Пути приобщения дошкольников к театральному искусству. Приобщение детей к театрализованной деятельности

Среди всего многообразия воспитательных и обучающих форм для детей дошкольного возраста одной из самых красочных и близких для понимания малыша является театральная деятельность. Заключенная не только в рамки посещения спектакля, а имеющая корни в повседневной жизни, она решает множество задач связанных с внутренним миром, эстетическим образованием, формированием душевных качеств ребенка.

Дети, в отличие от взрослых, все вокруг воспринимают через чувственную сферу и для полноценного, качественного развития им важно получать большое количество разнообразной информации об окружающем мире, получать разнообразный опыт. Переживая сюжет сказки, рассказа, постановки карапузы получают варианты для решения разнообразных ситуаций, вырабатывают положительные качества характера, взрослеют.

Образное мышление, свойственное детям дошкольного возраста, позволяет при помощи простых кукольных домашних представлений корректировать поведение. Ничто так не понятно ребенку, как постановка с героями, приключениями, выводами, полученными в результате разыгранных событий. Вы можете тысячу раз говорить карапузу, что что-то делать плохо, и он не поймет почему. Один раз разыграйте перед ним ситуацию на куклах и малыш с радостью внемлет вашим словам.

Театральное искусство – сложный и прекрасный вид человеческого творчества, позволяющий переживать новые эмоции, обогащать внутренний мир, учиться на чужих ошибках. Наблюдая за сюжетной линией на сцене, дети и взрослые погружаются в другую реальность, чувствуют, сопереживают, открывают скрытые внутренние позывы и желания, начинают лучше себя понимать.

Доказано, что люди, которые утверждают, что не любят театр, стали жертвой негативного первого опыта знакомства с этим видом искусства. Неправильно подобранный сюжет, отсутствие подготовки, слишком сильное впечатление, отрицательное отношение со стороны родителей, множество факторов влияет на отношение. Чтобы приобщить своего кроху к этому виду искусства, мало просто сводить его на постановку. Важно сделать это правильно. Не напугать, не утомить, помочь пережить новые эмоции и понять их.

Давайте разберемся, зачем знакомить малыша с театральной деятельностью, почему это важно и как правильно это сделать.

Роль театра в жизни дошкольника

Первое знакомство с простыми видами театра малыш получает дома. Когда вы склоняетесь над колыбелькой крохи и озвучиваете игрушку – происходит чудо оживления персонажа вашей игры. Дети воспринимают героев таких игр как живых, дружат с ними, общаются.

Пальчиковые театры, различные петрушки, куклы-перчатки, ролевые игры являются подготовкой к знакомству с настоящим спектаклем на сцене в исполнении деятелей искусства. Дети, с которыми с раннего возраста разыгрывают разнообразные сюжеты при помощи игрушек, намного легче идут на контакт со сверстниками.

Уже с 2 летним ребенком можно начинать разыгрывать известные ему сюжеты, используя кроху в качестве актера. Предложите ему роль любимого персонажа и удивитесь, как быстро он преобразится, станет передавать характерные черты героя.

Что развивает театр у дошкольника

Театр играет важную роль в формировании полноценной личности. Среди наиболее ярких положительных сторон, развивающихся при помощи театральной деятельности и посещения спектаклей, можно выделить:

  • Коммуникацию. Дети, вовлеченные в процесс создания постановки, регулярно посещающие различные спектакли, на примере героев учатся общаться с людьми, видят пример решения разнообразных ситуаций и пользуются им при необходимости;
  • Самовоспитание. Благодаря эмоциональному переживанию сюжета ребенок ведет внутреннюю работу над своим характером. Видя несправедливость, зло, он говорит сам себе, что не будет так делать. Это происходит благодаря доступности поступающей информации;
  • Веру в добро. В детских историях всегда побеждает добро. Из любой сложной ситуации герой находит выход и в итоге все становится хорошо. Видя это, малыш понимает, что за собственное счастье нужно бороться. Вера в хороший финал переносится в реальную жизнь;
  • Умение распознать зло под маской добра. Наглядность образов позволяет донести до крохи, что не всегда внешний вид человека отвечает его внутреннему миру. Карапуз учится жить, руководствуясь собственными моральными качествами, не идя на поводу у ярких, но не всегда нравственных персонажей, оценивать поступки, а не внешний вид;
  • Сопереживание. Одной из важных эмоциональных черт, которую необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста, является эмпатия. Умение сопереживать, понимать человека рядом с собой не появляется просто так, его нужно воспитывать. Эмоциональное переживание, вызванное театром, позволяет воспитывать это важное чувство легко и быстро;
  • Кругозор. Через разнообразные постановки кроха узнает очень много новых вещей. От чувств и эмоций до особенностей культур разных стран;
  • Разговорная речь. Эмоциональный отклик на спектакль побуждает детей обсуждать увиденное, стремиться передать свои мысли и чувства.

Пользу от театральной деятельности, посещения разнообразных спектаклей сложно переоценить. Благодаря простому, но понятному ребенку языку театра взрослые имеют возможность воспитывать в детях все необходимые черты характера, формировать личность, способную комфортно существовать в социуме.

С какого возраста приобщать к театру

Приобщение к театру можно начинать после трех лет. Пройдя этап знакомства с различными вариантами ролевых игр именно к этому возрасту у карапуза появляется острое желание познавать окружающий мир не только при помощи предметной и игровой деятельности, но и в духовном плане. Именно в этом возрасте советуют познакомить кроху с настоящим театром.

Начинать приобщение к театральной деятельности рекомендуют с посещения спектакля в кукольном театре. Атмосфера на таких мероприятиях наилучшим образом подходит для небольшого ребенка, а происходящее на сцене понятно малышу. Кукольный театр – воплощение детской игры, такой близкой для каждого ребенка.

Подбирая сюжет для просмотра, хорошо остановиться на знакомой для малыша истории или предварительно ее прочитать. Детям важно понимать, что происходит, ориентироваться в сюжете. Не стоит думать, что если кроха будет знать разыгрываемую историю, то ему будет скучно. Нет. Обладая знанием о событиях, которые должны произойти, карапуз сможет сконцентрироваться на эмоциональной стороне сюжета, а не пытаться понять, что происходит на сцене. Предварительная подготовка к первому посещению представления – возможность получить больше опыта, знаний, эмоционального отклика, гарантированно заинтересовать таким времяпровождением.

Стоит отметить, что не все дети моментально могут высказаться о просмотренном спектакле. Не настаивайте на обсуждении. Спросите, понравилось ли малышу, если он охотно пойдет на разговор, обязательно его поддержите. Некоторые дети реагируют по-другому. Если вы видите, что после просмотра постановки, ваш кроха не настроен на диалог, то дайте ему время. Особо эмоциональные дети, с тонкой душевной организацией после посещения театра нуждаются в обдумывании увиденного и услышанного, в кропотливом изучении собственного внутреннего ощущения. Этот процесс не нужно нарушать. Часто на следующий день такие детки выдают настоящие речевые или художественные шедевры, подводя итог под полученными знаниями.

После удачного первого похода в кукольный театр, хорошо периодически посещать различные постановки и разыгрывать знакомые сюжеты дома при помощи игрушек. Повторяя увиденное дома, вы можете закрепить положительный эффект, подчеркнуть важность некоторых аспектов, позволить карапузу еще раз пережить положительные эмоции.

К 4,5 – 5 годам ваш кроха будет готов к новому виду театральной деятельности. В этом возрасте можно сводить его на драматическую или музыкально-драматическую сказку. Большинство театров имеет спектакли для юных зрителей, поставленные специально для определенной возрастной категории. Внимательно изучите афишу и убедитесь, что предлагаемая постановка подходит крохе по возрасту. Не желательно идти на постановку для старших детей. Не старайтесь как можно быстрее просмотреть все возможные спектакли, ориентируйтесь по указанным возрастным ограничениям. Детская психика – тонкая материя, ее легко нарушить или перегрузить. Если режиссер указал, что для просмотра подходят дети от 6 лет, а вашему крохе только 5, не стоит рисковать.

Позже всего в жизнь ребенка нужно вводить самые сложные, но от этого не менее прекрасные, виды театральной деятельности – оперу и балет. Рекомендуемый возраст первого посещения – 6 лет. Эти виды искусства подразумевают умение читать сюжет через движение и слово, воспринимать целостную картину, заключенную в художественный образ. Раннее посещение оперы или балета может быть непонятым ребенком, оставить тяжелое впечатление и отбить желание ходить в театр. Старайтесь вводить в жизнь карапуза все своевременно.

Подготовка к посещению театра. Простые правила для культурного похода

Прежде чем отправится в театр стоит провести подготовительную работу с ребенком. Это необходимо для создания правильного настроя, обучения правилам поведения, избежания неприятных ситуаций.

Чтобы поход на спектакль был удачным, необходимо:

  • рассказать, куда вы идете. Поясните, что такое театр, какой он бывает, прочитайте сюжет постановки;
  • объясните правила поведения в театре, во время спектакля. Малыш должен понимать важность соблюдения общепринятых норм, чтобы вести себя правильно и не доставлять окружающим неудобств;
  • вспомните и расскажите крохе о своем первом визите в театр. Поделитесь своими приятными воспоминаниями и настройте карапуза на позитив;
  • при посещении оперы и балета поясните, чем эти виды отличаются от уже знакомых малышу. Обязательно ознакомьтесь с сюжетом;
  • создайте в доме атмосферу праздника и предвкушения чего-то волшебного. Подготовьте праздничную одежду.

Правила поведения в театре для ребенка

Перед выходом в театр напомните малышу правила поведения в театре. Среди них он должен помнить:

  • нужно выглядеть опрятно. В театр принято одевать праздничную классическую одежду. Предметы верхней одежды обязательно нужно сдать в гардероб;
  • важно приходить заранее и занять свое место до начала спектакля. Знание этого правила поможет вам преодолеть желание крохи зазеваться или задержаться где-нибудь по дороге;
  • по рядам в зале передвигаются лицом к сидящим, благодаря за возможность пройти;
  • во время спектакля нельзя шуметь, пользоваться телефоном, есть, передвигаться, громко обсуждать сюжет.

Если эти правила кроха запомнит в детстве, то во взрослой жизни всегда будет вести себя соответствующим образом.

Правила для родителей

Кроме общепринятых правил поведения взрослым нужно помнить некоторые особенности посещения детьми театра:

  • длительность выбранной постановки. Обратите внимание на время спектакля. Малыш не должен устать от просмотра. Для детей от 3 до 5 лет подойдут небольшие сюжеты по 30-40 мин, от 5 до 7 лет до полутора часов;
  • старайтесь брать билеты на места ближе к краю ряда, чтобы в любой момент можно было выйти и не помешать другим зрителям;
  • если во время спектакля крохе очень скучно, то не стоит его заставлять досматривать спектакль;
  • знакомство с классическими видами театрального искусства можно проводить порционно. Можно начинать с того, что привести не на начало спектакля, а к его окончанию. Пусть он посмотрит финал постановки и увидит, как зрители хлопают. Следующий раз можно привести ребенка на второе отделение и постепенно дойти до полного просмотра постановки;
  • не стоит пытаться научить понимать язык тела в балете. Этот вид театральной деятельности направлен на понимание на уровне чувств. Если ребенок будет смотреть балет, пользуясь своими ощущениями, и ему это понравится, то он навсегда полюбит его. В случае, если он будет пытаться понять суть движений, а не чувствовать музыку и танец, то вероятнее всего ему быстро надоест, и он устанет. Это приведет к отторжению этого вида театрального искусства;
  • первый поход в оперу требует объяснения того, что будет представлено. Расскажите ему, что это театр голосов, в котором сюжет рассказывается эмоциями и изменениями тембра и силы голоса. Основная эмоция возникает от того, что человек слушает, как сочетается человеческий голос и музыка, как они доносят образы, характеры персонажей. Лучшим вариантом для знакомства с оперой будут сказки «12 месяцев», «Снегурочка» и др. Обратите внимание на афишу выбранного оперного театра, там будет указан возраст.

Приобщение ребенка к театру − важная задача для взрослых. Не стоит ее перекладывать на плечи педагогов и воспитателей. Конечно, его поведут на спектакль с классом, но лучшим вариантом будет полноценное знакомство с этим видом деятельности вместе с близкими людьми, которые смогут пояснить все нюансы, донести необходимую информацию и обсудить все детали полученных эмоций. Знакомство с театром вместе с родителями позволяет привить любовь к театральной деятельности на всю жизнь.

Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сце ническое искусство и осуществлять разные по характеру творче ские действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствова ния эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реаль ной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в сле дующем:

У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрос лыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

Наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомле ния с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформлен ного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

Театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для созда ния образа средств выразительности и др.;

Отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрали зованной деятельности.

Возникает противоречие: между признанием ис кусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмо циональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):

  1. овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец);
  2. опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литера тура и др.);
  3. обеспечение возможности детям дошкольного возраста про являть способность и потребность к импровизации - в изобра зительном (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музыкальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве;
  4. достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представ лений;
  5. полноценность и глубина восприятия ребенком литератур ного произведения, предназначенного для драматизации;
  6. способность ребенка управлять своими чувствами, подчи нять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

Формирование представлений о театре, эмо ционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходи мо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, соци альным значением, самим зданием и интерьером;

Подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание деть ми средств образной выразительности, с помощью которых арти сты передают образ;

Формирование представлений о театральных профес сиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;

Ознакомление с правилами поведения в уч реждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формиру ющих нравственную сторону взаимодействия с учреждением ис кусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции


Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными

возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в следующем:

У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

Наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

Театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;

Отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческой развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-

творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):

овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец); опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации - в изобразительном

(Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музыкальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве; полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;

способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоциональноположительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

Формирование представлений о театре, эмоционально-

положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий;

необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

Подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

Формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.).

Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в

рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;

Ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры.

Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную стороны взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»;

«Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетным обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции (Приложение 4).

Вопросы:

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению ребенком мира человеческих чувств и коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.

Педагог должен использовать разные возможности, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке может сказать: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся»; предложит малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолетик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стишками и песенками.

С настоящими театрализованными представлениями дети могут познакомиться в детском учреждении при просмотрах спектаклей, цирковых представлений, кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и силами педагогов, родителей и старших детей.

Педагоги могут инсценировать знакомые детям сказки, стишки и в повседневной жизни. Для этого можно использовать разнообразные кукольные театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный, театр на фланеграфе), а также обыкновенные игрушки. Желательно привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Для этого лучше всего использовать знакомые детям сказки - «Репка», «Теремок», «Колобок», «Куроч- ка-ряба» и др. Детям раннего возраста сложно произносить текст роли полностью, но они могут произносить некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. Например, в «Репке» малыши могут «тянуть» репку, в «Куроч- ке-рябе» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком, пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, они учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой эмоциональная окраска, интонация выступает важной составляющей.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного изображения особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Совместное переживание детьми чувства, их стремление показать, что испытывает персонаж, помогает малышам осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание персонажам инсценировок развивает эмпатию, представления о «плохих» и «хороших» человеческих качествах.

Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти эстетические впечатления обогащают их эмоциональную сферу, ложатся в основу формирования художественного вкуса, стимулируют творческую активность.

Важнейшая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит взрослым. Педагоги привлекают внимание детей к красоте окружающего мира, в доступной форме знакомят их с произведениями литературы и искусства, пробуждают и поддерживают интерес к разным видам художественно-эстетической деятельности, знакомят их с разнообразными материалами, средствами, используют множество игровых приемов для стимуляции детского воображения, вовлекают в разные виды деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций).

Педагоги поддерживают интерес детей к музыке: предоставляют возможность слушать фрагменты классических и народных музыкальных произведений, экспериментировать с разнообразными музыкальными игрушками и инструментами; побуждают их отображать музыкальные образы в движениях-, пении; создают условия для приобщения детей к театрализованной деятельности; организуют просмотр спектаклей, инсценировок, используя разные виды театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.), привлекают малышей к посильному участию в разыгрывании сказок, потешек, стишков.

Вопросы и задания 1.

В чем заключается художественно-эстетическое развитие детей в раннем возрасте? 2.

Какие приемы используют педагоги для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру? 3.

Охарактеризуйте развивающую среду, способствующую приобщению детей к разным видам художественно-эстетической деятельности. 4.

Назовите приемы, пробуждающие у детей интерес к участию в разных видах художественно-эстетической деятельности. 5.

Каким образом педагоги могут стимулировать развитие у детей творческого воображения?

Еще по теме ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. ЛЕКЦИЯ XIII. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в художественно-эстетической деятельности
  3. 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
  4. ЛЕКЦИЯ XI. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в игровой деятельности
  5. ЛЕКЦИЯ IX. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего возраста в предметной деятельности

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: "Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.