Веселая ярмарка нод подготовительная группа. Интегрированное занятие на тему: «Веселая ярмарка» Подготовительная к школе группа

Батурина Людмила Павловна, воспитатель

Щеблыкина Татьяна Александровна, заместитель заведующего

МАДОУ детский сад №176 города Тюмени

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Веселая ярмарка»

Образовательные области : познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные задачи:

1.Продолжать учить составлятьиз букв слова, из слов предложения, из слогов слова.

2.Повторить и закрепить знания о звуках, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Развивающие задачи:

1.Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

2.Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

3. Формировать умение оценивать свою работу на занятии.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать доброжелательность, терпение.

Оборудование, материалы : Кленовые листочки, красного, желтого цвета с изображением буквы; кубик с картинками(самовар, валенки, сушки, платок, матрешка);карточки со слогами; фишки зеленые,синие;

Предварительная работа: беседа о ярмарке; загадывание загадок; чтение небылиц; рассматривание картинок о ярмарке;

Дети заходят в зал, поворачиваются к гостям.

Воспит.

Ребята, посмотрите у нас сегодня гости-учителя из школы, к которым вы пойдете 1 сентября, и воспитатели других детских садов, давайте поздороваемся и подарим воздушные сердечки.

Воспит.

Ребята, недавно я была на ярмарке.

Кто знает, что такое ярмарка?

Вы когда нибудь были на ярмарке?

Что там делают? (ответы детей)

Но ярмарка эта не обычная, то есть ярмарка то самая обычная, да вот только товаров на ней нет, а вместо товаров продавались игры, а игры не простые, игры речевые, да занятия великие.

Далеко-далеко шли купцы с этим товаром, из самого далекого прошлого, когда девчонки и мальчишки запросто собирались вместе, водили хороводы, играли в игры.

Так мне захотелось узнать, что это за игры.

Спросила я, почем стоит одна игра, а купец мне и отвечает:

«Девица –сестрица,

Если знаешь небылицу,

Ты загадку загадай,

И игру забирай!

Знаешь загадку – забирай игру, а не знаешь, уходи ни с чем!»

Воспит.

Ребята, а вы какие загадки знаете?(дети загадывают загадки)

Молодцы, а теперь я вам загадку загадаю:

Крыльев нет,
А быстро летаю,
Сам меня выпустишь -
Да потом не изловишь.

Дети :-Слово

Воспит.

Правильно, это слово

Ну что ребята приобретем новые знания? Но для этого надо разделиться на две команды, команда девочек и мальчиков.

В этой игре для каждой команды предлагается букет осенних листьев, на каждом листке буква их надо собрать ивас получиться слово.

Какое слово получилось у команды девочек, а у мальчиков?

Воспит.

Скажите мне пожалуйста, какими словами можно описать Ярмарку? (ответы детей)

Воспит.

Ребята, а если поставить слова друг за другом, в правильном порядке, что получится?

Дети: Предложение.

Воспит.

Конечно- это предложение

Следующая игра «Составь предложение» со словом Ярмарка, и поможет нам в этом кубик(дети бросают кубик и с помощью картинки составляют предложение, например: «Я куплю на Ярмарке красивую матрешку, для того, что бы с ней играть»)

Воспит .

Можно ли на ярмарке получить что-то даром? Что значит – даром?

Что же дают бесплатно на ярмарке? (предположения детей, подвести к ответу) Гляньте налево - лавки с товаром! Гляньте направо - веселье даром! Станем на ярмарке знамениты - Буквы покажем алфавита!

(сразу включается музыка, дети разбегаются врассыпную)

Физминутка «Алфавит»

Воспит.

На звуки музыки, веселья прилетела птица и принесла новости, а кто эта птица, вы узнаете, когда расшифруете слово.

А вы знаете, как выполнять это задание? (нужно выделить первый звук из предметов и составить слово).

Есть другие варианты?

Кто еще как думает?

Воспит.

Правильно это слово «сорока»

Послушайте, что рассказала сорока. Когда услышишь слово с твердым звуком [Р] подними синюю фишку, с мягким [Р"] – зеленую.

Какой товар на нашей Ярмарке будем покупать?

Дети: -Умение отличать твердый [Р] от мягкого [р’]

Воспит. Послушайте какие слова приготовила нам сорока.

(Радость, рана, коряга, самовар, ракета, сухарь, мотор, буквари, Рая, река, раковина, деревня, рыба, варенье, решать).

Воспит.

Здорово ребята, вы отлично справились с заданием, ничего незабыли.

- Послушайте еще загадку.

Слово делим мы на части.

Это ведь – большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей.

Дети: -Слоги.

Игра «Найди слог и получиться слово»(у каждого ребенка слог, нужно найти вторую половинку слога и составить слово).

Воспит.
- Ребята посмотрите сколько много разных слов получилось, Коля,Маша назовите свое слово?

Дети: -Ка–ша(и т.д).

Воспит.

А вы знаете, что если слово позвать, мы узнаем, на какой звук падает ударение.

Попробуем? (Спросить у учителей слова с хитрым ударением)

Воспит .

- Ну что, пора и присесть, а пока послушайте, что еще я на ярмарке услыхала, вот такую шутку:

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал в огород.

В огороде-то на грядке

Вырастают шоколадки.

Воспит.

Вам понравилась шутка?

Что в ней необычного?

Чего не бывает?

Эти склады назывались небылицами.

Для чего их придумывали?

Хотите сами попробовать сочинить небылицу?

Воспит.

Много знаний и умений мы приобрели на ярмарке?

Как мы знаем, люди на ярмарках веселились, давайте и мы в завершении нашей ярмарки спляшем и пригласим гостей повеселиться.


Воспит.

Нашей Ярмарке конец

А кто пришел к нам молодец!

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.К., Васильевой М.А.
  2. «Развитие речи в детском саду» Подготовительная к школе группа.В.В.Гербова.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004661 - 0004662

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Интегрированное занятие на тему: «Веселая ярмарка»

Подготовительная к школе группа

воспитатель по изодеятельности

«Детский сад «Золотой ключик»

г. Югорск
Программные задачи:

Образовательные:


  1. Учить детей выделять характерные особенности филимоновского, дымковского и городецкого промысла

  2. Продолжать расписывать деревянные изделия городца, игрушки дымковские и филимоновские свистульки.

  3. Совершенствовать умение детей замечать сочетание цветов, расположение элементов узора.
Развивающие:

  1. Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.

  2. Развивать художественный вкус, любовь и интерес к народному творчеству.

  3. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение и любовь к труду народных умельцев.

  2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству: пословицы, поговорки, частушки, хороводы.

  3. Воспитывать радость творчества.

Предварительная работа:


  1. Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве.

  2. Рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного искусства.

  3. Рассматривание изделий мастеров дымковской, городецкой, филимоновской, хохломской росписи.

  4. Знакомство с элементами росписей народного декоративно-прикладного искусства.

  5. Оформление выставки.

  6. Дидактическая игра «Составь узор», «Домино», «Орнамент», «Назови роспись».

  7. Рисование элементов городецкой, дымковской, филимоновской, хохломской росписи.

  8. Лепка из глины дымковских и филимоновских игрушек.

Ход занятия:
В горнице сидит хозяйка и поет песню. Входят дети в русских костюмах и встают возле хозяйки, здороваются и делают низкий поклон.
Воспитатель: Здравствуй Хозяюшка, встречай гостей!
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости прошу в мою избушку. Изба у меня просторная, светлая всем места хватит. Вот сижу работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли, помогайте мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось.
Воспитатель: А мы готовы помочь. Правда, ребята.
Хозяйка. Ребята, вы были когда нибудь на ярмарке? Что такое ярмарка.

Ответы (Это шумный большой базар, на котором продают свои изделия народные умельцы, катаются на каруселях, смотрят представления веселых скоморохов, играют, состязаются, покупают сладости).
Хозяйка: Молодцы! Давайте мы сейчас посмотрим ярмарку (видеозапись).

У нас сегодня тоже ярмарка и вы сейчас на некоторое время станете народными умельцами. Согласны помочь мне. Покажите свое мастерство. Давайте приниматься за работу. Делу – время, а потехе – час.

Звучит русская народная мелодия. Дети проходят за столы. Начинают работать.
Хозяйка: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Была бы охота, заладится любая работа.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не будет скуки, когда заняты руки.

Не даром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.
Хозяйка: А давайте сейчас посмотрим как работают наши филимоновские мастера. (На фоне видио о филимоновке дети читают стихи).
Ребенок 1 . Есть под Тулой деревенька

Филимоновка зовут и живут там мастерицы

Что добро в дома несут.

И добро там не простое и не злато серебро

Филимоновской игрушкой называется оно.
Ребенок 2 . Сильно вытянутые шеи и ковры как жираф

И медведь что Змей Горыныч

Только это просто так

Чтобы звери, птицы, кони, барашки, солдаты и коровы, и медведи нравились ребятам

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказки ни когда нас не покидали.
Хозяйка : А что нам расскажут про свои игрушки дымковские мастера?

(На фоне записи)
Ребенок 1 : Точно в дымке все кругом,

Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

Там любили песни пляски

В селе рождались чудо сказки.
Ребенок 2 : Вечера зимою длинны и

Лепили там из глины

Все игрушки не простые

А волшебно-расписные

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой казался бы, узор,

Но отвести не в силах взор.
Хозяйка: Послушаем Городецких мастеров (Слайды)
Ребенок 1 : Есть на Волге город древний

Под названьем – Городец

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.
Ребенок 2: Если взглянешь на дымочки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Хозяйка: Вот и закончили свою работу народные мастера. Кончил дело – гуляй смело. Солнце разгорается, наша ярмарка открывается. Всех на ярмарку зовем. (Ходят дети на ярмарке).
1 Скоморох: Внимание! Внимание!

Народное гуляние.

Торопись честной народ

Всех нас ярмарка зовет!
2 Скоморох: Что за праздник! Что случилось!

Просто ярмарка открылась!

Шутки, смех со всех сторон

Музыкальный перезвон.
1 Скоморох: Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Привезли мы на базар

Раздиковенный товар.
Под музыку выходят девочки на танец с платочками.
Хозяйка: Это показали свой товар Павлопосадские мастера. Из давно по старой традиции платок главное украшение русской женщины. Раньше многие женщины носили платки не только на голове, но и на плечах. Носят, эти платки и сейчас. Павлопосадские платки известны и в других странах. Потому что они необыкновенно нарядные, веселые и красивые.
1 Скоморох: А хотели бы вы мальчики и девочки, покататься на карусели.
2 Скоморох: Закружили, завертели колесо на карусели. Весело весело всем на ехать весело.

«Ели – ели, ели – ели, закрутили карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом,

Тише тише не бегите,

Карусель остановите –

Раз два, раз два, раз два

Вот и кончилась игра.
Хозяйка: А сейчас мы хотим узнать как хорошо вы умеете отгадывать загадки:


  1. Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку

Все живут друг в дружке,

А всего одна игрушка (матрешка)


  1. Все листочки как листочки
Здесь не каждый – золотой!

Красоту такую люди

Называют (Хохломой)

Скоморох 1:

1. Кофточки цветные, юбки расписные

Шляпы - трехэтажные, статные и важные. (Дымковские игрушки)
2. Нас слепили мастера

Нас раскрашивать пора!

Кони, барышни, барашки –

Все высокие и статные.

Сине-красные полоски

На боках у них видны. (Филимоновская игрушка)
Скоморох 2:


  1. Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая (Гжель)


  1. Вятка вздрогнула от свиста
Всяк свисток к губам прижал

И пошла базаром сказка

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляс»
1 Скоморох : Вынимайте земляки

Поскорее кошельки.
2 Скоморох : Тут поют свои частушки

Знаменитые игрушки
(Девочки исполняют частушки)


  1. Мы игрушки расписные
Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские.


  1. У нас ручки крендельком
Щечки будто яблочки.

С нами из давно знаком

Весь народ на ярмарке.


  1. С лентами, бантами
Под руку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем парами.


  1. Барышни красивые,
Очень-то смешливые

На плечах-то шубка

Да с оборкой юбка.
Хозяйка: Ребята гости дорогие вы догадались эти частушки о дымковских игрушках.
Хозяйка: Вдоль ярмарки во конец

Шел удалой молодец

Не товар продавать

Себя людям показать.
1 реб . На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!


    1. реб. Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше Хохломы нашей!
Хозяйка : Ребята, а почему хохлому называют золотой?
(Потому, что на хохломской посуде много золотого цвета).
Хозяйка: Но только ли золотой цвет мы видели в хохломской посуде? Какими цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?
(На хохломских изделиях есть и черный и красный и еще встречается зеленый).
Хозяйка: А каковы основные элементы хохломской росписи?
(Это травка, завитки, ягоды – смородина, клубника, земляника, малина, гроздья рябины).
Хозяйка: Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.
Скоморохи: «Самый смелый» (Игра с ложками)
1 Скоморох : «Мы на ярмарку собирались. Долго- долго наряжались. Поиграть хотим немножко. Ну-ка разбирайте, звонкие резные ложки (Под музыку дети пляшут, затем кладут ложки и бегут по кругу. Вед. убирает несколько ложек музыка останавливается).
2 Скоморох : «А теперь не зевай и быстрее ложку поднимай».

Выбывает кто не успел.
Ребенок: Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные

Писали старались

Показать вам собирались

(Дети показывают свои работы)
Общая пляска.
1 Скоморох : Ой, да наплясались мы с вами на ярмарке. А вам дети за ваши сердца добрые, да за руки золотые, угощение (угощают детей, сушками, конфетами, бубликами, пряниками).
2 Скоморох : Отдохнули все по праву?

Мастерам воздали славу?

Что ж теперь домой пойдем

Что узнали не забудем

Долго - долго помнить будет!

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-7 лет

«Веселая ярмарка Полхов – Майданских мастеров»

Образовательные области (интеграция): познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, к быту и обычаям России.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народными игрушками Полхов – Майдан, воспитывая эстетическое отношение к предметам, формированию восприятия прекрасного.
  • Заинтересовать детей Полхов – Майданской игрушкой (матрешка), учить вырисовывать узор по мотивам игрушки, передовая колорит. Учить передавать основной цвет при составлении узора.
  • Продолжать воспитывать детей на народных традициях, предлагая разыграть момент ярмарки
  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, восприятие фольклора.

Оборудование: Изделия народно-прикладного искусства, заготовки матрешек, кисти, краски, баночки с водой, тряпочки, образцы узоров росписи, СD проигрователь с подборкой русских народных мелодий, шкатулка с сюрпризом.

Предварительная работа:

  • Рассматривание изделий и иллюстраций с изображением народно-прикладного искусства;
  • Расписывание изделий элементами росписи под хохлому, гжель, дымку, полхов-майдан.
  • Разучивание закличек, стихов.

Ход занятия:

Воспитатель одет в русский народный костюм. В групповой комнате организована ярмарка «Народных промыслов». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по росписи Полхов-майданской матрещки.

Воспитатель:

Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары, Всяки разные товары… Подходите, подходите. Посмотрите, посмотрите… Под русскую народную музыку дети подходят, рассматривают ярмарку «Народных промыслов».

Воспитатель: Посмотрите ребята, как много здесь разного товара. А кто знает, чем же «торгуют» у нас сегодня на ярмарке? (Игрушками) Если присмотреться повнимательней, то это игрушки не простые, а сделанные мастерами декоративно-прикладного искусства: Хохлома, Гжель, Городец, Дымковские. Но есть одна игрушка, которая издавна на Руси славится. Вот послушайте. Ребенок читает загадку : Алый, шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока, А внутри секреты есть: может три, а может шесть. Разрумянилась немножко, наша русская …….(матрешка)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие из мастеров главные по изготовлению матрешек? (Полхов-Майданские мастера). Конечно же, вы правы. Садитесь гости дорогие на лавочку. «Сядем рядком, да поговорим ладком». Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками – Городецкие, Семеновские, Федосеевские. А Полхов-Майданские из них самые молодые. У мастеров других народных промыслов на первом месте была серьезная работа – они изготовляли нужные в хозяйстве предметы: посуду, орудие труда, а если оставалось время, то делали игрушки на забаву детям. А Полховские мастера наоборот. Прежде делали игрушки на все детские возраста и вкусы: пирамидки, грибочки-копилки, птички-свистульки, матрешки, каталки на палочке, детские музыкальные инструменты и называли все эти изделия забавным словом «таратушки». Ну а потом, если время оставалось, делали посуду. Год за годом менялся ассортимент игрушек Полхов - Майданских мастеров.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Физ. минутка (пантомимическая игра ). Давайте ненадолго превратимся в игрушки Полхов – Майданских мастеров. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении. Дети становятся в круг. Воспитатель произносит: «Матрешка!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит матрешка. Воспитатель произносит: «Птички - свистульки!», дети летают как птички и посвистывают. Воспитатель произносит: «Лошадки на палочке!», дети скачут как лошадки. Молодцы ребята. Ребенок читает стихотворение: Веселей играй, гармошка В гости к вам пришла матрешка. Ложка деревянная Матрешечка румяная. Посмотрите внимательно ребята вот на этих матрешек, они все разные. Одни расписные, а другие просто деревянные. Скажите, каких из них можно нести на ярмарку, а какие еще не готовы? (расписных, раскрашенных) Конечно же, расписная матрешка красивее. А кто знает, как называется деревянное неокрашенное изделие? (белье). А кто делает деревянную матрешку? (мастер по изготовлению игрушек). Ну а что бы матрешки были такими нарядными и красивыми их нужно…….. (расписать, раскрасить). А кто этим занимается? (мастер по росписи). В росписи Полхов – Майданской матрешки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Часто эти цвета даются на контрасте: малиновый с темно-зеленым, синий с желтым. Кроме того, обязательно при росписи используется обводка всех элементов черной краской. Лицо расписывают в основном также только черным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме « кругляшек». При выполнении этой матрешки плотно украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и ягодами. Посмотрите, как много у нас, не раскрашенных игрушек, предлагаю вам на время превратиться в мастеров, пройти в художественную мастерскую и расписать наших матрешек, чтобы потом представить их на ярмарке. Дети проходят за рабочие места, усаживаются.

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к работе, предлагаю послушать, как же трудились мастера. Дети читают стихи : 1 реб.: Взял я в руки кисть и краски Стал волшебником из сказки На матрешке яркий сарафан Расписал под Полховский Майдан. 2 реб.: На кургане пышно маки расцвели. Украшение для всей родной земли. А на Полховском Майдане детвора Мастерит игрушки с самого утра. Воспитатель : Ну что же, «Делу - время, а потехе - час». Давайте приниматься за работу. Но прежде разомнем наши пальчики. Физ. минутка (пальчиковая игра) «Помощники»
Раз, два, три, четыре (сжимаем и разжимаем кулачки),
Мы посуду перемыли (трем одной ладошкой о другую).
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку (загибаем пальчики, начиная с большого пальчика).
Мы посуду перемыли, (опять трем одной ладошкой о другую)
Только чашку мы разбили (загибаем пальчики, начиная с мизинца).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Вот теперь, можно приступать к росписи. Под русскую народную музыку, дети начинают раскрашивать деревянных матрешек.
Воспитатель: При росписи матрешки, сначала мы изобразим самый крупный цветок. Вспомните, как мы рисовали Майданские маки (показ образцов рисунков). После того, как цветок будет нарисован, предложить нарисовать листики. Лицо рисуется по предварительной разметке. Во время рисования обращать внимание на то, что бы дети хорошо промывали кисть, промокали ее о тряпочку, иначе краски будут пачкаться или разжижаться и узор не получится ярким и звонким. Воспитатель : Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Как говорится, «Кончил дело, гуляй смело!» Собирайся народ, мастер торговать идет! Под русскую народную музыку дети проходят на ярмарку. 1 ребенок читает, закличу: Вот какую красоту, Мы несем на ярмарку! 2 ребенок читает, закличу: Гости, гости посмотрите, И товар наш оцените! Детям предлагается самим расхвалить свои игрушки, но так, чтобы было интересно их рассматривать (красивые, яркие, красочные, расписные и др.)

Воспитатель: Пыль клубится по дорожке. Едут с ярмарки матрёшки На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка!

Солнце закатилось, Наша ярмарка закрылась. Ребята, вы все постарались и ваши работы просто чудо. Мастера из Полхов – Майдана прислали вам маленькие подарки за ваше творчество. Открывается шкатулка, а там петушок на палочке. Детям раздаются подарки.


Ольга Блаженкова
Конспект НОД в подготовительной группе «Веселая ярмарка»

Конспект НОД в подготовительной группе «Веселая ярмарка »

Выполнен Блаженковой Ольгой Геннадьевной.

Цели и задачи :

Продолжать знакомить детей с народными изделиями, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

Технологии :

Здоровьесбережение

Моделирование

Оборудование : ноутбук с записью электронного письма от Матрешки; конверт с загадками об изделиях русских мастеров; игра «Сложи картинку» -разрезанные на части картинки с дымковским, хохломским и гжельским изделиями; игра-лабиринт «Чей элемент» ; нарисованные изделия хохломских, дымковских и гжельских мастеров с перепутанными фоном и элементами; заготовки изделий хохломских, дымковских и гжельских мастеров и элементы росписи для наклеивания; карандаши, клей, картон.

Ход СООД:

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в детский сад по электронной почте пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно?

Дети : Высказывают свои предположения.

Воспитатель : Послушайте загадку и тогда сможете ответить на вопрос, кто прислал нам письмо.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети : Это Матрешка.

Воспитатель : Правильно, ребята. Это письмо прислала нам Матрешка. Давайте его послушаем.

(Звучит письмо : Здравствуйте, ребята. Помогите мне, пожалуйста. У нас проводится «Веселая ярмарка » и я очень хочу туда попасть. Но для этого мне нужно привезти на ярмарку изделия русских мастеров. Ярмарка уже началась и я не успею изготовить изделия сама.)

Воспитатель : Ну, что, ребята, поможем Матрешке?

Дети : Да!

Воспитатель : Для того, чтобы изготовить игрушки или посуду, нужно знать что и где на Руси делалось. Где делали игрушки, где делали глиняную или деревянную посуду. Вы готовы? Тогда давайте разделимся на команды.

(Дети делятся на три команды)

Воспитатель : У нас будет несколько заданий.

1 задание : «Загадки»

Воспитатель : В первом задании мы узнаем, какие изделия русских мастеров должна привезти на ярмарку Матрешка .

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети : Дымковская игрушка.

Воспитатель : Правильно, слушаем следующую загадку.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке… (Гжель.)

Воспитатель : И эту загадку отгадали, молодцы. Но есть и еще одна загадка. Посмотрим, справитесь ли вы с ней.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Воспитатель : Молодцы, справились и с третьей загадкой.

2 задание : «Сложи картинку»

Воспитатель : А сейчас задание посложней. У каждой из команд есть конверт с кусочками разбитых игрушек или посуды. Вам нужно сложить их и выяснить, какие изделия на них изображены.

(Дети складывают картинки из кусочков, наклеивают их на картон и называют изображенные изделия и место, где они были произведены)

Воспитатель : Вы, ребята, молодцы. Справились и со вторым заданием. Ну что, готовы открыть третий конверт?

Дети : Да.

3 задание : Игра-лабиринт «Чей элемент»

Воспитатель : У вас на столах лабиринты, где перепутаны дорожки от элементов к изделию. Вы должны прочертить дорожку от гжельского цветка к гжельскому изделию, от хохломского цветка к хохломскому изделию, от дымковского элемента к дымковской игрушке. Посмотрим, какая команда быстрее справится с заданием. Начали.

Воспитатель : А сейчас давайте намного отдохнем.

(Физкультминутка «Посуда» )

Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)

Воспитатель : Хорошо отдохнули? Готовы открывать четвертый конверт?

Дети : Да!

4 задание : Игра «Путаница» .

Воспитатель : Художник нарисовал изделия хохломских, дымковских и гжельских мастеров. Но, кажется, он что-то перепутал. Вам нужно найти ошибки и назвать их. Выигрывает та команда, которая найдет больше ошибок.

(Например : дымковская барышня - узор гжельский, а фон желтый (филимоновский) ; хохломская доска - узор городецкий, фон коричневый и т. д.).

5 задание : «Составь узор» .

Воспитатель : Перед каждой командой изделие одного из народных промыслов : гжельский чайник, дымковская барышня и хохломская доска. Но они не раскрашены. На подносах у вас есть элементы гжельской, дымковской и хохломской росписи. Вам нужно выбрать нужные элементы и украсить ими свое изделие.

(Дети выбирают соответствующие своему изделию элементы и наклеивают их на заготовку)

Воспитатель : Ну, что же, ребята, вы выполнили все задания Матрешки. У вас получились замечательные изделия, которые мы отправим Матрешке по электронной почте.

Цели:
1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
2. Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
3. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
4. Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.
Материал к занятию:
Гуашь разных цветов, большие тычки, маленькие тычки, шаблоны бумажных лошадок, влажные салфетки, аудиозапись, глиняные дымковские игрушки.
Ход занятия:
Мастерица: Здраствуйте,люди добрые. Очень рада видеть вас у себя в гостях. Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Ах захватывает дух!
Мастерица: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке веселье,
Люди любят карусели!
Давайте и мы с вами, ребятки покатаемся на каруселях!
Игра «Карусель».
Петрушка: А на ярмарке товары
Продаются самовары,
Продаются вилы, сани
И конфеты и баранки.
Мастерица: Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго не дыша
До чего же хороша
Покупайте-ка игрушки
Барыни, зверюшки.
Посмотрите как живой
Конь красивый, удалой.
Ребята, посмотрите сколько на нашей ярмарке дивных игрушек. Что это за игрушки? (дымковские)
Петрушка: А какие вы знаете дымковские игрушки?
(дети читают стихи про дымковские игрушки)
Мастерица: Молодцы, ребятки. Правильно, конь, индюк, барышня, олень и т.д. – это дымковские игрушки. А где же делают такие дивные, расписные игрушки? (в селе дымково)
Мастерица: Да, делают их в селе Дымково, недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятка, делают игрушки из красной глины. Зима долгая, холодная, в печах обжигаются игрушки, а из труб идет дымок. Тепло и уютно в домах мастеров. Давайте мы с вами заглянем в село Дымково и полюбуемся на расписные дома дымковских мастеров. (игра «Третий лишний», два домика дымковской росписи, а третий филимоновский, дети находят лишний домик) .
Петрушка: Кирилл,а как ты узнал что это домики дымковских мастеров?
Ребенок: Узоры эти не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Петрушка: Ой, а что это тут за чудесный сундучок?
Мастерица: Ребятки, посмотрите, сколько тут белоснежных лошадок. Чтобы они ожили каждый мастер должен нанести дымковский узор на свою игрушку. Давайте займем места в наших мастерских и вспомним с вами какие дымковские узоры мы знаем?
Петрушка: Ребятки, а какого цвета краски мы с вами будем использовать?
А чем мы будем рисовать круги?(большим тычком) А точки? (маленьким тычком)

Дети рисуют под музыку.

Мастерица: На Руси говорили «Кончил дело-гуляй смело». Эй народ становись в хоровод!

Анализ работ.

Мастерица и Петрушка: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Ребенок: Ой, вы гости дорогие!

У нас подарки расписные.

Писали их старались,

Подарить вам собирались. (дети дарят гостям свои рисунки)