Сценарий праздника сабантуй в парке. Сценарий праздника "Весёлый праздник - Сабантуй" материал (старшая группа) на тему

Сценарий праздника Сабантуй (на участке детского сада)

Музыкальный руководитель Вагапова Альмира Мударисовна

МАДОУ №8

Звучит татарская плясовая музыка. Площадка украшена по - праздничному: разноцветные шары, флажки, плакаты.

Ведущая :

Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?

Ребята, а какой сегодня праздник?

Дети : Сабантуй!

Ведущая : Правильно.

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй.

Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Песня-танец «Шома бас».

(5 нче диск “Җырлап-биеп уйныйбыз”, №9, 10.)

(Выходят дети рассказывать стихотворения)

1 ребёнок:

Бүген бездә Сабантуй -

Эшләреңнең барын куй!

Тизрәк йөгер мәйданга,

Бәйрәм башлана анда.

2 ребёнок:

Будем мы соревноваться,

Будем с вами мы играть,

Кто сильнее, кто быстрее,

Сможем сегодня мы узнать.

3 ребёнок:

Күңелле Сабан туйлары,

Бүген бәйрәм, зур бәйрәм.

Матур җырлар җырлый-җырлый

Уйныйбыз әйлән-бәйлән.

Җыр”Сабан туе ”.

(Диск «Бииләр итек читекләр”, 4, (22) , Гөлшәт Зәйнәшева сүзләре.)

Ведущая:

Ой, как всё красиво, летом. И цветы, и бабочки. ..

Ребята, а вы играть любите. Давайте поиграем.

Игра “Попрыгаем” .

Давай с тобой попрыгаем.

Раз, два, три!

И ножками подрыгаем.

Раз, два, три!

И ручками похлопаем.

Раз. Два, три!

Давай с тобой покружимся.

Раз, два, три!

И мы с тобой подружимся.

Раз, два, три!

(Танцуя под фонограмму, появляется девчушка-веселушка.)

Веселушка:

Я - девчушка-веселушка,

Непоседа, Хохотушка,

Молоды мои года.

И душой я молода.

Ни минуты не скучаю

И другим скучать не дам!

Танцевать, шутить люблю,

Всех кто рядом, веселю. (танцует)

Веселушка:

Не люблю сидеть на месте.

Петь люблю смешные песни.

Ну, а вы поете здесь?

Среди вас артисты есть?

Өй алдында чебиләр ” - инсценировка.

(Диск -Туган җиремә, 4(16) . , Р. Урманов көе, Я. Игәнәй сүз.)

Өй алдында чебиләр”.

1. Ишегалдында иртән

Сап-сары күлмәк кигән.

Нәни генә бер чеби

Аптырап елап йөри.

Чип-чип чебиләр

Аптырап елап йөри.

2. Корт эзләп ара-ара

Ераккарак киткән ул.

Иптәшләрен югалткан

Һәм адашкан икән ул.

Чип-чип чебиләр

Һәм адашкан икән ул.

3. Бик жәлләдем мин аны

Аннан тотып сак кына.

Илтеп куйдым чебине

Башкалары янына.

Чип-чип чебиләр

Башкалары янына.

Веселушка :

Пели громко, пели дружно

Пели так, как было нужно!

(раздается стук в дверь)

Ведущая: Новый гость? Кто там такой?

Сходи, Милая открой!

(Входят Шурале и Су анасы )

Су анасы: Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?

Шурале : Здравствуйте, ребятки. Проходили мимо вашего детского сада и услышали, как вы хорошо читаете стихи, как звонко поете.

Су анасы : Захотелось нам зайти к вам в гости. Ведь вы сегодня праздник справляете? А какой праздник?

Дети: Сабантуй!

Шурале : (грустно) Тут как интересно, весело.

Я всегда сижу один.

И ни с кем я не играю.

Не пою? Стихов не знаю!

Ведущая : Не танцуешь?

Шурале :

Просто лень,

Только плачу целый день.

В уголке один вздыхаю

И от скуки помираю. (плачет)

Ведущая:

Ты дружочек, не печалься

Ты, дружочек, не скучай. .

Поскорее вылезайка.

Снами вместе поиграй!

Игра “Шурале” .

Шүрәле жырлый.

Бигрәк озын кулларым,

Күзләрем йөреп тора.

Килеш -килбәтемне күргәч,

Көләсен килеп тора.

Мин Шүрәле, Шүрәле,

Чакыргач килдем әле.

Онытып үпкәләрне,

Келдереп алыйм әле.

Балалар җырлый.

Ачуланган, турсайган

Шүрәлене күр әле.

Онытып килгән инде,

Былтыргы үпкәләрне.

Әй, Шүрәле, Шүрәле,

Безнең яңга кил әле.

Син яхшы бит,

Син әйбәт бит,

Бергәләп уйныйк әле.

Шурале :

Очень весело играли

И не капли не устали.

Вам признаюсь, между прочим,

Мне понравилось тут очень!

Су анасы :

Ребята, а вот мне интересно, этот праздник - Сабантуй когда проводят?

Дети: Летом!

Су анасы : Ой как здорово. А. я, лето очень люблю.

Летом можно загорать.

И на травке полежать,

За грибами в лес сходить.

В речке рыбы наловить.

Снова лето к нам пришло-

Это очень хорошо!

Дети, а вы знаете как комарики пищат?

А как мухи жужжат?

Как птички поют в лесу?

А кукушка кричит на суку?

Как лягушка квакает?

Ой, какие молодцы!

(Танцуя под фонограмму, появляется Хаджа-Насретдин)

Хаджа-Насретдин : Ассалямагаляйкум! Ой, как тут здорово! Как весело! Я тоже решил прийти к вам на праздник.

Ведущая: Мы очень рады тебя видеть, Хаджа Насретдин. А где же твой ослик?

Хаджа-Насретдин : Ой, он уже с утра побежал на скачки. Кстати, ребята, мне очень хочется проверить вашу сообразительность, и поэтому я привёз для вас загадки.

1. Всех известных птиц черней, враг личинок и червей.

В огороде словно врач, ходит важно. Это... (грач) .

2. Вот будильник во дворе,

Будит всех он на заре.

Красный гладкий гребешок.

ЭтоПетя... (петушок) .

3. Красный спрятан корешок.

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко-и в руках... (морковка) .

4. Небо застлано дождём.

Как же мы гулять пойдём7

Не горюй, ведь в огороде

Светит при любой погоде

В деревнях, на дачах, сёлах,

Наше солнышко... (подсолнух) .

Хаджа-Насретдин: Я знал, что вы такие сообразительные!

Ведущая : А ты хочешь с нами поиграть?

Хаджа-Насретдин: Конечно, давайте поиграем.

Игра “Чума үрдәк, чума каз” .

(3нче диск “Җырлап-биеп уйныйбыз”, №15, 16.)

Ведущая: А ещё мы споем для тебя песню.

Җыр “Әйлән-бәйлән ”.

(3нче диск “Җырлап-биеп уйныйбыз”, №15, 16. ,Ф. Әбүбәкеров музыкасы, Р. Миңнуллин сүзләре) .

Ведущая : Хаджа-Насретдин наши ребята и гости пришли сюда поиграть и посоревноваться. А ты хочешь с нами?

Хаджа-Насретдин: Да, я всех сильнее и ловчее.

Ведущая: Тогда выходи с нами на большой майдан и посоревнуйся. Приглашаем всех на спортивную площадку.

Игры-соревнования:

    «Бег ведрами»;

    «Бег с ложками»;

    «Бой горшков»

    «Бег на лошадях»;

    «Перетяни канат »;

Веселый праздник - Сабантуй!

Праздник для старшей группы детского сада.

Цель : Приобщение детей дошкольного возраста к традициям татарского народа. Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к праздникам. Развивать у детей стремление к активному участию в праздниках.

Предварительная работа : Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций /национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно – прикладное искусство/, экскурсии в музей татарской культуры в детском саду

Персонажи: Двое ведущих: мальчик и девочка в татарских народных костюмах; Камырша, Батырша – взрослые в национальных костюмах.

Атрибуты : лошадки на палочке, бутафорные изделия татарской кулинарии, самовар, расшитые полотенца, куклы в костюмах разных национальностей, шест с полотенцами, коромысла с вёдрами, деревянные ложки, мешки, палки и горшки.

Все дети нарядно одеты, по возможности в костюмах разных национальностях, праздник проходит на спортивной площадке, приглашаются родители.

Ход праздника

Выходят ведущие: мальчик и девочка в татарских костюмах .

  1. Бүген бездә сабантуй,

Эшлереңнең барын куй.

Тизрәк йөгер мәйданга:

Бәйрәм башлана монда!

  1. У татарского народа есть обычай

Каждый год, потеплеет лишь погода,

После посевных работ,

Все идут на праздник дружно,

Пляшут, весело поют!

Соревнуются в чём можно

И скучать нам не дают!

В Татарстане мы сегодня,

Дружно, весело живём

Дорогие наши гости, на Сабантуй мы вас зовём!

Праздничное шествие

Выходят 12 детей в татарских костюмах и заводят хоровод

Хоровод: «Веночек» тат. нар. мелодия «Каз канаты»

В конце перестраиваются на полукруг. Выходят 6 мальчиков с лошадками.

  1. Скачут всадники лихие,

Кони мчатся и спешат.

А мальчишки удалые,

Ловкость показать хотят!

  1. Малайлар алып килгәннэр

Иң житез юртакларны

Үзләре дә сынатмыйлар,

Читтә торсын атлары.

Ритмический этюд: «Всадники»

Под весёлую татарскую мелодию выходят дети, у них на руках бутафорные изделия татарской кулинарии, изделия художественно-прикладного искусства. Они идут по кругу и становятся на свои места, в этот время воспитателии говорят слова.

Тәрбияче: Безнең әби-бабаларыбыз элек-электән үк эшчән, тырыш, тыйнак, намуслы һәм пөхтә бик тә уңган булганнар. Кайда гына, нинди генә эш башкарсалар да, җиренә җиткереп, төгәл итеп эшләгәннәр, буш вакытларында да матур итеп ял итә белгәннәр.

Воспитатель: Народ Татарстана известен своим гостеприимством. Гостей приглашают к Самовару, а на столе «чак-чак» и другие известные на весь мир изделия татарской кулинарии. С давних пор Татарстан славится умельцами и мастерами. Трудолюбие, терпение, выдумка, фантазия – всё это присуще татарскому народу.

Выходят дети в костюмах разных национальностей, в руках флажки разных республик. Помахивая флажками, они проходят по кругу и становятся на свои места, в это время воспитатель говорит слова. У некоторых детей в руках куклы в национальных костюмах.

Тәрбияче: Татарстан күпмилләтле Республика. Анда татарлар, руслар, чувашлар һәм башка милләт кешеләре, бер гаилә кебек, бергәләп эшлиләр, дус, тату яшиләр.

Дус яшәргә кирәк җир йөзендә,

Дуслар кирәк һәрбер кешегә

Дуслар булса яшәү дә күңелле,

Уңай була һәрбер эшең дә!

Воспитатель: Шире круг, шире круг, музыка зовёт.

Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.

На территории Татарстана проживают люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают и, конечно же, любят праздник Сабантуй!

Музыкально – литературная композиция

На первый план выходят чтецы.

1 бала: Җилферди чиккән сөлгеләр

Бүләкләр күбебезгә.

Көрәшик тә,узышыйк та-

Сабантуй бүген бездә!

2 бала: Праздник плуга, праздник лета-

Вот, что значит Сабантуй.

И на празднике на этом

Песни пой, играй, танцуй!

3бала: Сабантуе – хезмәт туе

Шатлык һәм бәхет туе.

Уйнап - биеп, җырлап көлеп

Бәйрәм итек көн буе!

4 бала: Күңелле сабан туйлары

Бүген бәйрәм,зур бәйрәм!

Матур җырлар җырлый-җырлый

Уйныйбыз әйлән бәйлән!

5 бала:” Кончил дело, гуляй смело”-

Мудро вторит нам народ.

И на нашем сабантуе

мы зоводим хоровод!

Песня” Сабантуй” сл.Г.Зайнашева, муз.Л.Батыр-Булгари.

6 бала: Шау-гөр килә,киң болыннар

Кырлар һәм су буйлары,

котлы булсын, гөрләп торсын

Ямьле сабан туйлары!

7 бала: А праздник народный

Бывает в июне,

тогда и участвуют

Все в сабантуе!

Участники шествия садятся, выходят дети 3 группы.

Воспитатель: В этом году наша страна отметила 65-летнюю годовщину Великой Победы .

Тәрбияче: 1941 елда фашист илбасарлары безнең илебезгә сугыш уты ачтылар. Безнең бабаларыбыз яшәү өчен, үз-үзләрен аямыйча көрәшәләр.1945 елның 9 май иртәсе безнең илебезгә җиңү иртәсе алып килә. “Сугыш” дигән дәхшәт кабаттан

Янармасын тарих битендә.

Дус булсыннар илләр, халыклар,

Кояш көлеп торсын һәркемгә!

Бала: Тынычлык сүзен

Кабатлый һәркем.

Тыныч күк йөзен

Күрик без һәркөн

Кирәкми безгә

Ракеталар,

Үлем чәчүче

өрәк бит алар!

Күктә һәркөн

Кояш балкысын,

Җирдә балалар

һәрчак шат булсын! /Ә. Газизова/

Песня: «Күрәсем килә» суз. Р.Газизов, муз.М Минхаҗев

Инсценировка: «Батырша и Камырша»

Участники шествия садятся на свои места, выходят Камырша и Батырша с двух сторон. Камырша держит булку, Батырша шест с полотенцами и платками.

Камырша: Привет, Батырша!

Бамырша: Привет, Камырша! Как живешь? Как здоровье?

Камырша: Какое там здоровье! Вроде стараюсь много кушать, много спать. Мало двигаюсь, чтоб здоровье не растерять, но все равно то спину ломит, то в боку колит. Вчера целый день на печке лежал, здоровье берег для сабантуя. Батырша, ты не знаешь, кормить на сабантуе будут?

Батырша: Эх ты, Камырша! Какое же это здоровье! Бери с меня пример. Встаю утром рано, делаю зарядку, умываюсь холодной водой. (Камырша ёжится) целый день тружусь и успеваю заниматься физкультурой.

Камырша: А когда же ты бережешь свое здоровье? Когда успеваешь полежать на печке?

Батырша: Да, одному мне с ним не справиться. А вы ребята поможете мне?

С давних пор на сабантуе люди не только пели и танцевали, но и соревновались в силе и ловкости. Самые сильные, самые быстрые, самые ловкие выигрывали призы и даже целого барана!

Камырша: Ух, ты, целого барана! Я тоже хочу быть сильным, ловким, быстрым!

Батырша : Ну что же, для начала посмотрим какой ты выносливый! Вместе с ребятами поиграем в игру «Замри». Когда звучит музыка, все-все танцуют, но когда музыка остановиться все замирают и не шевелятся. Кто двинется с места, тот выбывает из игры.

Игра «Замри».

Камырша: Как весело, оказывается, двигаться, играть. Я хочу подружиться с ребятами!

Батырша: Это очень просто. Становись в хоровод и подпевай песенку о дружбе вместе с ребятами.

Хоровод «Песенка моя»

Игры, соревнования, награждения, угощения.

Ведущий : Сабантуй наш продолжается, состязания начинаются!

Не ленитесь, выходите свою силу покажите!

Тәрбияче : Сабан туенда гына

Була гаҗәеп ярышлар:

Капчык киеп тиз йөгерү,

Көч сынашу, гер күтәрү,

Ә иң кызыкы-бүләк өләшү дуслар!

Дети расходятся по пяти объектам с играми соревнованиями: «разбей горшок», «бег коромыслом», «бег в мешках», «бой мешками», «скачки на лошадях». Победители получают призы.

Батырша: Камырша, где ты был?

Камырша: В конце каждого веселья должно быть угощение! Ты согласен Батырша!

Батырша: После таких соревнований не грех и угоститься!

Камырша: Ага! Вот видишь! Камырша обо всем позаботился и сейчас здесь появиться самое любимое угощение татар «чак-чак»

Дети в национальных костюмах выносят «чак-чак», всех угощают.

Ведущий : А сейчас для всех для вас развеселый перепляс.

Громче музыка играй, танцевать всех приглашай!

Дуслар! Тыпыр-тыпыр тыпырдашып

Бергә басаек әле.

Уйнап-көлеп, җырлап-биеп

Дус, тату яшик әле!

Звучит веселая татарская музыка, дети и взрослые танцуют.

Cоставили: Варламова М.А. муз.руководитель 1кв.кат.

ГиздуллинаИ.А.,Хасанова Г.К. воспитатели по

Обучению детей татарскому языку.

ДОУ №71 “Кораблик” г. Набережные Челны


Образовательный процесс в школе - стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание - ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Актуальность его как выражение коренных оснований жизни, как основа культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы переживаем упадок гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций, губительно действующих на молодое поколение, стала деятельность учителей и других работников образования, культуры, так или иначе связанных с обучением и воспитанием молодёжи. Они воспитывают интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщают к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославивших Родину героическими подвигами. Историю, народные традиции учителя многих школ сделали эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличие от городов, и сегодня сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общинность, воспитание детей всем миром. Поэтому сельская школа может стать первопроходцем в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания учеников, включающей в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности разных народов, наций и этносов нашей страны. Сущность системы - в умелом, педагогически выстроенном использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю... Забыть это правило - всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный”.

Как же построить образовательный процесс, способствующий воспитанию гражданина, патриота, осознающего причины исторических катаклизмов, не сваливающего вину за негативные процессы современности на дедов и отцов? Как сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных традициях в нашей школе проводятся различные мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля” (“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак?й”); отмечаются даты рождения писателей и поэтов – наших земляков, например: “Праздник стихов”, посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее истории; толерантности – приятие других наций, народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств, выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике “Сабантуй”, продолжить ознакомление с традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное воспитание школьников на народных традициях”. М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской литературе для 1-4 классов русских школ. Казань. Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское книжное издательство. 1984г.
  4. Начальная школа”. Ежемесячный научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев - без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине времени, донесший свой аромат, краски до наших дней, ежегодно отмечается в июне - после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и писатель Кенизи Мурад во время одного из своих приездов в Татарстан в связи со сбором материала для книги о великом сыне татарского народа Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском сабантуе в Березовой роще, такими словами выразила свое восхищение увиденным:

Сабантуй - это чудо! Вы только взгляните на участников и гостей праздника: они оставили дома весь груз своих повседневных забот и проблем. Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение светского просвещения в исламе), является достойным вкладом татарского народа в копилку общечеловеческих ценностей. Трудно не согласиться с такой оценкой знатока Востока, в чьей родословной причудливо переплетены гены потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая самые сокровенные струны нашей души, исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников.

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба, а Сабантуй – “свадьба плуга” - только раз в году. Как невеста, готовится к ней деревня: достаются наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата, смысл его глубок. Что касается названия, то у слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и весенний сев. “Туй” же – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, дань поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ, уважает ее – об этом говорят и другие наши праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля – праздник урожая, Сабантуй же - самый веселый и самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое красивое время года -июне. Посмотрите, как прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем своим цветом, распустилась каждым листочком. Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов, румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий, и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника можно увидеть необычное и красочное зрелище: по всем домам собираются подарки для победителей Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки, полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке, отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на большой зеленый луг. Нарядно одетые люди, празднично разубранные кони, всюду смех, веселье, песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник земледелия. Поэтому и начинается он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягается лошадь, и прокладывается первая борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный праздник татарского народа – собрал в себя все лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с состязаниями, песнями и танцами испокон веков проводились по окончании весенних полевых работ. Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй – вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу – будет хорошим и урожай. Взойдут всходы, заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а там и снова весна, снова – сев. И опять соберет нас на праздник веселый Сабантуй.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

Ну, а ты - настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки, наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком, наполовину наполненным сеном, каждый из участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской системе: проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не более 1м. Держаться свободной рукой за бревно запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, -
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой...
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень (воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, они начинают скачками продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную дистанцию. Победитель определяется по лучшему показанному времени.

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и шишке.

До начала состязания они должны, положив в ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников заключается в том, чтобы прибежать первым, не выронив при этом шишку. Поддерживать руками ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки -
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, -
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).

Участник конкурса:

Дюрягина Наталья Николаевна,

музыкальный руководитель

МАДОУ Наримановский детский сад

Тюменский район

Задачи праздника:

  • Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;
  • Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.
  • Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Материалы и оборудование: деревянные лошадки, 4 цветных платка, 2 таза, 2 пиалы, 2 подушки, 2 мешка, канат, 2 небольшие подушки.

Ход праздника

Зал украшен цветными платками, на центральной сцене надпись «Сабантуй». Дети входят в зал и садятся на стулья.

Ведущий:

К нам пришёл сегодня праздник,
Весельчак, батыр, проказник,
Сабантуй, сабантуй,
Пой, скачи, борись, танцуй!

(Выходят 5 детей)

1 ребенок:

Зазвенел теплом июнь
Здравствуй, праздник Сабантуй!
После сева летним днём
Мы станцуем и споём!

2 ребенок:

Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым!
Пригодиться здесь сноровка
И отвага молодым.

3 ребенок:

Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На полянке – силачи!

4 ребенок:

Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй – ка в мешке
Пробежаться по траве!

5 ребенок:

Вёдра, полные воды,
Очень быстро пронеси
Смех, улыбки, шутки пляс –
Всё здесь это есть сейчас

Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!

1. Песня «Сабантуй» (приложение).

2. Игра «Конники»

Двое – трое детей выстраиваются на стартовой линии. Им дают деревянные лошадки. По сигналу дети движутся до финиша, не толкая друг друга. Кто первым добежал до финиша, тот и победил.

Ведущая: А сейчас посоревнуются девочки.

3. Игра-аттракцион «Кто быстрей донесёт воду в пиалах».

Две девочки набирают воду в пиалы из одного таза и аккуратно несут и выливают в таз на противоположной стороне зала. Главное условие – не пролить воду на пол.

(Под музыку входит медведь)

Медведь: Здравствуйте, ребята! Я слышал, у вас тут праздник?

Ведущая: Да, у нас праздник.

Медведь: А какой же?

Дети: Сабантуй.

Медведь: А что это за праздник? Я о нём ничего не знаю, расскажите мне о нём.

Ведущая: Сабантуй – это «праздник плуга». Его отмечают, когда заканчиваются весенние полевые работы. Вот и мы хорошо потрудились на огороде, а теперь веселимся.

Медведь:

Что за чудо-скок да скок!
Гляньте, тронулся мешок!
Эй! Хватай его, ловите,
Поскорей мешок держите!

6. Игра « Бег в мешках»

Два соперника по команде залезают в мешки и бегут в них определённое расстояние.

Медведь:

Мальчиков, парней, ребят
Вызываем на канат
Семь тут слева, семь тут справа,
Только мускулы трещат.

7. Игра «Перетяни канат »

В игре соревнуются две команды. Чья команда перетянет канат.

Ведущая: Ой, ребята, посмотрите к нам ещё гости пожаловали.

Татарочка: Здравствуйте ребята!

9. «Татарский танец»



Татарочка: Я услышала про ваш праздник и решила прийти посмотреть, есть ли у вас ловкие смелые ребятки.

Ведущая: А как же! У нас все ребята ловкие, смелые, быстрые. Давайте покажем нашей гостье, как мы играем.

10. Игра «Продай горшок»

Дети встают парами в круг. Те, кто стоит во внутреннем кругу, приседают. Они выполняют роль «горшков». Кто стоит во внешнем кругу – «продавцы». Выбирается водящий. Он подходит к одному из «продавцов» со словами: «Продай горшок?» «Покупай!» «Сколько стоит?» «2 рубля!» после этих слов дети хором говорят: «Раз, два, три – беги!». Продавец и водящий бегут по кругу в разные стороны: кто вперёд прибежит к месту, тот и занимает его.

Татарочка: Молодцы, шустрые ребятки. А теперь я хочу проверить кто тут самый умный. Я загадаю загадки, а вы отгадайте.

Загадки:

1. Мчится конь голубой
Грива вьётся волной. (Река)

2. Этого не оседлать,
Медный кнут не удержать. (Медведь и змея)

3. Для мужчины – крыло,
Для султана – клеймо,
Летом не устаёт,
Снег зимой в поле мнёт. (Лошадь)

4. Юнец – и летом, и зимой
В зелёной шубе меховой. (Сосна)

Татарочка. Да, действительно, вы и умные, и ловкие, и загадки знаете. А в гостинец я принесла вам замечательное башкирское блюдо – «Чак-чак»

Ведущая: Сейчас мы с вами зайдём в группу, помоем руки, будем пить чай с угощением.

Ведущая: Спасибо дорогие гости за то, что пришли к нам на праздник. И за угощение спасибо. Садитесь с нами за стол.

Чаепитие. Гости благодарят и уходят.

Приложение: 2 фонограммы, тексты песен на русском и татарском языках.

Спонсоры конкурса сценариев летних праздников и развлечений «Долгожданная пора, тебя любит детвора!»:

Сабантуй в детском саду. Сценарий праздника

1 Ведущий: Хаумыхыгыз казерле балалар!
2 Ведущий: Здравствуйте дети! Здравствуйте гости дорогие!
1Ведущий:
К нам пришел сегодня праздник,
Весельчак, батыр, проказник,
Сабантуй, Сабантуй,
Пой, скачи, борись, танцуй!
Тех, кто смел, силен и ловок,
Ждут награды, ждут обновы
Тюбетейки, кушаки,
Бусы, шали, сапоги.
Первым к финишу примчался-
Знай петух тебе достался.
Всех в байге опередил
Честь и славу заслужил.
Победителю майдана
Дарят жирного барана…
Вместе:
Сабантуй, Сабантуй,
Состязайся, не пасуй!
2Ведущий:
А случится,невзначай,
Проиграешь – не серчай,
Вот такое полотенце,
Не смущайся, получай!
(Выходят дети)
1ребенок:
Зазвенел теплом июнь
Здравствуй, праздник Сабантуй!
После сева летним днем
Мы станцуем и споем!
2 ребенок:
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым!
Пригодиться здесь сноровка
И отвага молодым.
3 ребенок:
Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На полянке - силачи!
4 ребенок:
Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке
Пробежаться по траве.
5 ребенок:
Ведра, полные воды,
Очень быстро пронеси
Смех, улыбки, шутки пляс-
Все здесь это есть сейчас.
Ведущие вместе:
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
2 Ведущий: Дети младшей группы приготовили для вас песню.
Песня «Трам там-там»
(Под музыку входит Медведь)
Медведь: Здравствуйте, ребята! Я слышал, у вас тут праздник?
1Ведущий: Да, у нас праздник.
Медведь: А какой же?
Дети: Сабантуй.
Медведь: А что это за праздник? Я о нем ничего не знаю, расскажите мне о нем.
2 Ведущий: Сабантуй – это «праздник плуга».Его отмечают, когда заканчиваются весенние полевые работы. Вот и мы хорошо потрудились на огороде, на участке, а теперь веселимся.
1 Ведущий: Ребята, а давайте поиграем с мишкой!
Игра «Медведь и пчелы»
Медведь: Мне очень понравилось с вами играть, но мне пора в лес идти, там меня друзья заждались,я им про ваш праздник расскажу. А я вам в гостинец башкирский мед принес.
2 Ведущий: Спасибо, тебе Мишенька и до новых встреч!А дети из подготовительной группы приготовили для вас песню.
Песня «Мой Башкортостан»
Ребята, а вы знаете, что пчелы тоже очень много трудятся, они собирают нектар. Сейчас мы предлагаем вам на время взять на себя роль пчел и собрать нектар.
Игра «Чья команда быстрее соберет нектар»
Участник с каждой команды должен в ведрах перенести шар со «цветка» в улей. Побеждает, та команда, которая раньше закончит соревнование.
1 Ведущий: А сейчас начнем состязание удальцов.
Вот кольцо, а вот соперник
Выходите джигиты,
Кто кого собьет с кольца
Тот и победит в игре.
Игра «Петушиные бои»
Обруч, в каждом обруче по два участника. Участникам необходимо вытолкнуть соперника с обруча. Кто перешагнул обруч, тот и проиграл.
2 Ведущий:
Посмотрите, это ложка,
В ней устроилось яйцо
Пробегись-ка по дорожке
Только не разбей его.
Проводится командное соревнование «Перенеси яйцо в ложке»
1 Ведущий:
Наш Урал наездник смелый,
На коне он скачет белом
Вьется пыль из под копыт,
Грива у коня блестит.
Игра «Ловкие джигиты»
Проводится командное соревнование «скачки на лошадях»
2 Ведущий:
Эй, джигиты, что сидите?
В поле все скорей бегите
Юрты строить нам пора
Собирайтесь детвора!
Игра «Юрта»
1 Ведущий: Молодцы, быстрые ребятки. А теперь я хочу проверить кто тут самый умный. Я загадаю загадки, а вы отгадайте. (Отгадки на двух языках).
Загадки:
Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)
Для мужчины - крыло,
Для султана – клеймо,
Летом не устает,
Снег зимой в поле мнет. (Лошадь)
Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)
Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото. (Яйцо)
Солнце печет, липа цветет
Рожь поспевает,
когда это бывает? (Лето)
2 Ведущий: Да, действительно, вы и умные, и ловкие и загадки знаете. А сейчас мы всех приглашаем на башкирский танец.
«Танец по показу»
(Награждение «медалями» участников соревнования)

1 Ведущий: Спасибо дорогие гости за то что пришли к нам на праздник. А в гостинец мы вам дарим замечательное башкирское блюдо – «Чак-чак» . Приятного вам чайпития!