Проблема нравственного воспитания и самовоспитания. Духовно-нравственное самовоспитание как необходимый фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел на этапе реформирования мвд россии

Введение 2

Сущность, методы и этапы самовоспитания 3

От самопознания к самовоспитанию 6

Этапы самовоспитания 8

Заключение 10

Список литературы 12

Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.

Сущность, методы и этапы самовоспитания

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: "Не плачь - ты мужчина", "Не пачкайся - ведь ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает эталоны "хорошего - плохого". И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Основные труды по проблемам самовоспитания

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием ” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.

В книге “Воспитай себя ” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя ” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера ”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дейла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей ”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.

ХV. Понятие о самовоспитания

1. Сущность самовоспитания

Воспитатель может разъяснить, убедить, подать пример, но все его воздействия не дадут полного эффекта, если сам воспитуемый не будет принимать участия в этом процессе; именно это участие и является самовоспитанием.

Самовоспитание – это сознательная, систематическая работа человека по формированию у себя общественно ценных качеств, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт характера. .

Самовоспитание является важным фактором формирования личности, ее мировоззрения, способностей и характера. Именно благодаря ему человек стремится привести собственные личные качества в соответствие с требованиями, которые предъявляются обществом.

Но для этого необходимо постоянно заниматься не только самообразованием для профессионального совершенствования, но и самовоспитанием для морально-психологической подготовки к успешной работе с людьми, для того, чтобы иметь право быть для них примером.

Цель самовоспитания – достижение осознанного и усвоенного человеком идеала.

Мотивы самовоспитания:

а) жизненные устремления человека;

б) потребность действовать в строгом соответствии с общественными требованиями;

в) понимание необходимости преодоления трудностей;

г) следование избранному идеалу (положительному примеру);

д) материальная заинтересованность;

е) жизненные блага, престиж;

ж) осознание собственных недостатков.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки и вида деятельности личности. Оно включает: совершенствование идейных, нравственных, профессиональных, организаторских, эстетических и физических качеств; формирование общей и специальной культуры; выработку умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами.

Основными составляющими самовоспитания выступают:

а) самопознание (не зная себя, невозможно себя совершенствовать);

б) объективная самооценка (исправлять то, что действительно нуждается в исправлении);

в) четкое представление об идеале (каким же я хочу стать в конце концов);

г) уверенность в себе, воля (иначе себя не преодолеть);

д) определенные знания, теоретическая и методическая подготовленность;

е) целенаправленность и планомерность;

ж) постоянный самоконтроль, этапная самооценка и самокоррекция (при необходимости) хода и эффективности процесса самовоспитания.

Возможности самовоспитания огромны – посредством его можно не только развить существующие, но и сформировать новые положительные качества, полностью преодолеть или хотя бы существенно затормозить отрицательные.

Основные методы самовоспитания:

1) самоубеждение (я смогу это сделать, этого достичь);

2) самообязательство (я обязан это сделать; это нужно и мне, и окружающим);

3) самоупражнение (я этого еще не умею, но я этому постепенно научусь);

4) следование примеру (мне бы надо быть таким, как он);

5) самопоощрение (я – молодец, это я сделал так, как надо);

6) самовнушение (я не должен больше колебаться, мне пора приступить к этому);

7) самопринуждение (я немедленно должен делать это, не прячась за оправдания и отговорки);

8) самокритика (а ведь – это я мог бы сделать и лучше, и быстрее).

Гарантии успеха самовоспитания:

а) личная заинтересованность человека стать лучше;

б) уровень общей образованности и воспитанности;

в) постоянная требовательность к себе;

г) психолого-педагогическая грамотность;

д) благоприятное отношение окружающих.

Анализируя суть самовоспитания, А. М. Горький писал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, интенсивно стремится к лучшему и – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье». [Цит. по: 31, с. 101].

Таковы существо и основные категории самовоспитания – одного из наиболее сложных педагогических процессов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный профессионально-педагогический

университет

Институт педагогической юриспруденции

Кафедра философии

Контрольная работа

По дисциплине «Профессиональная этика»

На тему: «Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания профессионала»

Екатеринбург 2012

Введение

Заключение

Введение

Актуальность работы. Ответственность профессиональных учебных заведений, непосредственно осуществляющих нравственную подготовку к труду в современных социальных условиях, резко возрастает. Профессиональная педагогика, практика деятельности средних профессиональных учебных заведений инновационного типа: технических и гуманитарных лицеев, колледжей, высших училищ, - показывает, что для педагогов актуальны две проблемы: качественная профессиональная подготовка выпускников и формирование их нравственных ценностей, определяющих способы самореализации в трудовых коллективах или индивидуальной деятельности.

Адаптация молодого специалиста к производственной практике на основе ее технологии происходит легче, чем к деловым отношениям, к нравственно-психологическому климату конкретного коллектива. Это связано с тем, что, как показывают исследования В.Т. Ощепкова, в нем в течение многих лет создавалась своя производственная субкультура, действовала профессионально-психологическая этика, в значительной степени субъективная, не всегда совпадающая с ожиданиями выпускника. В настоящее время это положение усугубляется тем, что сложившиеся роли, традиции и правила на основе прежних идеологических ценностей с возникновением рыночных отношений не исчезли, а вступили в противоречие с новыми. В современных условиях молодому поколению трудно определить свою нравственную позицию и сохранить ее в условиях социальной нестабильности, смены системы нравственных ценностей.

Реформы, связанные с переходом к рыночной экономике, существенно изменили моральный климат в обществе. Исследователи (О.С. Белокрылова, В. Квин, В.Д. Симоненко, и др.) убедительно показали, что рыночная экономика сама по себе не несет нравственного начала. Она требует четкого законодательства и всех видов контроля за соблюдением этики делового партнерства. Отсюда следует необходимость определения содержания, путей и способов нравственного воспитания будущего специалиста в период профессиональной подготовки. Она становится особенно острой в сфере деятельности средних специальных учебных заведений (ссузов) на качественно новой основе. Таковой выступает профессионально-нравственная позиция. Проблема ее формирования в историческом плане всегда имела два аспекта - социальную мотивацию и личностно-практическую направленность (С.Н. Батраков, Н.М. Берулава, С.И.Самыгин, Ю.К. Стрелков и др.).

1. Профессионализм как нравственная черта личности

нравственный этика профессиональный личность

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать, развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и моральных ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает: отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; особенности профессионального воспитания. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II в. до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, ад представлялся как вечная жизнь без труда. Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уроке моральности, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. При этом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Обще моральные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии,

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.

2. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности специалиста

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны специалиста становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических качеств. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности специалиста, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.

При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов.

Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной нравственной жизни.

Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития человеком положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Задача профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания слушателей и будущих специалистов. Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение специалистом общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности в его профессии; самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей -- представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание).

Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым -- зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения.

Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников от сплоченности и зрелости рабочего коллектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой.

Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосредованного импульса - введение субъекта нравственного самовоспитания в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.

Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

3. Профессионально-нравственное воспитание как фактор развития профессионально важных качеств

Формирование личности будущего специалиста - одна из основных задач высших учебных заведений. В то же время высокого уровня профессиональной подготовки может достигнуть только студент с развитыми интеллектуальными, физиологическими, психологическими качествами и личностными свойствами, от которых в наибольшей степени зависит успех в конкретной сфере его жизнедеятельности.

В системе профессиональной подготовки профессионально - нравственная сторона занимает важное место. Для студента - самовоспитание должно являться одним из значимых факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности. Поэтому окончание вуза и получение профессиональных знаний зависит во многом от личности студента: каковы у него стремление, интерес, потребность и установка; какое у него желание овладеть знаниями, умениями и навыками; как работать над развитием в себе тех качеств, которые формируют личность профессионала. И вообще, является ли он творцом своей личности, так как потеря требовательности может стать разрушительной силой и привести его мысли к застойному явлению.

Безусловно, активная позиция будущего профессионала по отношению к своей личности и к своей будущей профессиональной деятельности является важным мобилизующим фактором для самовоспитания и саморазвития.

Самовоспитание, выступает как фактор развития профессионально важных качеств и как средство профессионально - нравственного становления студента в образовательном учреждении. Оно может развиваться в нескольких направлениях: интеллектуальное, волевое, эмоциональное, нравственное и др.

Реализация внутренней потребности в самосовершенствовании, как основной механизм развития личности, проявляется в процессе его активной деятельности в учебе и общественной жизни. В этом особую роль играют, по мнению Л.И. Рувинского (1983), самовоспитание и самообразование. А в основе развития самовоспитания лежит становление и движение взаимосвязанных процессов изменения позиции студента во взаимодействии с внешним миром.

Движущими силами самовоспитания будущего специалиста определяется возникающими противоречиями между социальными требованиями общества, и собственным отношением к ним. Преодоление этих противоречий и является процессом саморазвития. Следовательно, студенту следует переходить от позиции "Я - студент" на позицию "Я - будущий специалист. Я готовлю себя к почетной высокой миссии". И одновременно он должен овладеть навыком самостоятельной работы по развитию своей личности.

Под профессионально - нравственным самовоспитанием понимается целеустремленная, активная деятельность, направленная на формирование, развитие и закрепление у себя положительных профессионально важных качеств личности, а также устранение отрицательных.

Поэтому программу профессионально - нравственного самовоспитания можно наметить на основании профессиограммы. Студенту пpи составлении пpогpаммы самовоспитания из указанных качеств нужно выделить те, которые у него на первый взгляд отсутствуют, т.е. составить персонограмму. Затем следует заняться самооценкой по всем включенным в нее качествам с помощью психологических тестов, выполнения различных заданий, где проявляются те или иные качества. На основании полученных результатов составляется личностная программа самовоспитания.

Например, при отсутствии такой профессиональной характеристики как уверенность в себе, студенту необходимо составить свой план самовоспитательных действий. Этот план должен включать:

обнаружение самого фактора неуверенности в себе, фиксация его в своем сознании в виде робости и скованности;

отношение к нему, беспокойство о нем, принятие соответствующих мер;

выработка определенных специфических требований к самоизменению своей личности;

разработка способов преодоления своих недостатков:

создание системы самонаблюдения и самоконтроля за своим самочувствием, поведением и сознательного регулирования своих эмоций и действий в различных условиях и обстоятельствах.

В действительности в различных жизненных ситуациях процесс самовоспитания может не совпадать с планом действия личности. Однако он должен быть продуманным моделированием самопознания, самовоздействия.

Таким образом, процессы самовоспитания и самообразования являются одним из важных и необходимых в профессиональной подготовке будущего специалиста. Причем эти процессы помогут студенту приобрести нравственные профессионально значимые качества для будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Профессионально-нравственная позиция не является личностным монообразованием. Это сложное проявление индивидуальности будущего специалиста, включающая три способа ориентации на конкретные социальные ценности: человека и его здоровье; профессию и профессиональную деятельность, сберегающую здоровье каждого индивида и общества в целом; себя как профессионально ответственную за реализацию этих ценностей личность. Поэтому профессионально-нравственная позиция может иметь как уровневый характер проявления, так и целостный. Исследованиями установлены следующие ее подструктуры: ориентировочная ценностно-здравоведческая позиция, при которой господствует ориентация на здоровье человека как основную социальную ценность; готовностно-мотивированная позиция с ведущим ее показателем -- желанием, стремлением служить человеку, профессии, обществу; активно-деятельностная, при которой проявляется деятельность студента по самореализации, самосовершенствованию, самоподготовке к будущей роли. Эта деятельность связана либо с накоплением опыта в такой мере, что позволяет оценивать его как профессионализм, либо с самовоспитанием профессионально-личностных свойств, позволяющим в будущем самостоятельно и творчески накапливать опыт деятельности.

Названные виды профессионально-ценностной позиции студента могут рассматриваться и как ее уровни. Это зависит от концептуального подхода к ее формированию. В любом случае последовательность педагогических действий предполагает формирование ориентаций студентов на ценности человека и его здоровья, последующий переход к усвоению ценностей профессии и профессиональной деятельности и побуждение студентов к самоопределению и самореализации ценностей Я как профессионала и связанного с этим жизненного самоопределения.

Список использованной литературы

1. Аверина О.Р. Этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.

2. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск, 1993.

3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. М.,: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 208 с.

4. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник. Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Государственные служащие как социально–профессиональная группа. Современное состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего. Принципы поддержания этики на государственной службе, пути ее дальнейшего формирования и роста.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    История становления и развития профессии юрист. Знаменитые юристы древнего Рима. Профессиональная характеристика должности и ее нравственное значение. Главные качества работника, которые свидетельствуют о непригодности. Этика в деятельности юриста.

    реферат , добавлен 24.04.2015

    История развития этики как нравственного самосознания личности в классическом периоде и в условиях зарождения и развития капиталистического общества. Анализ общих характеристик этики, применяемых в бизнесе, оценка их использования в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Профессионально-этические нормы качественного обслуживания клиента. Пути формирования необходимых для сервисного работника качеств. Пути формирования спокойствия и типичные ошибки в контроле эмоций. Основные требования к внешнему виду сотрудников.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Нравственное здоровье коллектива и моральные устои. Механизмы нравственной саморегуляции. Критические стадии нравственного развития коллектива. Нравственность как явление, разделено на два уровня – отношение и сознание. Специфические процессы общения.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Характеристика этапов процесса формирования профессионально-квалификационного качества таможенных кадров. Понятие слова "святыня". Совокупность духовных, державных и культурных святынь и ценностей России, их применение в воспитании таможенных кадров.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2014

    Этика делового общения в сфере гостиничного сервиса. Основная задача этического кодекса. Возникновение первых профессионально-этических кодексов. Особенность формирования корпоративной культуры в гостеприимстве. Правила разработки этического кодекса.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Понятие, сущность и особенности трагического и героического, история осознания эстетического начала в человеческой жизни. Нравственное воспитание личности в трудах Н.Г. Чернышевского. Место героического в повседневной деятельности сотрудника ОВД.

Древняя истина Аристотеля: «… В нашей власти быть нравственными или порочными людьми».

Нравственное самовоспитание существует как неотъемлемая часть нравственного воспитания. Здесь проявляется активность сознания. Работая классным руководителем много лет, всеми путями стараюсь воспитать у учащихся способность к самопознанию и самооценке. Так, на одном из классных часов, я заострила внимание ребят на смысле пословиц: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «ум хорошо, а два лучше. Подчеркнула, что в них звучит призыву к осмотрительности, обдуманности своих действий. Они предостерегают от излишней самоуверенности и бесшабашности, которые ни к чему хорошему не ведут. В качестве примера человека, самым серьёзным образом сознательно занимавшегося самовоспитанием, я называю А. П. Чехова: «Надо себя дрессировать», — писал он. Отвечая на вопросы одной из анкет, ребята поняли, что нравственное самовоспитание не то же самое, что и нравственное самосовершенствование. Ведь человек в принципе может сознательно воспитывать в себе и такие нравственные качества, которые не делают его более совершенным именно как человека, а, наоборот, обесчеловечивают его, делают вредным и опасным. Меня всегда тревожат беспрекословно послушные дети, потому что ожидается их превращение в беспрекословных послушных взрослых. Очень тихих, очень исполнительных и вовсе лишённых готовности проявить инициативу, отстаивать свои убеждения, выступая за правого, разоблачать виноватого, увлечься… Вот и выходит, приучая детей к послушанию, должны мы вырастить непослушных. Но и в послушании есть две стороны. Один из учеников часто прогуливал уроки, не выполнял требования директора постричься, долго не мог сменить модные джинсы на обычные брюки. Он думал, что таким способом он отстаивает личность. Долго беседуя с ним, я доказала, что не понимает он, что в личности главное. На помощь пришли книги, вырезки из газет, примеры их жизни. Я всегда стараюсь быть не командиром, а советчиком и помощником для ребят. Работая над вопросом нравственного самовоспитания, в конечном счете, я спрашиваю себя, как разбудить тот внутренний голос, который остановит мальчишку, бросающего камень в окно проходящего поезда, вытаптывающего грядки на чужой даче. Как воспитать то, что мы называем совестью?Совесть — разность между тем поведением, каким оно должно быть в представлении человека, и тем, какое оно есть на самом деле. И поэтому голос совести звучит лишь тогда, когда человек ощутит эту разность. Поэтому-то очень часто бывают бесполезными обращения к совести молодцов, ревущих песни в ночном дворе. У них не сформировалось представление о поведении. «С совестью надо научиться разговаривать, — повторяю я ученикам. - Прежде чем уснуть, вспомни, что хорошего ты сделал за день, вспомни и то, о чём вспомнить не хотелось бы!».Основными правилами самовоспитания выбрали мои ученики на одном из классных собраний, мудрые заповеди В. А. Сухомлинского: «Сущность самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставить себя», «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляя себя делать то, чего не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли. Подавляйте в себе малейшие признание слабоволия» и т. д.Воспитывая, воспитывай себя - это формула непререкаема, потому, что воспитание не может быть процессом односторонним. И у воспитанников, и у воспитателя могут быть свои правды свои резоны. И мы ищем путь к истине вместе.А если лживость уже проникла в поры растущего человека? Универсального лекарства тут нет. Каждый раз приходится создавать его заново. Но две составляющие обязательны - разъяснение и доверие. И ещё одну хочется назвать - это ставка на чувство справедливости, порой искажённой, но справедливости. Самому отпетому подростку можно объяснить, что он поступил несправедливо. Я много раз убеждалась в том, как сильно действует этот простой довод, если его привести спокойно, без раздражения.В самооценке ребёнка очень важно я считаю формулу » Я никогда не накажу тебя, если ты скажешь правду, какой бы она не была, и буду презирать тебя, если ты солжёшь». В конце концов, эта формула срабатывает обязательно.Одним из важных факторов, способствующих возрастанию роли самовоспитания и самообразования, является творческое отношение к труду. Будь то учёба или обыкновенный «субботник».Мне всегда нужна родительская поддержка. Единство родителей и учителей - одно из незыблемых моих правил. Чтобы лучше знать родителей, повернуть их лицом к своим детям, предлагаю тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.Вот некоторые вопросы из него:1. Вы видите в своих детях:А. Людей, равных вам?Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить вашу молодость?В. Маленьких взрослых?Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?Или2. При споре с детьми вы:А. Редко говорите, что они ошибаются.Б. Соглашаетесь изменить позицию.В. Оставляете последнее слова за детьми, не желая ссориться.Г. Соглашаетесь, если они правы.Всего дано 12 вопросов. Результаты бывают самыми неожиданными и побуждают к размышлениям.Тесты проводятся и по другим темам. Часты в классе собрания-диспуты.Так, на одном их них были подведены итоги игры, которая проводилась на классном часе «Мы выбираем, нас выбирают». Эта игра дала ребятам толчок для самоанализа. Никто не остался равнодушным к тому, что узнал о себе, о своих детях.С интересом слушали родители итоги психологического практикума по теме «Личность», где ребята определяли свой темперамент по методике А. Белова. «Каждый человек - это огромный звёздный мир», — повторяем мы часто. Но ведь звёздный мир не только огромен. Он постоянно изменяется. Хотим мы или не хотим, но наше каждодневное поведение накладывает на детей свой отпечаток. Но только одного не принимает юная душа - грубого нажима.Гуманную личность можно воспитать лишь нравственными средствами. Требуя что-либо от другого, требуй этого же и от себя. И если мы говорим о необходимости единства действий, то здесь мы должны понимать, прежде всего, единство с нашими воспитанниками. А в основу, кладу любовь и стремление к взаимоотношению.Разговор о том, что между семьёй и классным руководителем должна быть глубокая дружба в вопросах воспитания детей далеко не нов, но остаётся всегда злободневным.Ребёнка невозможно делить на сферы влияния: скажем, школа содействует его и правильному выбору профессии, а семья занимается его характером. Это разделение сугубо условное, и именно оно объясняет многие педагогические неудачи.Чтобы определить воспитательный потенциал семьи, я стараюсь как можно больше узнать о родителях: изучаю условия каждой семьи, выясняю, где работают родители, как проводят свой досуг. Затем разрабатывается методика правильного общения между родителями и классным руководителем. Обычно оно не сводится только к родительским собраниям, где речь идёт только об учёбе. Взаимодействие семьи и школы проявляется в классе в разных сферах. Здесь и участие родителей в оформлении кабинетов, выступления родителей на собраниях по профориентации, военно-патриотической тематике, проблемам нравственности, участие в общих праздниках, соревнованиях класса.Участие родителей в делах класса активизировало и деятельность родительского комитета. Повысилась роль родительских собраний в воспитании учащихся. Так на родительских собраниях часто возникает разговор о трудовой активности детей, о том, чему научился ребёнок в школе, дома. Родители обмениваются опытом семейного воспитания. Естественно, такие встречи помогают родителям определить правильно взаимоотношение с детьми, повышают их педагогическую культуру.Совместная работа с родителями открывает возможности для профориентационной работы. С помощью них организуются экскурсии на предприятия, выставки, посвящённые профессиям, встречи с интересными людьми. И результат налицо: из 19 выпускников 2007 года 16 стали студентами вузов, пятеро из них по окончании будут работать на селе.Чтобы родители были постоянно информированы, как их дети участвуют в общественной жизни класса, я внедрила в практику своей работы «Личную книжку учащегося». В ней совет отряда записывает о личных достижениях школьника в труде, спорте.«Личная книжка учащегося» адресована и родителям: в ней имеется перечень трудовых умений и навыков, которыми школьник должен овладеть под руководством взрослых: «умей пришить заплату, научись ухаживать за младшими, знай, как ухаживать за верхней одеждой, умей гладить и складывать бельё» и т. д.В «Книжке» есть и такие задания: учись интересно рассказывать дома о своей жизни в школе, веди каталог домашней библиотеки, обсуждай с домашними прочитанные книги.Для меня не так важно, кто и к кому первым обратился за помощью и советом - учитель к родителям или они к педагогам. Здесь обе стороны должны работать в унисон. Здесь не нужны рецепты, наборы педагогических рекомендаций - их будет порождать сама жизнь, совместный поиск.В. А. Сухомлинский удивительно точно выразил эту идею «Без семьи… мы были бессильны… Безграничное уважение и доверие к школе - вот что главное для коллектива наших родителей».Мой опыт работы убеждает: постоянный контакт между учителем и родителями положительно влияет на учебно-воспитательный процесс в школе, и дома, помогает включать детей в ситуации выбора, оценивать свои действия, поступки, вовлекать в творчество.

© 2013 М.О.Илюхина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 03.09.2012

В статье осуществляется осмысление предлагаемых учеными определений понятия «нравственное самовоспитание»; на основании выявления различий между моральной деятельностью и нравственной деятельностью дополняется научное представление о понятии «нравственное самовоспитание школьника». Ключевые слова: нравственность, самовоспитание, нравственное самовоспитание, моральная деятельность, нравственная деятельность, школьник.

Исторический опыт развития человеческой цивилизации показывает, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан сами по себе не гарантируют духовного и нравственного развития общества. Жизнеспособность нации напрямую зависит от уровня духовно-нравственного и культурного ее развития. Это относится и к современной России. Как подчеркивается в «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности»: «Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранением культурного достояния всех народов России»1. В данном контексте особое значение приобретает проблема нравственного воспитания детей и молодежи, в рамках которой ставится и решается вопрос организации нравственного самовоспитания учащихся.

Практическому решению любой научной проблемы предшествует ее теоретическое осмысление, соответственно, решению проблемы организации нравственного самовоспитания учащихся должно предшествовать осмысление предлагаемых учеными определений данному понятия. Осмыслим предлагаемые учеными определения понятия «нравственное самовоспитание».

Нравственное самовоспитание, как подчеркивает С.М.Ковалев, состоит в формировании представлений и понятий о морали, образовании соответствующих моральных убеждений и привычек, чувств, которые регулируют отноше-

Илюхина Марина Олеговна, аспирант кафедры педагогики. E-mail: mariah87@mail. ru

1 Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской

Федерации и защиты их нравственности. Проект. - М.: 2008. - С. 10.

ние человека к другим людям, к собственным обязанностям, его поведение в коллективе. Оно включает искоренение аморальных поступков из жизни человека2.

В данном определении понятия «нравственное самовоспитание», как показывает его анализ, не проясняется, во-первых, кто формирует представления и понятия о морали, соответствующие моральные убеждения и привычки, которые регулируют отношение человека к другим людям, к собственным обязанностям, его поведение в коллективе. Во-вторых, если учитель формирует представления и понятия о морали, моральные убеждения и привычки, то своей деятельностью он, например, предъявляя образцы совершенства в отношениях между людьми, создает предпосылочное состояние для нравственного самовоспитания школьника. Однако это не есть собственно нравственное самовоспитание.

Иную точку зрения относительно нравственного самовоспитания мы находим у М.Г.Тай-чинова, подчеркивающего, что нравственное самовоспитание является как бы внутренней стороной процесса нравственного формирования, как бы его продолжением в субъекте. В самовоспитании проявляется активность сознания, ибо человеческая оценка внешних явлений всегда опосредована личным самосознанием, мировоззренческим уровнем индивидуального сознания. Нравственное самовоспитание - это усилия человека, направленные на совершенствование себя как социально активной личности, на усвоение опыта предыдущих поколений, на приобщение к нормам социальной жизни, это волевая деятельность каждого, направленная на формирование нравственного поведения, на развитие требовательности к себе, самооценки, способности разумного регулирования своего поведения соразмерно моральным требованиям

2 Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. - М. 1986. - С. 80.

общества, ответственности перед обществом за свои действия3.

В предлагаемом М.Г.Тайчиновым

определении понятия «нравственное

самовоспитание» четко обозначается, что нравственное самовоспитание является продолжением осуществляемого учителем нравственного формирования школьника, которое создает предпосылочное состояние для нравственного самовоспитания школьника. Важным в понимании ученым явления нравственного самовоспитания является, на наш взгляд то, что нравственное самовоспитание требует активности сознания.

Развивая данную мысль ученого, скажем, что сознание, точнее нравственное сознание, создает программы по совершенствованию школьником себя в соответствии со своим поставленным целям, изменению своего внутреннего мира, поведения и отношений к окружающим людям по критерию ценностей и норм морали. Нравственное сознание «распознавая» безнравственное, аморальное, включает «такую форму духовной активности субъекта, которая «разворачивает» мир к его интересам, жизненным позициям, идеалам, превращая объективное отражение бытия в его осмысленное отражение, «очеловеченное» понимание»4.

Близкую ко взглядам М.Г.Тайчинова точку зрения относительно того, что нравственное самовоспитание есть внутренняя сторона процесса нравственного формирования, продолжение данного процесса в субъекте, мы находим у А.В.Резниченко. Ученый пишет, что нравственное самовоспитание есть закономерно обусловленная требованиями воспитания и определенным уровнем развития нравственного самосознания деятельность личности, направленная на управление своим нравственным развитием и формированием на основе достижения единства объективных и субъективных целей воспитания и критического осознания степени своего участия в преобразовании окружающей действительности и совершенствовании коллективных отношений5.

Мы написали «близкую точку зрения» потому, что А.В.Резниченко в отличие от М.Г.Тайчинова, ведя речь о воспитании, а не о формировании, полагает, что нравственное са-

3 Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: книга для учителя. - М.: 1982. - С. 16.

4 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997.- С. 157.

5 Резниченко А.В. Профессионально-нравственное

самовоспитание студентов как условие развития

педагогической культуры будущего учителя:

диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ростов на/Д.: 1999. - С. 15.

мовоспитание, обусловленное требованиями воспитания, уровнем развития нравственного самосознания, есть деятельность личности. В то же время А.В.Резниченко не указывает на то, что нравственное самовоспитание является продолжением воспитания. Оно лишь обусловлено требованиями воспитания, которое, заметим, не может быть одинаковым для всех.

Воспитание и формирование являются различными понятиями, фиксирующими различные системы отношения. Если

воспитание есть система субъект-субъектных отношений, то формирование есть система субъект-объектных отношений, внутри которых и возникают субъект-субъектные отношения.

Мы полагаем, что в случае с нравственным самовоспитанием речь должна идти о воспитании, а не о формировании, которое является, естественно, обязательным условием руководства учителем нравственным

самовоспитанием школьников.

В контексте теоретического осмысления понятия «нравственное самовоспитание» интересным нам представляется положение А.А.Гусейнова и И.С.Кона о том, что самовоспитание является одной из основных сторон моральной деятельности, состоящей в том, что индивид целенаправленно развивает свои духовные способности и совершенствует образ жизни, ориентируясь на собственные представления о нравственно совершенной личности. Самовоспитание реализуется в такой системе ценностей, где приоритет имеет достоинство личности. В процессе самовоспитания индивид через критическое отношение к самому себе подвергает критике мир общественных отношений, наличных нравов. Самоочищаясь, он изживает в себе то, что ему не нравится в других, и стремится «выделать» себя таким, каким он хотел бы видеть всех остальных людей, окружающий мир6.

Осмысление данного положения ученых дает нам основание утверждать, что моральная деятельность, содержание которой образуют моральные отношения, является средством самовоспитания, а от содержания такой деятельности зависит и содержание отношений человека к себе, к другому. Данное утверждение базируется на философском понимании деятельности как специфически человеческой формы (человеческого способа) отношения к миру, связанного с работой в социокультурных парадигмах, на непреложном

6 Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова, И.С.Кона. - М.: 1989. - С. 296.

факте, что человеческое бытие представляет собой жизнь в культуре7.

Из такого понимания В.С.Швыревым деятельности следует (должно последовать), что моральная деятельность есть специфически человеческая форма (человеческий способ) морального отношения к миру. Она фиксирует моральные отношения, данные отношения реализуются в моральной деятельности.

Утверждение о том, что моральная деятельность фиксирует моральные отношения, имеет прочную методологическую основу. Так, В.П.Бездухов, исходя из аналогичного философского понимания деятельности, отмечает, что каждый вид деятельности фиксирует адекватную ей систему отношений и обладает своим системообразующим компонентом. Согласно ученому, познавательная деятельность есть система гносеологических отношений, которые определяются ориентацией исследователя на истину, являющуюся системообразующим компонентом данной деятельности, преобразовательная деятельность фиксирует праксеологические отношения, а ценностно-ориентационная деятельность фиксирует ценностные отношения, а системообразующим ее компонентом является ценность8.

Из этого следует, что моральная деятельность фиксирует моральные отношения, нравственная деятельность - нравственные отношения.

Мы полагаем, что, когда речь идет о нравственном самовоспитании школьника, то следует вести речь о нравственной деятельности, а не о моральной деятельности. Данное утверждение базируется, во-первых, на различении морали и нравственности. Во-вторых, на различении морального и нравственного сознания. Если исходить из принципа единства сознания и деятельности, то следует вести речь о единстве морального сознания и моральной деятельности, о единстве нравственного сознания и нравственной деятельности.

Заметим, что различение морали и нравственности не позволяет в полной мере уяснить суть различий между моральной деятельностью и нравственной деятельностью. Различия между данными видами деятельности становятся понятными, если мы будем, исходить из того, что каждому уровню рефлексии, как подчеркивает

7 Швырев В.С. Деятельностный подход к пониманию «феномен человека» (попытка современного осмысления) // Наука глазами гуманитария. - М.: 2005. - С. 345 - 383. - С. 349.

8 Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. - М.: 2008. - С. 78.

В.С.Степин, соответствует свой тип знаний и свой способ оформления категорий9.

Опираясь на данную В.С.Степина, О.К.Позднякова, разрабатывая проблему многоуровневой морально-этической педагогической рефлексии, обосновала, что каждому уровню морально-этической педагогической рефлексии соответствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются, осмысливаются соответствующим данному типу знания сознанием. Нравственная рефлексия осуществляется в рамках нравственного сознания, моральная рефлексия - морального сознания, этическая рефлексия - этического сознания.

Однако понимание того, что каждому уровню морально-этической педагогической рефлексии соответствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются,

осмысливаются соответствующим данному типу знания сознанием, также не дает целостного представления о сути различий между моральной деятельностью и нравственной деятельностью.

Методологической основой для различения моральной деятельности и нравственной деятельности становится идея А.Н.Леонтьева о том, что в человеческую деятельность вплетается деятельность сознания как ее необходимый элемент10.

Из данного положения следует, что в нравственную деятельность вплетается деятельность нравственного сознания, в моральную деятельность - моральная деятельность.

Интерес представляет и такая идея А.А.Гусейнова и И.С.Кона, как «самовоспитание реализуется в такой системе ценностей, где приоритет имеет достоинство личности». Понимание учеными того, что приоритет в системе ценностей, в которой человек осуществляет самовоспитание, имеет достоинство личности, показывает, что человек, обладающий чувством собственного достоинства, ориентированный на изменение себя, является автономной личности. Человек, как подчеркивает И.Кант, имеет внутреннюю ценность, то есть достоинство. Единственно подходящее выражение для такой оценки человека, которую разумное существо должно дать этому достоинству, это - слово уважение. Автономия, есть, таким образом, основание достоинства человека и всякого разумного естества11.

Важно отметить, что человек, осознающий собственное достоинство, в такой же мере отно-

9 Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: 2000. - С. 278 - 279.

10 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: 1981. - С. 295.

11 Кант И. Критика практического разума. - СПб.: 1995. - С. 95 - 96.

сится и к достоинству другого. «Показателем достоинства личности, - пишет Т.В.Ми-шаткина, - является ее отношение к достоинству другого человека»12. Из такого понимания показателя достоинства личности следует, что нравственное самовоспитание как сторона нравственной деятельности изменяет не только самого человека, но и его отношение к другому человеку, признаваемым своим-другим.

Выполненный нами анализ предлагаемых учеными определений понятия «нравственное самовоспитание» позволил нам дополнить научное представление о понятии «нравственное самовоспитание школьника». Отправным моментом для такого дополнения является понимание того, что нравственное самовоспитание

осуществляется в нравственной деятельности, а не в моральной деятельности.

Нравственное самовоспитание школьника есть самостоятельная, свободная, целеустремленная и систематическая нравственная деятельность школьника, обеспечивающая нравственное совершенство через воспитание в себе нравственных качеств, через «взращивание» в себе добродетельного человека в системе ценностей, освящающих выбор идеалов, моделирующих «потребное будущее», которое желали бы видеть и человек, и общество.

12 Мишаткина Т.В. Честь и достоинство // Этика. - Минск: 2002. - С. 208- 223. - С. 217.

CATEGORICAL ANALYSIS OF «MORAL SELF-EDUCATION»

© 2013 M.O.Ilyukhina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article accomplishes the interpretation of «moral self-education» definitions proposed by scientists; based on differences between ethical activity and moral activity the scientific understanding of the concept of «moral self-education of a pupil» has been complemented.

Keywords: morality, self-education, moral self-education, ethical activity, moral activity, a student.

Ilyukhina Marina Olegovna, the post-graduate student of faculty of pedagogics. E-mail: mariah87@mail. ru