Молодежная субкультура как фактор социализации личности кратко. Понятие субкультура и её признаки

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам - представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. - Кострома; 2004.

Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации молодых людей имеет социум. Эту ближайшую социальную среду человек осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

При этом молодежь как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для нее в наибольшей степени комфортна, где их лучше понимают, относятся к ним с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится молодой человек, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.

В развитии познания молодежи окружающей действительности наступает момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1990. - № 5. - С. 12-32. Таким образом, они примыкают к той или иной неформальной организации.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнера. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодежную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Молодежные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и ее центром - основными социально-экономическими и политическими структурами. Мудрик. А.В. Время поисков и решение. М. 1990.

Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приходить сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: отдых стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:

  • - специфический стиль жизни и поведения;
  • - свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
  • - наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. Левикова С.И. Готика как она есть, или о старо-новой молодежной субкультуре. // Философские науки - 2006 - № 7-9 - с. 9-11.

Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.

Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3 +/- 1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцией Козлова А.А., Канаяна В.А. - СПб, 2008. На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко.

Можно условно выделить три вероятностных последствия молодежной субкультуры для социализации:

Итак, субкультура - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности.

В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.

Как показывает анализ научной литературы, влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и фемининности). Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Субкультура выступает также как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравится, прежде всего, музыка, одежда и т.д.

Молодежные субкультуры стали одним из существенных факторов социализации городских школьников. Можно условно выделить три вероятностных последствия молодежной субкультуры для социализации:

  • - позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования),
  • - социально-негативная (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни),
  • - индивидуально-негативная (мораторий на социальное и культурное самоопределение, самооправдание инфантилизма и эскапизма -- «бегства» от социальной реальности).

Все это говорит о том, что вопрос о молодежных субкультурах выходит далеко за рамки отношений «отцы и дети» и требует от взрослых поисков конструктивного взаимодействия. Молодежные субкультуры являются частью нашей общественной жизни, нашего общества и от того, смогут ли взрослые понять и поддержать молодежь (пусть неформальную, но зачастую очень талантливую), зависит успешность социализации молодых людей.

В литературе и на практике активно используется понятие "детская субкультура".

Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, используемых в детских сообществах в конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Для каждого детского возраста характерна своя субкультура. В процессе социализации ребенок усваивает определенный объем слов и выражений, имеет место своеобразие их осмысления (понимания) и реализации усвоенного в речи, что характеризует его социокультурное развитие как личности.

Сформированное социокультурное своеобразие позволяет ребенку понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в конкретной социальной среде. Оно обладает относительной автономией и характеризуется в зависимости от возраста детей своим языком, содержанием, особенностями восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, сказывается на их социальном развитии, социализации.

Во-первых, в индивидуальных и групповых играх, существенно влияющих на социализацию ребенка. Как указывал Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979), игра выступает ведущей деятельностью ребенка, своего рода школой произвольного поведения и "морали в действии". Она помогает обеспечивать своеобразное моделирование социальных отношений и их усвоение. Индивидуальные игры способствуют познанию реальной действительности, саморазвитию. Групповые носят социальный характер. Они предполагают определенные правила, нормы поведения и действия, стимулируя усвоение социального опыта.

Дети, как правило, играют в традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания). Многие из детских игр вышли из календарных обрядов взрослых. По мнению "реставратора" народных игр Владимира Михайловича Григорьева , традиционные игры, прошедшие через века, доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов, религиозных представлений разных народов.

Во-вторых, в детском фольклоре (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки). По мнению Марины Владимировны Осориной , детский фольклор – одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности. Он выступает важным показателем детской субкультуры.

Наиболее распространены такие формы детского фольклора, как:

  • – считалки ("Аты-баты, шли солдаты, аты-баты – на базар...", "На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты есть такой?.." и др.), которые помогают детям устранять нежелательные конфликты в детской среде;
  • – дразнилки (именные типа "Андрей-воробей, не гоняй голубей...", а также высмеивающие детские недостатки и проступки (ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность), например: "жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест" или "плакса- вакса-гуталин, на носу горячий блин!"), благодаря которым детское сообщество осуществляет воспитание. Они также тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя от нападок сверстников в форме словесной самозащиты (ответить дразнилкой-отговоркой).

Важным фактором формирования детского фольклора является информация, которая поступает ребенку через общение, сказки, песни, книги.

Сказка и былины выступают одним из источников построения ребенком картины отношений между людьми, в частности, взаимоотношений в семье. Через них последний эмоционально усваивает качественные характеристики людей, понимание добра и зла, преданности и предательства, героизма и измены, патриотизма и многое другое, наставления и поучения старших.

В сказах и былинах сконцентрированы смысловые образования, которые создавались веками. Таким образом, происходит своеобразный "диалог культур" – прошлого и настоящего в создании образа мира, в частности, мира семейных отношений, формирования культурных полоролевых стереотипов мужчины и женщины, социальных ценностей.

В-третьих, в детском правовом кодексе (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного / ягодного места). Его использование влияет на формирование собственного "Я" ребенка, определение его статуса и места в социальной среде.

В-четвертых, в детском юморе (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки) и наделении прозвищами сверстников и взрослых. Это характерная форма самовыражения, привлечения к себе внимания, стремления выделится. В подобных проявлениях дети иногда могут быть очень жестоки, не считаясь с самолюбием другого ребенка. Основания для розыгрышей, поддевок могут быть самые различные, в том числе, особенности фамилии или имени, какие-либо привычки, формы проявления.

В-пятых, в детской магии и мифотворчестве ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы). Такая форма проявления часто выступает средством осмысления того, что и как воспринимает ребенок, слушая сказки, былины, просматривая телевидение, наблюдая за поведением взрослых;

В-шестых, в детском словотворчестве (этимология, языковые перевертыши, неологизмы). В процессе коммуникации дети придумывают "тайные языки", недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых. Это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа "ус", тогда обычная фраза принимает странное звучание "Мамаус ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус" (мама ушла на работу, приходи ко мне). Старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью, что свидетельствует о стремлении к автономии детской субкультуры.

Также своеобразие субкультуры детей проявляется:

  • – в детском философствовании (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти);
  • эстетических представлениях (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты");
  • стремлении к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков;
  • религиозных представлениях (детские молитвы, обряды).

Детская субкультура меняется в зависимости от возраста. Передача всего богатства ее содержания происходит непосредственно "из уст в уста" в условиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах. Лишь к концу периода детства наряду с устными появляются письменные тексты – песенники, девичьи альбомы, "гадалки", сборники анекдотов.

Детская субкультура предоставляет ребенку наиболее благоприятную для него социальную среду и выполняет следующие функции:

  • социализирующую – основным агентом социализации выступает группа сверстников;
  • обучения и воспитания (сверстники – лучшие воспитатели);
  • передачи традиционных культурных средств – детского правового быта, фольклора и игровых правил, овладения собственным поведением; половой идентичности благодаря сравнению с другими мальчикам и девочкам;
  • экспериментальной площадки для опробования себя, определения границ своих возможностей;
  • защиты от неблагоприятных воздействий взрослых.

Всякую субкультуру представляет сообщество детей, в котором каждый ребенок – это определенный социокультурный мир и носитель субкультуры. Это сообщество обусловливает зону вариативного развития ребенка. Сверстники в процессе игрового взаимодействия и общения во многом определяют перспективы его социализации, обучения и воспитания. Этим объясняется тот факт, что для родителей далеко не безразлично, в какой субкультурной среде сверстников общается их ребенок и как он себя в ней проявляет.

В подростковой и юношеской среде формируется своя субкультура. Каждая сформировавшаяся подростковая (юношеская) группа отличается своеобразием субкультуры просоциальной, асоциальной или антисоциальной направленности. Она во многом определяется теми, кто входит в группу и средой, в которой первая сформировалась и проявляется. Влияние субкультуры на членов группы исключительно велико и реализуется через нормы, ценности, стереотипы и вкусы, которые ею определяются. В зависимости от направленности субкультуры оно может быть как позитивным, так и негативным.

Социальные нормы и ценностные ориентации выполняют функции важнейших регуляторов социального поведения индивидов и влияют на отношения ее носителей к окружающей среде, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации.

Каждая социокультурная молодежная среда способствует формированию определенных пристрастий, предвзятости, предубеждения по отношению к чему-либо, следованию определенной моде и музыкальным пристрастиям.

Следование моде – важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно пытаются выделиться по сравнению с взрослыми, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою похожесть на всех и в то же время выделиться среди них. Музыкальные пристрастия позволяют молодым людям через движения и ритмы пережить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

Во взаимоотношениях подростки и юноши стремятся выделиться через речь, компенсировать эмоциональную и "словарную" невозможность выразить свои переживания и чувства. Жаргон оказывает организующее влияние на всю речь, на стиль у носителей субкультуры.

Изучение подростково-юношеской субкультуры исключительно важно для тех, кто непосредственно работает с детьми этого возраста (родители, учителя, социальные педагоги и социальные работники, работающие с "детьми улицы" и безнадзорными).

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе¬цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи¬нальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен¬ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на¬селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек¬ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль¬ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж¬ники, филателисты, компьютерщики и т. д.). Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих). Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер¬претированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо¬лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото¬рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны. В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль¬ных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност¬ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен¬ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль¬турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче¬ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия¬нием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп¬пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра¬женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос¬тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз¬недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле¬нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина¬комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы. Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа¬ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet"e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран¬ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак¬терными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа¬лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их вли¬яния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества. Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под¬ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас¬пектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но¬сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под¬ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой. Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз¬можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно¬шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере¬жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив¬ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас¬суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский). Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль¬ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура. В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело¬века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува¬жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо¬ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

1. Роль сверстников в социальном формировании личности.
2. Официальные объединения.
3. Молодежная субкультура.
4. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
5. Неформальные объединения.
Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:
1. важный канал специфической информации;
2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции:
- приобщение к культуре и нормам данного общества;
- научение полоролевому поведению;
- научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, регио-нальной, социальной принадлежности членов группы;
- помощь членам группы в достижении автономии от общества;
- создание условий для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения.
2.Официальные объединения.
К официальным объединениям относятся школьный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие детские и подростковые организации (скауты).
Школьный класс. В классе существует двойственная структура коллектива – формальная, созданная под влиянием взрослых и неформальная, складывающаяся в процессе свободного общения детей. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению, по официальному статусу учеников, по успеваемости, по принадлежности к активу и на основе неофициальных ценностей, принятых в ученической среде.
Подростковые клубы. Главное для детей в клубах – добровольность, общение друг с другом и интересными людьми – энтузиастами(руководителями) и теплая атмосфера, которой им не хватает в школе.
Детские организации. В России стали распространяться скаутские организации (скаут - разведчик). Скаутинг – система воспитания молодежи, разработанная в конце 19 века полковником английской армии Р.Баден-Пауэллом. Это самое распространенное молодежное движение в мире. Цель скаутинга – всестороннее развитие личности (физическое и духовное) Скауты учатся выживать в самых сложных условиях.
Самой массовой детской организацией В России на сегодняшний день является Федеральная детская организация «Юная Россия» - в ее программах участвуют более 5 млн. детей.
Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы»(ДИМСИ).
Неформальные группы– это официально не зарегистрированные группы людей, которые возникли по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Неформальная группа чаще всего объединяется на основе близости возраста и территориальной общности. Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей и существующее на протяжении нескольких десятилетий. Именно через неформальное объединения реализует себя молодежная субкультура.
Субкультура - sub –«под» -совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) Субкультура бывает: просоциальной, когда ее нормы не противоречат общепринятым нормам и правилам; Эти объединения решают социальный проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, решение экологических проблем); асоциальной - ее нормы и ценности дополняют и трансформируют официальную культуру. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. В основном выполняют рекреационные функции)хиппи,панки, мажоры, хайлафисты, рокеры) и антисоциальной – когда нормы противопоставлены обществу, иногда носят ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других (Банды – чаще всего по территориальному принципу.
Специфические черты российской субкультуры:
1. преимущественно развлекательно-рекреативная направленность;
2. «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интере-сов – культ американского образа жизни;
3. слабая индивидуализированность и избирательность культуры - неприятие других ценностей и стереотипов;
4. внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры, заметно влияние только телевидения);
5. отсутствие этнокультурной самоидентификации(народная культура большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм);
6. межгенерационное отчуждение: от разрушения внутрисемейных контактов до отчуждения поколений;
Общие признаки НМО:
1. стиль одежды и оформление внешности(прически, макияж, татуи-ровка). Очень скрупулезно. Важность деталям. Равная значимость для обоих полов. Цели – выделиться среди взрослых и обрести единство со своей компанией, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, утвердить свою похожесть.
2. увлечение музыкой. Тип предпочитаемой музыки и выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников тяж рока – преобладают 14 – 17 летние юноши – школьники, учащиеся ПТУ и рабочая молодежь. Джаз – авторская песня – увлечения более образованной части молодежи.
3. жаргон = своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Лексический состав жаргона быстро обновляется. Позволяет почувствовать принадлежность к группе, это как своеобразный пароль.
4. Фольклор – комплекс словесных, музыкальных и игровых видов творчества. Словесный вид – предания из истории сообщества, о легендарных деяниях, анекдоты, считалки, дразнилки, страшилки. Муз фольклор – песни, выражающие мировосприятие и отношение к окружающему, пропагандирующий ценности своей группы. Игры – подвижные детские игры, карточные и др. Передаются из поколения в поколения. Изобразительный вид фольклора - граффити – средство утверждения групповой принадлежности, а также возможность выступить против разрешенных социальными нормами надписей.

Классифиация НМО:
1. Группы агрессивной самодеятельности – например, спортивные фанаты – эмоциональная разрядка в процессе боления и послематчевых шествиях. Спортивные мероприятия – лишь повод к совместным действиям.
Экстремистские неонацистские группы. Группы имеют тайную систему посвя-щения, внешнюю атрибутику. (левые – «ремонтники», «люберы», «чистиль-щики» «Законники», «Комиссары», объединяются для борьбы с западной идеологией или неправильными действиями в собственном государстве
2. Группы эпатажной самодеятельности. Панки – одежда, манера поведения, словарный запас, Открыто пропагандируют секс, наркотики, токсические вещества. Мажоры – носят вещи какой-либо западной страны, проповедуется активный, деловой, сильный человек. Рокеры – страсть к мотогонкам. Поперы – причисляют себя к элите общества, подчеркнуто пренебрежительны к окружающим, стремятся к вызывающей респектабельности, активно бойкотируют любую общественную деятельность.
3. Группы культурной самодеятельности.Рокеры (битломаны, ньювейвщики, хардрокеры, металлисты, брейкеры) Хиппи.
4. Группы экономической самодеятельности. Деятельность таких групп напра-лена на создание материальных благ для себя, своей группы или других групп. Группы кооперативно-предпринимательской деятельности.
5. Группы социальной самодеятельности – их деятельность направлена на решение конкретных социальных проблем. Экологисты (защита окружающей среды, восстановление природных ценностей). Экокультурные группы (защита культурной среды). Этнокультурные группы (возрождение культурно-исторического наследия. Могут быть и экстремистски настроенные – «Память»). Группы интернационалистов. Группы взаимной поддержки. Группы «Милосердие» - добровольная помощь людям, в ней нуждающихся.
6. Группы политической самодеятельности. Стремление изменить политическую ситуацию в стране. Движение политического самообразования. Правозащитное движение.
7. Нетрадиционные религиозные группы. Общество всеобщего сознания Кришны. Группы дзен-буддистов, сатанистов.
8. Криминогенные группировки. Кто попадает в такие группы? Члены могут быть типологизированы следующим образом:
1. аутсайдер – человек, попавший в социальный тупик, не нашедший признания в формальной социальной группе, не имеющий возможности для самореализации.
2. маргинал (лат – человек, находящийся на краю) Это личность, оказавшаяся за рамками характерных для этого общества норм и традиций.
3. конформист – человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, быстро и без усилий усваивающий групповые ценности и нормы.
4. приспособленец – в отличие от конформиста принимает групповые нормы и ценности лишь внешне, имитируя глубокую привязанность к групповым целям для того, чтобы добиться признания и повышения своего статуса.
5. фанат – человек, увлеченный групповыми целями, преданный ценностям и символам группы, соблюдающий нормы группы и отрицающий все, что идет вразрез с групповыми ценностями.
6. борец – человек, для которого больше значит процесс борьбы за идею, чем сама идея.
7. вождь – человек, видящий свое признание, чтобы руководить людьми и нередко имеющий организаторские способности.
8. попутчик – человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации.
9. имитатор – человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, они составляют для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей.
10. скучающий – человек, мотивом вступления в организацию для него была возможность более содержательно организовывать свой досуги найти среду для общения.

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество XX века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Общая часть

Как правило, когда люди говорят о субкультурах, они сваливают их все в один котел. Часто можно услышать фразы вроде: «Всевозможные готы, эмо, панки и так далее», то есть, в представлении людей, не знакомых с субкультурами, нет особой разницы между всеми субкультурами, тогда как для подростков такие фразы могут быть крайне оскорбительными. Для того чтобы понять, что такое субкультура, необходимо знать, когда и при каких условиях подросток (взрослые люди, все-таки, довольно редкие гости в таких компаниях) присоединяется к этой субкультуре.

Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам.

Молодежных неформальных движений множество. Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени и молодежь придумывает свой способ.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

1. Субкультуры, понятия и признаки

Субкультуры, это система значений, способов выражения или жизненных стилей, развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте. Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах.

По социально - правовому признаку неформальные движения разделяются на:

1) просоциальные, или социально - активные, с позитивной направленностью деятельности, такие как, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2) социально - пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, такие как, музыкальные и спортивные фанаты;

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Типы молодежных субкультур разделяется на:

1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры);

2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

3) криминальные ("гопники", "люберы");

4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными;

5) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

6) с социальной позицией - экокультурные;

7) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

8) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

По направленности интересов молодежные объединения и группы классифицируются как:

1) связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура, увлечение современной молодежной музыкой;

2) отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

3) связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;

4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

5) связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;

6) враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;

7) религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;

8) группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;

9) элита: мажоры, рейверы;

10) антикварные субкультуры: битники, роккабильшики;

11) субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;

12) социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты;

13) устремление к право порядковой деятельности;

14) активно занимающиеся определенными видами спорта;

15) около спортивные - различные фанаты;

16) философско-мистические;

17) защитники окружающей среды и др.

Все субкультуры зарождаются в небольших коллективах, объединенных какой-то общей идеей, имеющих схожие вкусы или убеждения. Постепенно количество увлеченных и просто интересующихся возрастает.

2. Причины увлечения несовершеннолетними субкультурами

К установлению обстоятельств и причин, что послужило поводом увлечения несовершеннолетнего субкультурой, необходимо к каждому подходить индивидуально, так как каждый несовершеннолетний, это индивидуум, со своим мировоззрением, ценностями и увлечениями, но, тем не менее, существуют основные общие причины и условия, при которых несовершеннолетний присоединяется к субкультурам.

Присоединение несовершеннолетнего к субкультурам происходит, как правило, в период подросткового детства, возрастные рамки которого определяются как 11-15 лет (разумеется, могут наблюдаться колебания в ту или в другую сторону). Главной доминантой психического развития ребенка в этот период является общение со сверстниками, которое происходит большее время в школах. Как не доминирует установки общности класса как единого организма, но общение по группам всегда превалирует. В школе, в среднем и старшем звене классы поделены на своеобразные группы.

Несовершеннолетнему невероятно важно быть частью одной из таких групп и играть в группе определенную роль, соответствующую особенностям его личности. На протяжении всего обучения в школе несовершеннолетний может переходить из одной группы в другую, его роль время от времени может меняться. Например, если мальчик в начальных классах был шутом и имел признание у одноклассников именно за эту свою черту, то к девятому классу его шуточки уже будут неинтересны окружающим, и ему придется искать какую-то другую роль, например, заслуживать уважение с помощью своего интеллекта.

Но бывают такие дети, которых по тем или иным причинам отказываются принимать в группы, и значит, они не могут занять в классе той ниши, какую хотели бы. Девочки, в основном мечтают быть первыми красавицами в классе, а окружающими воспринимается как изгой, находится в большой опасности с психологической точки зрения. Несовпадение желаемого с реальным может приводить к крайне плачевным последствиям. Именно такие дети чаще всего становятся самоубийцами. Но это, разумеется, лишь крайняя степень.

Следующей причиной, является способ обретения единомышленников, вследствие чрезмерного развитие несовершеннолетнего, которому не интересно проводить время со сверстниками, одноклассниками и он ищет подобных себе по духу и по интересам, так как, в школьной и дворовой среде, он не может реализоваться.

Одной из причин увлечения несовершеннолетними субкультурами, является отсутствие поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений несовершеннолетних, которые в дальнейшем, для реализации своих потребностей, примыкают в группы по интересам, являющихся той или иной субкультурой, его стремлению к самовыражению.

В результате неполучения признания и должного места ни в какой группе, несовершеннолетнему на помощь приходит субкультура. Выбор субкультуры зависит от личных предпочтений ребенка в музыке, в одежде и т.д., либо происходит в результате случайного знакомства с представителями субкультуры, иными словами, для ребенка субкультура – еще один шанс занять свое место под солнцем.

3. "Подводные камни" субкультур

Любая субкультура предполагает какие-либо отличительные признаки – одежду, прическу, аксессуары. Несовершеннолетний, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир, начинает активно интересоваться соответствующей музыкой и литературой.

Большинство несовершеннолетних, увлекаются субкультурами, только ради их внешних проявлений, эпатажа

окружающих, не вникают в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении, даже те, кто верен своей неформальной организации, зачастую не понимают ее.

В каждой субкультуре, есть свои подводные камни и главная опасность этих камней– это попадание в криминально направленную субкультуру. Если несовершеннолетний попадает к скинхедам, неофашистам, в компании, где активно употребляют алкоголь или наркотики, это может иметь самые плачевные последствия.

Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это.Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны.

Следующей опасностью, является попадание несовершеннолетнего в разные рода религиозные культы, мистические оккультные субкультуры. В мире огромное количество разных религиозных культов. Верят в Бога, в черта, в рай, в ад, в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Верят в колдовство, сглаз, парапсихологию, НЛО, астрологию. Верят в библию, Коран, тору, во все, что там написано, но более распространенный среди субкультур, культ "сатанисты", в которой преобладает утверждение, что человек – суть животное, и ничто животное ему не чуждо. Несовершеннолетний, следуя правилам субкультуры "Сатанисты", связанных с жертвоприношением начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного. Немногие, «поступившие» туда, могут вернуться, религиозное воздействие действует словно гипнозом на своих последователей. Пребывание несовершеннолетнего внутри какой-либо субкультуры – это явление временное, как и сама субкультура в целом, но вред личности несовершеннолетнего этот период, может нанести неизмеримый.

Заключение

Субкультуры, это неизбежность, это часть общества, это подростковая психология. Однозначно говорить о вреде или пользе субкультур нельзя, все зависит от самих субкультур, от того что несет в себе субкультура, если хорошее - хорошо, если нет - то нет.

Субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. К любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка. В каждой субкультуре, всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять несовершеннолетний.

Молодежь всегда привлекает все новое, яркое и необычное, для них это способ выделиться из толпы, заявить о своей уникальности и индивидуальности, а для этого вовсе не обязательно понимать, какие именно символы ты на себя вешаешь. Положительный аспект в этом тоже есть - у большинства увлечение меняется или просто проходит, бывает, что человек просто перерастает свой искренний интерес. А оставшееся меньшинство - это те, кого действительно привлекала культура, а не красивая обертка.

Но тем, не менее, если вы заметили, что ваш ребенок примкнул к той или иной субкультуре, постарайтесь аккуратно выяснить об этом течении все, что сможете. Не делайте скоропалительных выводов, услышав обрывки рассказов знакомых. Расспросите самого ребенка об этой субкультуре, но обязательно без давления, просто ненавязчиво поинтересуйтесь, в чем суть этой субкультуры, спросите об истории зарождения. Если вы построите разговор правильно, ребенок сам вам все расскажет, но, если вы допустите хотя бы ноту неодобрения по отношению к субкультуре, ребенок закроется для вас навсегда. И только лишь в том случае, если вы поняли, что есть повод для опасений – ребенок связался с криминальной организацией или с сектой, - ваше активное вмешательство просто необходимо.

Будьте внимательны к вашему ребенку, и тогда все у вас будет замечательно.