Татуировки разных народов. Этника

Африка - континент, на большей части которого, одежда нужна чисто символически.

Климат этих мест позволяет почти круглый год обходиться без неё, если бы не принципы морали.

Однако у большинства коренного населения эти принципы сведены к минимуму и именно поэтому одежда для них в повседневной жизни состоит в основном из набедренной повязки у мужчин и подобия юбки у женщин, детвора обычно обходится тем что дала природа.

Но пословица: «Встречают по одежке…» действительна и для тех, у кого одежды минимум. Вот поэтому у древних африканских племен во всем мире было принято украшать своё тело различными рисунками.

У многих древних людей для этих целей использовалась различная краска, которая держалась на коже не долго. Так боевую раскраску американские индейцы наносили только на время боевых действий, а свадебные рисунки у индусов делались только на время бракосочетания, то африканцы пошли дальше. Они наносили рисунки свое лицо и тело красой, а потом иглами вкалывали эту красу в ткань кожи. Такие рисунки держались на теле человека всю его жизнь. Эти рисунки называются татуировками.


На Черном континенте с древних времен вошло в обычай делать татуировки практически всем. По рисунку татуировок можно определить из какого племени этот человек, и на какой ступени иерархии он стоит в своем племени. Татуировка являлась своеобразной визитной карточкой. Для чего это было нужно африканцам?

А все просто и для них татуировка — это и украшение, и своеобразная визитная карточка, которая показывала любому встречному человеку, какого он рода-племени, каково его положение в обществе, каков его социальный статус. Как европейцы определяли по одежде и по прическе знатность человека, так и африканцы по татуировкам узнавали, кто перед ним и как к нему относиться.


Ну, а так как африканский климат позволяет круглый год демонстрировать рисунки на своем теле, эти украшения стали обычными для всех. Африканцы сделали процесс нанесения татуировок настоящим искусством, достигнув в этом непревзойденного мастерства.

Вообще то, татуировки не считаются сугубо женскими или мужскими украшениями. Ими пользуются и мужчины и женщины, разница лишь в рисунках и местах их нанесения. По рисунку мужчины можно определить что перед вами воин или простой охотник. У вождя и его родичей рисунки особые, носить их могут только род вождя. Увидев такой рисунок на теле, даже представители другого племени обязаны отдавать ему дань почтения.

У женщин по рисунку можно определить замужняя она или нет, каков статус её мужа в обществе и даже, сколько у неё детей. Если женщина была несколько раз замужем, это так же отражается наколками на её теле. Во многих племенах это служит поводом уважительного или не очень отношения к ней.

У разных племен существуют свои технологии выполнения татуировок и свои рисунки. Они применяли и сейчас применяют различные виды татуировки: собственно тату, пирсинг, нанесение определенных шрамов. У африканцев, проживающих в северных районах Африки, имеющих светлую кожу, наряду с татуировками популярно .

В большинстве племен обычно нанесение татуировок имеет особый ритуальный характер. Его выполняют как своеобразное священнодействие. Делают это специальные допущенные к этому люди, при этом присутствуют избранные члены племени, часто шаман выполняет при этом определенный ритуал.

Разнообразие татуировок очень большое. Так у одних тату наносятся на руки или бедра, у других на голове и на груди делаются шрамы. Так в банда рисунки наносятся на грудь, спину и руки. Что считается красивым и необходимым в некоторых племенах, в других это не принято, так у племени яунде, в Камеруне, раньше женщинам было предписано иметь на бедрах шрамы, в других племенах это считается недозволенным.

Делаются татуировки и у детей. При чем, для этого используют некоторые натуральные красители, а так же золу или даже селитру. Такие татуировки сохраняются всю жизнь и их практически нельзя свести.

Татуировка в Африке как была популярна в древности, так является популярной и современное время. Человек с узорами на теле не вызывает удивления, а наоборот это полноценный член общества который требует к себе определенного уважения. Это их нравы. Хотя со временем татуировки стали популярны у многих людей во всем мире. Если еще несколько десятилетий назад у нас татуировка была в основном атрибутом зоны и «джентльменов удачи», ну иногда такие отметки ставили себе служившие в армии, то сейчас тату очень распространены у молодежи и в косметическом бизнесе существует целое направление, которое пользуется высоким спросом.

На пляже можно встретить сколько угодно молодых людей, в том числе девушек и женщин с татушками на разных частях тела и это не считается зазорным, а наоборот привлекает внимание.

"Не ходите, дети, в Африку гулять" - взывал к нашему благоразумию Корней Иванович Чуковский. И не зря, надо сказать, взывал: сей издревле населенный континент по праву считается родиной татуировки. А уж количество традиционных тем для тату здесь настолько разнообразно, что у особо впечатлительных людей есть опасность покинуть берега Лимпопо синими, как изолента (впрочем, даже не это самое страшное, а реальная возможность получить заражение крови при попытке набить татуировку руками местных умельцев).

История татуировки на этом континенте насчитывает более тысячи лет. Железным подтверждением этих слов может служить мумия Амунет, жрицы Богини Хатхор, жившей где-то между 2160 до н.э. -1994 до нашей эры. Рисунки на её теле: простые параллельные линии на руках и ногах и эллиптическая фигура чуть ниже пупка. По предположению ученых, эти узоры символизируют собой молодость и плодородие. Неоднократно встречаются татуировки и на мужских мумиях: в основном, это графические символы и изображения различных Богов.
Естественно, татуировка в Африке процветала (и имеет огромное распространение до сих пор) не только в развитых государствах, но и в отдельно взятых племенах. Это и породило многообразие возможных тату в африканском стиле. В большинстве своем они исторически несли иерархическую функцию внутри племени и инфор мативную за её пределами (красноречиво указывали на географическое местоположение родины носителя тату), а так же выступали в качестве амулетов от злых духов и являлись непременными атрибутами религиозных обрядов.

Поскольку исторически делались на темной коже, они отличаются от остальных видов специфическими свойствами: яркой гаммой цветов, плотной забивкой цвета (а в традиционном виде - еще и намеренным шрамированием для придания объема). таким образом, просто созданы для темнокожих и просто смуглых. Впрочем, и на светлой коже смотрятся они великолепно.

Одни из самых распространенных изображений африканских тату: символы adinkra, характерные для племен западной Африки. Рассмотрим наиболее часто используемые.

Итак, главный знак adinkra: символ величия, яркой харизмы и лидерства.

Бог Войны Акобен: символизирует бдительность и осторожность

Акофена - Меч войны. Символ мужества, доблести и героизма

Акоко Нан - Нога курицы. Символ воли, воспитания и дисциплинированности

Акома - Сердце. Символ толерантности, терпимости и терпения

Акомо Нтосо - Связанные сердца. Символ взаимопонимания и согласия

Анансе Нтоман - Паутина. Символ мудрости, творчества и сложности жизни

Азазе е дуру - "Земля имеет вес". Символ проидения и божественной сущности Матери -Земли

Айа - папоротник. Символ выносливости и находчивости

Бесе сака - мешок орехов колы.Символ богатства, власти, общности и единства

Би нка би - "никто не должен кусать других".Символ мира и гармонии

Вона ме на ме ммоа во - "помоги мне и дай помочь тебе". Символ сотрудничества и взаимосвязи

Даме - даме - Игровое поле.Символ интеллекта и изобретательности

Денкьем -Крокодил. Символ высокой адаптивности

Дуафе - деревянный гребень. Символ красоты, чистоты и женственности

Двеннимен - бараньи рога. Символ одновременно силы и смирения

Эбан -забор. Символ любви, безопасности и сохранности чувств

Эпа - наручники.Символ закона, справедливости, а так же рабства и плена

Фунтунфунему - денкьемфунему - Сиамский крокодил. Символ демокраии и единства.

Гъе Нъям - "кроме Бога". Символ превосходства Бога

Кинтинкантан - "надутая экстравагантность". Символ высокомерия

Кватакье Атико - Прическа предводителя войска. Символ мужества и доблести

Мате мисе - "то, что я слышу, я помню". Символ мудрости, знания и благоразумия

Ме варе во - "выйду за тебя замуж". Символ приверженности и настойчивости

Эсе не текрема - "зубами и языком". Символ дружбы и доверия

Фавоходи - Независимость. Символ независимости, свободы и эмансипации

Хве му дуа - Мерило. Символ качества

Хье вон Хье - "то, что не горит. Символ нерушимости и стойкостиСегодня тату с изображением различных афиканских божеств легко делают даже люди, не имеющие ничего общего с языческими религиями племен этого континента, да и к культуре, в сущности, равнодушные. Ведь такие татуировки выглядят очень симпатично, неизбито и окутаны ореолом таинственности. Последнее свойство, впрочем, не удивляет: культура племен самой жаркой части света до сих пор не изучена досоконально, изображения объектов поклонения не имеют однозначной трактовки, а значит, каждый носитель татуировки с африканским божеством может вкладывать в её значение свой собственный смысл.

В общем, как ни крути, а африканская татуировка - всегда интерсна, красива и загадочна. Творчество умельцев различных племен открывает неисчислимые горизонты вдохновения, черпать которое можно бесконечно. Каждый при большом желании может найти в богатой и многообразной культуре родины тату привлекательныйц вариант. Удачи!

Увы, но сегодня экваториальная Африка – это не «крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты и зелёный попугай» , а разруха, нищета, грязь, локальные войны и политическая нестабильность. Но и сюда, в удалённые места от центров мировой цивилизации потихоньку проникает культура, которую называют западной.

Не смотря на то, что Африка имеет глубочайшие исторические корни традиций украшения тела татуировкой, сегодня далеко не все местные жители африканских стран приветствуют данное явление. Так, весьма неоднозначно воспринимается татуировка в .

Причиной этого можно назвать то, что по мнению местных ненавистников татуировки, такое проявление западной культуры разрушает истинные ценности коренных африканских народов. Однако, не смотря на всё, и в этой стране существует зарождающееся тату-движение, которое сейчас лишь отдалённо напоминает мировые стандарты.

Крис Байтенда – парикмахер, брадобрей и по совместительству татуировщик. Живёт и работает в собственном помещении (студией или салоном это никак нельзя назвать) в городе Киншаса , столице . «Я называю себя художником, меня всегда привлекали разные красивые изображения. А мои татуировки рассказывают о том, кто я есть на самом деле. Я люблю кошек – больших и маленьких. Я люблю кошек за их чистоту и за их спокойствие. Всё, что они ни делают – это красиво. Я пытаюсь в жизни вести себя так, как ведут себя эти животные» – рассказывает Крис Байтенда .

Всё, что носит на себе Крис, считается недостойным в современном обществе Демократической республики Конго . И воспринимается лишь с отрицанием и непониманием. Некоторые считают, что популяризация татуировки в этой стране связанна с крайней нестабильностью в жизни тех, кто её населяет: постоянные смены политического курса, обесценивание местной валюты, вооружённые конфликты и так далее. И в данном случае татуировка может быть расценена, как способ терапии: татуировка – это то немногое, что неподвластно времени, и это то, что никто не сможет у него отнять.

Однако, как мы уже говорили, многие местные относятся к татуировке совсем недружелюбно. Ведущий на местном радио Кедрик Макемванга . Он предпочитает прятать свои татуировки, он сожалеет о них – «Первую свою татуировку я сделал, когда мне было 13 лет, отдал за неё 2 доллара. Тогда я был бездомным, находился в окружении бедных и озлобленных людей. У всех у них были татуировки. Сегодня из-за своих татуировок я чувствую негатив по отношению к себе со стороны многих с кем общаюсь. И даже в церкви, куда хожу молиться по воскресеньям. Я бы хотел избавиться от них, если бы только мог».

Бассейн реки Конго населяли племена, у которых многие тысячелетия существовали традиции нанесения несмываемых рисунков на кожу. Татуировка играла важнейшую роль в жизни этих племён. Женщины народа Бака украшали лицо, руки и живот татуировками – без них девушки просто считались непривлекательными. Мужчины Бака были уверены, что татуировки помогают им в охоте. К сожалению, в наши дни уже практически невозможно в тех местах встретить носителя настоящих племенных африканских татуировок.

Хриви Кинфаму – татуировщик, оборудование которого состоит лишь из швейных игл, чертёжных чернил и самодельной тату-машинки. Стоимость его услуг колеблется от 5 до 50 долларов США. Окончив национальную академию искусств в Киншасе он мечтал стать художником, но не так-то просто в его стране найти работу по этой специальности. И он решил сделать татуировку занятием, которое приносит ему средства для существования.

Он делает татуировки с 2006 года и говорит, что каждый год обслуживает больше сотни людей. Что интересно, сам Хриви Кинфаму не имеет ни одной татуировки. «В нашей стране очень модно делать татуировки в память о ком либо, например, об умершем родственнике. Недавно ко мне приходил парень, который попросил сделать ему татуировку в честь убитого недавно брата. Он не мог сдержать слёз. Мне кажется, что делая татуировки таким людям, я помогаю им избавиться от боли» – говорит Хриви Кинфаму .

«Первую татуировку я сделал в 2008 году и с тех пор стал по настоящему тату-зависимым человеком. Я даже просил, что бы мой брат прятал от меня иголки, которыми я делал себе татуировки» – рассказывает Блайси Кайсирика Кихамбу . Его татуировки – это вечное напоминание о временах, когда ему пришлось провести несколько лет своей жизни в лагере одной из воинствующих группировок. Он самостоятельно, как умел, перевёл несколько дорогих ему фраз на китайский язык и сам себе их сделал: «Жизнь наёмника – это совсем не жизнь, а выживание. Когда я смотрю на свои татуировки, я вспоминаю всё. Они есть секретное послание для меня самого. После военной службы я так и не смог себе найти нормальную работу, вот и стал заниматься татуировками не только на себе, но и на всех желающих».

Встречайте, местная рэп-знаменитость Оливер Байонгва по прозвищу Фантастико ! По его словам, татуировки необходимы ему для поддержания сценического образа. Как и предыдущий носитель татуировок, Фантастико поклонник китайских иероглифов«Мои родители были в шоке, когда я показал им то, что сделал. Среди моих близкий я единственный кто сделал подобное. Иногда мне кажется, что я вообще единственный кому нравятся мои татуировки».

Мы видим, как в Демократической республике Конго рождается что-то новое. Это весьма интересно – посмотреть со стороны, как будет развиваться тату-движение и тату-индустрия в странах подобных этой, где никогда ничего подобного не было. А развитие будет обязательно! Ибо, в независимости ни от каких причин, со стороны местного населения существует спрос на данный вид услуги, а значит будет сформировано и предложение.

Африка - континент, на большей части которого, одежда нужна чисто символически.

Климат этих мест позволяет почти круглый год обходиться без неё, если бы не принципы морали.

Однако у большинства коренного населения эти принципы сведены к минимуму и именно поэтому одежда для них в повседневной жизни состоит в основном из набедренной повязки у мужчин и подобия юбки у женщин, детвора обычно обходится тем что дала природа.

Но пословица: «Встречают по одежке…» действительна и для тех, у кого одежды минимум. Вот поэтому у древних африканских племен во всем мире было принято украшать своё тело различными рисунками.

У многих древних людей для этих целей использовалась различная краска, которая держалась на коже не долго. Так боевую раскраску американские индейцы наносили только на время боевых действий, а свадебные рисунки у индусов делались только на время бракосочетания, то африканцы пошли дальше. Они наносили рисунки свое лицо и тело красой, а потом иглами вкалывали эту красу в ткань кожи. Такие рисунки держались на теле человека всю его жизнь. Эти рисунки называются татуировками.


На Черном континенте с древних времен вошло в обычай делать татуировки практически всем. По рисунку татуировок можно определить из какого племени этот человек, и на какой ступени иерархии он стоит в своем племени. Татуировка являлась своеобразной визитной карточкой. Для чего это было нужно африканцам?

А все просто и для них татуировка — это и украшение, и своеобразная визитная карточка, которая показывала любому встречному человеку, какого он рода-племени, каково его положение в обществе, каков его социальный статус. Как европейцы определяли по одежде и по прическе знатность человека, так и африканцы по татуировкам узнавали, кто перед ним и как к нему относиться.


Ну, а так как африканский климат позволяет круглый год демонстрировать рисунки на своем теле, эти украшения стали обычными для всех. Африканцы сделали процесс нанесения татуировок настоящим искусством, достигнув в этом непревзойденного мастерства.

Вообще то, татуировки не считаются сугубо женскими или мужскими украшениями. Ими пользуются и мужчины и женщины, разница лишь в рисунках и местах их нанесения. По рисунку мужчины можно определить что перед вами воин или простой охотник. У вождя и его родичей рисунки особые, носить их могут только род вождя. Увидев такой рисунок на теле, даже представители другого племени обязаны отдавать ему дань почтения.

У женщин по рисунку можно определить замужняя она или нет, каков статус её мужа в обществе и даже, сколько у неё детей. Если женщина была несколько раз замужем, это так же отражается наколками на её теле. Во многих племенах это служит поводом уважительного или не очень отношения к ней.

У разных племен существуют свои технологии выполнения татуировок и свои рисунки. Они применяли и сейчас применяют различные виды татуировки: собственно тату, пирсинг, нанесение определенных шрамов. У африканцев, проживающих в северных районах Африки, имеющих светлую кожу, наряду с татуировками популярно .

В большинстве племен обычно нанесение татуировок имеет особый ритуальный характер. Его выполняют как своеобразное священнодействие. Делают это специальные допущенные к этому люди, при этом присутствуют избранные члены племени, часто шаман выполняет при этом определенный ритуал.

Разнообразие татуировок очень большое. Так у одних тату наносятся на руки или бедра, у других на голове и на груди делаются шрамы. Так в банда рисунки наносятся на грудь, спину и руки. Что считается красивым и необходимым в некоторых племенах, в других это не принято, так у племени яунде, в Камеруне, раньше женщинам было предписано иметь на бедрах шрамы, в других племенах это считается недозволенным.

Делаются татуировки и у детей. При чем, для этого используют некоторые натуральные красители, а так же золу или даже селитру. Такие татуировки сохраняются всю жизнь и их практически нельзя свести.

Татуировка в Африке как была популярна в древности, так является популярной и современное время. Человек с узорами на теле не вызывает удивления, а наоборот это полноценный член общества который требует к себе определенного уважения. Это их нравы. Хотя со временем татуировки стали популярны у многих людей во всем мире. Если еще несколько десятилетий назад у нас татуировка была в основном атрибутом зоны и «джентльменов удачи», ну иногда такие отметки ставили себе служившие в армии, то сейчас тату очень распространены у молодежи и в косметическом бизнесе существует целое направление, которое пользуется высоким спросом.

На пляже можно встретить сколько угодно молодых людей, в том числе девушек и женщин с татушками на разных частях тела и это не считается зазорным, а наоборот привлекает внимание.

История Африки насчитывает несколько тысячелетий. Будучи колыбелью цивилизации, Африка также является и колыбелью татуировки. Но происхождение этого искусства на ее территории имеет совсем отличную от других историю. И основное ее отличие от истории других континентов заключается в ее невероятной кровавости.

Африканские племена всегда отличались повышенной жестокостью и садизмом. Их способы расправы с врагами заставляют содрогаться наших современников. Но африканцы были также беспощадны и к себе самим, не допуская ни малейшей слабости для представителей своих племен. Это доказывает также и тот факт, что Африка единственный континент, где одновременно представлены все виды украшения тела – и шрамирование, и пирсинг, и татуировки.

Основную роль в развитии искусства татуировок в Африке сыграл климат. В стране, где одежда была не особо нужным атрибутом, и большая часть тела оставалась открытой, подкожные рисунки были весьма уместны. Они имели особый смысл для их носителей и окружающих.

Для мужчин это в первую очередь были показатели его силы и мужественности. Настоящий воин был покрыт изображениями различных знаков, обозначающих количество его побед и умертвленных врагов. Также, это были знаки покровительствующих ему духов и предков. Но так же это могли быть изображения различных хищников или мифических существ, которые должны были наводить ужас на врага и помогать воину побеждать в битвах.

Но самым любопытным и неизученным видом африканской татуировки являлся орнамент, который симметрично наносился на тело человека. Этот вид татуировки предназначался для привлечения сильного духа и предложения ему поселиться в теле человека. Считалось, что чем интереснее и красивее орнамент – тем больше вероятности того, что сильный дух выберет именно этого человека как собственное вместилище.

Точное назначение этого обряда до сих пор остается неизученным, и оставляет место для многих теорий.

Также татуировка служила чем-то вроде паспорта в потустороннем мире и защитой от кражи души. Но об этом опять же очень мало сведений и непаханое поле для работы антропологов.

Процесс нанесения татуировок занимал столь важное место в жизни племен, что совершался только по строгому обряду и только старейшими представителями племени.

Если обратить внимание на мотивы в рисунках татуировок, можно заметить что излюбленной темой африканских мастеров является тема смерти. Наибольшей популярностью пользовались изображения черепов, змей и драконов. Эти изображения являются самыми распространенными на всех уголках планеты и в своей массе олицетворяют зло, темную силу и демоническую сущность. Считалось также, что эти знаки неразрывно связывают их носителей с нижним миром, или преисподней по нашему. Африканцы верили, что через эти изображения, выбитыми у них под кожей, они получают невиданную силу.

В настоящее время традиционные татуировки Африки не пользуются в Европе особой популярностью. В основном это связано с отсутствием понимания столь необычных культур и неприятие образа жизни африканских племен. Что весьма огорчает, потому что это страна, пронизанная мистериями и тайнами, является колыбелью магии и оккультизма, и куда сильнее связана с загадочными силами природы чем другие. ее народ отличается сверъествественным чутьем и гармонией с окружающим миром. Но, возможно из-за отдаленности ее обитателей, европейцам удастся не скоро это понять и оценить их искусство по настоящему.