Воспитание по учению свт феофана затворника. О Христианском воспитании детей (по творениям святителя Феофана Затворника)

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА 22.12.2017 17:51

Применение советов святого в современной практике.

Часть I. От младенчества до юношества

Сегодня можно часто услышать о нравственности, но очень редко говорится о её зависимости от греховных страстей, живущих в человеке с момента его рождения. Много можно услышать и о «духовно-нравственном» воспитании детей. Но редко можно услышать то, как родители могут влиять на погашение в детях страстных наклонностей. В своём труде «Путь ко спасению» святитель Феофан Заторник уделяет целый отдел раскрытию темы воспитания крещеного чада, показывая то, какими способами родители должны помочь чаду сохранить благодать, полученную в святом Крещении. Не потерявшие своей актуальности наставления святителя могут помочь современным православным родителям переосмыслить своё отношение к воспитанию детей. Сочинение святого довольно глубокое по смысловой нагрузке, поэтому, позволю себе остановиться на основных моментах, конспектируя важные тезисы святого и анализируя учение святителя с точки зрения его применения к современной жизни.

Цель воспитания.

Прежде всего, святитель напоминает о цели воспитания. И, она заключается не в том, чтобы ребёнок получил хорошее образование, вырос и построил семью и «продолжил свой род». Цель православного воспитания дитя в том, чтобы ребёнок, придя в «сознание, сознал себя не человеком только, существом разумно-свободным, но вместе, лицом, вступившим в обязательство с Господом, с Которым соединена неразрывно его вечная участь; не только сознал себя таким, но и находил себя способным действовать по этому обязательству и видел в себе преимущественное к тому тяготение» . Задача родителей крещёных младенцев - не допустить возобладания греху над своим чадом, направить своего дитя к Богу. Задача взрослых - сделать от себя все возможное, чтобы их чадо осознало себя христианином. Причем не с лозунгами «меня в детстве крестили, поэтому я православный», а с полным осознанием того, что без Христа никак нельзя и в соединении с Ним и состоит смысл всей человеческой жизни. К сожалению, многие взрослые, принося своих детей к святой купели, или становясь крёстными, не понимают этих основополагающих вещей. Как учил святитель Тихон Задонский, Бог не спросит родителей, имели ли их дети высшее образование, знали ли они французский язык, но спросит, все ли они сделали от себя зависящее для того, чтобы ребёнок стал настоящим христанином.

I этап. Младенец в колыбели.

Если младенец живет, значит, на его жизнь можно влиять, - пишет святитель. Положительное влияние, помогающее сохранить и раскрыть дары, полученные в Таинстве Крещения, оказывается созданием вокруг малыша церковной атмосферы вокруг него, а, главным к этому средство - частое причащение Святых Христовых Таин.

Охранение ребёнка от влияния нечистых сил есть 1) видимое: «частое ношение в церковь, прикладывание ко Святому Кресту, Евангелию, иконам…» и 2) невидимое: Ангел-Хранитель, приставленный к дитя с момента святого Крещения, внушающий родителям, «что надо сделать с находящимся в крайности детищем» .

Могущественнейшее средство к сохранению и укреплению благодатной жизни в детях - «дух веры и благочестия самих родителей». И этот дух можно передать ребёнку через взор: «И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти. Лучший внешний проводник при этом - взор» . Учитывая то, что через взор открывается человеческая душа, святитель говорит, что в глазах родителей должна сиять не только их любовь к детям (это чувство - естественное), но и вера в то, «что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда, что Тот, Кто дал им под надзор сие сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и, наконец, непрерывно в духе совершаемая молитва, возбуждаемая надеждою по вере» .
.

II этап. У младенца пробуждаются силы.

Младенец крещён, из глубин его сердца изгнан злой дух, который теперь не может действовать изнутри. Но, страсти, остающиеся и в крещёном, постепенно начинают проявляться. Когда у малыша пробуждаются силы, нужно особое внимание родителей. Ребёнок ещё не может вести внутреннюю брань, и она должна вестись родителями: «должно не допускать до сего и как бы вырывать силы из рук греха и передавать Богу» .

Основные возбудители, влекущие ко греху:

1) в уме - пытливость;

2) в воле - своеволие;

3) в чувстве - самоуслаждение;

Задача родителей на данном этапе - «так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению, - ибо это будет плен греховный, - а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними и, таким образом, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. Это главное начало» . Православные родители и сами должны не только знать, и практиковать основы духовной брани.

Разбор главных воздействий на тело, душу и дух младенца.

1) Телесное воспиатние.

Телесная жизнь тесно связана с питанием. «В нравственном отношении оно есть седалище страсти к греховному услаждению плоти или поприще его развития и питания. Поэтому должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия».

Важный совет святителя: «Не должно смотреть, что дитя мало, - надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью ».

а) Питание:

Избирать здоровую пищу;

Подчинить употребление пищи известным правилам (возможно, имеется ввиду распорядок питания);

Не отступать от правил.

Внешний порядок влияет на внутреннее состояние человека. К примеру, монастырская строгость в распорядке дня создана для того, чтобы монашествующие имели правильный духовный настрой. Применение определенного порядка в приеме пищи воспитывает в ребёнке порядок внутренний. Если ребёнок постоянно ест, когда ему захочется (имеется в виду подойти, съесть кусок и убежать), то, он привыкает к этой беспорядочности. Кроме распорядка в приёме пищи полезна и определенная мерность. Многие бабушки по любви к своим внукам ставят своей целью их откормить. Многие родители балуют своих детей сладостями, не задумываясь, какую пользу они этим приобретают. Всё это может навредить ребёнку влиянием на укоренение в нём страсти чревоугодия. Православный родитель должен задуматься, что важнее: временное удовольствие ребёнка, или строгость, которая не даст впоследствии разыграться страстям, которые будут властвовать над человеком. Важно отметить следующее: слово страсти со славянского в дословно означает «страдания». Привыкший к сластолюбию и к самоугодию обрекает свою душу на последующие страдания, и, конечно, любящий родитель не пожалеет этого своему чаду..

б) Движение («в отношении к душе оно - седалище воли, и очень способно развивать своеволие»):

Резвости ребёнка должно соответствовать времени и месту, так как «своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях» ;

Ребёнок должен научиться владеть телом. Родители не должны контролировать время игр детей и резвости. Бывает так, что родители устали, сами отдыхают и дети предоставлены сами себе, и так проходит час, второй и далее. Итог такого упущения - непослушание ребёнка и неприученость заканчивать игру тогда, когда указывают родители.

в) Нервы («нервы - седалище чувствительности тела или способности принимать приятные и неприятные впечатления»).

В отношении отправления нервов тела нужно «поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте» . Один из примеров использования совета святителя - приучение детей к обливанию холодной водой. Излишняя забота о мягкости подушки и т.п. ведёт к изнеживанию тела.

«Главное зло в отношении к телу - теплолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабою последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасения со стороны слепого животолюбия. Как счастлив приученный к сему с детства!»

Подытожим задачи телесного воспитания ребёнка словами святителя Феофана: «Итак, не должно оставлять на произвол развития тела дитяти, а надо держать его под строгою дисциплиною с самого начала, чтобы потом передать его в руки самого воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей. Истинно любящие детей родители-христиане не должны жалеть ничего, ни даже своего родительского сердца, чтобы доставить сие благо детям» .

2) Воспитание души (впечатлительности).

Святитель говорит о том, что особое внимание нужно уделить на впечатление малыша, так как «первые впечатления глубоко остаются памятными» . Как первая пища влияет на темперамент тела, так и предметы, занимающие внимание души, сильно влияют на «характер души или тон её жизни» . Для воспитания христианина нужно сделать так, чтобы первые впечатления получались от священных предметов: «итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; все же, могущее развратить в примерах, изображениях и вещах, - удаляют».

Святой также предлагает сделать упор на предотвращение излишней пытливости. При познавании окружающего мира нужно следить за тем, чтобы ребёнок имел меру и порядок в этом познавании. Пытливостью можно назвать бесцельное, беспорядочное впитывание окружающего без различения того, что полезно, а что нет. Неупорядоченность и быстрый переход с одного предмета на другой может привести к тому, что ребёнок начнёт «мечтать и развлекаться образами и тем не давать покоя душе, мутя её приливом и отливом своих беспутных видений. Неумеющий владеть чувствами и воображением необходимо бывает рассеян и непостоянен, будучи томим пытливостию, которая будет гонять его от одного предмета к другому до расслабления сил, и все это без плода» .

III этап. В младенце начинают действовать страсти.

Современно вышесказанным способностям в ребёнка начинают проявляться страсти, которые тревожат его. Нужно противоборствовать этим движениям с раннего детства. Но как пресекать движение страстей? «Как это сделать - определить трудно. Все дело зависит от благоразумия родителей. Можно, впрочем, постановить следующее: 1) предупреждать всячески их [страстей] возникновение; 2) потом, если проявилась какая страсть, надобно спешить погасить ее придуманными и испытанными средствами. Этим предотвратится укоренение их, или предрасположение к ним» .

Если будет соблюдено всё вышеперечисленное, то душа ребёнка получит от этого прекрасную подготовку к истинному настроению. Но это - только подготовление к доброму настроению. Само же доброе устроение созидается действием на 1) ум, 2) волю и 3) чувства.

1) На ум .

Образование ума ребёнка нужно начинать с момента начала произнесения им первых слов, так как умственные способности, по мнению святителя, начинают развиваться с началом говорения. Главное, в чем надо наставлять ребёнка в здравых понятиях и суждениях: «что добро и зло, что хорошо и худо» . Кстати, подмечено, что относительно священных тем ребёнок все понимает подчас не хуже взрослого. Поэтому, когда спрашиваешь двух-трех- летнего ребёнка о том, что находится в Чаше с Причастием, он отвечает «Кровь Бога». А взрослые, отвечая на этот вопрос, часто начинают колебаться. Это свидетельствует о том, что в вопросах истины не нужно придумывать что-то, а надо говорить прямо, как есть. Есть Господь, есть смерть и так далее. Святитель Феофан говорит, что не стоит смущаться тем, что дитя ещё мало - истина доступна всякому. Он же пишет: «истина связывает ум и насыщает его. Мирское же мудрование не насыщает и тем разжигает пытливость» .

Также родители должны помнить о том, что, когда они разговаривают - дети слышат и всё это впитывают. Поэтому, родители всегда должны называть «вещи своими именами. Например: что значит настоящая жизнь, чем она кончится, от кого все получается, что такое удовольствие, какое достоинство имеют те или другие обычаи и прочее»

2) На волю.

Здесь главная задача заключается в том, чтобы «убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли» . Естественное следствие этого - послушание и покорность родителям. Приобретенный навык послушания поможет поможет уже во взрослой жизни искать не своей, а Божией воли.

«Вместе с тем и самих детей надо вызывать на добрые дела, и сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делали. Самые обыкновенные при этом дела суть: милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость и терпение. Всему этому весьма нетрудно приучить» . Пример: проходя мимо нуждающегося, можно дать копеечку ребёнку, чтобы он сам положил просящему. Есть примеры, когда дети, привыкши к этому, находили мелочь и отдавали её своим младшим, предлагая, чтобы те дали нуждающемуся. Хорошо развивать привычку делать дела тайно. Приучить ребёнка в ответ на похвалу отвечать: «не меня хвали, а Бога».

3) На сердце.

«Под таким действованием ума, воли и низших сил само собою и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь чувства здравые, истинные…» Автор «Пути ко спасению» утверждает, что мощнейшее средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность (храм, иконы, пение, тишина). «Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан» - пишет святой подвижник.

От души - к духу

Воспитанная вышепоказанным образом душа не будет препятствовать развитию духа. «Дух легче развивается, нежели душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и деятельность». К нему относятся 1) страх Божий [к уму], 2) совесть [к воле], 3) молитва [к чувствам]. «Страх Божий рождает молитву и просвежает совесть» .

IV этап. Воспитание в школьном возрасте.

«Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином и самостоятельной решимости жить по-христиански. На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже. Может быть, прежде этого настанет время обучения, как и бывает большею частью. При этом непременное правило - хранить весь прежний порядок без изменения и на все время обучения: ибо он существенно вытекает из природы сил наших и требований христианской жизни» .

Ребенок растет, идёт в школу. Касательно образования ребёнка православные родители должны помнить следующее:

1) Богоугождение важнее учености:

«главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная об ней забота».

2) Нужно следить за тем, что преподается ребёнку:

«У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь, в том предположении, что вера и наука - две области, решительно разъединенные…»

Некоторые итоги:

Всё вышесказанное должно вести к достижению главной цели воспитания - чтобы ребёнок осознал себя христианином: «А это и есть главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал бы себе, что он христианин. Если же, пришедши в полное сознание себя самого, он скажет: «Я христианин, обязанный от Спасителя и Бога жить так и так, с тем чтобы удостоиться блаженного общения с Ним и избранными Его в жизни будущей», - то, возникши к самостоятельности, или к своеличному разумному учреждению жизни, он поставит для себя первым существенным делом - самостоятельно хранить и возгревать дух благочестия, в котором ходил прежде, по чужому руководству» .

Если подобного самосознания не будет, то в 15-16 лет юношу захлестнут страсти (прежде всего - похоть к противоположному полу, так как в современном мире это обширно культивируется). А как им противостоять, если не будет самосознания того, что «я христианин, который должен угождать Господу»? Если не будет этого стрежня, то молодой человек вряд ли сможет удержаться от блуда и не только (и сегодня мы видим эту трагическую картину). Когда пылают юношеские страсти - ум отключается, теряется контроль над собой. Нужны стержни - страх Божий, отречение от своеволия и христианское самосознание.

Ещё один важный момент. Ребёнок должен сам убедиться в том, что Православие - это единственный путь ко спасению. Кроме принятия сердцем, он должен понять это разумом. Нужно привить желание разбираться, а не просто слепо верить. Ведь, сколько встречается людей, которые не знаю своей веры и из-за этого они колеблются, как маятники: «Человек и в христианстве остается человеком. Потому ему и здесь должно быть разумным, только сию разумность он должен обратить в пользу святой веры. Пусть разумно убедится, что исповедуемая им святая вера есть единственно верный путь спасения и что все другие пути, не согласные с ним, ведут в пагубу. Не слепым исповедником быть есть честь человеку, а сознающим, что, поступая так, он действует, как должно. Все это он и сделает, когда сознательно наложит на себя благое иго Христово» .

Здесь кратко описан путь воспитания ориентировочно до 15-16-ти летнего возраста. А дальше «сознавший себя христианином, или сознательно решившийся жить по-христиански, пусть теперь сам хранит, со всем тщанием, принятое от прежнего возраста совершенство и чистоту жизни, как прежде хранили ее другие» .

деятель Русской православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог. В 1841 принял постриг. Преподавал и возглавлял различные духовные училища и академии. В 1858 епископ в Тамбове, с 1863 переведен во Владимир, с 1866 удалился в Вышенскую пустынь, с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником. Книга лекций "Путь ко спасению" (в. 1-3, 1868-69) о православном образовании и воспитании (в т.ч. юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике "Слова архимандрита Феофана..." (1859). В интимно-поучительном "Собрании писем" (1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Перевел памятник патристической литературы - "Добротолюбие" (т. 1-5, 1877-89). Канонизирован в 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Феофан Затворник

в миру - Говоров Георгий Васильевич). , деятель Рус православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог По окончании Орловской семинарии (1837). учился в Киевской духовной академии, на последнем курсе (1841). принял постриг В 1841 назначен ректором Киево-Софийского духовного уч-ща, где преподавал также лат язык В 1842 переведен в Новгородскую семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики

С 1844 преподавал в Петерб духовной академии (до 1847 бакалавр кафедры нравств. и пастырского богословия). Читал лекции о духовном воспитании, в т.ч. детей и юношества (легли в основу кн. «Путь ко спасению», в 1-3, 1868- 69). В 1847-55, находясь в составе духовной миссии в Иерусалиме, к-рую возглавлял археолог архимандрит Порфирий Успенский, совершенствовался в древних и новых языках, изучал греч. рукописи в монастырских библиотеках В 1857 назначен ректором академии С этого времени началась деятельность Ф как публициста-проповедника, поднимавшего широко обсуждавшиеся на рубеже 50- 60-х гг вопросы обществ. жизни В ряде выступлений (вошли в кн. «Предостережение от увлечения духом настоящего времени», 1858). отмечал, что в совр. ему эпоху преобладает «дух вражды на Бога», происходит охлаждение отношений между людьми Признавая необходимость социальных и экон преобразований, утверждал, что истинный прогресс предусматривает прежде всего духовно-нравств. совершенствование общества, основанное на православном вероучении («Слова архимандрита Феофана », 1859).

В 1858 Ф поставлен епископом в Тамбов, в 1863 переведен во Владимир В 1866 удалился в Вышенскую пустынь, где с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником («Собрание писем», в 1-8, 1898-1901). Из его писем сложились кн. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (1878, составлена из писем к княжне Лукомской с дополнениями), «Письма о христианской жизни» (1880). Эти произв были посвящены поиску путей искупления, самосовершенствованию человека Ф принадлежит ряд переводов патристич и учительной лит-ры, среди к-рых особое место занял свод наставлений «Добротолюбие» (т 1-5, 1877-89, выдержал многократные переиздания), содержащий соч Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лест-вичника, Максима Исповедника и др.

Разносторонняя душепопечительная деятельность Ф способствовала формированию своеобразной пед. системы, универсальный характер к-рой отмечали его современники Ф подчеркивал, что пед. творчество имеет духовно-нравств. основу «Полюбите детей, и они Вас полюбят» По мысли Ф, плодотворно лишь такое образование, к-рое «развивает не только ум, но и сердце», истины, воспринятые сознанием, утвердятся, если будут глубоко прочувствованы В этой связи Ф предъявлял высочайшие этич требования к людям, занимающимся воспитанием молодежи «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых»

Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, нам следует обратиться за помощью и советом к духовно опытным наставникам. Письма святителя Феофана Затворника — бесценное богатство духовного опыта, который можно применить на практике.

Здесь представлены отрывки переписки святителя с теми духовными чадами, которые избрали супружество как один из земных путей, ведущих ко Спасению. Мы видим, насколько наставления святителя духовно глубоки и точны, и как необходимы современным родителям, потому что каждое слово святителя согрето любовью и заботой, каждое слово обращено к нам, ищущим помощи и совета.

Семья - крест житейский для ея главы

Смущает вас внешнее положение, и настоящее и особенно будущее, не столько за себя, сколько за семью. - Возверзите на Господа печаль свою. И молитесь, да устроит, как Его св. Воле угодно. Семья ваша разве не Божия?

И об ней разве Он не промышляет, как и о всех? - Молиться же о сем никакого нет греха… Кто научил нас в молитве взывать: хлеб наш насущный даждь нам… не оскорбится, когда воззовем и о прочем житейском, все впрочем предавая во святую волю Его.

Семья - это житейский крест для главы! Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию.

Приготовление молодых супругов к рождению дитяти

Вареньку благослови Бог благополучно разрешиться… Имена у нас стали выбирать не по-Божьему, По Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам, или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по Крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих.

И пирушки на радостях о рождении тоже криво пошли. Если сдюжаешь, переверни на другой лад и это. Бедным и нуждающимся раздай, что следовало потратить на пирушку. И это без всяких соображений. Каких бедных Бог пошлет, тем и раздай. Бог все видит. Говорю: если сдюжаешь.

Потому что, может быть, очень трудно тебе переломить это.

Еще благословляю Вареньку. Благослови вас Господи обоих, - и будущее дитя ваше.

Наставление беременной жене

Милость Божия буди с вами!

И еще Бог дает вам иметь плод чрева… Поздравляю! Господь, давший его, да даст ему и добрый исход на свет Божий. Без трудностей, конечно, это не бывает. Так положил Бог в начале в указание на то, что сделала первая жена - мать всех нас. Но и в трудностях есть степени, Господь да смилуется над вами и да сотворит сии трудности, сколько можно, менее чувствительными.

Хотите вы заслужить сию льготу?! Облегчите себя от всех грехов.

Теперь по необходимости вы часто бываете в покое недвижимы… И больше имеете времени заняться собою и себя осмотреть. Осмотрите хорошенько, как самый строгий следственный судья, - все неисправности затем осудите, раскайтесь в том и пожалейте, что оно запущено, потом исповедуйтесь, получите разрешение и наконец причаститесь Св. Христовых Тайн. Всем этим вы заслужите встретить ожидаемую и желанную льготу.

Есть две вещи, которыя наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор.

Извольте потрудиться: всё, чем обнаруживала себя она в вас, выяснить и положить пресечь без раздумываний, как бы это благовидно ни казалось.

Неприязнь, вместо людей, обратите теперь на то, чем она в вас обнаруживалась и извергните то вон. Случалось вам читать или слышать слова Апостола: Сердце мое распространилось к вам? Так распространите и вы свое сердце и за то получите искомое и желаемое.

Желаю вам всего хорошаго во всех отношениях! Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан

О рождении души

Где находятся души до рождения?! - Души не предсуществуют. А как они начинают быть, не ведаю. - Я различаю в человеке дух и душу.

Душа - такая же, как у животных, и получается естественным путем от родителей, как души всех животных - из земли, из некоей мировой души сначала, а потом естественным путем. Однако ж душа не делается чрез то вещественной.

Дух вдыхается Богом, как в начале. - Ибо продолжение тварей есть повторение их начала. Все, что есть в человеке, устремляющего его от земли горе’, принадлежит духу. О сем - напечатанныя письма трактуют, - о значении, т.е. духа, а не о происхождении. - Лучшее решение есть: душа является на свет как и весь человек, так, как Бог то ведает.

Судьбы идиотов и некрещенных людей

Идиоты - да ведь только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога.

Дух их своим путем растет. - Может статься, что мы, мудрые, окажемся хуже идиотов. - А дети - все Ангелы Божии суть. - Не крещенных, как и всех вне веры сущих, надо представлять Божию милосердию. - Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как - в отношении к ним - учредить. - Путей Божиих бездна! - Такие вопросы следовало бы решать, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это не возложено на нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется о всех. Свою душу спасать надо. - Враг - губитель душ - чрез ревность о спасении всех, - оставляет в пагубе душу того, кому влагает такие мысли. Св. Антоний Великий задумался однажды об участи людей. Ангел Господень явился ему и сказал: «Антоний! Себе внимай. А то не твое дело».

Молитва родителей о детях

Милость Божия буди с вами!

Детей вразумлять есть долг родителей - стало быть и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день, и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, - какие нам и в голову не придут. Бог всем правит.

Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться - как бы не оскорбить Его, и Он не вычеркнул бы вас из числа Своих. Благослови вас Господи!

Крест материнский

Милость Божия буди с вами! Христос воскресе!

Трудились много больного ради и свалились. Вам можно утешать себя тем, что не по своей вине свалились. Хоть Андрей и не стоит того, но Господь по милости Своей и ради вашей материнской любви и терпения ради оскорбляющего вас, примет уход за ним, как уход за Собою: болен бех… Даруй вам Господи оправиться… к тому времени, как весенний воздух установится… чтоб освежиться им и новую вдохнуть крепость.

Илья - утеха ваша; и ваше упование, что за его к вам доброе расположение Господь осенит его Своим благословением, не тщетно.

Господь милостивый сжалится наконец над вами и пошлет вам устроение быта житейского отрадное. Терпите благодушно. Ваш крест -крест Господень, - многоплодный, - только не здешними плодами…

Духовных вам утешений желаю, - таких, чтоб ради их отсеклось всякое желание здешних утешений. Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан

Наставление матери при болезни дочери

Милость Божия буди с вами!

Какая вы мудреная?! Не поскорбеть, конечно, нельзя; но убиваться какой смысл? Что за беда, что заболела дочь? Поболит и оздоровеет. Ведь не все заболевающие умирают. С какой же стати вы провожаете на тот свет дочь, когда она только что заболела? Что ей стало хуже обычный порядок болезней.

Было хуже, а когда до вас доехал нарочный, ей уж лучше стало. А когда приедете туда, увидите, что она ходит по комнате.

Конечно, все мы в руках Божиих, - и смерть каждого может застать в каждую минуту.

У больного та особенность, что смерть, если ей суждено придти, придет не внезапно. В этом отношении - выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански. Вот об этом и надобно позаботиться теперь паче, нежели убивать себя гореванием.

Положим - самое большое - что умрет. Какая беда, что умрет? Разве она одна только подвергается сему? Ведь и мы все умрем. Она - ныне, мы - завтра. Какая разница? Умрет ведь не она… Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела лучше будет, чем с телом. Вышедши из тела, к вам прилетит… и будет ласкать вас. Она будет говорить душе вашей: ах, мама, как мне хорошо! Бросай скорей землю и переходи ко мне. Она не будет в состоянии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите.

Так вот видите,- что не только по причине болезни, но даже и по причине смерти, если бы она случилась, не следует убиваться. И извольте сейчас же встать, одушевиться и быть покойной… и всех тем утешить.

Благослови вас Господи! - и даруй душе вашей утешение.Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан

Невнимание от детей

Невнимание от сыновей должно быть очень чувствительно. Потерпите и их, любовию покрывая их неисправность. Бог даст, придут в чувство и раскаются. И все пойдет как по маслицу. Благослови вас Господи!

Родительское проклятие заглаждается молитвою и благословением проклятого чада.

Ваше отлучение, изреченное сыну, было плодом ревности по Богу и любви к сыну, искавшей сим способом вразумить его. Какой же тут грех?!

Другое дело - мысль о силе сего отлучения. Но где вы нашли, чтобы единоличное отлучение, как громко ни прокричи его, действительно отлучало от Церкви? Стало быть, и этого нечего тут видеть?! - Говорите, что это отлучение стало стеною для сына вашего между им и Церковию.

Если он не от упорства и раздражения говорит вам нечто богохульное, а по убеждению, то эта стена уже была. А если этого последнего не было (убеждения), то ваши слова не могли воздвигнуть сей стены. Его речи были пусторечием, равно как слова неверия, - не неверие, а просто смятение ума или мыслей, навеянных совне. Это есть состояние брожения или перебраживания. Судить по нем человека нельзя. Так и сына вашего. Я полагаю, что он верует и по ошибке считает брожение мыслей за неверие, что незаконно. Молитесь. Господь не даст ему остаться в этом смятении. Ибо все системы новомодные очень шатки и непрочны. Сам увидит и бросит их.

Что вам сделать с вашим отлучением? Мне думается, помолившись, изречь гласно отеческое благожелание, как изречено отлучение. И сделайте так. Переговорив, конечно, с сыном, если удобно… помолитесь, и с верою в Господа благословите его всячески… И аминь.

Предел материнского попечения об устройстве жизни и быта детей

Снедает вас забота о детях… и их семейном быте, а совесть претит. Если совесть претит, то значит, дело уж чересчур. И надо его умалить. Положите себе, во-первых, не пытать, что им нужно, а когда узнаете без пытания, тогда, что важно и трудно, за то беритесь, а что мало и легко, то и сами справят. Так понемножку и отвыкните. Без забот и попечений как прожить?

Но все в меру, а главное, с преданием себя в волю Божию. Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения. Если Бог не благословит детей, то что вы одни сделаете? Да не станет ли Бог смотреть на них равнодушно по причине ваших забот? И выйдет, что вы хлопотами ничего не сделаете прочного, и Бог не станет делать для них из-за вас. Вместо добра выйдет худо. Уверьтесь в этом и этим умеряйте свою заботливость. Это враг вас мутит. Со всякою немощию душевною следует тотчас обращаться с молитвою к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше, и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит. Без Господа никакое добро не укореняется в сердце.

О воспитании девочки

Девочку учить надо… Всякий раз, как прорвется худое, толкуйте ей, как это нехорошо, - и прибавляйте, что так мужички только делают. Кто ни увидит тебя, будет говорить: вот и барышня, а ничем не лучше мужичков…

Иногда штрафуйте… не давая ей в этот день чего-либо, что она любит… Но никогда серчания не выказывайте… чтобы видело дитя, что вы делаете это по любви одной.

Наставление матери в руководстве сыном

О сыне много не тужите. Каков нрав, смотрите; а жизнь потом заставит перекреститься. - Что любит стяжания, это еще не великая беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и проч. Надежду только при имении на Бога возлагать надо - часть уделять неимущим.

Учите его по копейке давать бедному, хоть в воскресенье только. Начав с этого, и далее пойдет.

И молитвою не докучайте; можно надоесть. Советуйте ему хоть немного, да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так умно очи к Богу возводя. Вечером - Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне, - своими словами, как знаешь, - только бы делом. И этого довольно.

Поклоны - три-пять - с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: Господи, помилуй, благослови, Господи. Больше этого не нужно. «Трудно ли это, - скажите ему. - Ну, как доставь мне утешение что будешь делать так».

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время -и короткое; - стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

Заблудший сын

С сыном, правду говорите, лучше не толковать о религиозных делах. Молитесь только усерднее… и Господь помилует его, послав ему свет благодати, просвещающей и вразумляющей, - и все колебания прогоняющей.

Буйный сын

О буйном сыне молитесь. Бог даст укротится. Это у него навеянное молодечество. А пока-то придет укрощение его - даруй вам Господи терпение. Утешайтесь другими сыновьями… и довольствуйтесь тем. Да даст им Господь пробыть неизменными в добрых настроениях своих. Павел ваш - чудо, что ходит в церковь. Нынешних учащихся не затянешь туда на аркане. Такое дурное направление приняло наше учение.

Уход матери за дитятей

Матушку Черничку укрепи Господь. Пусть смотрит на труд ухаживания за малюткою не как на дело, от людей возложенное, и для людей делаемое; а как на дело, самим Господом порученное, и Ему приятное. Пусть зрит Господа и в сознании говорит Ему: Тебя ради, Господи, делаю. Помоги мне и приими благосклонно труд сей.

Материнское наставление вспыльчивой дочери

Очень жалею, что Черничка бывает резка… Надо ее поучить, чтоб навыкла владеть собою. Делайте так… Когда прорвется эта немочь, вы ничего не говорите ей. Потому что и вы немного неспокойны бываете, и она в смущении или волнении некоем. Добра никакого не выйдет говорить в таком состоянии. Но когда успокоитесь оба… в тот же день, или в другой…начинайте ей говорить матерински… Хочешь быть умницею, разумницею?

Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка, или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица… Это всегда унижает… и показывает, что ты не умеешь владеть собою. - Мне больно видеть это в тебе. Любя тебя, я желаю, чтоб ты была во всем совершенна… Это совсем немудрено сделать… Делай так: когда приходит в движение душа, укроти сие движение и тогда говори и действуй; а пока смятение есть - перемолчи…

Несколько опытов - может быть не совсем удачных - доведут до удачных… и конец.

Желаю от всей души успеха во всем. Спасайтесь! Благослови Господи!

Ваш богомолец Е. Феофан

Скорби родителей при потере детей

Милость Божия буди с вами!

Не поскорбеть - нельзя не поскорбеть. И скорби. Это так натурально, что и Господь, везде сый, смотря на вашу скорбь, не оскорбится, что с болезнию сердца встречаете то, что Он, конечно, по любви к вам, благоволил послать вам. Так скорбите, но в меру, - по-Иовлевски. У него целых десять детей зараз взято… Конечно, и он скорбел, но не давал скорби своей разливаться до безмерности, препобеждая ее благодушием, из преданности в волю Божию рождавшимся. «Господь даде, Господь отъят. Яко Господеви изволися, тако бысть». Напрягайтесь и вы взойти до такой же преданности, - и если ея недостанет, вопийте ко Господу, близь сущему и скоропослушному, - и Он подаст.

Вы сами указали источник, откуда следует черпать утешение, - из той веры, что дети ваши живы и находятся в лучшем положении, нежели, как были у вас на отеческих и материнских руках. Они не лишены и общения с вами, но бывают при вас. - Я думаю, что они очень изумляются, видя, что вы плачете, и спрашивают друг друга: чего плачут папа и мама? Нам так хорошо. Мы к ним не хотим, а хотим, чтобы они скорей к нам переходили.

Горе ваше по отошедшим увеличивается обманчивым представлением их по смерти! Воображаем их, как лежат в гробе, как в сырую и мрачную опущены землю… А на деле ведь так бывает, что как душа вышла из тела, так идет особо от тела. Там ее, в той особенности и воображать надо, - «в месте светле и прохладне». А мы себя терзаем - почти что попусту. Извольте себя успокаивать понемногу, и совсем успокоитесь. Не забудьте и благодарение Богу возслать, ибо за все надо Бога благодарить. Желаю вам в этом полного успеха. Бог всякой утехи да утешит вас Своим отеческим утешением.

Да чему мы и учились? Надо показать и Богу, и людям, что не на воздух же твердили вам божественные истины. Благослови вас Господи и утешь.

Ваш богомолец Е. Феофан

Милость Божия буди с вами!

Что горько, то горько… Об этом нечего… И опять скажу вам: горюйте в меру. Пройдите сердцем обетования нашей светлой веры, и сколько вы почерпнете из ней созерцаний в утешение скорби вашей?! Или не верите, что Бог лучше вас знает, что для вас с супругою и для детей ваших душеполезно?

Или полагаете, что Бог забыл о вас, и пропустил случившееся с вами без внимания, и оно случилось без особого направления во благо вам? Или вы у Бога пасынок и падчерица… а не сын и дщерь?! Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела… и не узреваете Божией в том о вас попечительности?! А она действительно есть…

Не осязаете ее?! Она такова и есть, не осязаема в настоящем… а узреваема после. Воскресите же веру… и, как река, польются оттуда утешения.

Расскажу вам случай… В СПб одна большая барыня… потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, - особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться… Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась… и этого мало: осталась ни с чем…

Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла… Наконец смиловался Господь, и в утешение послал сон… Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает: «Что тебе, как?»

- «Ничего, - говорит, - милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла». - «А дети?» - «Дети там… - указывая на небо, сказал он»,

- «А Маша?» (это старшая, лет 5-ти) - «Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих…»

С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. Попали б они туда, если б живы остались? Так вам, родителям, чего же лучше желать для детей?! И установитесь в этой мысли… что участь детей ваших устроилась наилучшим образом… И перестаньте скорбеть. Ведь и сами помрете… Будет кому встречать вас… а, пожалуй, и защищать… даруй вам Господи всякого утешения.

Ваш богомолец Е. Феофан

Милость Божия буди с вами!

Очень жалею о ваших потерях. Господь да утешит вас! Ищете у меня утешения по прежним случаям… Очень рад утешить вас. Но ведь одна и та же песня во второй и третий раз уж не оставляет того впечатления, какое сделано в первый. А в настоящих ваших скорбях ничего нельзя придумать нового… все та же речь: предайте себя и все свое в руки Божии, и с Его определениями согласуйтесь вседушно - всем сердцем. Тогда тень скорби, покрывающая случай, начнет редеть и не дивно, что совсем рассеется. Как это? - сквозь прискорбное узреем благого - и на сей век и на будущий.

Сие да дарует Господь узреть уму вашему и почувствовать сердцем. Молитесь! Господь изольет вам в сердце потребное утешение.

Для родителей что утешительнее, как быть уверенным в блаженной участи детей. Детки ваши все пошли в рай. В этом и сомнения быть не может. А если б остались живыми, то уверенность в этом не могла бы иметь места. Она возможна и при этом; но много инстанций, не дающих положить, что так и будет.

Взирая теперь на сие лучшее и тем утешаясь, с уверенностию принесите сему в жертву удовольствие, какое доставили бы вам дети, оставаясь живыми, поставьте в параллель сему возможности, каким могли подвергнуться дети, при всем старании о них… Таким образом, видите, что Господь избавляет вас действительно светлою участию детей от встречи участи их худшей и непоправимою.

Милосердый Господь, Отец всех, и скорбящих паче, да пошлет вам утешения - откуда весть. И Владычица, всех скорбящих радость, да порадует вас.

Ваш доброхот Е. Феофан

Воспитание детей - дело, Богу угодное

Взяли вы на себя хорошее и прехорошее дело - ходить за малюткою.

(Взята сиротка на воспитание.) Вы напрасно беспокоитесь, что иногда крик дитяти отрывает вас от молитвы, будто от дела Божия к делу, чуждому Бога.

И то и другое - Божие дело. Богу приятно, когда детки Его к Нему устремляют очи свои в молитве… но не менее Ему приятно, когда они, любимые детки, заботливо спешат присмотреть за другими Его детками. Так не смущайтесь. И молясь, дело Божие исправляйте, и за малюткою смотря -тоже творите. И Бог одинаково умильно смотрит на вас, и когда молитесь, и когда около малютки хлопочете. Куда как хорошо, что вы любите дитя. Любовь ваша прямо душу ее питает, и она не чует лишенья матери. Пробудьте в этом расположении.

Строгость надо растворять теплотою любви

Заступаюсь за сиротку… Не всегда штраф… Почаще - уговаривание. Это мягче и прочнее. Строгость непрестанная жестка и безотрадна. Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви… Я уверен, что у вас дело так и идет.

Приготовление девочки в школу

Вы не стращайте ее школою, а так изображайте, чтобы она видела там рай и начала стремиться к нему; и на одно напирайте, что только надо слушаться и учиться не лениться - всему учиться… Это для нее будет хорошая подготовка.

Устроение сирот-родственников

Милость Божия буди с вами! Беспокойство, -по случаю налагающегося на ваши руки осиротевшего семейства, - разорительно для духовной жизни.

И, конечно, лучше б было, если бы его не было. Но как дело зацепило вас, -и не по воле, то надо покориться воле Того, Кто устрояет течение жизни нашей. Племянников надо поставить на ноги, и вдове способствовать -пойти доброю дорогою. Надо только при этом и собою заняться, - и заботы о сиротах так вести, чтоб они не разоряли. Это извольте сами устроять внутри - с Божией помощию - всякий раз, как встретится беспокойство.

Делайте возможное. Что вообще эта забота пришла, это может быть благодетельно. Она вас избавит от закаления в эгоизме: вы одни и все только о себе. А тут о других. От этой случайности большой беды не будет. А саможаление, на которое вы жалуетесь - уже опасно и пагубно.

Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если -под предлогом болезни, то это худо. Тут видно «лукавство пред собою самим», - самое злое из всех лукавств.

Болящее дитя. Доктора и молитва

Милость Божия буди с вами!

Премного жалею о горе вашем и молю Господа устранить причину онаго - болезненные припадки юной дочери вашей… Но молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал и к ним обращаться Божия есть воля. Господь со Своею помощию приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно.

Потому молиться - будем молиться, а естественных средств все же пренебрегать не следует. Ищите и обрящете!


Проверка домашнего задания 1. Как человек может сделать свою душу богаче? Когда человека хвалят, его душа стано- вится богаче. Когда человек приобретает материаль- ные блага, его душа тоже становится богаче. Чем больше человек отдаёт людям, тем больше приобретает для своей души.






Притча о пшенице и плевелах Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: - Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: - Враг человек сделал это. А рабы сказали ему: - Хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: - Нет, чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою.





Апостол Пётр Отрывок из Евангелия «Отречение Петра» Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа. И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.




Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины.
К.Д.Ушинский

Христос воскресе! Этим радостным пасхальным приветом мы утверждаем великую истину: воскрес Христос, а значит, и мы, по словам апостола Павла, воскреснем, значит, воскресением Христовым побеждена смерть, побеждена власть греха!

Но для того, чтобы стать причастными Христову Воскресению, необходима жизнь христианская, необходимо нести крест Христов, сораспяться Христу.

Ныне тяжко страждет наша Русь. Страждет от безверия и богохульства, жестокости и разврата. Семьи разрушаются, дети остаются без христианского воспитания. Сбываются пророческие слова Господа: «И за умножение беззаконий во многих охладеет любовь». Всё меньше и меньше остается в нашей жизни христианской любви!

Воскреснет ли Россия Православная? Победит ли в духовной брани с духами злобы поднебесными?

С тревогой и болью размышляя об этом, невольно смотрим на своих детей, ведь от них зависит будущее нашей Родины. Какими будут они, такой будет и страна наша. Прорастут ли в их сердцах семена веры и любви, которые мы стараемся насадить в них, принесут ли они добрый плод христианской любви. Мы ведём жестокую духовную брань за души наших детей. Как трудно сохранить их сердца чистыми, не развращёнными, не отравленными гордостью, ум их незамутнённым суетным всезнайством и ложным плотским мудрованием. Кажется, все силы зла ополчились на юное поколение. В школе их учат разврату и язычеству, дома с экранов телевизоров им внушается культ роскошной жизни, прививается жестокость, любовь к лёгкой нечестной жизни, к богатству и роскоши.

Нет наших сил бороться со злом!

Но не забудем слов Господних: «Сила Моя в немощи совершается». Силён Бог воскресить страну нашу, народ наш. Всё зависит лишь от нашей веры, нашего терпения и любви.

Отрадно, что сейчас по всей России возрождаются храмы Божии, при них открываются Воскресные школы, в которых дети с юных лет изучают Закон Божий, основы Православной веры. Однако часто мы видим, что знание молитв и христианского катехизиса оказывается недостаточным для того, чтобы наши дети стали настоящими христианами.

Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом. Это единение достигается через воцерковление, то есть одухотворение, преображение жизни силой Святаго Духа. Этим определяются и основы православного воспитания. Вне Церкви христианское воспитание невозможно.

Обратимся же за помощью к наследию святой Церкви - к советам святых отцов. Наш известный русский святитель Феофан, Затворник Вышенский, в своих сочинениях и наставлениях духовным чадам весьма часто касался вопроса о христианском воспитании детей. Ныне предлагаем вашему вниманию выдержки из его книги «Путь ко спасению». (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание Христианского нравоучения. Изд. Псково-Печерского монастыря, 1994, стр. 22-46).

В своей книге святитель рассматривает вопрос о христианском воспитании с самых первых дней жизни ребенка. Он пишет: «Через крещение в младенце полагается семя жизни о Христе и есть в нём, но она ещё как бы не его... Жизнь духовная, зарождённая благодатию крещения в младенце, станет собственной человеку, явится в полном свёем виде... когда он, возникши к сознанию, свободным произволением посвятит себя Богу... Понятно само собою, что после крещения младенца очень важное дело предлежит родителям и восприемникам: так вести крещённого, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряжнные с ними обязанности и требуемый ими образ жизни».

«Как поступать с крещённым, чтобы пришедши в возраст, он ничего более не желал, как быть истинным христианином. Или - как воспитывать по-христиански?» - задает вопрос святитель и предлагает некоторые советы для дела христианского воспитания.

«Младенец живёт, - пишет святитель, - следовательно, можно влиять на его жизнь». Для такого влияния прежде всего необходимо частое причащение Святых Тайн, а также вера и благочестие самих родителей, «Все сие в совокупности составит спасительную вокруг младенца атмосферу... Частое причащение Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом... освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для тёмных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой... Иногда оно исполняется радостью и игранием духа... Нередко святое причащение сопровождается и чудодействиями. Св. Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушённые родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости...»

Далее святитель Феофан отмечает: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому Кресту, Евангелию, иконам... также и дома - ...частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном... вообще - всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее».

Очень важно при этом, как живут сами родители. Неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей могут разрушить все спасительные дары, полученные ребёнком в храме. «Поэтому дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».

«Начавши такое устроение от колыбели, должно уже продолжать его потом и во всё время воспитания: и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве. Церковь, церковность и Святые Тайны - как скиния для детей, под которой они должны быть неисходно».

«Когда у дитяти начинают пробуждаться силы, одна за другой, родителям и воспитателям должно усугубить внимание. Ибо когда, под осенением показанных средств, будет возрастать и усиливаться в них тяготение к Богу и увлекать вслед за собою силы, в то же самое время и живущий в них грех не дремлет, а усиливается завладеть теми же силами. Неизбежное следствие этого - брань внутренняя. Так как дети неспособны вести ее сами, то место их разумно заменяют родители...»

«Основные возбудители, влекущие ко греху, суть своеумие (пытливость) в уме, своеволие - в воле, самоуслаждение - в чувстве. Поэтому должно так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению, - ибо это будет плен греховный, - а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними...»

О питании святитель Феофан замечает; «должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, - надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над ней..,»

«...даже врачи и педагоги советуют: 1) избирать здоровую и годную пищу... 2) подчинить употребление пищи известным правилам (...приспособительно к возрасту), в которых бы определялось время, количество и способ питания и 3) потом от установленного таким образом порядка без нужды не отступать».

«Второе отправление тела есть движение... должно иметь в виду, чтобы, укрепляя силы тела, не раздуть чрез то своеволия и ради плоти не погубить духа. Для этого главное - мерность, предписание, надзор. Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется, в общем. Без этого легко может покривиться нрав дитяти. Своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях».

«...Должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Главное зло в отношении к телу - телолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабой последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасениями со стороны слепого животолюбия... Главное - содержать тело не так, чтобы оно принимало одни только приятные впечатления, а напротив, более содержать под впечатлениями обеспокоивающими. Теми разнеживается тело, а этими укрепляется; при тех дитя всего боится, а при этих на все готово и способно стоять в начатом терпеливо... это очень важно в жизни христианской, по самому существу своему отрешённой от чувственности и всякого угодия плоти.

Итак, не должно оставлять на произвол развитие тела дитяти, а надо держать его под строгой дисциплиной с самого начала, чтобы потом передать его в руки самого воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей».

Говоря о душе, святитель замечает: «Первый материал, первую пищу для образования своего она получает извне, от чувств, через воображение... Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады - для глаз, священные песни - для слуха и пр. Дитя не понимает ещё ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкает к сим предметам... За чувствами и первые упражнения воображения будут священны; ему легче будет воображать эти предметы, чем другие...»

«Итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; всё же, могущее развратить в примерах, изображениях, вещах - удаляют».

Вместе с развитием в ребёнке чувств «возникают у дитяти и страсти и начинают тревожить его с раннего времени. Дитя еще не говорит, не ходит, только что приучилось сидеть и брать игрушки, но уже серчает, завидует, присваивает себе, особится и прочее, вообще, являет действие страстей». Как противодействовать этому злу. Святитель Феофан предлагает следующее: «1) предупреждать возникновение страстей; 2) если проявилась какая-нибудь страсть, надо спешить погасить ее... Благонадёжнейший способ врачевания страстей - употребление благодатных средств» (т.е. церковных Таинств). К ним с верою должно обращаться».

Ум. «У детей скоро обнаруживается смышлённость. Она современна говорению и растёт вместе с усовершением последнего. Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Главное... это здравые понятия и суждения по началам христианским о всём встречающемся... Пусть родители, когда говорят, называют вещи всегда собственными их именами». Пусть говорят прямо, что хорошо и что плохо. «Пусть говорят с детьми... хорошо ли, например, наряжаться, счастье ли это, когда получишь похвалу, и прочее...» «Истина доступна всякому. Что малое дитя премудрее философов - показал опыт... Например, во время мученичества, малые дети рассуждали о Господе Спасителе, о безумии идолопоклонства, о будущей жизни...»

Воля. «Дитя многожелательно: всё его занимает, всё влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и всё, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Поэтому родители строго должны блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению её в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают; можно ли сделать то или другое? Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Это расположение будет самое счастливое, но вместе оно и самое лёгкое для напечатления, ибо дети и так большей частью обращаются с расспросами к взрослым, сознавая своё неведение и слабость; стоит только возвысить это дело и поставить его им в закон непременный. Естественным следствием такого настроения будет полное послушание и покорность во всём воле родителей, наперекор своей... Отучая от своей воли, надо приучать детей делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни... Дети любоподражательны. Как рано они умеют копировать мать или отца!»

Сердце. «При таком действовании ума, воли... само собою и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь чувства здравые, истинные, приобретать навык услаждаться тем, что действительно истинно услаждает, и нисколько не сочувствовать тому, что, под прикрытием сладости, вливает яд в душу и тело».

«Когда человек был в союзе с Богом, - находил вкус в вещах Божественных и освящённых благодатию Божией. По падении он потерял этот вкус и жаждет чувственного. Не должно допустить до этого, должно оградить сердце. Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети». При этом в сердце ребёнка легко запечатлевается сочувствие ко всему церковному, сладость пребывания в храме Божием.

Далее святитель Феофан пишет о воспитании детей школьного возраста: «Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином... На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже... При этом непременное правило - хранить весь прежний порядок без изменения и на всё время обучения... должно оградить детей-учеников, как и младенцев, благочестием всех окружающих, церковностью. Таинствами.., Пусть обучение будет так расположено, чтобы видно было, что главное и что подчинённое.