают из самых лучших, казалось бы, побуждений насиловать его. Каждый состоятельный родитель хочет из своего ребенка с помощью денег сделать «шедевр» или вундеркинда. Они хотят всесторонне развивать своих детей и начинают форсировать. Мамы и папы умудряются определить своих детей в 3 - 6 кружков и секций, притом в каждом кружке занятия проходит 2 - 3 раз в неделю… Представьте себе взрослого мужчину...

Отчего умирают дети первых дней жизни? Одна из самых распространенных причин

Все 9 месяцев у вас под сердцем растет малыш, который окружен не только вашей любовью и лаской, но и надежной защитой из околоплодных оболочек и амниотической жидкости. Плодный пузырь образует герметичный резервуар со стерильной средой, благодаря которой ребенок защищен от инфекции. В норме разрыв плодных оболочек и излитие околоплодных вод происходит перед родами (когда шейка матки полностью раскрыта) или непосредственно в процессе родов. Если целостность пузыря была нарушена раньше, это...

Дисплазия тазобедренных суставов, или врожденный вывих бедра – это частая патология у грудных детей, которая является врожденной и заключается в недоразвитии на момент рождения структурных элементов тазобедренного сустава. Это в свою очередь приводит к несоответствию суставных поверхностей и вывиху.

Несмотря на то, что этот диагноз очень широко распространен и приводит родителей в ужас, врожденный вывих бедра прекрасно поддается лечению при условии, что патология замечена вовремя и у родителей есть время и терпение на то, чтобы заниматься здоровьем своего малыша.

В большинстве случаев поможет лечебная гимнастика и массаж при дисплазии тазобедренных суставов. В более сложных вариантах прибегают к применению лечения положением (специальные фиксирующие ортопедические приспособления для ребенка) и хирургической коррекции вывиха.

Как вовремя заподозрить проблему?

Первой понять, что с малышом что-то не так должна мама, потому обращаем внимание на признаки, которые указывают на врожденный вывих бедра у новорожденного:

  • длина ножек у ребенка неодинаковая: если у лежащего на спине малыша согнуть нижние конечности в коленях, а пяточки придвинуть к ягодицам, то коленки должны находиться на одинаковом уровне, если этого нет – ноги имеют различную длину;
  • асимметрические складочки на ножках и ягодицах, но этот признак часто встречается у здоровых детей, у которых просто неравномерно распределена подкожная жировая клетчатка;
  • неполное разведение ножек ребенка, согнутых в коленках: у здорового малыша угол такого отведения достигает 80-90 градусов, при дисплазии он ограничен, но нельзя забывать о физиологическом гипертонусе мышц новорожденного до 3-4 месяцев, который может создавать псевдоограничение разведения ножек;
  • симптом щелчка: при разведении ножек мама ощущает характерный щелчок в тазобедренных суставах.


Асимметрия кожных складочек при дисплазии тазобедренного сустава

Описанные выше признаки не являются такими, которые подтверждают диагноз, потому при обнаружении их у своего ребенка, не стоит паниковать – покажите малыша педиатру и ортопеду. Диагноз дисплазии тазобедренного сустава подтверждают при помощи УЗИ до 3 месячного возраста, после трех месяцев нужно выполнять рентгенографию тазобедренных суставов.

Массаж при дисплазии

Массаж при дисплазии тазобедренных суставов входит в комплексное лечение и является неотъемлемой его частью. Лечебный массаж наряду с гимнастикой позволяют добиться стабилизации тазобедренного сустава, вправления вывиха, укрепления мышц, восстановления полного объема движений в суставе, гармонического физического развития малыша.

Массаж должен назначаться только врачом (педиатром или детским ортопедом), делать его можно также только специально обученному медицинскому персоналу, например, врач-массажист, который специализируется на данном нарушении у детей.

Но родители могут освоить не специальный лечебный массаж, а общеразвивающий и общеукрепляющий, который принесет только пользу, как ребенку с дисплазией, так и абсолютно здоровому. Выполнять его рекомендуют вечером перед сном.


Для большей эффективности массажа ребенок во время сеанса должен иметь хорошее настроение

Если ребенку показано ношение специальных ортопедических конструкций, то массаж можно выполнять, даже не снимая их. У детей применяются не все техники массажа и движения, а только поглаживание и растирание.

  • малыша на время сеанса массажа укладывают на ровную и твердую поверхность, идеально – пеленальный столик;
  • под ребенка нужно постелить специальную пеленку, которая упитывает влагу, так как массажные движения могут спровоцировать мочеиспускание;
  • массаж проводится один раз в день, курс включает 10-15 сеансов;
  • выполнять массаж нужно только тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, не голоден и не хочет спать;
  • необходимо 2-3 курса массажа с перерывами между ними 1-1,5 месяца.

Схема общего развивающего массажа для грудного ребенка

Положение ребенка – лежа на спине. Начинаем выполнять легкие поглаживающие движения живота, грудной клетки, рук и ног. Потом переходим к легкому растиранию всех названных частей тела. Заканчивают также поглаживанием.

Положение ребенка – лежа на животике с согнутыми и разведенными ножками. Начинаем с поглаживания ног, их растирание и поочередное отведение в стороны. Массажируем спину и поясницу. Далее опускаемся на ягодицы. Здесь, кроме поглаживания и растирания, можно применять легкое похлопывание пальцами. Далее массажируем область тазобедренного сустава и наружные стороны бедер.

Лечебная гимнастика для малыша

Лечебная гимнастика при дисплазии может и должна выполняться родителями ребенка после их обучения педиатром или ортопедом. Это вовсе не сложные упражнения, которые позволят быстро добиться положительных результатов. Делать их можно на протяжении дня, когда удобно ребенку (учитывать нужно, чтобы малыш был в хорошем настроении, не голоден и не хотел спать). Можно повторять комплекс по 3-4 раза на день. Как правило, такие занятия нравятся детям, особенно, когда их проводит мама.


ЛФК могут выполнять сами родители несколько раз в день

Комплекс ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов:

  1. Малыш лежат на спинке. Мама или папа сгибают его ножки в коленных и тазобедренных суставах и медленно разводят в стороны в позу лягушки. Старайтесь сделать упражнение так, чтобы коленные суставы коснулись поверхности стола при разведении ног.
  2. Положение на животе. Повторяем предыдущее упражнение. Сгибаем ноги в коленях и тазобедренных суставах, разводим их в стороны (как при ползании).
  3. Положение – лежа на спине. Выполняем сгибание прямых ног к голове ребенка.
  4. Лежа на спине, выпрямляем ножки ребенку. Прямые ноги разводим в стороны.
  5. Прямые ножки ребенка подтягиваем к голове и из этого положения разводим их в стороны.
  6. Складываем ножки малыша в позу полулотоса, левая ножка должна быть сверху.
  7. Попеременно сгибаем ноги в коленных и тазобедренных суставах.
  8. Переворачиваем ребенка на живот. Поочередно подтягиваем его ножки на уровень таза с постановкой на стопу.
  9. Ребенок лежит на спине. Сгибаем ноги в коленных суставах и разводим их в стороны, как открываем книгу.
  10. Ребенок лежит на животе. Правой рукой берем пятки малыша и придавливаем их к ягодичкам, выполняем лягушку.

Важно помнить, что любые упражнения в положении сидя и стоя на корточках можно выполнять только с разрешения специалиста, так как такие вертикальные нагрузки могут усугубить вывих.

Противопоказания к массажу и гимнастике

Существует несколько противопоказаний, когда выполнять массаж и гимнастику запрещено:

  • повышение температуры тела;
  • острое инфекционное заболевание;
  • наличие у ребенка не вправляемых грыжевых выпячиваний;
  • врожденный порок сердца.

Лечение дисплазии является обязательным, ведь в случае осложнений у ребенка не только нарушится походка, но и может возникнуть асептический некроз головки бедренной кости, что приводит к тяжелой инвалидности и невозможности самостоятельно передвигаться. Занимайтесь – и вы победите дисплазию.

Иногда случается так, что мама, разглядывая своего новорожденного малыша, замечает странные признаки: одна ножка явно короче другой, складки бедер и ягодиц не симметричны. Если такого ребенка положить на стол, согнуть ему ножки в коленях и развести их в разные стороны - коснуться стола не удастся.

Первое, что следует сделать в данной ситуации - как можно быстрее показать малыша детскому ортопеду. Вероятнее всего, у ребенка дисплазия – недоразвитие одного или обоих тазобедренных суставов. В зависимости от тяжести процесса дисплазия может проявляться предвывихом, подвывихом и вывихом сустава, различающихся по степени смещения головки бедренной кости («бедренный» компонент сустава) относительно вертлужной впадины («тазовый» компонент сустава). Крайним проявлением дисплазии тазобедренного сустава является врожденный вывих бедра.

После уточнения диагноза ребенка с помощью УЗИ и рентгенографии тазобедренных суставов ортопед назначит лечение. Родителям придется быть терпеливыми: терапия дисплазии тазобедренных суставов длительная, непрерывная, и поначалу тяжело воспринимается ребенком. Важный компонент лечения – использование так называемых ортопедических пособий (стремена Павлика, подушка Фрейка, шины-распорки), которые фиксируют тазобедренные суставы в функционально выгодном положении - сгибания и отведения. Кроме того, применяется массаж, физиотерапия, лечебная гимнастика.

Причины и проявления Дисплазия тазобедренного сустава - нарушение развития тазобедренного сустава, основным компонентом которого является неправильная пространственная ориентация головки бедренной кости («бедренный» компонент сустава) относительно вертлужной впадины («тазовый» компонент сустава), приводящее к нарушению опорной функции конечности.

Различают 3 степени дисплазии тазобедренного сустава:

  • Предвывих (дисплазия I степени) - недоразвитие тазобедренного сустава без смещения головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
  • Подвывих (дисплазия II степени) - недоразвитие тазобедренного сустава с частичным смещением головки бедренной кости относительно вертлужной впадины.
  • Вывих (дисплазия III степени) - недоразвитие тазобедренного сустава с полным смещением головки бедренной кости относительно суставной впадины.
Крайним проявлением дисплазии тазобедренного сустава является врожденный вывих бедра.

Дисплазию тазобедренного сустава (или обоих суставов) достаточно часто выявляют у детей первого года жизни, причем у девочек эта патология встречается в пять раз чаще, чем у мальчиков. Причины дисплазии

Развитию врожденных нарушений опорно-двигательной системы способствуют:

  • наследственность;
  • гормональные нарушения у женщины во время беременности;
  • тазовое предлежание плода, маловодие, крупный плод. При этом у ребенка снижается объем движений в тазобедренных суставах, что препятствует их нормальному развитию;
  • гинекологические заболевания матери (миома матки, спаечный процесс в матке и др. процессы, которые могут затруднять внутриутробные движения ребенка);
  • Нередко вывих бедра наблюдается у маловесных (меньше 2500 г) новорожденных.

Как проявляется?

Некоторые признаки вывиха бедра может заметить мама малыша. Следует обратить внимание на следующие симптомы:

  • одна ножка ребенка короче другой;
  • дополнительная складка на бедре;
  • асимметрия ягодичных складок и ягодиц;
  • асимметрия при отведении ножек;
  • согнутые в коленях ножки не удается отвести полностью (колени ребенка касаются стола);
  • щелчок, возникающий в момент сгибания ножек в коленных и тазобедренных суставах.

При выявлении этих признаков следует как можно быстрее показать малыша ортопеду.

Диагностика

В роддоме педиатры должны тщательно осмотреть ребенка на предмет врожденной патологии тазобедренного сустава. Кроме того, за состоянием суставов малыша внимательно следит педиатр, наблюдающий его с момента рождения. В случае, если у врача возникают какие-либо подозрения, ребенка направляют на дополнительное обследование - УЗИ тазобедренных суставов или на консультацию к детскому ортопеду.

Плановое посещение детского ортопеда обязательно проводится в 1 месяц, а затем – в 3, 6 и 12 месяцев (или когда ребенок начнет ходить).

Ортопед проводит клинический осмотр и при необходимости направляет ребенка на ультразвуковое исследование (УЗИ) тазобедренных суставов. Это безвредный метод обследования, который однако не дает полной картины патологических изменений в суставе. В большей степени УЗИ подходит для скрининга, то есть обследования всех новорожденных на предмет патологии тазобедренных суставов (к сожалению, в нашей стране этот скрининг пока не практикуется). Кроме того, УЗИ может быть полезно в качестве контроля за эффективностью лечения.

При наличии дисплазии или подозрении на нее врач может назначить рентгеновское исследование тазобедренных суставов. Рентгенография позволяет объективно оценить состояние суставов.

Лечение

Если детский ортопед подтверждает диагноз вывиха (а также подвывиха или предвывиха) бедра, то лечение начинают немедленно. При недостаточности лечебных мероприятий с ростом ребенка наблюдается переход легкой степени дисплазии в подвывих, а подвывиха в вывих. Необходимо помнить, что лечение врожденного вывиха бедра длительное (как правило, от одного месяца до одного года) и комплексное.

В первый месяц после рождения применяется широкое пеленание ребенка . Принцип широкого пеленания сводится к следующему: обычная фланелевая пеленка складывается в виде прямоугольной распорки шириной 15-17 см и прокладывается между отведенными в стороны на 60-80° ножками ребенка, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах. Края свернутой пеленки должны доходить до колен. Если вы ребенка не пеленаете, можно прокладывать пеленку поверх памперса и ползунков и при помощи завязок в виде ползунков зафиксировать на плечиках малыша. Ребенок быстро привыкает к широкому пеленанию, хорошо переносит и при перепеленании самостоятельно удерживает ножки в положении отведения.

Также необходимо проведение лечебной гимнастики - разведение бедер при каждой смене памперса, переодевании ребенка. Полезно плавание на животе.

В случае, если широкого пеленания и гимнастики окажется недостаточно, ортопед назначит одно из ортопедических пособий:

  • стремена Павлика - являются самими щадящими для тазобедренного сустава и самыми удобными для ребенка и родителей пособием. Назначаются детям с третьей недели до 9 месяцев.
  • подушка Фрейка - пластиковые штанишки, которые поддерживают ножки в положении «лягушки». Назначается детям с 1 месяца до 9 месяцев со сменой пособия по мере роста ребенка.
  • шины-распорки (шину с бедренными туторами, шина для хождения, шина с подколенными туторами).

Лечение направлено на фиксацию тазобедренных суставов в функционально выгодном положении - сгибания и отведения. Наиболее оптимальным устройством с 1 месяца до 6-8 месяцев считаются стремена Павлика или отводящая шина с подколенными туторами. С 6-8 месяцев назначают отводящую шину с бедренными туторами, а при разрешении врачом-ортопедом ходить ребенку - отводящую шину для хождения.

Кроме того, для лечения ребенка применяют:

  • физиотерапию, в частности, электрофорез с кальцием на область тазобедренного сустава;
  • массаж;
  • лечебную физкультуру. Массаж и лечебную физкультуру должен проводить только специалист.

Самое главное - не прерывать лечения. Иногда случается, что родители снимают шины и другие фиксирующие устройства, не проконсультировавшись с ортопедом. Ни в коем случае не следует этого делать, поскольку недолеченный врожденный вывих бедра может привести к развитию диспластического коксартроза. Это тяжелое инвалидизирующее заболевание тазобедренных суставов, проявляющееся болями, нарушением походки, снижением объема движений в суставе. Лечение такого состояния может быть только оперативным.

При консервативном (то есть безоперационном) лечении врожденного вывиха бедра ребенок долго не ходит. Понятно желание родителей увидеть свое чадо на ножках к исходу первого года жизни. Но без разрешения ортопеда ребенка ставить на ноги нельзя, ведь можно лишиться всех с таким трудом достигнутых успехов в лечении врожденного вывиха бедра.

При неэффективности консервативного лечения проводится операция. Суть операции - вправление головки бедренной кости и восстановление анатомического соответствия элементов тазобедренного сустава. Объем операции определяется сугубо индивидуально (иногда в процессе лечения может потребоваться несколько операций). После операции проводится длительная фиксация, затем восстановительное лечение с использованием адекватной физической нагрузки на суставы, лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии.

Профилактика

Для того, чтобы суставы малыша развивались нормально, врачи рекомендуют делать широкое пеленание или вовсе не пеленать ребенка.

Ни в коем случае не следует делать так называемое тугое пеленание, когда ножки малыша выпрямляются и туго стягиваются пеленкой. Врожденный вывих бедра редко встречается в странах, где не принято тугое пеленание детей (Африка, Корея, Вьетнам). Для правильного развития суставов необходим адекватный объем движений в них, а в покое - так называемое физиологическое (или естественное, предусмотренное природой) их положение, когда ножки ребенка согнуты в коленях и разведены.

Первый визит к ортопеду Первый ортопедический осмотр ребенка проводится, как правило, в 3 месяца - до этого момента ортопеду обычно трудно сделать какие-либо выводы о его развитии. Однако бывают пограничные состояния, которые можно выявить уже на первой неделе жизни, в этих случаях раннее начало восстановительного лечения станет залогом дальнейшего благополучия ребенка.

Давайте проведем совместный ортопедический осмотр вашего малыша. Сначала посмотрим, как ребенок лежит в кроватке: ровно ли расположено тело, убедимся, что он спокоен, и исследуем его, что называется, с головы до пят.

Голова и шея

Внимательно осмотрите головку вашего малыша, обратите внимание на ее форму, она должна быть симметричной. Но внимание взрослых должна привлечь не только форма, но и положение головы. Поворачивает ли ее малыш или норовит все время смотреть в одну сторону? В последнем случае ортопед может констатировать формирование привычного поворота головы - пограничного состояния, которое, если вовремя не принять соответствующие меры, может привести к развитию односторонней деформации черепа, (так называемому «скошенному затылку»).

Причины образования привычного поворота головы могут быть различными - и родовые травмы (кефалогематома, перелом ключицы), и неправильное обращение с ребенком, когда родители постоянно подходят к кроватке с одной стороны, не перекладывая ребенка головой в разные стороны.

Но, пожалуй, самый неприятный диагноз, связанный с неправильным положением головы, - это мышечная кривошея (травма кивательной мышцы шеи, вследствие которой голова принимает неправильное положение). Она не всегда диагностируется в роддоме, однако уже на первой неделе жизни мама может обратить внимание на вынужденное положение головы ребенка (наклон в больную сторону, поворот подбородка в здоровую). При попытке изменить положение головы малыш начинает проявлять признаки беспокойства, на его личике появляется болезненная гримаса. Чуть позже родители могут заметить асимметрию лица: со стороны кривошеи отмечается уменьшение объема щечной мышцы. При попытке прощупать шейную мышцу с больной стороны можно обнаружить плотное образование (от 1 до 3 см), болезненное на ощупь.

Врожденная мышечная кривошея требует немедленного квалифицированного лечения, состоящего из курсов физиотерапии, массажа, применения специальных укладок (подушечек, валиков и т.п.) для головы. При раннем выявлении и своевременном лечении кривошея устраняется без оперативного вмешательства.

Позвоночник и грудная клетка

Закончив осмотр головы и шеи, переходим к позвоночнику и грудной клетке, однако этот этап осмотра необходимо предварить небольшим экскурсом в анатомию.

Позвоночник взрослого человека не прямой, он имеет физиологические изгибы - кифоз (внешний изгиб - если смотреть на человека сбоку, этот изгиб направлен назад, в сторону спины) и лордозы (внутренние - направленные в сторону груди):

  • шейный лордоз;
  • грудной кифоз;
  • поясничный лордоз.

Все эти изгибы формируются в первые месяцы жизни человека. При правильном формировании позвоночных изгибов возникает эффект пружины, и в дальнейшем позвоночник легко переносит осевые нагрузки за счет хорошей амортизации позвонков, но при сглаженности хотя бы одного из изгибов этот эффект исчезает, и позвоночнику приходится испытывать нерациональные нагрузки, что способствует развитию многих заболеваний, таких как сколиоз (боковое искривление позвоночника), остеохондроз (ограничение подвижности позвоночника) и др.

Итак, вернемся к осмотру. Положим малыша на живот с согнутыми в коленях ножками («поза лягушки»), и убедимся, что позвоночник располагается по средней линии. Иногда у ребенка может отмечаться «младенческий сколиоз». Чаще всего он сопутствует неврологической симптоматике (мышечная дистония, гипертонус) - при ее устранении восстанавливается и нормальное положение позвоночника.

Иногда при осмотре в этом положении у ребенка выявляется отклонение оси позвоночника назад - так называемый кифоз поясничного отдела позвоночника; он встречается в основном у детей, родившихся достаточно крупными, и довольно быстро проходит, если первые три месяца жизни ребенка правильно держат на руках, не пытаются посадить, поставить на ножки (многие родители любят устраивать с ребенком «попрыгушки» - этого делать нельзя).

Родителям следует знать, что формирование изгибов позвоночника идет поэтапно: сначала ребенок начинает держать голову - это способствует формированию шейного лордоза. Здесь уместно напомнить, что использование подушек у детей нарушает правильное формирование данного изгиба. Когда малыш начинает присаживаться (а делает он это постепенно, если ему не мешают взрослые), формируются грудной кифоз и поясничный лордоз. Если же ребенка посадить в кресло раньше времени, то вместо положенных изгибов у него может сформироваться грудопоясничный кифоз, так называемая «круглая спина».

Если вы хотите опробовать на своем ребенке изобретения современной промышленности, то попытайтесь сначала представить, как это отразится на костно-мышечной системе малыша. Не торопитесь приобретать для своего ребенка кресло, ходунки, прыгунки, манеж. В первую очередь позаботьтесь о правильном матраце: он должен быть упругим, плотным, на нем не должно оставаться вмятин после сна.

Первые 2-3 месяца жизни ребенок должен лежать на спине или животе. Не стоит поворачивать его на бок, так как слабо развитые боковые мышцы еще плохо удерживают тело, вся нагрузка падает на позвоночник, и при положении ребенка на боку может возникнуть сколиоз. С 3-4 месяцев ребенок начинает самостоятельно переворачиваться и с этого момента сам выбирает удобное для себя положение: на спине, животе или боку. В этот период мама должна проследить, с одинаковой ли частотой малыш переворачивается через левую и правую стороны. Предпочтение одной стороны может свидетельствовать об остаточных явлениях мышечной дистонии (разном тонусе мышц слева и справа). Эти явления необходимо устранить до того момента, как ребенок начнет садиться:

  • во-первых, разная сила мышц левой и правой половины тела затруднит выработку навыков при посадке (ребенок будет заваливаться в одну сторону и может потерять желание продолжать попытки),
  • во-вторых, посадка в таком положении может спровоцировать формирование сколиоза.

Возможно, в этот период целесообразно провести курс массажа, дать ребенку поплавать в большой (взрослой) ванне, это поможет избавиться от нежелательной асимметрии тонуса мышц. Тазобедренные суставы и ноги

Вернемся к ортопедическому осмотру нашего малыша. Следующий, не менее важный, этап - тазобедренные суставы. Чтобы оценить функцию тазобедренных суставов, ребенка следует положить на спину, согнуть ему ноги в коленных суставах и попытаться развести их в стороны. Не следует делать этого резко, с применением силы. Это может не понравиться малышу, он напряжет мышцы и не даст развести ноги.

При правильном проведении этой пробы обычно удается отвести ноги настолько, что коленные суставы касаются стола, на котором лежит ребенок. Ограничение отведения может быть связано с различными причинами. Самой частой (и легко устраняемой) причиной является спазм приводящих (внутренних бедренных) мышц. В этом случае поможет широкое пеленание (то есть такое, при котором бедра ребенка не прижимаются друг к другу, а разводятся на некоторое расстояние), плавание в теплой воде, лечебная гимнастика. Если мама отмечает, что отведение бедер с одной стороны ограничено больше, на это необходимо обратить внимание врача.

Следующий этап осмотра - проверка симметричности ягодичных складок и длины ног, для ее проведения положите малыша на живот. Следует обратиться к специалисту, если вы заметили асимметрию ягодичных складок или разную длину ног. Эти симптомы могут возникать при некоторых заболеваниях.

Убедившись, что тазобедренные суставы сформированы правильно и функция их не нарушена, посмотрите на стопы. Обратите внимание на положение стопы, она должна находиться в среднем положении. Если вы заметили, что стопа направлена не строго вперед, а немного повернута в горизонтальной плоскости внутрь или наружу (то есть имеет место так называемая ротация стопы), необходимо как можно скорее начать массаж стоп. Специальный курс массажа устранит неправильное положение стопы уже на первом месяце жизни ребенка. При более выраженной деформации стоп возможно использование корригирующих лангет, что дает возможность исправить стопу, пока ребенок еще не начал ходить. Помните: любая незначительная деформация стоп легко устраняется в ранний период жизни, но гораздо больше усилий приходится затрачивать на лечение, начатое после того, как ребенок пошел.

Итак, надеемся, что в результате нашего осмотра вы поняли, как важно внимательно следить за состоянием ребенка, отмечать тревожные симптомы и проводить своевременное лечение. Однако не менее важно не торопить развитие малыша, не подгонять его, не пытаться «помочь», а терпеливо ждать, когда он сам захочет и сможет - сесть, встать, пойти. Родительская любовь должна быть внимательной и терпеливой, лишь тогда она принесет достойные плоды, и ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

По материалам журнала «9 месяцев» №2 2002 год