Мы знаем о бумаге. Интересные факты о бумаге
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
МИНИ – ПРОЕКТ
ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БУМАГЕ?»
ВЫПОЛНИЛА: МЕЗИНА АРИНА,
УЧЕНИЦА! «А» КЛАССА, ОСШ № 11,
п. ЖАЙРЕМ, КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ.
РУКОВОДИТЕЛЬ: ХОН Г.А. УЧИТЕЛЬ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2014-2015 учебный год
Введение
В окружающей нас действительности есть масса вещей, которые сопровождают нас с самого раннего детства, зачастую мы даже не задумываемся над их происхождением и их значимостью в нашей жизни. Одной из таких вещей является бумага.
Целью нашей работы является поиск и сбор информации о бумаге и ее распространение среди учащихся начальных классов.
Задачи:
1.Изучить историю происхождения бумаги.
2.Составить коллекцию «Виды бумаги»
3.Выполнить математический расчет расхода бумаги на одного первоклассника, на класс в год.
4.С помощью библиотекаря провести операцию «Книжка заболела»
В результате выполненной работы, мы надеемся, что наши школьники получат информацию об истории и значении бумаги, узнают о способах вторичного ее использования и количестве расходов бумаги, будут бережно относиться к бумаге в разных ее видах.
1.История создания бумаги.
Что мы знаем о бумаге? Можно сказать, что бумага – это материал для печатания книг, журналов и газет. Недаром бумагу называют «источником мудрости», так как она помогает сберечь для поколений прошлое и настоящее. Ее открытие, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Она прочно утвердилась на Земле и победно идет через столетия.
У бумаги много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные времена служили людям в качестве материалов для письма. Одни материалы были тяжелыми, другие хрупкими, третьи – дорогостоящими. Их обработка требовала больших усилий, которые не всегда оправдывались. И вот изобрели бумагу – простой, доступный материал, приготовленный из сырья растительного происхождения, в основном из древесины.
Считается, что бумага впервые изобретена в Китае во втором веке до нашей эры. В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баоцяо. Обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили время изготовления – 105 год нового летоисчисления. Сырьем для бумаги в Китае служили растительные волокна, которые пропитывали специальными веществами для отпугивания вредных насекомых, выпускали бумагу определенного формата, цвета, веса. Китайская бумага хранилась очень долго.
В России появление бумаги считается 17 век. Первые бумажные мельницы появились в 1816 году в Петербурге, в 1916 году в России уже действовало 55 целлюлозно – бумажных предприятий.
Эта информация, изученная нами об истории происхождения бумаги
2. Разнообразие видов бумаги.
Давайте остановимся на разнообразии видов бумаги, которые выпускаются в наше время. Их насчитывается около 600 видов и сортов, которые подразделяются на 10 классов.:
Бумага для печати
декоративная
бумага для письма, черчения, машинописи
электротехническая
упаковочная или оберточная
светочувствительная
для изготовления папирос и сигарет
впитывающая бумага
промышленно – техническая
бумага – основа.
Бумага для печати – наиболее массовый вид бумаги. К нему относятся: газетная, типографская, иллюстрационная, картографическая, обложечная, этикеточная.
Декоративная – бумага, имеющая окрашенную гладкую, или крепированную поверхность: это – бархатная, крепированная, мраморная, виды бумаг для отделки переплетов книг и журналов.
Упаковочная или оберточная бумага – бумага для упаковки продуктов на автоматах, для сахара. Чая, фруктов, мешочная бумага, для спичечных коробок.
Светочувствительная бумага – это бумага для фото, светочувствительная калька.
Впитывающая бумага – промокательная, фильтровальная различного назначения.
Бумага – основа – к ней относятся бумаги, используемые в качестве основы для производства многих видов бумаг: гигиенические салфетки, клееная лента, склеенный картон, основа для переводной фольги.
Бумага для письма, черчения, рисования – писчая, тетрадная, почтовая, копировальная, бумага – ватман, рисовальная и др.
!!!. Производство бумаги и ее влияние на окружающую среду.
Выбранная нами тема «Что мы знаем о бумаге», заинтересовала нас, не только историей происхождения и разновидностями бумаги, для нас интересно было выявить практическую сторону значения бумаги.
Поэтому мы решили узнать о том:
Может ли бумага быть виновна в исчезновении наших лесов?
Что мы первоклассники можем сделать для решения этой проблемы?
Для производства бумаги строятся бумажные фабрики на берегах больших рек. Вода сама по течению несет к фабрике сырые связки бревен и там идет сложный и долгий процесс переработки дерева.
Поскольку для производства бумаги необходима древесина и огромное количество воды, а потребление бумаги постоянно растет, мы произвели математический расчет: сколько килограммов этой ценной продукции уходит в год на одного первоклассника в среднем. Для этого собрали учебники, тетради, дневники, альбомы, цветную бумагу, картон и положили собранную стопку на весы и определили вес бумаги на одного ученика – 4 кг 600гр, затем сложили это число 4 раза (количество учащих-
ся класса, получилось –18кг 400г
В Казахстане всего 4% территории занято лесами. Поэтому любую бумагу надо беречь, использовать с толком, экономно. И это в наших силах, нам надо бережно относиться к нашим учебникам, по которым могут учиться на следующий год нынешние нуляшки, использованную, исписанную бумагу собрать для макулатуры.
Макулатура по толковому словарю Ожегова (стр 338))означает использованные бумажные изделия и бумажные отходы, идущие на переработку.
Мы узнали такую справку:
. 60 кг макулатуры спасает одно дерево.
.1 т макулатуры дает 25000 ученических тетрадей.
. Вторичная обработка дает картон, туалетную бумагу.
Заключение.
Подводя итоги нашего исследования мини - проекта «Что мы знаем о бумагу?» мы пришли к выводу, наш класс может спасти за год одну третью часть дерева, а если бережно пользоваться учебниками и по нашим учебникам смогут учиться еще три поколения, то за три года мы сможем спасти одно большое дерево.
Казалось бы, что может быть привычнее и неинтереснее бумаги? А вот и неправда. О бумаге можно рассказать очень много интересного.
Изобретателем бумаги является китаец Цай Лунь. Он изготовил первую бумагу из волокна тутового дерева ещё в 105 году нашей эры.
Знаете ли вы, что бумага съедобна? На 85 % она состоит из целлюлозы, сложного углевода. Также в бумаге содержится глюкоза.
Бумажную массу как сырьё производят из хвойных деревьев.
Во всём мире ежегодно производится 350 млн тонн бумаги. Лидерами в бумажном производстве являются США, на втором месте - Китай, на третьем - Япония. В Москве каждый год образуется 500000 тонн бумажных отходов.
Раньше бумага имела серо- коричневый цвет, так как была неотбеленной. Любители чтения быстро теряли зрение из-за этого. Открытый в 18 веке хлор стали применять для отбеливания бумаги, это было первое его применение в промышленности.
Сегодня сложно представить наш мир без бумаги. Это самый популярный упаковочный материал. Ещё не так давно в обёрточную бумагу заворачивали практически всё.
Современное производство предлагает в основном искусственные материалы - полиэтилен и целлофан. Однако экологичный и практичный материал бумага не сдаёт своих позиций. Упаковка в виде бумажных пакетов применяется и в продуктовых магазинах и в ювелирных салонах. К тому же печать на пакетах способна сделать их эксклюзивным и стильным продуктом.
К слову, если на листе бумаги ставится дата и подпись - этот лист становится документом.
По расходу писчей бумаги юристы, чиновники, финансисты бьют все рекорды. В год один работник такой сферы "исписывает" около 20 стволов деревьев.
В калифорнии подготовили закон, по которому для делопроизводства можно использовать бумагу, изготовленную из макулатуры.
По статистике в России только 0,1 % бумаги производят из вторсырья - макулатуры. В Европе бумага из макулатуры составляет 50 % от общего производства, а в Японии - 65 %.
Используемая нами ежедневно туалетная бумага иногда используется вовсе не по назначению. Каждые выходные во многих магазинах в Испании резко возрастает спрос на эту бумагу. Оказывается, её раскупают футбольные фанаты, которые делают из неё гирлянды и ленты во время матчей.
В Москве проходила необычная выставка женской одежды. Платья, шляпки и другие дамские наряды были изготовлены из туалетной бумаги.
Не только дамскую "одежду" шьют из бумаги, в 1991 году туалетную бумагу применяли для маскировки танков во время операции "Буря в пустыне".
По мнению одного писателя, самое лучшее место для чтения- туалет. Поэтому у него влзникла идея издавать книги, печатая их на рулонах туалетной бумаги. Такие "книги" уже были презентованы на книжной ярмарке во Франкфурте.
Одним из самых древних и многофункциональных изобретений человечества является бумага. Ее вклад в развитие нашего общества можно сравнить разве только с колесом. Но много ли вы знаете о этом изобретении? Когда появилась, как придумали, как изготовляли первую бумагу? Поехали!
Интересные факты из истории бумаги
- Первая бумага была побочным продуктом шелкового производства. В процессе вываривания коконов шелкопряда на поверхности циновок образовывался тонкий слой волокнистого вещества. Из-за особенностей внешнего вида первая бумага получила название «ватной».
- В 105 году н.э. министр земледелия Цай Лунь предложил брать в качестве исходного материала старые рыбацкие сети, а позже остановил выбор на молодых бамбуковых побегах.
- От захваченных в плен китайских мастеров секрет производства бумаги переняли арабы. Постепенно они усовершенствовали технологию: древесину заменили ветошью, а ручной труд – механическим. В 11 веке были построены первые «бумажные мельницы».
- В 18 веке фабричный рабочий Луи Роберт из французского города Эзонне изобрел бумагоделательную машину, которая производила непрерывную бумажную ленту.
- Специалисты в области этимологии (науки о происхождение слов) полагают, что в русский лексикон слово «бумага» попала из татарского языка («бумуг» — хлопок). Впервые его применили в середине 13 века во время переписи населения на захваченных монголо-татарами территориях.
Древние китайцы не только изобрели бумагу, но и первыми вовлекли ее в торгово-денежные отношения. Первоначально бумажные деньги использовали в ритуальных церемониях в виде жертвоприношений духам умерших предков. В современном мире банкноты служат для расчетов во время торговых операций.
Интересные факты о бумаге в деловых и финансовых операциях
- Проставленные собственноручно дата и подпись превращает обычный чистый лист бумаги в документ.
- Американская банкнота любого номинала весит одинаково — один грамм.
- Для изготовления долларов используют особую волокнистую смесь, состоящую на 75% из хлопка и на 25% изо льна.
- Лицензией на производство «долларовой» бумаги владеет единственное предприятие в мире. Фабрика Crane & Company, расположенная в городе Далтон (шт. Массачусетс).
- Английский парламент в области делопроизводства хранит верность средневековым устоям. До настоящего времени парламентские акты печатают на велене – специальных листах, выделанных из кожи телят.
Ценные бумаги – это разновидности документов, удостоверяющие право собственности владельца на определенную денежную сумму. К ним относятся чеки, акции, облигации, векселя.
Интересные факты про ценные бумаги
- В начале 13 века «Духовный орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» (тамплиеры) ввел в обращение чек, т.е. расписку, по которой можно было получить деньги в любом отделение ордена.
- В коллекционном собрании Банка Англии хранится подлинный экземпляр первого чека современного образца. Он был выписан владельцем банковской конторы «Моррис и Клейтон» Николасом ван Акером на сумму 400 фунтов.
- Камбиотики или филокамбисты (от итальянских слов «камбо»– «размен») — коллекционеры, собирающие старинные заемные письма, векселя.
- Нестандартный формат ценных бумаг — «съедобные» облигации. Их «фишка» состоит в том, что проценты владельцам выплачиваются едой, например шоколадными конфетами от компании Hotel Chocolat.
- Нелестное прозвище «Грешные акции » получили ценные бумаги фирм производителей спиртных напитков, табачных изделий, а также организаторов азартных игр.
- Эпитет «Голубые фишки» характеризует наиболее устойчивые акции с высокими дивидендами. Это название позаимствовано из лексикона игорных домов, где по правилам фишки небесного цвета обладают максимальной стоимостью.
Марина Воронова
«Что мы знаем о бумаге?» Конспект НОД по развитию познания у детей подготовительной группы.
«Что мы знаем о бумаге ?»
Конспект НОД по развитию познания
Цель : Дать первоначальные знания об изобретении бумаги . Научить отличать вещи, сделанные из бумаги , определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину) Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги . Учить детей анализировать , делать простейшие умозаключения. Развивать наблюдательность , внимание. Активизировать в речи детей слова , обозначающие свойства бумаги . Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги , воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа :
Беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги ;
Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги .
Материал : Камни, деревянные дощечки, гуашь, бумага , карандаши, острые палочки, миска с водой, разные виды бумаги , книги, коробок спичек, ножницы, блокнот, тарелочки с подсолнечным маслом, пипетки, монетки, кружки из бумаги , нитки, иголки. (весь материал разложен на отдельных столах. Количество материала соответствует количеству детей ).
Предлагаю вам, ребята, отгадать загадку :
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная.
(бумага )
Да, ребята, сегодня мы поговорим о бумаге .
Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги . Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге . Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве. Первая бумага появилась в Китае . - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу . А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги . Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную . В наше современное время бумагу делают машины .
Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага . Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага , открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру : Представьте себе, что бумага исчезла . Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем то заменить бумагу ? (ответы детей ) .
Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т. д. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные . Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке) . Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги .
Ребята мы с вами знаем , что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни , что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге . Экономнее использовать ее в нашем быту : прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
А сейчас мы с вами узнаем , какой же бывает бумага . Возьмите в руки разную бумагу . Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь , определяют ее на ощупь и описывают свойства).Прочна ли бумага ? Мы сейчас узнаем .
Опыт 1 :
Возьмите три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. С первой полоской пока что делать ничего не нужно. Во второй - сделайте надрез в любом месте, а третью - смочите водой. А теперь разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны. Труднее всего, как вы поняли, разорвать (целую, надрезанную, мокрую) полоску. (Дети выбирают сами правильный ответ) .
Оборванный конец полоски гладкий, ровный только в месте надреза. Наиболее искривлённый в намоченном месте. Везде, кроме места надреза, видны ворсинки, направленные в различные стороны. Проведённый опыт подтверждает волокнистость структуры бумаги . Во многих блокнотах на свободных страницах для заметок сверху бывают ровные проколы вдоль всей страницы. Их специально делают для того, чтобы можно было быстро и аккуратно вырвать нужный лист. Вода тоже способствует разрыванию бумаги : она размягчает её.
Мы с вами узнали, что бумага непрочная . Может ли бумага стать прочней ? Для этого мы проведём следующий опыт.
Опыт 2 :
Между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, положим гладкую бумажную полоску , накрывающую весь промежуток. Если теперь поставить на бумагу полный коробок спичек, то под его весом бумажная полоса прогнётся и коробка упадёт на стол. Подумайте, как изменить форму бумажной полоски , чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не упал (ответы детей ) . Догадались сделать из полоски «гармошку» »? Положите её между стопками книг. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку. Молодцы.
Дети, кто из вас знает как из непрозрачной бумаги сделать прозрачную ? (ответы детей ) Для этого нам понадобится масло.
Опыт 3 :
Возьмите небольшие квадратики бумаги . Посмотрите через неё. Что вы видите? Ничего. А теперь возьмите пипетки, наберите масло и капните пять капель в центр квадрата. Что мы теперь можем сказать посмотрев через промасленный квадрат бумаги ? (ответы детей ) .
Физминутка.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики »
(По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром» . Игра повторяется 2-3 раза).
Все самолёты приземлились? Сейчас мы узнаем , как быстро приземляется бумага .
Опыт 4 :
Возьмите в одну руку монету, а в другую - маленькую бумажку . Выпустите их одновременно из рук. Монета сразу ударится о пол, а бумажка падает медленно . Просто, листку мешает падать воздух. Почему же воздух не мешает падать монете, размеры которой точно совпадают с размерами бумажного кружка ? Тяжёлой монете воздух не препятствие. Другое дело - лёгкой бумаге . Не надо думать, что сопротивление воздуха всегда наш враг.
Во многих случаях замедлить падение необходимо. Французское слово «парашют» означает - «препятствовать падению» ) Много жизней было спасено с помощью парашютов. С их появлением возник даже новый вид войск : воздушно-десантные. Если бы не было воздуха, купол парашюта не смог бы тормозить падение и все, кто прыгнул с самолёта, падали бы на землю с большой скоростью. Понятно, к чему бы это приводило.
А сейчас мы сделаем парашюты своими руками. Сделать парашют вам поможет лист плотной бумаги школьной тетради . Отогните уголки листа, а сами уголки согните ещё раз. Сгибы уголков проколите иглой с нитью завязанной на конце толстым узлом, чтобы она не выдергивалась. Свободные концы всех нитей аккуратно выровняйте и завяжите их общим узлом.
Ребята, что вы нового узнали о бумаге ? Что вам понравилось выполнять? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге . Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
Все дети молодцы.
НОД по ОО «ПОЗНАНИЕ»На тему: «Что мы знаем о бумаге»
Группа компенсирующего вида
Воспитатель: Галямова Л. Н.
Цели: Расширение и закрепление представлений о бумаге. Учить делать опыты с бумагой.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, физическая культура, художественное творчество, труд.
Программное содержание: Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процессе изготовления и её применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Обучающие задачи: Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении. Формировать умение делать поделки из бумаги, развивать фантазию. Внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук.
Обогащение словаря: мелованный, гафрированный, документальная, глянцевая.
Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно- эксперементальной деятельности детей, работа в кружке «Бумагопластика», беседы на тему « Бумага в нашей жизни».
Материал и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для эксперементирования., ёмкость с водой, индивидуальные салфетки, клей.
Ход организованной деятельности;
Ребята к нам на занятие пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Сегодня у нас будет интересное занятие, а о чем на нем пойдет речь вы догадаетесь прослушав стихотворение.
«Бумага» С. Михалков.
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука…
Чем станешь ты?
Когда какой
Исписан будешь ты рукой?...
Дети, как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?
Верно о бумаге.
Но сначала послушайте небольшую историю.
Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрёл бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность Но время шло. Люди не только торговали но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всём мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную.
Как же делают бумагу в наши дни?
Бумагу производят на бумажной фабрике. Основным сырьем для производства бумаги является целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород:В основном из ели, сосны и берёзы.
На фабрике машины сдирают кору с дерева. Измельчают в щепки. Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку.
Затем смесь фильтруют, промывают чтобы очистить от примесей. Добавляют клей и смолу.
Затем бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители.
Бумажная масса превращённая в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.
Сначала кашицу выливают на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на 2 вала и все время вращается перенося бумажную кашицу вперед. Здесь бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя рулоновую ленту.
Сырая бумажная лента проходит ч/з валики.Валики отжимают воду, обогревают паром и сушат бумагу.
Затем ровная белая бумага выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
Затем эти рулоны отправляют в типографию или рубят на листы.
Для 1 тонны бумаги нужно 17 деревьев.
Из 1 тонны бумаги делают 30 тыс. обычных ученических тетрадей.
Ребята, а что ещё делают из бумаги?
А теперь мы с помощью опытов определим свойства бумаги.
ОПЫТ №1
Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала дети рассматривают игрушку ч/з стекло. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.
А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно ч/з неё игрушку? Нет почему? Потому, что бумага не прозрачная.
Это 1 свойство бумаги, которое мы знаем. Реб-та, бумага какая?
ВЫВОД: Бумага непрозрачная.
ОПЫТ № 2
Сейчас мы проведём 2 опыт. На столе стоят 2 стакана с водой. В один стакан я опущу металлическую, а в другой- бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.
Как вы думаете, реб- та, если на улице пойдет дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтом? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
Это 2 свойство бумаги. Реб- та бумага какая?
ВЫВОД: Бумага промокает.
ОПЫТ № 3.
У меня есть 2 ленточки. Одна бумажная, вторая из ткани.
Сейчас Настя и Снежана попытаются завязать их куклам. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.
Это 3 свойство бумаги. Реб- та, какая бумага?
ВЫВОД: Бумага легко рвётся.
ОПЫТ: № 4.
Возьмите листы бумаги, которая лежит у вас на столе. Бумага разного цвета и плотности, сложите лист пополам, четко выделяя линию сгиба, разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получается ли это у вас?
Не получается, потому что линия сгиба уже оставила отпечаток на бумаге.
ВЫВОД: Бумага гнётся.
Итак мы с вами провели 4 опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.
Какие это свойства?
Бумага не прозрачная
Бумага промокает
Бумага рвется, бумага гнётся.
Физминутка:
Мы сначала будем топать. а потом мы будем хлопать
А сейчас мы вместе сядем, встанем- будем взрослым дядей
Наклонились ниже, ниже, головой к коленям ближе
А сейчас вы потрудитесь- хорошенечко прогнитесь
Головою покрутите и плечами поверните
Ну-ка дети, не устали, сели- встали, сели- встали,
Все руками помахали, и на месте побежали
А теперь мы повернемся и все вместе засмеёмся.
ИГРА «Найди на ощупь»
Реб- та сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, мы будем на ощупь определять какая бумага перед вами. А помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы залроем повязкой. Дети подходят к столу и определяют название бумаги.
КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги.
Реб-та, а что делают из бумаги?
Сейчас мы с вами сделаем поделку из бумаги.
Это цветок из салфеток.
Дети наклеивают салфетки на нарисованный цветок.
РЕФЛЕКСИЯ: Наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге.
Итак, что вы знаете о бумаге?
Спасибо за работу, все молодцы, занятие закончено.