Особенности семейного воспитания детей с нарушениями зрения. Курсовая работа роль семьи в воспитании и социализции детей с нарушением зрения


Н.Б. Лурье

Печатается по изданию: Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье // Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье (сборник научных трудов) // Под ред. Л.И. Солнцевой и В.П. Ермакова стр. 112-126

Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития, помогает войти в детский коллектив, в том числе и в школьный, способствует успешности вобучений и имеет немаловажное значение для всей п оследующей жизни.

Родители, имеющие ребенка с неполноценным зрением, обычно очень обеспокоены его будущим. Они думают о том, чем можно ему помочь, как его воспитывать. Перед ними встают разные вопросы: следует ли ограничивать самостоятельное чтение ребенка, а также те виды деятельности, которые связаны с участием зрения? Можно ли позволять ему играть в подвижные игры, заниматься спортом? Много разных вопросов и сомнений возникает у родителей в связи с нарушением зрения их ребенка.

В данной статье мы хотим осветить некоторые особенности, связанные с развитием слабовидящих детей и показать путь помощи им в семье.

Значительное снижение зрения до степени слабовидения может быть обнаружено у детей в разное время. Иногда родители замечают, что у ребенка косят глаза или что он не фиксирует взором предмета, когда он находится еще в младенческом возрасте. Чаще снижение зрения распознается в преддошколыные и дошкольные года. Такое раннее выявление неполноценного зрения, как правило, бывает в случаях его значительного снижения. Нередко о расстройстве зрения у ребенка в семье узнают только перед поступлением его в школу при прохождении им медицинского осмотра.

Когда бы этот факт ни был обнаружен, он всегда воспринимается тяжело. Известие о том, что у ребенка зрение не может быть восстановлено и с этим недостатком придется существовать всю жизнь, очень тревожит родителей. Большинство из них никогда раньше не сталкивалось с такими детьми, и им кажется, что они не смогут воспитать и подготовить к жизни своего ребенка так, как это могут сделать родители здоровых детей. Однако нередки случаи, когда родители стараются подойти к этой проблеме реально и здраво. Они стремятся узнать все, что может ах направить на правильный путь воспитания и подготовки к жизни их ребенка.

Важно распознать снижение зрения как можно раньше. Это позволит оказать ребенку своевременную помощь. В ряде случаев рано примененное лечение может дать положительные результаты. Однако в дошкольные года, при недостаточно внимательном наблюдении за ребенком, многие родители не подозревают у него расстройства зрения,. Ведь многие слабовидящие дети довольно свободно ориентируются, хорошо играют, без затруднений научаются читать. И тем не менее, если бы родители не пропускали некоторых симптомов, свидетельствующих о возможном нарушении функции зрения, ребенку можно было бы рано оказать лечебную а коррекционно-педагогическую помощь. Какие же это признаки, по которым можно предполагать снижение зрения? Ребенок трет глаза; он неловок в игре с детьми; часто спотыкается при ходьбе; наклоняется при рассматривании картинок; игрушки и другие предметы при рассматривании подносит близко к глазам; уронив какой-нибудь предмет, особенно маленький, затрудняется его найти, при этом низко наклоняется, шарит рукой; узнает знакомых, когда они подходят совсем близко, а издали - только по голосу.

Когда бы семья ни узнала о глубоком нарушении зрения у ребенка, всегда следует помнить, что реакция окружающих на его дефект так или иначе им воспринимается и влияет на формирование его личности, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение слабовидящего ребенка в семье, его взаимоотношения с родными, близкими могут способствовать выработке у него волевых качеств и эмоциональной устойчивости, с другой стороны, неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию невротических реакций. Нередко ребенок слышит в семье слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем. Такое подчеркивание у него недостатка заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке, отличном от остальных людей. Не следует также говорить о его затруднениях и неудачах в присутствии других, это может вызвать у него неудовольствие, а также чувство жалости к себе.

Неправильное отношение к ребенку с нарушением зрения в семье выражается или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нем. В первом случае родители, охваченные чувством жалости и сострадания, окружают его чрезмерным вниманием и оказывают ему протекцию и помощь там, где он без этого мог бы обойтись. Они стараются все сделать за него: кормят, умывают и одевают его в таком возрасте, когда другие дети делают это сами. Его не приучают убирать за собой игрушки, книжки, стелить постель я выполнять другие виды самообслуживания и помощи по дому, которыедети его возраста обычно делают. Иногда родители задаривают ребенка игрушками, книжками, сладостями; они стремятся этим как бы смягчить, скрасить его жизнь, которая, как им кажется, не может быть радостной и полноценной. Если в одних семьях неправильное отношение к таким детям выражается в чрезмерной помощи, в излишнем обереганиии задаривании, то в других - наблюдается иная крайность: родители и окружающие ребенка родственники открыто выражают свое неудовольствие им, подчеркивают его неполноценность, раздражаются из-за ошибок и неловкостей, им совершаемых, не уделяют ему нужного внимания, недостаточно любят и заботятся о нем. Это не только делает его жизнь безрадостной и тяжелой, но способствует тому, что некоторые дети замыкаются, уходят в себя.

В первом случае снижение требований к ребенку, искусственное отгораживание его от всех жизненных трудностей развивает в нем иждивенческое настроение, затормаживает развитие инициативы я самостоятельности, а также препятствует своевременной выработке навыков самообслуживания. Во втором случае частые напоминания ему о его ошибках, неловкостях, происходящих из-за расстройства зрения, могут вызвать у него антипатию к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчужденности.

Имеют место случаи, когда родители, болезненно относясь к дефекту своего ребенка, хотят, чтобы он компенсировал его какими-то особыми способностями, которые они стремятся в нем открыть и развивать. Они проявляют особый интерес ко всем выдающимся инвалидам, описанным в литературе. Их внимание привлекают все случаи, когда человек, обладавший таким же дефектом, как и их ребенок или еще более тяжелым, закончил институт, достиг высокого положения, чем-то выделился. В этих случаях родители часто не учитывают истинных способностей и возможностей своего ребенка. Подогреваемые честолюбивыми мечтами, они предъявляют ему непосильные требования, заставляют чрезмерно много заниматься, лишают его отдыха. Такие повышенные требования наносят развитию ребенка большой ущерб. Он перенапрягается физически и умственно, истощается его нервная система; он страдает морально, так как не может удовлетворить высоких запросов, ему предъявляемых. И если у него только средние способности, а от него хотят, чтобы он был всегда среди первых или первым, то этим заставляют его чувствовать ущербность. У детей с неполноценным зрением, как у слепых, так и у слабовидящих, родители иногда хотят обнаружить музыкальные способности. Еще имеет место издавна сложившееся неправильное представление о том, что люди с глубоким нарушением зрения и совсем незрячие обладают музыкальными способностями. В действительности, как показывают наблюдения и проведенные исследования, дети с неполноценным зрением не превосходят своей музыкальной одаренностью нормальновидящих.

Такое неправильное отношение к детям, неучитывание их истинных возможностей я предъявление им непосильных требований, может нанести им только вред.

В воспитании ребенка с неполноценным зрением родители должны исходить из того, что они могут многое для него сделать, ео многом ему помочь; Если у него только нарушение зрения и нет других отклонений в развитии, то он способен овладеть большинством умений и навыков, доступных нормальновидящим детям того же возраста.

Многие дефектологи подчеркивают, что при воспитании и обучении детей, обладающих каким-либо недостатком, прежде всего нужно учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Ибо сохранные позитивные качества ребенка важнее его физического или сенсорного недостатка, Он обладает теми же особенностями, что и его сверстники, у него такие же интересы, желания, потребности, как и у них. Не следует ни проходить мимо этого, ни заглушать эта естественные проявления и стремления. Нужно всегда иметь в виду, что каким бы нарушением ребенок ни обладал, он ореаде всего ребенок со всеми Присущими его возрасту особенностями, а потом уже слабовидящий, или слабослышащий, или обладающий каким-то другим недостатком. И в его воспитании родители должны прежде всего руководствоваться теми рациональными требованиями, какие предъявляют вданном возрасте всем детям. Они должны, насколько это возможно, научить своего ребенка делать, понимать и знать то, что в этом возрасте является достоянием детей с нормальным зрением. Прежде всего, очень важно воспитать в детях самостоятельность, умение себя обслуживать; необходимо привить им навыки культурного поведения и способствовать их общему развитию. При достаточной стимуляции и правильном воспитании слабовидящий может в процессе своего развития во многом приближаться или соответствовать нормальновидящим детям. Он может в том же возрасте, как и все дети, начать ходить, говорить, проявлять интерес к окружающему. От него можно и следует требовать выполнения нужных правил поведения, не делая никакой скидки на его нарушение.

Родителям важно знать, что общего между их ребенком и всеми здоровыми детьми и что отличает его от этих детей, в чем и таким образом они должны оказать ему специальную помощь. Значительное снижение зрения накладывает отпечаток уже на раннее развитие ребенка, обуславливая его замедленность и некоторое своеобразие.

Уже с младенческого возраста ребенок не видит многих окружающих его предметов или видит их недостаточно ясно. В раннем возрасте окружающие предметы не побуждают его к повороту головы и к поиску глазами интересующих его вещей. Слабовидящие позднее других детей начинают тянуться руками к разным предметам, а также направляться к ним, когда начинают ходить. Их подражательные действия, ответные реакции на улыбку, на выразительные жесты и мимику формируются позднее и проявляются слабее, чем у нормальновидящих. Уже в преддошкольные и дошкольные годы чувственный опыт ребенка с нарушенным зрением очень обеднен из-за недостаточно ясного и четкого обозрения окружающих объектов, особенно отдаленных и находящихся в движении. Его представления уже в этом возрасте не так многообразны, не так точны и правильны, как у других детей.

Слабовидящий не может самостоятельно брать из жизни нужные ему сведения в той мере и в том объеме, в каком это доступно детям его возраста. Он в большей мере, чем его нормальновидящие сверстники, зависит от помощи окружающих его взрослых. Прививая ребенку с нарушенным зрением навыки самообслуживания, правильного и культурного поведения, родители должны уделять этому больше внимания, чем при воспитании нормальновидящего, который может сам брать многое из жизни; а впоследствии - самостоятельно приобрести то, чем он еще не обладает. Для слабовидящего умения и навыки, приобретенные в детстве, имеют особенно большое значение, так как он ограничен в возможностях усваивать нужное ему путем подражания, а так же испытывает затруднения в коррегировании недостатков - его зрительный контроль для этого слишком слабый.

Большую помощь семья может оказать ребенку в его общем интеллектуальном развитии. Слабовидящий - это зрячий ребенок. Зрение служит ему так же, как и всем людям: он ориентируется с помощью зрения, читает плоскопечатный шрифт, рассматривает картинки, предметы: - зрение он использует в учебе, труде, развлечениях. Однако неполноценная способность видеть во многом его лимитирует. Прежде всего, он получает значительно меньше сведений об окружающем, поступающих к нам через зрительный анализатор, чем дети с нормальным зрением; в обычных условиях он видит значительно меньше объектов и явлений, чем они. Его обозрение отдаленных предметов смутное, нечеткое, он воспринимает их общие контуры, не различает деталей. Гуляя по лесу или находясь в саду, он не видит кроны деревьев, не различает форму отдельных листьев, не увидит сидящую на ветке птицу, а лишь услышит издаваемые ею звуки. В траве показалась лягушка, она запрыгала у самых его ног, но ребенок этого даже не заметил. В поле пролетела стрекоза, бабочка села на цветок - все это осталось вне обозрения слабовидящего. Он не увидит плывущего вдали парохода, летящего даже на небольшой высоте самолета, не увидит проехавшую на расстоянии машину или пробежавшую собаку. Проходя по городским улицам, ребенок с нарушенным зрением не может наблюдать работу снегоочистительной машины, не различает, как из специального шланга "моют" дом. Только смутно, малодифференцированно он видит оформление витрин. Его непосредственному восприятию недоступно огромное количество явлений внешнего мира. Он не может непосредственно наблюдать многообразия красок вокруг него, не видит в достаточной мере движения транспорта, людей, животных, не замечает изменений в природе. Но он может видеть отдельные предметы, если они находятся на близком от него расстоянии, когда он подходит к ним вплотную, берет их в руки. Он может видеть то, что ему показывают, наблюдать за тем, на что обращают его внимание.

Слабовидящему доступно изобразительное искусство: он имеет возможность воспринимать рисунки, картины, скульптуру. Это должно быть использовано для восполнения пробелов в его знаниях, представлениях - для обогащения его чувственного опыта.

Представим себе, что ребенок со сниженным зрением пошел в зоопарк. Что и как он там увидит? Каким образом можно помочь ему увидеть и узнать больше?

Вот он подошел к пруду, в котором плавают лебеди. Стоящий с ним рядом нормальновидящий ребенок обозревает весь пруд, он ясно видит плавающих белых и черных лебедей, хорошо разливает все детали их внешнего вида, их повадку, манеру плавать и т.п. Совсем иные возможности у слабовидящего. Даже имея остроту зрения 0,2-0,3 (что составляет верхнюю границу слабовидения), ребенок не может отчетливо различать плавающих в пруду птиц: он видит лишь их общие контуры, смутно различает что-то перемещающееся в воде; образ воспринимаемого на далеком расстоянии лебедя настолько туск и недифференцирован, что он не получает представления о внешнем виде этой птицы. Ребенок с нарушением зрения не может на расстоянии отличить лебедя от утки, от гуся или от какого-нибудь другого представителя пернатых. То же относится и к остальным животным, находящимся от посетителей на значительном расстоянии. Слабовидящий ребенок получит лишь очень смутное, поверхностное представление и о верблюде, и о зебре, и о лисе и о многих других животных. Некоторых из них, находящихся от посетителей на большой дистанции, он не увидит вовсе. Так, например, белого медведя в московском зоопарке, отдаленного от наблюдателей большой территорией, многие дети не увидят ни плавающим в водоеме, ни тогда, когда он выйдет на сушу. Они ясно не увидят также таких хищников, как тигр, лев, волк, ибо подойти совсем близко, вплотную к ним нельзя. Конечно, зрительные возможности различны у детей с разным характером заболевания органа зрения и с разной остротой зрения, да даже те дети, у которых острота зрения выражена в десятых долях (0,1-0,3) очень ограничены е своих возможностях обозрения на расстоянии. Однако, как бы не были малы зрительные возможности ребенка, посещение зоопарка доставит ему удовольствие и расширит круг его представлений и понятий о животном мире. Конечно, многое он увидит смутно, неотчетливо, что-то сможет рассмотреть лучше. Это относится к тем животным и птицам, к которым можно подойти близко. Для того, чтобы экскурсия или прогулка в зоопарк принесла такому ребенку больше пользы, оказалась бы более эффективной, следует провести с ним некоторую предварительную работу. Очень полезно познакомить его с различными представителями животного мира по картинкам. Это доступно всем слабовидящим детям. Такое предварительное обозрение птиц и животных на иллюстрациях послужит основой для формирования зрительных представлений, а это, в свою очередь, позволит лучше увидеть их в натуре. Уже имеющиеся представления о разных обитателях зоопарка помогут интеллектуальной компенсации, т. е. помогут дополнить те общие, смутные, недостаточно дифференцированные образы и их детали, которые ребенок воспринимает; это позволит ему увидеть обозреваемый объект более четко и полно. Кроме того, восприятию самого образа животного или птицы, так же как и его действий, могут помочь даваемые одновременно с обозрением объяснения о его внешнем виде, с тем, что он в данный момент делает, как ведет себя.

Использование картин, рисунков, иллюстраций имеет очень большое значение для расширения знаний слабовидящего об окружающих его вещах и явлениях. Его надо приучать пользоваться ими, рассматривать и осмысливать их - ведь это богатый источник, позволяющий восполнять обедненные зрительные представления о внешнем мире.

Очень помогает расширению кругозора ребенка с нарушенным зрением посещение различных культурных учреждений: музеев, театров, зоопарка, ботанического сада; нужно, чтобы он побывал в разных магазинах; летом - в деревне, он может посетить птичник, коровник, познакомиться с домашними животными. Ребенок должен знать лес, поле, сад. Нужно помнить, что слабовидящий во время прогулок не увидит того, что свободно обозревают другие дети. Он не узнает сам, без помощи взрослых, о том, что широко раскрывается взору зрячего в лесу, в саду, на улицах города, в музеях и т. п. Ребенку с нарушенным зрением надо показывать разные объекты, обращать его внимание на происходящее вокруг. Все зрительные впечатления, полученные ребенком, должны быть им хорошо усвоены. Для этого родителям рекомендуется беседовать с ним о том, что он видел, что его окружает, по поводу прочитанных ему (или им самим) книг. В процессе беседы выявляется, что он плохо понимает, неправильно представляет, и в этом взрослые могут помочь ему разобраться, они разъясняют многое такое, что ему трудно постичь самому из-за имеющегося у него нарушения.

Всех лиц, имеющих дело с детьми с неполноценным зрением, всегда волнует вопрос следует ли позволять им самостоятельно читать художественную литературу, не повредит ли это зрению. Издавна сложилось мнение о необходимости введения для слабовидящих строгих ограничений при выполнении всякой деятельности, требующей зрительного контроля. С целью оберегания их слабого зрения, детям запрещали читать и выполнять то, что связано с постоянным участием зрения. Это очень обедняло жизнь ребенка, лишало его источника знаний, удовольствия, тормозило его общее развитие.

Исследования и наблюдения последних лет показали, что такая осторожность излишня. Разумное использование зрения в учебе, в труде, в развлечениях у много, детей не приводит к его ухудшению. Изменилось принципиальноеотношение к этому вопросу. При использовании зрения необходимо соблюдать гигиенические требования: при чтении, письмедолжна быть правильная посадка, рабочее месте - стол, на котором лежит книга, тетрадь - должно быть хорошо освещено, в тех случаях, когда это необходимо, следует использовать средства зрительной коррекции - очки, лупы и другие.

Характер заболевания органа зрения в каждом конкретном случае накладывает свойособый отпечаток на возможности» иограничения ребенка, по разному обуславливает его зрительные затруднения.

Есть дети, у которых устают глаза, когда они читают или пишут: им надо делать перерывы во время выполнения этих заданий, давать отдых глазам. Другие - не испытывают утомления, они могут читать подолгу, но чрезмерное перенапряжение зрения может привести к его ухудшению. В каждом случае к ребенку надо подойтииндивидуально. Следует обсудить с врачом характер его заболевания, посоветоваться о его возможностях.

Слабовидящему ребенку можно показывать буквы, научить его читать и разрешать читать ему детские книжки в дошкольном и школьном возрасте. Но надо позаботиться о подборе литературы, как в отношении ее содержания, так и со стороны оформления и шрифта. Шрифт должен быть четким, ясным, разборчивым; некоторым детям легче читать, когда буквы крупные, для других это особого значения не имеет.

Так как слабовидящие часто читают меньше, чем дети с нормальным зрением, то следует особое внимание уделить тому, чтобы каждая выбранная имикнига была бы ценной по своему художественному и познавательному качеству. Родителям надо взять под свой контроль читаемую детьми литературу и помочь им в ее подборе.

Следует также уделить внимание чтению ребенку вслух с последующим обсуждением прочитанного. Особое значение для ребенка с нарушенным зрением имеет хорошо развитое слуховое внимание. Родители могут ему в этом помочь. Для этого с раннего возраста следует приучать ребенка слушать детские передачи по радио, по телевизору, прослушивать магнитофонные записи песен, литературных текстов, а также развивать у него способность хорошо слушать и удерживать в памяти содержание читаемых ему вслух или рассказываемых сказок, рассказов.

Очень важно уделить особое внимание физическому развитию ребенка. Так же как и все другие дети, он может научиться плавать, кататься на лыжах, играть а различные спортивные игры. В семейном воспитании важно учитывать возможности и способности данного ребенка. На основании этого можно предъявлять ему определенные, посильные для него требования, а также обогащать круг его понятий и представлений в объеме для него доступном. Это позволит также правильно организовать для него занятия спортом и другими видами физических упражнений, необходимых для детей с неполноценным зрением.

Дети, которым в семье уделяют много внимания, умственному и физическому развитию которых способствует правильное воспитание, легче преодолевают стоящие на их пути трудности и препятствия. Они хорошо успевают в школе и довольно легко контактируют с окружающими. В школе слабовидящих немало таких примеров. Рассмотрим некоторые из них.

Лена С. учится в I классе школы слабовидящих. У нее тяжелое расстройство зрения: афакия обоих глаз (удалены хрусталики). Острота зрения - 0,2; поле зрения сужено.

Лена хорошо учится, по всем предметам почти всегда получает "5". Крут ее сведений достаточно обширен для ребенка ее возраста. Она сама читает детскую литературу. Кроме того, ей много читают родители. С 6-ти лет девочка пользуется книгами из библиотеки; родители подбирают для нее литературу с четким, крупным шрифтом. Она любит читать, несмотря на то, что это для нее не очень легко. Девочка низко склоняется к книге; так как у нее сужено поле зрения, и она не может охватить взором строку, ей приходится поворачивать голову, чтобы перевести взор с одной части строки на другую. Несмотря на это, она уже достаточно овладела навыком и читает, хотя медленно, но свободно. У Лены хорошие музыкальные способности. Родители думают о ее будущем: может быть музыка впоследствии станет ее специальностью. Они стремятся развивать ее природные способности: Лена посещает концерты, она учится в музыкальной школе игре на пианино. Мать обводит для нее ноты, это дает возможность девочке читать их.

Родители заботятся и о физическом развитии дочери. Зимой, почти каждое воскресенье, отец отправляется с ней кататься на лыжах. Лето она проводит на даче - купается, плавает, играет в доступные ей игры. Девочка свободно и уверенно чувствует себя в коллективе детей, хорошо контактирует со взрослыми.

Другой случай также показывает важность семейного воспитания для полноценного развития слабовидящего ребенка. Саша Л. учится в I классе. У него очень плохое зрение: врожденная колобома радужки, поле зрения сужено до 20-30°; острота зрения правого глаза - 0,1, левого - 0,06.

Мальчик развитой, хорошо учится. Родители уделяют ему много внимания. Они хотят дать ему как можно больше знаний, расширить круг его представлений, познакомить с тем, что ему, слабовидящему, трудно самому увидеть и узнать. Дома - большая детская библиотека. Отец подбирает для него книги с крупным, ясным шрифтом и занимательным содержанием. Эти книги Саша понемногу читает сам. Кроме того, родители много читают ему вслух, беседуют о прочитанном. Мальчик просматривает в кино некоторые детские фильмы. Родители специально подбирают душ него яркие, красочные фильмы с интересным сюжетом. Чтобы облегчить мальчику восприятие фильма, его предварительно знакомят с его содержанием.

Кроме того, для него подбирают детские телевизионные передачи. По программе отец намечает, какие фильмы и постановки следует посмотреть сыну. Все это имеет большое значение для развития слабовидящего мальчика. Он видит на экране кино втелевизора жизнь в движении, в динамике, то есть то, что ему малодоступно в реальной жизни. На экране перед ним раскрывается природа, он видит повадки животных, видит катающихся с гор лыжников, пролетающие самолеты, видит скрипача, водящего смычком по инструменту и многое другое. В отличие от многих других слабовидящих детей, имеющих лучшее, чем он зрение, Саша может воспроизвести многие движения - показать, какие движения совершаются при том или ином виде деятельности - как пилят, играют на балалайке и др.

Некоторые дети с нарушенным зрением узнают на картинке разные предметы, но не могут показать, как ими действуют. Различая музыкальные инструменты на слух, они не могут движением руки показать, как играют на скрипке, на трубе, на гитаре. Многие не знают движений, которые совершает человек, работающий пилой, рубанком или гладящий белье утюгом. Восприятие действий и движений на экране позволяет восполнять недостаток впечатлений, получаемых ребенком непосредственно из жизни.

Известную проблему в воспитании слабовидящего ребенка в семье представляет отношение его с братьями и сестрами и отношение родителей к нему и к здоровым детям. Всякое выделение одного ребенка перед всеми другими также, как и меньшее внимание, оказываемое кому-либо из детей, вызывает открытую или скрытую зависть и недоброжелательство со стороны обиженного и развивает чувство эгоизма у того, кто пользуется предпочтением старших. Все это справедливо и по отношению к детям с неполноценным зрением. Как уже отмечалось выше, чрезмерное фиксирование внимания на дефекте одного из членов семьи, может вызвать у этого последнего особую жалость к себе и осознание себя, как человека несчастного и отличного от всех. Равное и справедливое распределение любви, заботы и внимания на всех детей способствует их сплочению и дружеским отношениям между ними. Всякая помощь в игре, в учебе, в быту, которую бы родители желали, чтобы слабовидящему оказывал здоровый ребенок, не должна выполняться последним по принуждению. Постоянная протекция брату или сестре вопреки собственному желанию и эмоциональному удовлетворению грозит превратиться в тяжелую повинность, от которой здоровый ребенок будет стремиться избавиться. Это может привести к нежелательным последствиям в будущий период подростковой и самостоятельной жизни. Помощь и забота должны носить характер обоюдного взаимного внимания; и если один из братьев (или сестер) в чем-то помогает другому, то этот последний, в свою очередь, может тоже чем-то или помочь, или как-то по-другому проявить свою заботу и дружбу.

Один из факторов, который может подчеркнуть ребенку его неполноценность - это взаимоотношения со сверстниками. Недостаток зрения часто ограничивает возможности ребенка в игре: он не так ловок, как другие, не так быстро и хорошо ориентируется в окружающем. Из-за этого его участие в игре может быть нежелаемым. Наблюдения показывают, что дети с расстройством зрения не столько страдают из-за своего недостатка, сколько из-за отношения к этому окружающих.

Особенно уязвимыми дети с расстройством зрения становятся в период отрочества и юности. В это время подростка наиболее остро беспокоит вопрос о том впечатлении, какое он производит на окружающих, его особенно начинает тревожить мысль об ограниченных возможностях в выборе профессии. Подросток думает о сложности социальной адаптации в обществе, предстоящей ему в течение всей последующей жизни. Нередко он впадает в состояние депрессии из-за ошибок, неудач, происходящих из-за плохого зрения. Тогда следует поддержать его, прийти вовремя на помощь. В его настроении в этот период наблюдаются колебания между стремлением к независимости и осознанием необходимости для него поддержки со стороны взрослых. В это время он особенно нуждается в понимании, в чутком и внимательном отношении.

На способность подростка с нарушением зрения включаться в жизнь общества влияет его отношение к себе и к окружающим. А это отношение складывается из ряда условий. Большое значение имеет семейное воспитание и то конкретное окружение детей и взрослых, в котором данному человеку приходилось находиться, а также его собственные личные качества. Если ребенок или подросток болезненно ощущает и остро реагирует на свою неполноценность, то даже при наличии у него хороших способностей их реализация затрудняется.

Всякий недостаток физический, психический или сенсорный ставит перед человеком, им обладающим, известные ограничения. Он не может овладеть некоторыми профессиями, лишен возможности заниматься отдельными видами спорта, ограничен в развлечениях. Однако у ребенка или подростка, несмотря на некоторые ограничения, остается много возможностей и в труде, и в развлечениях, в которых он сможет участвовать, если должным образом себя к этому подготовит. Поэтому очень важно создавать у него правильный настрой, вселять оптимизм. Надо фиксировать внимание слабовидящего на его позитивных качествах, на том, что он может, а не на том, чего он не может. Поощрения за успех, за стойкость в преодолении трудностей, предъявление ему посильных задач с постепенным их усложнением - все это способствует укреплению в ребенке или подростке веры в собственные силы, вселяет уверенность и стимулирует к достижению более высоких результатов.

Однако в жизни всегда могут быть и неудачи, могут встать трудности, которых нельзя преодолеть, могут возникнуть желания, достичь которых окажется невозможно. И этого упускать из виду нельзя. Надо подготовить ребенка и к таким возможностям, чтобы неприятности и неудачи не сломили бы его, не подавили бы его стремлений и надежд. Для этого не всегда надо оберегать его от неприятного, не всегда следует из чувства жалости держать его в неведении. Умение правильно относиться к неудачам, к разочарованиям, умение найти другой путь удовлетворения своих желаний закаляет волю и делает человека стойким на нелегком жизненном пути.

При одной и той же зрительной патологии, различные дети и подростки проявляют себя по-разному и в поведении, и в учебе, и во всех других видах деятельности. Они оказываются по-разному приспособленными к жизни. Семейное воспитание играет в этом большую роль.

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.

У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание - это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.

Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.

Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.

Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции:

  1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
  2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
  3. Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
  4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.

С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.

В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.

Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.

В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:

  1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
  2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
  3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).

Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.

Литература:

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993;
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
  4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
  5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
  6. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
  7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда - Киев, 1988
  8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001;
  9. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

(1) Актуальные проблемы семей, воспитывающих ребенка с нарушенным зрением

Семья, воспитывающая ребенка с проблемами развития, требует к себе особого подхода. Изначально родители не готовы принять проблему собственного ребенка. Имеет место противоречие между различной этиологией зрительного дефекта, ее влиянием на развитие психики и неадекватным отношением родителей к его состоянию.

Семьи, воспитывающие особого ребенка, требуют к себе индивидуального подхода, который обеспечивается через:

1. создание образовательного пространства для процесса социализации детей и привлечения родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к оформлению групповых помещений, к участию в детских праздниках и развлечениях, открытые занятия для родителей в соответствии с реализуемой на группе образовательной программой);

2. учет особенностей семей и типов семейных отношений в организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения (проведение анкетирования, создание и использование на практике социального паспорта семьи, организация современных форм работы с семьей);

3. поддержка мотивации положительных семейных взаимоотношений (организация «Семейных клубов», «Школы родителей будущих первоклассников», клуба «Здоровый ребенок»).

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс. В них принимаются дети от 2-х до 7-ми лет. Работают там учителя-дефектологи (тифлопедагоги, логопеды), тифлопсихологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания и обучения детей с патологией зрения. Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача- офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения.



Необходимость пребывания ребенка с нарушенным зрением в специальном дошкольном учреждении с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вносит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение.

Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем те, кто воспитывался в условиях семьи. Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь. Дети умеют рационально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также приемами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т.д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и с взрослыми. Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности.

(2).Особенности семейного воспитания детей с нарушениями зрения.

Некоторые родители по различным причинам не отдают ребенка в дошкольное учреждение. Для оказания своему ребенку действенной помощи в познании окружающего мира им необходимо иметь представление о трудностях, которые он испытывает. Обращаем внимание родителей на некоторые особенности семейного воспитания ребенка с нарушением зрения.

Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что их ребенок не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребенка, приводит к искажению его представлений об окружающем.

Между тем, родители ребенка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребенок с нарушением зрения общается с более старшими нормально видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им проблемы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его играть.

Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребенок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого. Маленький слепой ребенок оказывается в еще более затруднительном положении, так как он может овладеть каким-либо действием или движением только в процессе неоднократного совместного их выполнения со взрослым.

В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребенка, постепенно подвести к этому. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуем использовать хорошо знакомые детям игрушки (мишку, куклу, зайчика). Например: "Мишка тоже будет делать с нами", "Кукла будет смотреть, как мы делаем", "Зайчик поиграет вместе с нами" и т.д. Использование родителями в обучении ребенка его любимых игрушек создает положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребенка.

Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. То чувство вины перед ребенком, которое есть у родителей, может сформировать у них неправильную позицию по отношению к нему. Так, недооценивая возможности своего ребенка, родители подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны, все делая за него. Приводит это обычно к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить. Как и в первом случае, ребенок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Необходимо формировать у ребенка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.

Родители должны понять, что, в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Так, нормально развивающийся малыш, наблюдая за действиями взрослых (мамы, папы, бабушки и др.), за играми старших детей, начинает подражать им, делать также. Ребенок же с низкой остротой зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть все четко, в полном объеме, со всеми деталями. Его возможности в подражании резко ограничены, а у слепого ребенка их нет вовсе. Поэтому, чтобы научить маленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребенок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.

Билет 69.Организация и содержание работы ОУ и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения.

(1).Организация работы ОУ и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения.

Министерство образования РФ

ФГБОУ ВПО Ярославский государственный университет имени К. Д. Ушинского»

Воспитание детей в семье с нарушениями зрения.

Работу выполнила :

студентка СДФ

Щеглова В. Ю.

Работу проверила:

Теплякова Е.С.

Ярославль

2016

1.причины нарушения зрения;

2.выявление нарушения зрения у ребенка;

3.воспитание ребенка с нарушением зрения;

4.вывод;

5.литература.

Причины нарушения зрения.

Дети с нарушением зрения все чаще кроме тяжелых нарушений зрения имеют и другие аномалии развития, такие как врожденный порок сердца, нарушения моторики и другие. Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Возможными причинами появления

детей с множественными врожденными пороками развития остаются заболевания родителей диабетом, токсоплазмозом, сифилисом и многими другими болезнями.

В ряде случаев к очень раннему нарушению зрения приводят тяжелые

заболевания новорожденного в первые месяцы жизни. Также причинами нарушениями зрения могут быть сильнодействующие лекарства, примененные для спасения жизни ребенка во время рождения. В любом случае ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями

зрения сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы. Чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья.

Выявление нарушения зрения у ребенка.

Врачи не всегда сразу определяют нарушения зрения новорожденного.

Большие сложности возникают с обследованием зрения у такого ребенка.

Очень важно, если родители понимают, что кроме постоянного наблюдения у врачей их ребенку необходима помощь специалистов по обучению детей с нарушением зрения.

Редко у детей встречается полная или тотальная слепота. Успехи современной медицины позволяют вернуть ребенку остаточное зрение при многих заболеваниях глаз. Но для этого недостаточно успешно проведенного курса лечения или операции, нужна система специальных занятий, чтобы научить ребенка пользоваться остаточным зрением. Специалисты по обучению детей с нарушением зрения и слуха подскажут, как лучше использовать в процессе воспитания чувства осязания, обоняния, вкуса, вибрации. Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и ее правильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка.

Очень хорошо, если родители знают, как идет развитие нормального ребенка, и стремятся следовать этим этапам в воспитании своего больного ребенка. Развитие ребенка с глубокими нарушениями зрения и идет так же, как и здорового, но каждый его шаг и этап гораздо более растянут во времени и требует специальных усилий взрослых.

Уже на втором месяце у нормально развивающегося ребенка возникает реакция на лицо матери. Обычно это происходит во время кормления на руках матери. Дефектность зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Ребенок с врожденным дефектом может отставать в весе.

Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у мамы и плачет, когда его кладут в

кроватку. Купание - хорошая возможность для развития движений малыша.

Очень важно, чтобы малыш развивался моторно с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны детям. Если ребенок пассивен, родители должны стараться помочь ему переворачиваться на живот и обратно, приподнимать его за руки, учить упираться ногами и т.д. Здоровый ребенок очень подвижен

и постоянно сам меняет положение тела. За ребенка с нарушениями это должен делать взрослый. Необходимо следить, чтобы малыш не оставался долго в одной и той же позе.

От активности родителей в процессе воспитания ребенка с нарушением зрения зависит очень многое. При правильных действиях родителей ребенок постепенно становится более активным. Часто заметный скачок в двигательной активности ребенка наступает после операции глаз. Все больше внимания теперь нужно уделять стимуляции использования остаточного зрения.

Обычно всем младенцам нравится играть со светом. Они машут руками между лицом и светом, учатся фиксировать свой взгляд, рассматривая свои руки. Велико значение световой стимуляции и для развития нарушенного зрения, что особенно важно при катарактах. Можно использовать для этого и солнечный свет, и свет лампы, и тени деревьев. Следя за всем этим, ребенок учится контролировать свои руки и голову, это может стимулировать его движения и перевороты.

Воспитание ребенка с нарушением зрения.

Воспитание ребенка с нарушением зрения до двух лет.

В жизни ребенка очень важные достижения в развитии наступают после первого полугодия: ребенок может отличить ближайших взрослых от чужих людей и начинает проявлять интерес к предметам, находящимся в руках взрослого, тянуться к ним. Он научается хватать предмет. Необходимым условием хватания является зрительное сосредоточение на предмете, умение проследить за его движением, конвергенция глаз(физиологический акт сведения зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете) и рассматривание, которые развиваются к этому времени. Чтобы вызвать действия хватания у ребенка, достаточно бывает поднести предмет на расстояние его вытянутой руки и, когда ребенок начинает тянуться к предмету, отдалить его, вынуждая вновь тянуться и, наконец, позволить схватить предмет.

Если родители соблюдают все правила воспитания, то ребенок с глубоким нарушением зрения к концу первого - началу второго года жизни может овладеть следующими умениями:

1) есть с ложки;

2) жевать;

3) откусывать от куска;

4) пить из чашки;

5) сидеть;

6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти пред глазами, стучать ими,

рассматривать их;

7) сидеть на горшке.

Его поведение может быть охарактеризовано следующим образом:

1) проявляет недовольство, когда остается один;

2) успокаивается на руках у взрослого;

3) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая;

4) пытается сам вставать;

6) проявляет интерес к светящимся, блестящим, ярким предметам;

Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с

поддержкой. Слепой ребенок учится ходить, двигая какой-нибудь предмет перед собой, или протягивает вперед руку, чтобы не натолкнуться на встречные предметы. Начиная ходить самостоятельно, ребенок учится осваивать окружающее его пространство. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве – главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением. По мере того как увереннее ходит ребенок, родители стараются все реже брать его на руки. Берут на руки только после соответствующей просьбы-жеста ребенка (тянет руки вверх), а в дальнейшем только как поощрение за правильно выполненные действия.

Проведение в этот период различных специальных занятий по развитию движений способствует укреплению эмоционального контакта с родителями и подготавливает почву для развития будущего активного поведения такого ребенка в бытовых ситуациях.

Воспитание ребенка с нарушением зрения с двух до трех лет.

Для детей с глубокими нарушениями зрения на втором году жизни существуют следующие упражнения со взрослыми:

Бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку; бегать, держась за веревочку в руках взрослого;

Уметь перешагивать и перелезать через препятствия;

Пролезать под протянутой низко над полом веревочкой;

Ползать под составленными в ряд большими стульями, можно ползать под свет фонарика;

Залезать на стул и спрыгивать на пол с помощью взрослого;

Катать машину по полу, тянуть ее за веревочку;

Качаться на кресле-качалке, на качелях;

Совершать совместные наклоны (малыш сидит на полу спиной к животу

взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад);

Катание мяча по полу;

Игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками);

Игры с песком.

Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более

полноценное участие ребенка в бытовых действиях, выполняемых по режиму дня. Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.

В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребляемых на занятиях со взрослым, например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок может развлечь себя хотя бы 15 минут.

Если развитие ребенка идет нормально, то к концу второго - началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями:

1) самостоятельно и уверенно ходить;

2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение);

3) держать чашку за ручку и пить из нее;

4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку);

5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки или штаны, уже надетые взрослыми на ноги);

6) знать свое место за столом во время еды;

7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке;

8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садится самому;

9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван;

10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет;

11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).

Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом:

1) большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с

предметами;

2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.);

3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким;

4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми;

5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми

предметами.

Вывод.

Воспитание в семье ребенка с нарушением зрения требует больше усилий как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, чем воспитание детей с нормальным развитием. Дети с нарушением зрения требуют больше времени и внимания к себе, и необходимо постоянно поддерживать его развитие, чтобы не ухудшить зрение, а хотя бы оставлять его на определенном уровне. Родители ни в коем случае не должны запускать состояние такого ребенка, воспитывать его как в физическом, так и в социальном плане, не акцентируя внимание на том что он отличается от других детей. Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание в семье ребенка с нарушением зрения – это трудоемкий и кропотливый процесс, который требует повышенного внимания и активности со стороны родителей.

Литература.

  1. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением/ Дефектология, 1996;
  2. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. – М.,2003.
  3. Акатов, Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений. / Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004.
  4. Загорская, Е.А.Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Е. А. Загорская / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.

Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье.


Уважаемые родители! Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений. Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения. 1. Чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай», «не бери сам», «не трогай» и т. п.)
2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье, излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний больного ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.
4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:

1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло»).
3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
6. Учите малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).

По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации:

Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они»).
Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.) Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.
Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.

Ну и, конечно, же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект.

Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. «Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время?» - спросите вы. Возможно, иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать. Обратить внимание ребенка. Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» - кефир, творог, сметана.
На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты. Сегодня у нас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее?», или «Найди отличия». Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей». Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части», и т. д.
Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.
Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.
Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.
Используемая литература:
1. Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» №1 янв. 2013г.
3. Статья «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения».М. Н. Салова, Л.А. Жданова, Т. Ф. Абрамова., М. М. Безруких, С. П. Ефимова,М. Г. Князева «Как готовить ребенка к школе» , «Арктоус» Тула 1997год.