Семейное воспитание детей с нарушением зрения. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Светлана Гришина

Советы дефектолога . Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье .

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений.

Ошибки родителей в воспитании ребенка с нарушением зрения :

1. Лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай» , «не бери сам» , «не трогай» и т. п.)

2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье , излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что в окружающем социуме он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.

3. Воспитание в стиле «кумир семьи » , предупреждение любых желаний ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни , зависимости от окружающих.

4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации :

1. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте.

2. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.

3. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.

4. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, которые он не услышал из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения .

5. Используйте правило : «Все, что можно, представьте ребенку наглядно» . Используйте рисунки, макеты, муляжи, фильмы, совершайте прогулки , экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами, явлениями окружающего мира.

6. Учите малыша обследовать окружающие предметы с помощью зрения , осязания (на ощупь) . Используйте приёмы тактильно-зрительного обследования.


По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации :

Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика : «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они».

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине : длине, высоте, ширине, толщине (мячи, пирамидки, ленточки, орехи, книги и т. д.)

Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (на столе, фоне, индивидуальном фланелеграфе) . Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните : «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами : «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.


Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.

Развивайте мелкую моторику ребенка (уровень развития мышления и речи зависит от развития мелкой моторики рук, пусть ваш ребенок чаще рисует, лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки, перебирает крупу, мелкие предметы и т. д.

Обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. Нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего» , не лениться разъяснять, показать. Поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету» , или. «Что лишнее?» , или «Найди отличия» . Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание . Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.) . А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты» , «Кто найдет больше диких зверей» . Не удивляйтесь, если ребёнок стремится разобрать новую машинку, пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, включиться в стирку. Все это экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Можно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет» , «Из чего состоит предмет?» , «Назови части» , «Узнай на ощупь» , «Какой фактуры предмет» и т. д.


Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому необходимо развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, парку, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, парке, (нарисовать птиц : ворону, синичку, сравнить их, уточнить, чем птицы отличаются от зверей, вылепить из пластилина грибы : лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие; какие грибы съедобные, какие нет.

Уважаемые родители, развивайте своих детей дома . Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего» .

Именно родители являются первыми педагогами своих детей и , вы, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания .

Публикации по теме:

Особенности воспитания и обучение детей дошкольного возраста в многонациональной семье Особенности воспитания и обучение дошкольника в поликультурном пространстве. Сегодня главным направлением любого образовательного учреждения.

Особенности воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения Я занимаюсь изучением особенностей воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения посредством художественного.

Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения. Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с нарушение.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.

Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье.


Уважаемые родители! Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений. Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения. 1. Чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай», «не бери сам», «не трогай» и т. п.)
2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье, излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний больного ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.
4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:

1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло»).
3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
6. Учите малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).

По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации:

Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они»).
Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.) Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.
Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.

Ну и, конечно, же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект.

Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. «Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время?» - спросите вы. Возможно, иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать. Обратить внимание ребенка. Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» - кефир, творог, сметана.
На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты. Сегодня у нас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее?», или «Найди отличия». Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей». Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части», и т. д.
Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.
Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.
Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.
Используемая литература:
1. Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» №1 янв. 2013г.
3. Статья «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения».М. Н. Салова, Л.А. Жданова, Т. Ф. Абрамова., М. М. Безруких, С. П. Ефимова,М. Г. Князева «Как готовить ребенка к школе» , «Арктоус» Тула 1997год.

Министерство образования РФ

ФГБОУ ВПО Ярославский государственный университет имени К. Д. Ушинского»

Воспитание детей в семье с нарушениями зрения.

Работу выполнила :

студентка СДФ

Щеглова В. Ю.

Работу проверила:

Теплякова Е.С.

Ярославль

2016

1.причины нарушения зрения;

2.выявление нарушения зрения у ребенка;

3.воспитание ребенка с нарушением зрения;

4.вывод;

5.литература.

Причины нарушения зрения.

Дети с нарушением зрения все чаще кроме тяжелых нарушений зрения имеют и другие аномалии развития, такие как врожденный порок сердца, нарушения моторики и другие. Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Возможными причинами появления

детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, сифилисом и многими другими болезнями.

В ряде случаев к очень раннему нарушению зрения приводят тяжелые

заболевания новорожденного в первые месяцы жизни. Также причинами нарушениями зрения могут быть сильнодействующие лекарства, примененные для спасения жизни ребенка во время рождения. В любом случае ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями

зрения сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы. Чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья.

Выявление нарушения зрения у ребенка.

Врачи не всегда сразу определяют нарушения зрения новорожденного.

Большие сложности возникают с обследованием зрения у такого ребенка.

Очень важно, если родители понимают, что кроме постоянного наблюдения у врачей их ребенку необходима помощь специалистов по обучению детей с нарушением зрения.

Редко у детей встречается полная или тотальная слепота. Успехи современной медицины позволяют вернуть ребенку остаточное зрение при многих заболеваниях глаз. Но для этого недостаточно успешно проведенного курса лечения или операции, нужна система специальных занятий, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным зрением. Специалисты по обучению детей с нарушением зрения и слуха подскажут, как лучше использовать в процессе воспитания чувства осязания, обоняния, вкуса, вибрации. Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и ее правильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка.

Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка, и стремятся следовать этим этапам в воспитании своего больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения и идет так же, как и здорового, но каждый его шаг и этап гораздо более растянут во времени и требует специальных усилий взрослых.

Уже на втором месяце у нормально развивающегося ребенка возникает реакция на лицо матери. Обычно это происходит во время кормления на руках матери. Дефектность зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Ребенок с врожденным дефектом может отставать в весе.

Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у мамы и плачет, когда его кладут в

кроватку. Купание - хорошая возможность для развития движений малыша.

Очень важно, чтобы малыш развивался моторно с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны детям. Если ребенок пассивен, родители должны стараться помочь ему переворачиваться на живот и обратно, приподнимать его за руки, учить упираться ногами и т.д. Здоровый ребенок очень подвижен

и постоянно сам меняет положение тела. За ребенка с нарушениями это должен делать взрослый. Необходимо следить, чтобы малыш не оставался долго в одной и той же позе.

От активности родителей в процессе воспитания ребенка с нарушением зрения зависит очень многое. При правильных действиях родителей ребенок постепенно становится более активным. Часто заметный скачок в двигательной активности ребенка наступает после операции глаз. Все больше внимания теперь нужно уделять стимуляции использования остаточного зрения.

Обычно всем младенцам нравится играть со светом. Они машут руками между лицом и светом, учатся фиксировать свой взгляд, рассматривая свои руки. Велико значение световой стимуляции и для развития нарушенного зрения, что особенно важно при катарактах. Можно использовать для этого и солнечный свет, и свет лампы, и тени деревьев. Следя за всем этим, ребенок учится контролировать свои руки и голову, это может стимулировать его движения и перевороты.

Воспитание ребенка с нарушением зрения.

Воспитание ребенка с нарушением зрения до двух лет.

В жизни ребенка очень важные достижения в развитии наступают после первого полугодия: ребенок может отличить ближайших взрослых от чужих людей и начинает проявлять интерес к предметам, находящимся в руках взрослого, тянуться к ним. Он научается хватать предмет. Необходимым условием хватания является зрительное сосредоточение на предмете, умение проследить за его движением, конвергенция глаз(физиологический акт сведения зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете) и рассматривание, которые развиваются к этому времени. Чтобы вызвать действия хватания у ребенка, достаточно бывает поднести предмет на расстояние его вытянутой руки и, когда ребенок начинает тянуться к предмету, отдалить его, вынуждая вновь тянуться и, наконец, позволить схватить предмет.

Если родители соблюдают все правила воспитания, то ребенок с глубоким нарушением зрения к концу первого - началу второго года жизни может овладеть следующими умениями:

1) есть с ложки;

2) жевать;

3) откусывать от куска;

4) пить из чашки;

5) сидеть;

6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти пред глазами, стучать ими,

рассматривать их;

7) сидеть на горшке.

Его поведение может быть охарактеризовано следующим образом:

1) проявляет недовольство, когда остается один;

2) успокаивается на руках у взрослого;

3) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая;

4) пытается сам вставать;

6) проявляет интерес к светящимся, блестящим, ярким предметам;

Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с

поддержкой. Слепой ребенок учится ходить, двигая какой-нибудь предмет перед собой, или протягивает вперед руку, чтобы не натолкнуться на встречные предметы. Начиная ходить самостоятельно, ребенок учится осваивать окружающее его пространство. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве – главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением. По мере того как увереннее ходит ребенок, родители стараются все реже брать его на руки. Берут на руки только после соответствующей просьбы-жеста ребенка (тянет руки вверх), а в дальнейшем только как поощрение за правильно выполненные действия.

Проведение в этот период различных специальных занятий по развитию движений способствует укреплению эмоционального контакта с родителями и подготавливает почву для развития будущего активного поведения такого ребенка в бытовых ситуациях.

Воспитание ребенка с нарушением зрения с двух до трех лет.

Для детей с глубокими нарушениями зрения на втором году жизни существуют следующие упражнения со взрослыми:

Бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку; бегать, держась за веревочку в руках взрослого;

Уметь перешагивать и перелезать через препятствия;

Пролезать под протянутой низко над полом веревочкой;

Ползать под составленными в ряд большими стульями, можно ползать под свет фонарика;

Залезать на стул и спрыгивать на пол с помощью взрослого;

Катать машину по полу, тянуть ее за веревочку;

Качаться на кресле-качалке, на качелях;

Совершать совместные наклоны (малыш сидит на полу спиной к животу

взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад);

Катание мяча по полу;

Игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);

Игры с песком.

Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более

полноценное участие ребенка в бытовых действиях, выполняемых по режиму дня. Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.

В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребляемых на занятиях со взрослым, например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок может развлечь себя хотя бы 15 минут.

Если развитие ребенка идет нормально, то к концу второго - началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:

1) самостоятельно и уверенно ходить;

2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);

3) держать чашку за ручку и пить из нее;

4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);

5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки или штаны, уже надетые взрослыми на ноги);

6) знать свое место за столом во время еды;

7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;

8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садится самому;

9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;

10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;

11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).

Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:

1) большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с

предметами;

2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);

3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;

4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;

5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми

предметами.

Вывод.

Воспитание в семье ребенка с нарушением зрения требует больше усилий как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, чем воспитание детей с нормальным развитием. Дети с нарушением зрения требуют больше времени и внимания к себе, и необходимо постоянно поддерживать его развитие, чтобы не ухудшить зрение, а хотя бы оставлять его на определенном уровне. Родители ни в коем случае не должны запускать состояние такого ребенка, воспитывать его как в физическом, так и в социальном плане, не акцентируя внимание на том что он отличается от других детей. Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание в семье ребенка с нарушением зрения – это трудоемкий и кропотливый процесс, который требует повышенного внимания и активности со стороны родителей.

Литература.

  1. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением/ Дефектология, 1996;
  2. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. – М.,2003.
  3. Акатов, Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений. / Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004.
  4. Загорская, Е.А.Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Е. А. Загорская / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.

http://childrens-needs.com

Культура процесса общения, культура внутрисемейных взаимоотношений в семье не дается от рождения. Однако она может быть прочным достоянием семьи при условии соответствующего воспитания и, что чрезвычайно важно, при условии самовоспитания и родителей, и детей.

Здоровая гармоничная семейная атмосфера с присущей ей красотой человеческих взаимоотношений, как правило, является результатом совместных усилий всех членов семейного коллектива. Этому сложнейшему искусству жизни в семье, искусству семейного воспитания ребенка с нарушением зрения надо обучаться.

Одной из важных задач семейного воспитания детей с нарушением зрения является создание у них активной позиции в преодолении трудностей вхождения в мир зрячих. Но не все родители могут им в этом помочь.

Типы взаимоотношений в семье, имеющей ребенка с нарушением зрения

Условия формирования активной жизненной позиции слепого ребенка в семье

Такие крупнейшие педагоги-новаторы, как А.Макаренко, Я.Корчак, В.Сухомлинский и др. показали огромное значение оптимистического мажорного тона не только в судьбе коллектива, но и в развитии и судьбе отдельной личности. В создании психологического климата оптимального для формирования личности определяющим является характер взаимоотношений взрослого и ребенка, проникнутый духом уважения, доброжелательности и доверия. А это накладывает определенные обязательства не только на общественное, но и на семейное воспитание, которые взаимосвязаны между собой.

Дополняя друг друга в определенных границах, они, вместе с тем, в целом не являются равнозначными. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем общественное, т.к. его проводником является родительская любовь.

При правильном понимании особенностей слепого ребенка и адекватном отношении к его дефекту, семья может добиться в его воспитании значительных успехов, причем зачастую более коротким путем, чем любые другие формы

http://childrens-needs.com

общественного влияния.

Ничто не может полностью заменить семейного воспитания, никто не имеет больших возможностей для влияния на личность слепого ребенка, чем любящие отец и мать, бабушка и дедушка. Никто не понимает и не чувствует его душу так, как родители. Ведь стержень личности формируется в семье, а школа, общество лишь завершают дело. Дом, родители - это истоки, с которых берет начало характер ребенка, формируется ценность его как личности и благоприятная семейная обстановка прежде всего ответственна за это.

Ребенка и взрослого объединяют не односторонние, а двусторонние отношения, т.к. не только взрослый воздействует на ребенка, но и ребенок оказывает влияние на характер семейных отношений и на родителей. Это объясняется тем, что свои права и обязанности имеют как тот, так и другие. Признание этого обстоятельства создает фундамент, на котором покоятся семейные отношения. Характер этих основных базисных взаимных установок создает и предопределяет в каждой семье неповторимый стиль и колорит.

Существующий в семье климат зависит от типа отношений, который господствует в ней, от взаимоотношений между взрослыми членами семьи, а также, и может быть, в первую очередь, от их отношения к ребенку. Как мы знаем, семья передает своему ребенку духовные ценности и идеалы, являющиеся ее достоянием. Если в семье хорошая атмосфера и отношения с ребенком складываются благоприятно, то это неминуемо скажется в будущем на общей социальной позиции слепого ребенка, на его общем отношении к себе, к окружающим людям и обществу, которая будет иметь тенденцию развиваться в положительном, благожелательном плане.

Что же значит благоприятная, для развития слепого ребенка семейная атмосфера? Если в семье, где живет слепой ребенок царит дух теплоты, взаимного уважения и, что исключительно важно и ценно, атмосфера понимания между членами семьи, то ребенок может расти и развиваться беспрепятственно. Такие семейные отношения можно охарактеризовать как гармоничные, с присущими им, дружеским, задушевным и доверительным стилем общения.

Всех членов такой семьи связывает, помимо чувства взаимной привязанности, также и высокая степень духовной, психологической близости. Поэтому общение родителей со своим слепы ребенком развертывается в такой семье не только с субъективным ощущением легкости, но и с высокой степенью

http://childrens-needs.com

доверительности и согласия.

Все эти факторы и обеспечивают процесс отождествления ребенка с одним из родителей, благодаря чему и происходит принятие и усвоение им ценностных ориентаций семьи, жизненных установок и мировоззренческих позиций.

Попробуем разобраться, более детально, что же лежит в основе такого типа взаимоотношений в семье.

Подобная гармоничная, здоровая атмосфера покоится прежде всего на фундаменте уважительного отношения к личности, к личности не только взрослых членов семьи, но и к личности слепого ребенка. Это является первым принципом, на котором строится общение в данной семье. Если родители видят в своем слепом ребенке личность, уже сегодня (как бы он ни был мал, и беспомощен), а не потом, когда-нибудь, то они уважают его и интересуются им и его жизнью. Такое уважительное и заинтересованное отношение сквозит во всем. В том, что слова ребенка, как правило, не подвергаются сомнению, в том, что его способности и возможности не умаляются, а его суждения и мнения, может быть и незрелые, спокойно выслушиваются принимаются всерьез и поправляются без того, чтобы его унизить. В таких условиях слепой ребенок чувствует, что он заслуживает уважения и доверия, и это является необходимой предпосылкой для развития у него адекватного уровня собственного достоинства, без которого не может быть сформирована социально ценная личность.

Следует специально подчеркнуть, что слепой ребенок в такой семье, будучи ценным для окружающих его взрослых, тем не менее воспринимается ими не как объект благоговейного почитания или жалости, а как полноправный и ответственный участник семейных отношений. Подобный тип семейных взаимоотношений обеспечивает подлинный авторитет взрослых, подлинное уважение к ним ребенка.

Вторым краеугольным камнем, цементирующим взаимоотношения и создающим атмосферу в семье, является душевное тепло, связывающее всех ее членов. Большое значение для успешной жизнедеятельности человека имеют эмоциональные впечатления. Прежде всего это касается положительных эмоций. Потребность в общении у слепого ребенка, неразрывно связана с его потребностью в ласке. Не будет преувеличением сказать, что потребность в сердечной теплоте, нужда в одобрении и поощрении у слепого ребенка не менее сильна, чем потребность в любви. Духовная сфера слепого ребенка нуждается в

http://childrens-needs.com

постоянном притоке положительных эмоциональных впечатлений. Ласка родителей смягчает характер ребенка, вызывает контактность, создает такое равновесие, без которого не может быть продуктивных воспитания и обучения. Радость ребенка во всех ее проявлениях является предметом особого внимания и бережного отношения со стороны всех членов семьи. Они хорошо знают, как важно не только проектировать будущую радость ребенка, не только формировать его положительную жизненную перспективу, но и создавать, а также поддерживать и беречь положительный настрой сегодняшнего дня. В таких семьях родители умеют как поддерживать спонтанно возникающие проявления детей, так и успешно создавать, нести радость ребенку. Они не скупятся на добрые слова, прикосновения к ребенку. Они очень нежны в ласке. При этом они не обязательно ласкают ребенка специально, ласка пронизывает все их деятельное общение со слепым ребенком. Такие родители хорошо знают, какой великой силой обладает теплое материнское прикосновение или мужественная нежность отца. Порой такое влияние на ребенка бывает куда большим, нежели вещественный подарок или продолжительная беседа с ним. Теплые, дружеские семейные контакты создают чувство защищенности, покоя и раскованной свободы, необходимые для оптимального развития слепого ребенка. В такой семье взаимоотношения взрослых и ребенка сложились так, что он живет с любовью к людям, и в атмосфере любви.

Ощущение уверенности, адекватное развитие у слепого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения зависят от того, является ли он предметом бескорыстной родительской любви. Ощущение собственной ценности зависит от спонтанной любви и уважения тех, с кем ребенок себя отождествляет, с кого он берет пример, чей образ для него более всего значим- т.е. с родителей. Именно, поэтому так важно, чтобы родители любили ребенка таким, каков он есть. Считая его ценным самим по себе, а не потому, что он угождает им, не потому, что он послушен или проявляет какие-то способности, или вообще "за что-то". Вот такой безусловной родительской любовью и любят родители своего ребенка в анализируемой нами семье. Они знают, что уважение человека к себе, гордость собой автоматически не следует за успехом, и не основываются на способностях или привлекательности. Для самоуважения слепому ребенку необходимо иметь опыт безусловной родительской привязанности, безусловного родительского уважения. И это является тем душевным богатством, значение которого для

http://childrens-needs.com

полноценной компенсации слепоты, трудно переоценить.

Сказанное не исключает важности фактора успеха в жизнедеятельности слепого ребенка, но это вторичное. Основным, принципиальным фактором, бесспорно, является наличие безусловного принятия слепого ребенка семьей, наличие безусловной родительской любви.

Все вышесказанное предполагает большую требовательность к ребенку. И это является третьем основополагающим принципом, на котором строится оптимальная для развития слепого ребенка семейная среда. Осуществление принципа требовательности, без всяких скидок на дефект ребенка, задача вполне реальная, хотя и нелегкая. В таких семьях взрослые очень многое требуют от ребенка. Но их требовательность основана на любви и уважении к ребенку - желая, чтобы он их слушался, родители не скупятся доказывать разумность своих требований. Поэтому регуляция и контроль за поведением ребенка осуществляется мягко и предельно рационально, включая целесообразную строгость и бескомпромиссность в подчинении нравственным законам.

Такие родители, когда нужно, не боятся проявить твердость в отношении к своему ребенку. Речь при этом идет не столько о наказании, сколько об умении научить ребенка тому, что хорошо и справедливо. Наказание в такой семье - исключительное явление. Родители добились того, что в наказании, как методе воспитания, просто нет необходимости. В этих семьях воочию выступает педагогический закон, гласящий, что существо дисциплины, ее 9/10 - это любовь, которую ребенок испытывает к воспитателю.

Атмосфера радости и счастья в таких семьях строится на реализации единства принципа труда, трудового усилия и наслаждения, а это значит, что труд такому ребенку доставляет подлинные мгновения счастья. И это обстоятельство является исключительно важным. В таких семьях очень хорошо известно, что удовольствие, радость выполняют воспитывающую функцию лишь тогда, когда они сопряжены с трудом, с мускульным или же мыслительным напряжением ребенка. Это приучает слепого ребенка и к волевому усилию, без которого невозможен никакой труд. Зная это, родители с самого раннего возраста, постепенно, но систематически и последовательно, вовлекают своего слепого ребенка в труд по самообслуживанию, в бытовой труд - помогающий взрослым, а также в специально организованные занятия по ориентировке в пространстве и дидактические игры, развивающие и тренирующие его интеллектуальную сферу. В

http://childrens-needs.com

такой семье ребенок поощряется взрослыми, а затем и сам испытывает радость от самостоятельного преодоления всяких трудностей, от исследований, от действий по собственной воле, собственной инициативе. Он научается вступать в прямое, непосредственное взаимодействие с предметным миром, а также в прямое непосредственное общение с людьми. Его опыт взаимодействия с окружением служит источником коррекции его восприятий и знаний. Такая самокоррекция, с помощью обратной связи оказывается возможной благодаря открытости слепого ребенка окружению, и отсутствию у него страха перед ним.

Самостоятельность в преодолении трудностей предполагает постепенность в наращивании физических и интеллектуальных трудностей, постепенность в росте сложности заданий для слепого. Все это не исключает, а предполагает также безусловную помощь взрослого (особенно на начальных этапах), в случаях когда ребенок сталкивается с непосильными для него трудностями.

Взрослые члены такой семьи где растет слепой ребенок тонко и проницательно умеют отметить и зафиксировать любой его успех как в учебе, так и в труда. Поэтому любое достижение слепого ребенка оказывается разделенным всеми членами семьи, а потому и усиленным в несколько раз. Все это и создает ему ощущение радости, уверенности и раскованности. В такой семье всегда стараются найти в действиях ребенка удачные моменты, например, усердие или элементы самостоятельности, творчества, хотя бы небольшое продвижение вперед в темпе выполнения задания и т.п. Очень важно обнаружить то, что искренне нравится взрослому, что безусловно является достоинством слепого ребенка и только за это, но уже не скупясь на добрые слова искренне похвалить его. Такая оценка деятельности ребенка взрослым, не его недостатков, ошибок, а прежде всего достоинства, фиксирующая то, что хорошо получается, чем ребенок смог овладеть, помогает ему осознать и укрепить свои индивидуальные положительные особенности, индивидуальные преимущества, с помощью которых он может быстрее преодолеть трудности познания и активного усвоения окружающего. Это умение вовремя, а главное, за дело похвалить ребенка, в значительной степени помогает сделать труд и обучение слепого ребенка радостным и интересным, способствуя тем самым, максимальному компенсаторному эффекту.

Требовательность, умеющая учитывать желания и волю самих детей,

http://childrens-needs.com

создает вместе с тем у них ощущение свободы и самостоятельности, в высшей степени благоприятствуя их творческим проявлениям. Такая требовательность не подавляет ребенка, а способствует наиболее полному и оптимальному развитию его как личности.

В заключение, коснемся последнего - четвертого принципа, на котором строится благополучие таких семей. Мы затрудняемся квалифицировать его в общей форме, по всей вероятности, наиболее близко, к нему подходит понятия ответственности и самокритичности. По сути дела этот принцип проявляется в умении взрослых членов такой семьи спрашивать с себя не меньше, а больше чем

с своего ребенка, в необходимости постоянно проверять и контролировать самих себя - правильно ли я поступил, прав ли я, не позволяю ли я своему плохому настроению, своей досаде выливаться на моего слепого ребенка и т.п. Взрослые в таких семьях способны признавать свои ошибки, и, что очень важно, не только в кругу взрослых членов, но и перед ребенком. В основе подобного стиля общения лежит тот факт, что такие родители не отказались от борьбы с собой, со своими собственными недостатками и неумением, им присуще постоянное стремление к самосовершенствованию. Это стремление обеспечивает им, как и всей семье, непрерывное прогрессивное изменение, движение к лучшему.

В результате реализации всех этих принципов семье совместно со школой, удается подготовить слепого ребенка к активному и плодотворному участию в жизни общества, подготовить ребенка, умеющего работать в коллективе и для коллектива.

Влияние негативно складывающихся типов взаимоотношений родителей и детей с нарушением зрения на воспитание

и формирование их личности

Очень важным и поучительным для воспитания незрячего и слабовидящего ребенка является также рассмотрение негативного опыта взаимоотношений в семье, возникающего при рождении ребенка с глубокими нарушениями зрения и анализ трудностей в ходе его воспитания, порождающих неблагоприятное семейное общение и его влияния на воспитание и формирование личности ребенка.

Рассмотрим три типа неблагополучно складывающихся внутрисемейных

http://childrens-needs.com

взаимоотношений и проанализируем характер их негативного влияния на воспитание и развитие слепого и слабовидящего ребенка. Это поможет родителям и другим взрослым членам семьи несколько по-новому, глубже и требовательнее разобраться в своей конкретной семейной ситуации, и попытаться раскрыть причины и суть их собственного конкретного внутреннего всегда индивидуального конфликта и найти пути воспитания, способствующие коррекции дефектов развития своего ребенка с нарушением зрения.

Первый тип неблагоприятных семейных взаимоотношений в семье, где растет ребенок с глубокими поражениями зрения, связан с существенной психолого-педагогической проблемой его воспитания в атмосфере чрезмерной заботы. В такой семье ребенок воспринимается родителями не просто как ценный, а как сверхценный, являясь объектом благоговейной и безоговорочной опеки. Или, когда ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как обиженное судьбой существо, нуждающееся в постоянной помощи. При этом часто родители чувствуют свою "вину" перед собственным ребенком и пытаются искупить ее своей сверхзаботой о нем, принося всего себя в жертву ребенку.

В таком случае взрослые члены семьи все делают за ребенка с нарушенным зрения, ни к чему его не приучают, обращаясь с ним как с беззащитным не способным к самостоятельности существом. Их всепоглощающая забота о своем ребенке направлена на то, чтобы уберечь его от всякого риска. Такие родители балуют своих детей, потакая их капризам и прихотям. Довольно часто такая излишняя опека родителей слепого и слабовидящего ребенка сопровождается чрезмерными проявлениями любви к нему, физическими контактами, зацеловыванием и т.д., что вызывает порой у ребенка желание отстраниться от их близости.

Иногда это сопровождается захваливанием ребенка, переоценкой его способностей, что в будущем может привести его к серьезным разочарованиям.

Окруженные чрезмерной заботой дети смотрят на своих родителей сверху вниз. Иногда они сознательно или неосознанно находят своеобразное удовольствие в том, чтобы предъявлять своим родителям неразумные требования, а затем чувствовать, как стараются и мучаются их близкие, пытаясь исполнить каждое их желание.

Бережность отношения к своему ребенку с глубокими нарушениями зрения обертывается для этих родителей деспотизмом любимого чада, их собственной

http://childrens-needs.com

нерешительностью, а подчас и страхом сделать что-либо не так. Такой страх родителей может стать своеобразным психологическим образованием, определяющим в значительной степени все их поведение по отношению к ребенку. Истоки этого могут быть самые разнообразные. У одних родителей - это слепое следование принципу во что бы то ни стало быть мягким, сердечным, добрым. У других - как бы загладить раз допущенную резкость и "вину". Но главная причина состоит в неспособности таких родителей быть, когда надо, твердыми и требовательными к своему ребенку, боясь, что в таких случаях дети их будут любить меньше прежнего.

При таком характере взаимоотношений не авторитет взрослых, разумно учитывающих волю, желания ребенка с глубокими нарушениями зрения, но и его возможности и необходимость овладения определенными видами деятельности, руководит ими, а наоборот, ребенок начинает вести взаимоотношения, диктуя свою волю. Это связано с тем, что родители оказались неспособными отделить возможности свободы поведения ребенка от культивируемой ими вседозволенности. Их любовь и забота, при отсутствии и несформированности потребности и привычки к простейшим видам труда, доступным в каждом из возрастов, отсутствие умения и желания самостоятельно что-то сделать для себя и родителей превратилось в создание в семье обстановки господства ребенка с нарушением зрения, а сам ребенок превращается в избалованное, изнеженное, эгоистическое существо, не готовое к будущей самостоятельной жизни.

При таком стиле семейных взаимоотношений происходит извращение гуманных методов воспитания, которые требуют взаимодействия умственного, физического, эстетического и трудового воспитания. Единство всех этих методов, пронизанное принципом требовательности, гарантирует формирование подлинно нравственной личности.

Таким образом, пренебрежение к принципу требовательности, сопровождаемое чрезмерной опекой и заботой взрослых о своем ребенке с глубокими нарушениями зрения, приводят к созданию нездоровой, тепличной, искусственной среды, которая существенно вредит компенсаторному развитию ребенка. Такая семейная обстановка тормозит формированию у него таких необходимых в жизни качеств как самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, трудолюбия.

Такой стиль внутрисемейного общения и стиль воспитания препятствует

http://childrens-needs.com

формированию у слепого и слабовидящего ребенка воли, тормозя развитию эмоциональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям.

Главным направлением изменения такого стиля внутрисемейных отношений должно стать введение конкретных, доступных и постепенно усложняющихся требований к слепому и слабовидящему ребенку, учитывая его зрительные возможности, а также снятие излишней опеки и заботы.

Второй вариант внутрисемейного общения и стиля воспитания слепого и слабовидящего ребенка, приводит к формированию у него негативных черт личности, характеризуется чрезмерно подавляющим, деспотическим поведением родителей со своим ребенком.

Этот тип воспитания в семье ребенка с нарушением зрения в первую очередь связан с непониманием и незнанием родителями особенностей развития слепых и слабовидящих детей, с неверием в возможности достижения ими высокого культурного и профессионального уровня развития, неверие в компенсаторное развитие и его роли в формировании самостоятельной и жизнестойкой личности.

Взаимоотношения в семье в таком случае строятся не на взаимном уважении взрослых к детям, а на страхе детей перед взрослыми, или одним из них. Конечно, в такой семье не может быть и речи о взаимопонимании и сочувствии к ребенку с нарушением зрения. Тип общения в значительной степени определяется личностными особенностями родителей, как правило, одного из них.

На первое место в процессе воспитания родители ставят строгость, твердость жесткость, а не гуманность. Они рассчитывают наводить порядок и дисциплину не убеждением, лаской и добротой, а принуждением и нажимом.

Но введение жесткости в практику общения родителей с ребенком и так достаточно ранимым в связи с наличием дефекта зрения таит в себе огромные разрушительные силы, которые способны создавать такую среду, в которой господствует логика насилия, как со стороны взрослых, так и детей, характеризующая начало нравственного разложения. Действительно, воспитывающий прибегает к насилию, как правило, когда он не в силах обосновать разумность своих требований. Бездумная жестокость вызывает у ребенка неприязнь, разобщенность, ложь и иногда даже ненависть.

Покоряясь воле взрослого и его необоснованным требованиям слепой ребенок испытывает и развивает к нему чувство скрытой или открытой неприязни.

«Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения”

Родители переживают сильное потрясение, когда узнают, что у ребёнка патология зрения. Нередко они начинают обвинять себя в заболевании ребёнка, не знают, что предпринять. Испробовав все возможности, и, потеряв надежду на излечение ребёнка, родители отчаиваются. Но, как это не трудно, необходимо примириться с ситуацией, найти в себе силы для выхода из стрессового состояния, преодоления отрицательных эмоций и оказания помощи своему ребёнку. Он нуждается в поддержке и направляющем воздействии своих родителей в гораздо большей степени, чем нормально развивающийся ребёнок.

Между тем, родители не могут оказать своему ребёнку необходимую ему психологическую и педагогическую помощь, т.к. не знакомы с особенностями развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Как правило, родители действуют интуитивно, и весьма неудачно, в воспитании ребёнка. Чаще ограничиваются уходом за ним, не уделяя внимания развитию ребёнка. В результате к моменту поступления в школу оказывается, что ребёнок не готов к этому ни психологически, ни физически.

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учётом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая сеть специальных дошкольных учреждений, групп позволяет осуществить этот процесс. В них принимаются дети от 2 до 7 лет. Работают здесь учителя-дефектологи, психологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания детей с патологией зрения. Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача-офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения.

Необходимость пребывания ребёнка с нарушенным зрением в специальном дошкольном учреждении, группе с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вносит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение.

Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, группах, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем те, кто воспитывался в условиях семьи. Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь. Дети умеют рационально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также приёмами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т. д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и взрослыми. Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности.

Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребёнка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что ребёнок их не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребёнка, приводит к искажению его представлений об окружающем.

Между тем родители ребёнка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребёнка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребёнок с нарушением зрения общается с наиболее старшими нормально видящими детьми.

Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребёнка, понимание его

реальных возможностей. Следует предлагать ребёнку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребёнок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого.

В случаях отказа ребёнка от предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребёнка, постепенно подвести к этому. Что бы заинтересовать ребёнка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуется использовать хорошо знакомые детям игрушки (мишку, куклу, зайчика). Например: “Мишка будет с нами играть”, “Мишка тоже будет делать с нами”, “Кукла будет смотреть, как мы делаем”, “Зайчик поиграет вместе с нами” и т.д. использование родителями в обучении ребёнка его любимых игрушек создаёт положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребёнка.

Для ребёнка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищённым. В тоже время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребёнка. Это приводит к тому, что ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях. Необходимо формировать у ребёнка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.

Родители должны понять, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребёнок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Ребёнок с низкой остротой зрения, в силу искажённого зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности видеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями. Поэтому, чтобы научить маленького ребёнка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребёнку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия с ней можно производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребёнок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.

  • Больше разговаривайте со своим ребёнком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребёнку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребёнку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.
  • Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращённые к ребёнку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребёнка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
  • Воспитывайте у своего ребёнка привычку выполнять различные действия в определённой последовательности.
  • Всё, что вы делаете вместе с ребёнком, проговаривайте.
  • Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребёнком действия, но и учите этому ребёнка.
  • Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т.е. на ощупь).
  • Обследование всех предметов проводите с ребёнком от основных частей к деталям.
  • Обращайте внимание ребёнка на различные признаки и качества предметов.
  • Учите ориентироваться на собственном теле. Ребёнок должен знать названия частей своего тела и их расположение.
  • Упражняйте в различении предметов по форме, цвету, величине.
  • Научите ребёнка ориентироваться в микропространстве.
  • Родители должны знать, что низкое зрение делает маленького ребёнка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребёнка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребёнку успешно выполнить то, что вы от него требуете.