Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста презентация. Презентация на тему: "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Возрастные особенности детей 5-6 лет

3 слайд

Описание слайда:

В этом возрасте ребенок: Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками. С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет. Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль - со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом - каждый самого себя.

4 слайд

Описание слайда:

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно. Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной. Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

5 слайд

Описание слайда:

Навыки обихода Ребенок в возрасте от 5 - 6 лет может уметь: 1.Ребенок может звонить по телефону. 2.Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу 3. Ребенок может уметь вести себя за столом. 4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи. 5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки. 6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды. 7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу. 8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

6 слайд

Описание слайда:

Математика Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь: 1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз. 2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами. 3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету? 4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. 5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб. 6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части. 7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

7 слайд

Описание слайда:

Логическое мышление -Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь: 1.Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…». 2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов. 3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец). 4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

8 слайд

Описание слайда:

Развитие Речи 1. Различать гласные и согласные буквы и звуки. 2. Определять количество букв и звуков в слове. 3. Делить слово на слоги и определять их количество (по числу гласных звуков, с помощью хлопков, шагов). 4. Называть количество и последовательность звуков в словах типа «рак», «сон», «зуб», «руки», «часы», «лисы», «уши» (из одного - двух слогов). 5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать. 6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить. 8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

9 слайд

Описание слайда:

Рекомендации для родителей и педагогов: С уважением относиться к ребенку. Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества. Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

10 слайд

Описание слайда:

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи. Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя.

11 слайд

Описание слайда:

ВНИМАНИЕ – ребёнок выполняет задание, не отвлекаясь в течение 10 – 12 минут, удерживает в поле зрения 6 -7 предметов, находит 7 - 8 отличий между предметами, самостоятельно выполняет задание по предложенному примеру, Находит 4 - 5 пар одинаковых предметов. ПАМЯТЬ – ребёнок запоминает 6 - 8 рисунков в течение 1 – 2 минут, знает наизусть несколько стихов, может пересказать близко к тексту небольшой рассказ, сравнивает два изображения по памяти. МЫШЛЕНИЕ – ребёнок может определить последовательность событий, складывает разрезанную картинку из 9 частей, находит и поясняет несоответствие на рисунках, находит и поясняет отличия между предметами и явлениями, находит среди предложенных 4 предметов лишний, поясняет свой выбор. МЕЛКАЯ МОТОРИКА – ребёнок может регулировать силу нажима на карандаш и кисточку и изменять направление движения в зависимости от формы предмета, рисовать с натуры простые предметы и фигуры, располагать изображение на всём листе, на одной линии или на широкой полосе, штриховать или закрашивать рисунки, не выходя за контуры, ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.




Сензитивный период развития - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сензитивный период - период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.


  • Репка
  • Придумай предложение
  • Самый находчивый
  • Назови слово
  • Конкурс загадок
  • Счет с препятствиями
  • Кто кого переговорит
  • Опиши рисунок
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Да, нет, не знаю
  • Прогулка Кати и другие

Конструктор хорошо развивает логическое мышление.





ВНИМАНИЕ:

Выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;

Удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

Находить 5-6 отличий между предметами;

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

Находить 4-5 пар одинаковых предметов;



ПАМЯТЬ:

Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

Рассказывать наизусть несколько стихотворений;

Пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

Сравнивать два изображения по памяти;


МЫШЛЕНИЕ:

Определять последовательность событий;

Складывать разрезанную картинку из 9 частей;

Находить и объяснять несоответствия на рисунках;

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор



  • Счет в пределах 10.
  • Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
  • Уравнивать неравные группы предметов двумя способами.
  • Сравнивать предметы на глаз(по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
  • Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  • Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
  • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
  • Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток.
  • Называть текущий день недели.

  • Иметь достаточно богатый словарный запас.
  • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
  • Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
  • Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Определять место звука в слове.
  • Уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

  • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
  • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
  • Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии.
  • Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
  • Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
  • Бережно относится к природе.


  • Знать 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
  • Называть жанр произведения.
  • Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения.
  • Называть любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.



2 Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. Возраст - это специфическое сочетание психологии и поведения индивида. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется. В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый уровень развития.


3 Ведущий вид деятельности - это такая деятельность, в которой происходит главнейшие изменения в развитии ребенка на определенном возрастном этапе. При переходе в новый возрастной период предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Например, игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, но играют и школьники, и взрослые.


4 Младший школьный возраст. 6-7 – лет Этот возрастной период называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.


5 Ведущий вид деятельности ребенка младшего школьного возраста – учебная деятельность. Кризис 7 лет – резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом организма. Кризис совпадает с поступление в школу – освоением новой социальной роли – роли ученика.


6 Интерес – движущая сила развития младшего школьника. Этот возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии ребенка. Чем больше позитивных приобретений будет у ребенка в этот период, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.




8 К представителю каждого темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов: «Ни минуты покоя». Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности - и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. «Доверяй, но проверяй». Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность - и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверх общительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, активность, терпеливость, самообладание, надежность - и, наконец, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитывает свое время и сделает дело. «Не навреди». Это девиз для меланхоликов, который также имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию - и, конечно, минусы: замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.






11 В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как дитя на подросте – лет. На современном этапе границы подросткового возраста примерно от лет до лет.




13 Нарушения эмоционального плана у девочек выражены сильнее, чем у мальчиков. У детей можно наблюдать: Возрастает обидчивость (внезапная плаксивость) Непрерывно меняется настроение Чаще становятся шумными Многие действия сопровождаются ненужными движениями У девочек У мальчиков








17 Наиболее существенные новообразования личности (приобретения возраста) Чувство «взрослости»; Стремление к самостоятельности; Критичность мышления; Сознательная регуляция своих поступков; Рефлексия, самосознание; Развитие самооценки, волевых качеств личности; Потребность в общении; Умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.




19 Подростки стремятся походить на взрослых внешне, приобщиться к их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, приобрести ПРАВА и ПРИВИЛЕГИИ! а ответственность позже! Именно по этой причине чаще всего возникают проблемы у подростков в общении со взрослыми. Помните – все мы, взрослые, когда – то были подростками


Как помочь «трудному» ребенку 4 основные причины нарушений поведения детей Чувства взрослых Что же делать? Борьба за внимание Раздражение Найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и тому подобное. Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания. Борьба за самоутверждение Гнев Следует уменьшить контроль за делами ребенка. Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Желание отомстить Обида Нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить вам обиду? Какая боль у него самого? Поняв причину, надо конечно, постараться ее устранить. Потеря веры в собственный успех Чувство безнадежности, а порой и отчаяние Разумное поведение – перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на нуль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такай, какой есть. Хочешь изменить своего ребенка – ИЗМЕНИСЬ САМ!


21 Юношеский возраст лет Выбор профессии – центр ситуации развития. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Активность детей направлена на познание мира профессий и поиск себя в этом мире.


22 Новообразования возраста Готовность к личностному и профессиональному самоопределению; Формирование мировоззрения; Самостоятельность суждений; Повышение требований к моральному облику человека; Формирование идеалов; Стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.


23 Как понять ребенка любого возраста? «Шпаргалка для взрослых» Необходимо само желание понять ребенка, мотивы его поступков. Уметь идентифицировать себя с другим человеком. Уметь ставить себя на место ребенка и оценивать ситуацию с его позиции. Иметь психологические знания о чертах темперамента, характера, особенностях возраста. Уметь не только вербально (словесно) общаться, но и уметь интерпретировать невербальные сигналы ребенка (жесты, поза, мимика и т.п.). Учиться не только слушать, но и слышать. Видеть положительные качества в ребенке. Опираться в воспитании именно на достоинства ребенка.


24 «Сто слов, которые следует употреблять в общении с детьми» «Шпаргалка для взрослых» Прекрасно. Молодец. Умница. Я горжусь тобой. Ты хорошо постарался. Великолепно. Умно. Великое открытие. Огромный успех. Я восхищаюсь тобой. Ты хороший друг. Выдающаяся работа. Ты делаешь хорошие успехи. Ты быстро продвигаешься вперед. Я уважаю тебя. Ты очень ответственный человек. Ты уникален. Я верю в тебя. Ты сделал меня счастливой. Отлично. Феноменально. Огромное достижение. Сенсационно. Ты победитель. Мы на верном пути. Изумительно. Поразительно. Я знала, что ты сможешь это сделать. Я люблю тебя. Ты добился большого успеха. Выдающаяся работа. Как хорошо. Как умно. Ты - само совершенство. Какой ты внимательный. Твоя аккуратность фантастична. Ты моя радость. Я счастлива. Я не видела ничего подобного. Помните! Добрая улыбка стоит 1000 слов!


Слайд 1
Выполнила:Воспитатель МБДОУ №115Лебедева Антонина ЕвгеньевнаНижний Новгород 2015г

Слайд 2
Особенности психического развитияв дошкольном возрасте
Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом. Л.С.Выготский, который отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появлением высших психических функций (ВПФ) и развитием знаковой функции сознания. Им была разработана схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности. Схема психических процессов в представлении Выготского выглядит таким образом:

Слайд 3
В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в процессе общения со взрослыми. Таким бразом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания, или, как писал Выготский, «каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды; один раз как внешняя,интерпсихическая, а второй - как внутренняя, интрапсихическая». Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, осуществляется становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь, т.е. интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей. Исследуя становление произвольного поведения, А.В. Запорожец пришел к выводу о важности роли ориентировки в этом процессе. В его экспериментах детям надо было провести машинку по лабиринту или пробежать по определенному маршруту, или прыгнуть как можно дальше сначала с предварительной ориентировкой (например, проводилась черта, до которой детям надо было допрыгнуть), а затем без ориентировки (прыгать как можно дальше).

Слайд 4
Оказалось, что практически все дети прыгают дальше, если есть ориентировка, т.е. хотя бы черта, до которой надо допрыгнуть. Точно так же они лучше ведут машину и координируют свои действия при выделении ориентировочного этапа. Исследования Запорожца привели его к выводу о том, что ориентировка проходит несколько этапов - от ориентировки внешней, развернутой, к внутренней, свернутой, т.е. интериоризованной. Об интериоризации мыслительных операций в дошкольном возрасте писал и Ж. Пиаже, который установил многие основные закономерности развития мышления в этом возрасте: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее),артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. К концу дошкольного возраста у детей появляется обратимость и преодолевается эгоцентризм. Исследуя эгоцентризм, Пиаже задавал детям простые вопросы, отвечая на которые детям надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Это и дало возможность Пиаже сделать вывод о трудности для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме детей.

Слайд 5
Однако, как показали исследования М. Дональдсон, Дж. Брунера и других исследователей, в более знакомых и понятных для детей ситуациях познавательный эгоцентризм преодолевается уже к 5 годам. В этом возрасте многие дети способны понять и чужую позицию, увидеть мир глазами другого человека, например выбрать картинку лабиринта с точки зрения разных игрушек (эксперименты Дональдсон). Как показали исследования, познавательной децентрации предшествует эмоциональная - т.е. сначала у ребенка появляется способность понять эмоциональное состояние другого человека даже в том случае, если оно диаметрально отличается от его собственного в данный момент. Как правило, эта способность появляется уже к 4,5-5 годам, при этом в проективных интервью (Бреслав) дети дифференцируют свои желания от желаний окружающих (взрослых, сверстников). Изучая операциональную сторону мышления, Пиаже разработал эксперименты для изучения мыслительных операций детей. Необходимо отметить, что фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание именно этой проблеме, так как большинство ученых, в том числе таких известных, как Л.С. Выготский, В. Штерн, К. Бюлер и другие, исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности.

Слайд 6
Эта разница позиций видна даже в названиях тех этапов, которыеописываются учеными: понятий или комплексов у Выготского и сенсомоторных или конкретных операций у Пиаже. Характеризуя понятие «обратимости мыслительных операций», Пиаже приводил в качестве примера арифметические действия - сложения и вычитания, умножения и деления, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, например:т.е. эти операции обратимы. Разрабатывая свои эксперименты, Пиаже исследовал способность понимать сохранение массы, количества и объема предметов. Так, детям предъявлялось два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Так как количество кубиков в обоих рядах, так же как и расстояние между ними, было одно и то же, эти два ряда были одной длины.

Слайд 7
У детей спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, и дети отвечали, что одинаковое. Тогда на глазах у детей взрослый сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими вплотную друг к другу. Естественно, что длина данного ряда уменьшалась. После этого он задавал детям вопрос о том, изменилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети 3-4 лет, как правило, отвечали, что количество изменилось и в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Важное значение для Пиаже имели исследования, в которых доказывалась разница между образным и логическим планом в мышлении. Так, он показывал детям рисунок, на котором мишке надо было дойти до стула, находящегося на расстоянии в четыре красных кружка, а затем до стола, который отстоял от стула на расстоянии в три белых кружка. Детей спрашивали, каких кружков больше - белых или красных, и они правильно отвечали, что красных больше. Тогда их спрашивали, чего больше - кружков или красных кружков, и они отвечали, что красных кружков больше. На вопрос экспериментатора, до какого предмета мишке дальше идти - до стула или до стола, дети правильно отвечали, что до стола дальше, показывая это расстояние на рисунке. Однако на повторный вопрос о том, чего больше - кружков или красных кружков, дети снова повторяли, что красных.

Слайд 8
Эти исследования привели Пиаже к выводу, что до 7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. Только к 7 годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, в то время как формальная логика у них только начинает развиваться. И лишь к подростковому возрасту у детей формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление. Исследования развития взаимосвязи между восприятием и мышлением в этом возрасте привели Л.А. Венгера к мысли о существовании модельной формы мышления, промежуточной между образным и логическим мышлением. Им также были разработаны программы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие сформировать логические операции обобщения. В его работах было показано, что существуют определенные виды деятельности, к которым сензитивно восприятие и мышление; в дошкольном возрасте ими являются рисование и конструирование.

Слайд 9
Рисование и особенно конструирование оказывают существенное влияние и на переход образного мышления на более высокий уровень схематического мышления. Если при образном мышлении дети при обобщении или классификации предметов могут опираться не только на основные, но и на второстепенные их качества, то схематическое мышление предполагает умение детей выделить главные параметры ситуации, качества предметов, на основании которых проводится их классификация и обобщение. Однако эта возможность существует у детей только в том случае, если предметы присутствуют во внешнем плане, в виде схем или моделей, которые и помогают детям отделить главные признаки от второстепенных. В старшем дошкольном возрасте присутствуют в более или менее развитом виде все виды мышления, что делает особенно сложным его диагностику. В этот период наиболее значимую роль играют образное и схематическое мышление. При проведении диагностики уровня развития мышления и восприятия в дошкольном возрасте необходимо обращать внимание на характерные ошибки при обследовании предметов, которые заключаются в том, что дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают предмет целиком.

Слайд 10
Низкий уровень развития действия восприятия при обследовании предметов проявляется и в том, что они не интериоризованы, т.е. дети должны обязательно потрогать предметы, приложить их друг к другу. Без этого сформированный образ будет неточным. Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что эти эталоны являются предметными, а не обобщенными, т.е. у них не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которые в норме появляются уже в 3-4 года. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит), может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного воз­раста, хотя в норме должно появиться уже к 5 годам. Таким образом, при диагностике познавательного развития дошкольников в центре внимания психологов должно быть изучение следующих параметров: уровня интериоризации познавательных процессов и ориентировки, степени обобщения, произвольности и децентарии мыслительных операций. Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впер­вые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается.

Слайд 11
Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, также как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике. В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие. Говоря о значении адекватной самооценки для формирования личности, известный психолог К. Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека выражается именно в самооценке. Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации. Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем и особенно в дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки.

Слайд 12
Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, ребенок не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоящее призвание. Это приводит к развитию неуверенности в себе, тревоги или агрессии по отношению к окружающим, к новой деятельности и новым людям. Практически все психологи, изучавшие развитие личности детей, соглашались с Роджерсом в том, что основной характеристикой личности является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе. Самооценка достаточно устойчива и часто, особенно у детей, неосознанна. Однако существует и такое качество, как уровень притязаний. Уровень притязаний зависит от ситуации, от выполняемой деятельности, так как в одних условиях человек может притязать на самую высокую оценку, а в других ни на что не претендует.

Слайд 13
Уровень притязаний почти всегда осознан и этим он также отличается от самооценки. Говоря об агрессивности и тревожности, надо помнить о том, что неправильным является понимание этих качеств только в отрицательном плане. Агрессивность (как и тревожность) сама по себе - качество безоценочное, она может быть и плохой и хорошей. Например, агрессивность помогает человеку настоять на своем, добиться нужных результатов, организовать деятельность и свою, и других. Поэтому это качество является необходимым компонентом лидерства. В то же время агрессивное поведение оценивается как отрицательное, отклоняющееся поведение. Тревожность также может стать тревогой, беспокойством, которые отравляют жизнь человека и его близких. Но тревожность может и помогать человеку, улучшая его реакции, повышая наблюдательность, организацию деятельности, способствуя формированию нужных знаний и умений. При исследовании структуры личности ребенка необходимо помнить и о разнице между индивидуальными особенностями и качествами личности. Если индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются при жизни и зависят, таким образом, от социального окружения.

Слайд 14
Какие же черты являются врожденными (психодинамическими)? Это импульсивность, которая связана с неумением и нежеланием детей подумать, осознать условия и требования задачи, прежде, чем начать ее решать. Импульсивные дети сразу же начинают выполнять задание, часто даже не дослушав инструкцию, не давая себе время сориентироваться в обстановке. Противоположным качеством является рефлексивность, которая выражается в том, что ребенку необходимо время для того, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации и только после этого он может начать что-то делать. Важное значение имеет и такое качество, как пластичность, которое связано с быстротой переключения с одной деятельности на другую, переходом от одного настроения к другому. Противоположное качество - ригидность - связано с невозможностью такого быстрого переключения, фиксацией на каком-то настроении или действии. Эмотивность - качество, которое характеризует эмоции человека. Это качество проявляется в пороге эмоциональных реакций (высоких или низких) и форме их выражения (открытой или закрытой). Особенность эмоционального отношения к людям называется эмпатией.

Слайд 15
Существуют люди эмпатийные, которые мгновенно определяют эмоциональное состояние окружающих (например, у таких детей очень быстро возникает стойкое эмоциональное отношение к другим людям, как положительное, так и отрицательное). Не эмпатийные люди, наоборот, могут строить общение на основе разума, и эмоциональное отношение к другим у них возникает после продолжительного знакомства. Некоторые психологи (например, известный американский ученый Г. Айзенк) выделяют и такое индивидуальное качество, как нейротизм. Это качество также связано с характеристикой эмоциональной сферы и проявляется в эмоциональной неустойчивости. Дети с низким уровнем нейротизма устойчивы в своих симпатиях и антипатиях. Их эмоции более или менее постоянны, в отличие от эмоций детей с высоким уровнем нейротизма, для которых характерно постоянное их изменение (например, резкие переходы от веселого настроения к грустному, от симпатии - к враждебности). Отличием этих эмоциональных реакций является и их неадекватность (например, плач, сильная обида на казалось бы незначительное замечание). В неблагоприятных обстоятельствах (например, при стрессах) у таких детей чаще развиваются невротические комплексы, чем у детей с низким уровнем нейротизма.

Слайд 16
К индивидуальным особенностям относятся и такие качества, как открытость или закрытость (экстравертность или интравертность). эти качества формируются уже в процессе жизни. Но замкнутым, интравертным людям труднее вступать в контакт с незнакомыми, им трудно раскрыться до конца даже с близкими людьми, хотя они могут быть очень общительными, любить компании и интересоваться другими людьми. Точно так же открытые, экстравертные люди могут стать конфликтными, озлобленными, необщительными, но недостаток общения тяготит их. Последнее качество - экстрапунитивность (или интрапунитивность) - связано с оценкой сложных ситуаций. Экстрапунитивные люди в случаях затруднений решают положиться на случай, на внешние обстоятельства. Эти же внешние обстоятельства обвиняются в случае неудач. Интрапунитивные люди, наоборот, во всем полагаются только на себя и в случае неудачи обвиняют тоже себя, а не других. Сочетание этих индивидуальных качеств, которое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом определяет его поведение, общение с другими людьми и от­ношение к самому себе. Однако эти качества являются только фоном, на котором формируется структура личности.

Слайд 17
По данным Л.И. Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях (например, внутренняя позиция школьника). О значении общения и социального окружения в становлении личности ребенка писал и А. Адлер. Он считал, что большое значение в этом процессе имеет семья, люди, которые окружают детей в первые годы жизни и влияют на развитие индивидуального стиля жизни. Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «я». Чувство общности, или общественный интерес, служит своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым.

Слайд 18
Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства - неполноценность и стремление к превосходству - служат источниками энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства позитивны, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация. Адлер выделял четыре основных вида компенсации - неполную, полную сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Открытие компенсации имело огромное значение и для формирования новых подходов к коррекции психического развития, так как она стала основываться на компенсации недостатков, присущих каждому человеку, за счет развития у ребенка его индивидуальных достоинств. Адлер также отмечал, что одним из главных качеств личности, «котороепомогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение коопериро­ваться,сотрудничать с другими.

Слайд 19
Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации становится причиной невротических и плохо приспособленных стилей жизни. Развитие общения и роль взрослого в становлении целостного представления о себе подчеркивал и Э. Эриксон, который считал, что в дошкольном возрасте у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданных обществом русле и нормах. К концу этого периода у детей начинает фор­мироваться либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Однако в большей степени эти новообразования связаны уже со школой и успешностью учебной деятельности. Появление таких новообразований, как трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности.

Слайд 20
В систему готовности входит и сенсомоторная координация (главным образом зрительно- моторная), помогающая ребенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или писать. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, произвольность, в том числе и умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу, степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки, т.е. те параметры познавательного развития, о которых говорилось выше. Комплексная диагностика этих параметров и составляет исследование уровня готовности к школе.

Слайд 21
Литература:Асеев В.Г. Возрастная психология. 1989 г.Возрастная и педагогическая психология: Тексты. 1992 г.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психология развития дошкольника. 1971 г.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. 1986 г.Крутецкий В.А. Психология. 1986 г.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. 1997 г.Мухина В.С. Детская психология. 1985 г.Немов Р.С. Психология. 1997 г.Эльконин Д.Б. Детская психология. 1960 г.



Ведущий вид деятельности - игра Начинают формироваться игры с правилами Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, Ребенок охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. В игре, продуктивных видах деятельности происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.


Восприятие и воображение Ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Восприятие отражает окружающую действительность. Усваивает сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. предметов. Преобладает воссоздающее воображение; Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребёнка, его кругозор. Характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.


Мышление Преобладающая форма мышления – наглядно-образное. Ребенок способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.


Память и внимание Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Внимание ребенок не способен длительное время удерживать на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.






Поведение и общение Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, с ориентацией на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.


Задачи развития и воспитания: 1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены. 2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности. 3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению. 4. Обогащение опыта самопознания дошкольников. 5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.


Как поддержать ребенка? Позвольте малышу быть самостоятельным Расширьте права и обязанности ребенка Придерживайтесь одной линии воспитания в семье Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек Любите ребенка Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка