Украшения древнего египта. Древние египетские украшения


Царевна была дочерью Сенусерта II. Ее гробница была обнаружена в 1914 году у пирамиды отца в Эль-Лахуне. Хотя гробница была разграблена, в нише обнаружился тайник с прекрасными ювелирными украшениями и предметами туалета. В центре этой ажурной подвески изображен картуш Сенусерта II на фигуре бога вечности Хеха. Для инкрустации использовано более 370 деталей.

Пектораль царевны Меререт. Около 1840 до н. э.

Меререт была дочерью Сенусерта III и сестрой Аменемхета III, а ее погребение находилось на территории пирамидного комплекса отца. В погребении сохранился богатый инвентарь, в том числе превосходные ювелирные украшения, среди которых и эта ажурная пектораль (нагрудное украшение).


Около 1840 до н. э. Золото, аметист.

Пояс принадлежал царевне Меререт, дочери Сенусерта III. Он состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Пантера была воплощением божественного начала и защитницей людей.

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)

Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей Сенусерта II

Плеть царевны Неферуптах. Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III).


Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло


Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза


Сокровища жен Тутмоса III
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Сандалии и браслеты происходят из погребения трех жен царя Тутмоса III - Менхет, Мерти и Менваи


Головной убор царицы
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Реконструкция головного украшения и прически царицы - одной из жен Тутмоса III


Браслеты и серьги
15 - 14 века до н. э.
Золото
Хотя серьги известны еще с 5 династии, они входят в моду только при 18-ой. Их носили как мужчины, так и женщины


Сердечный скарабей военачальника Джхути (брюшко)
Около 1450 до н. э.


Сердечный скарабей военачальника Джхути (спинка)
Около 1450 до н. э.


Большое ожерелье в форме кобры. Фрагмент
14 век до н. э.
Золото; чеканка


Оправа зеркала «Анх» или «Крест жизни»
14 век до н. э.
Дерево, золото, цветная стеклянная паста; инкрустация
Найдено в гробнице фараона Тутанхамона


Шкатулка для благовоний
14 век до н. э.
Найдена в гробнице Тутанхамона. Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной стеклянной пастой


Ожерелье
Около 1400 до н. э.
Фаянс
Основной мотив этого прекрасного ожерелья - бутоны и цветы граната


Бусы
Около 1375 до н. э.


Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеев
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, зеленый полевой шпат, кальцит, стекло
Пример "барочных" тенденций. Характерен для некоторых изделий из гробницы Тутанхамона


Пектораль в виде священного жука-скарабея
Около 1350 до н. э.
Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем


Пектораль с изображением божественной птицы - сокола. Фрагмент
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюза
Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)


Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментом
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло


Пектораль со скарабеями и растительным орнаментом
Около 1350 до н. э.

Здесь изображены символы Луны (бог Тот) и Солнца (бог Ра).


Бусы
Около 1340 до н. э.
Полихромный фаянс


Золотой трон Тутанхамона. Вид сзади


Изготовлен ремесленниками Ахетатона - столицы Египта при фараоне Эхнатоне. На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила


Золотой трон Тутанхамона. Вид сбоку
Конец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)
Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль, полудрагоценные камни; инкрустация


Браслет с амулетом "уджат"
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, сердолик, стекло


Браслет со скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, кварц, бирюза, сердолик
Скарабей ("хепер") считался символом утреннего солнца, с которым отождествлялся умерший царь. Сам цвет синего лазурита означал вечную жизнь


Деталь ожерелья (застежка-противовес)
Около 1334 - 1328 до н. э.


Деталь ожерелья (пектораль)
Около 1334 - 1328 до н. э.


Ожерелье с пекторалью
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, полевой шпат, смола


Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, обсидиан, стекло


Пектораль в виде сокола
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло


Пектораль с крылатым скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, серебро, сердолик, лазурит, кальцит, обсидиан(?), бирюза, стекло


Перстни
Около 1334 - 1328 до н. э.
На перстнях изображено одно из важнейших божеств египетского пантеона, культ которого был восстановлен Тутанхамоном после 17 лет забвения при фараоне-"еретике" Эхнатоне. Это Ра-Хорахти, что значит "Ра-Хор горизонта"


Пряжка
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото


Серьги
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, кварц, кальцит, фаянс, стекло
Серьги находились в ларце в форме картуша. В центре композиции - птицы с утиной головой и крыльями сокола, образующими кольцо. Птицы держат в лапах знаки "шен" ("бесконечность"). Подвески оканчиваются уреями.


Погребальная маска фараона Тутанхамона (в ракурсе 3/4)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Листовое золото, синяя стеклянная паста, бирюза, лазурит, эмали; инкрустация
Идеализированный портрет фараона, покрывавший голову и плечи мумии поверх пелен


Амулет из гробницы Тутанхамона
Около 1334 - 1328 до н. э.
Позолоченное дерево, сердолик, полевой шпат


Амулеты
Около 1325 до н. э.
Яшма, фаянс, золото
Представлены следующие амулеты (сверху слева направо): жезл "уас", "анх", стебель папируса "уадж", столб Осириса "Джед". В центре - "тит" ("узел Исиды")


Накладка на мумию в виде птицы «ба»
Около 1325 до н. э.
Золото, полудрагоценные камни


Браслеты Рамсеса II
Около 1290 до н. э.
Золото, лазурит
Эти превосходные браслеты были случайно обнаружены при строительстве железной дороги около Тель Басты (древнего Бубастиса), в тайнике находившегося здесь когда-то храма. Там же хранились и сосуды из золота и серебра


Диадема
Около 1190 до н. э.
Золото
Диадема представляет собой обруч, на котором закреплены 16 розетт, образующих венок. На розеттах имеются имена Сети II и его супруги Таусерт, из чего можно заключить, что диадема принадлежала царице


Амулеты: "уджат", сердце, "тит", пектораль со скарабеем
14 - 6 век до н. э. (18 - 26 династии)
Фаянс


Браслет с застежкой в виде жука-скарабея
Золото, сердолик бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь


Наборный браслет с застежкой в виде скарабея. Фрагмент
Золото, аметист, полудрагоценные камни
Национальный музей
В наборном браслете чередуются ряды из скарабеев и глаз Уаджит, разделенные золотыми шариками. Застежка выполнена в виде аметистового скарабея в золотой оправе с изображениями уреев.


Ожерелье с завершениями в виде головы сокола. Фрагмент
Золото, цветная паста
Каждый фараон при жизни считался воплощением Гора, а после смерти - его отца Осириса


Ожерелье с изображениями грифа и кобры

Ожерелье-пектораль с изображениями богини Нехбет в облике грифа и богини Уаджит в виде кобры. Гриф и кобра олицетворяют соответственно Верхний и Нижний Египет и символизируют их единство под властью фараона


Пектораль с богинями-сестрами Нефтидой и Исидой. Фрагмент
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, стекло
Богини-сестры Нефтида и Исида, присевшие по сторонам большого скарабея. Солнечный диск, скарабей и уреи составляют формулу воскрешения, оживающего фараона в загробном царстве


Пектораль с изображением богини неба Нут
Золото, эмаль; чеканка, сердолик
Руки-крылья богини распростерты в покровительственном жесте. Вычеканенные на пластине иероглифические надписи имеют смысл заклинаний-оберегов. Имя Тутанхамона встречается несколько раз, однако, первоначально в картушах было начертано имя Эхнатона


Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик.
Это украшение подвешивалось на длинных нитях бус с инкрустированными застежками, в форме которых часто повторялись элементы декора самой пекторали


Пектораль с изображениями большого крылатого скарабея и богинь Нефтиды и Исиды
Золото, сердолик, ляпис-лазурь, паста, эмаль


Украшение
Золото, сердолик, бирюза, стекло
Национальный музей
Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса


Украшение
Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация
Слева от глаза Гора - покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа - покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)


Украшение с пожеланием, чтобы усопшему царю было даровано пребывание в вечности. Фрагмент
Золото, сердолик, цветная паста
В центре - фигура богини вечности Геи, поддерживающей глаз Гора; по сторонам от нее - две кобры, увенчанные дисками; символы, расположенные по краям, означают бесконечность времени


Урей Сенусерта II
Золото, драгоценные и полудрагоценные камни
Урей был обнаружен недалеко от пирамиды Сенусерта II в Иллахуне (Фаюмский оазис). Возможно, он был украден и потерян грабителями. Это замечательное ювелирное украшение было частью реальных царских инсигний


Серьги с египетскими коронами
3 - 2 век до н. э.
Золото, полудрагоценные камни, стекло


Медальон с изображением Исиды и Сераписа
222 - 180 до н. э. (правление Птолемея IV или Птолемея V)
Золото



Браслет
Конец 1 века до н. э.
Золото, стекло


Перстень с изображением бога Себиумекера
Конец 1 века до н. э.
Золото, стекло
Мероитское божество Себиумекер изображено с бородой, в двойном египетском венце
Широкое ожерелье и храмовый фасад - типичный декоративный мотив мероитского искусства. Идентификация бараньеголового божества остается под вопросом


Перстень
Около 70 н. э.
Золото
Перстень выполнен в форме свернутой змеи с бюстами Исиды и Сераписа на концах хвоста. Подобные украшения нередки на фаюмских портретах


Бусы с подвеской «лунулой»
2 век н. э.
Золото, аметист, жемчуг
Подвеска "лунула" в форме полумесяца была распространена как амулет на женских портретах мумий со второй половины 2 века

Украшения древних египтян: Как выглядели, из чего делали, для чего носили

Какая дева откажется от милого золотого колечка, браслета или ещё чего-то золотого (ну в крайнем случае серебряного) на шею? Но получая заветный подарок, мало кто задумывается, что украшения носили ещё во времена Древнего Египта. Причём, не только женщины, но и мужчины. Правда, тогда кроме декоративной функции они выполняли ещё и сакральную. Мы расскажем

Большим спросом изготовление ювелирных изделий пользовалось еще во время расцвета египетской империи (3 тыс. лет до н.э). В изготовление таких изделий уже тогда в основном применялось золото.

Украшение из гробницы фараона Псусеннеса I

Но, к сожалению, этот драгоценный металл был достаточно редок.
Огромной популярностью в Древнем Египте у фараонов пользовались изготовленные из золота браслеты, носящиеся на предплечьях, нагрудные украшения, кулоны, серьги, диадемы, ожерелья, различные головные украшения и многое другое. Они были также популярны, как и малолитражки сегодня. Но и серебро ценилось в Древнем Египте не меньше, чем золото.

Украшение из гробницы Тутанхамона.

В древности обладатели различных ювелирных изделий относились к ним не так, как относятся современные люди. Обладатели ювелирных изделий наделяли их духовной сущностью и верили, что драгоценности смогут их каким-либо образом защитить от горестей, болезней, злых чар, печалей, сглаза, порчи и даже физической боли. Таким образом, ювелирные украшения были не просто дорогими игрушками модников и модниц тех времен. Их обладатели относились к ним с большим уважением и почтением. Но так происходило не только в Египте, но и во многих странах древнего мира.

Ювелирные украшения Древнего Египта по форме напоминали всех божеств, которым поклонялись египтяне. Однако одним из самых распространенных ювелирных изделий был и остается скарабей Кефер. Взяв свой исток с Древнего Царства и, продолжая интенсивно развиваться до эпохи великой Клеопатры, ювелирное искусство египтян, словно губка вобрало в себя лучшее из богатств этих времен. Поэтому сейчас так сложно провести его классификацию.

Браслет-амулет с жуком-скарабеем.

Несколько тысячелетий спустя египетское искусство изготовления и обработки ювелирных изделий широко распространилось по всему миру. Так многие народы заимствовали у египтян идею наделения ювелирных изделий душой и ношения таких магических изделий только на определенных частях тела и в определенные моменты жизни человека. В наше время, чтобы приобрести такое магическое изделие необязательно ехать в Египет, а достаточно лишь зайти в ювелирный магазин в интернете и выбрать подходящий вам аксессуар.

Украшения древнего Египта полны символизма.

Египтяне верили, что священным местом у человека является грудь. Поэтому на груди они всегда носили какой-нибудь важный талисман, чтобы он защищал сердце. Именно этот орган египтяне считали самым важным органом человеческого тела. По их мнению, сердце давало жизнь. Египтяне всегда носили у сердца талисман, визуально напоминающий сердце или образы, прямо или косвенно, связанные с возрождением и жизнью.

Всевидящее око Гора.

Пектораль в виде священного жука-скарабея Около 1350 до н. э.

Высота 15 см
Национальный музей
Каир
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Пояс Около 1840 до н. э.
Золото, аметист
Длина 60 см
Египетский музей
Каир
Пояс принадлежал царевне Меререт, дочери Сенусерта III. Он состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Пантера была воплощением божественного начала и защитницей людей

Плеть царевны Неферуптах
Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)
Фаянс, сердолик, позолота, дерево (современное)
Длина 36,5 см
Из Хавары (пирамида царевны). Ныне - Каир
Египетский музей

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)
Золото, лазурит, сердолик, зеленый фаянс
Высота около 44 см; ширина 19,2 см
Египетский музей
Каир
Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей Сенусерта II

Браслет царицы Аххотеп
Около 1530 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло
Диаметр 6,1 - 7,3 см, высота 7,3 см
Египетский музей
Каир

Сокровища жен Тутмоса III
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Музей Метрополитен
Нью-Йорк
Сандалии и браслеты происходят из погребения трех жен царя Тутмоса III - Менхет, Мерти и Менваи

Головной убор царицы
Около 1504 - 1450 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Высота 23,8 см; диаметр 30 см
Музей Метрополитен
Нью-Йорк
Реконструкция головного украшения и прически царицы - одной из жен Тутмоса III

Браслеты и серьги
15 - 14 века до н. э.
Золото
Диаметр 10,5, 5,8 и 10,5 см

Лейден
Хотя серьги известны еще с 5 династии, они входят в моду только при 18-ой. Их носили как мужчины, так и женщины

Сердечный скарабей военачальника Джхути (брюшко)
Около 1450 до н. э.
Шифер, золото
Национальный музей древностей
Лейден

Сердечный скарабей военачальника Джхути (спинка)
Около 1450 до н. э.
Шифер, золото
8,3 х 5,3 х 2,7 (скарабей); длина цепи 133 см
Национальный музей древностей
Лейден

Большое ожерелье в форме кобры. Фрагмент
14 век до н. э.
Золото; чеканка
Национальный музей
Каир

Оправа зеркала «Анх» или «Крест жизни»
14 век до н. э.
Дерево, золото, цветная стеклянная паста; инкрустация
Высота 27 см
Национальный музей
Каир
Найдено в гробнице фараона Тутанхамона

Шкатулка для благовоний
14 век до н. э.
Национальный музей
Каир
Найдена в гробнице Тутанхамона. Выполнена в виде двойного свитка, инкрустирована цветной стеклянной пастой

Ожерелье
Около 1400 до н. э.
Фаянс
Длина 38 см
Египетский музей
Берлин
Основной мотив этого прекрасного ожерелья - бутоны и цветы граната

Бусы
Около 1375 до н. э.

Длина (сверху вниз): 28,5, 51 и 34,5 см
Государственный музей древностей
Лейден


Около 1350 до н. э.
Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь
Высота 15 см
Национальный музей
Каир
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем

Пектораль с изображением божественной птицы - сокола. Фрагмент
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, сердолик, бирюза
Высота 11,7 см
Национальный музей
Каир

Бусы
Около 1340 до н. э.
Полихромный фаянс
Длина 53 см
Музей Пелицеуса
Хильдесхайм

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев и растительным орнаментом
Около 1350 до н. э.
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик, стекло
Национальный музей
Каир

Золотой трон Тутанхамона. Вид сзади
Конец 18 династии (около 1333 - 1323 до н. э.)
Дерево, листовое золото, цветное стекло, эмаль, полудрагоценные камни; инкрустация
Национальный музей
Каир
Изготовлен ремесленниками Ахетатона - столицы Египта при фараоне Эхнатоне. На задней спинке трона изображены царские уреи, растения и птицы с берегов Нила

Браслет с амулетом "уджат"
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, сердолик, стекло
Длина 16,2 см; ширина 2,7 см
Египетский музей
Каир

Браслет с амулетом "уджат" (оборотная сторона)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Египетский музей
Каир
На оборотной стороне амулета "уджат" выгравировано следующее: "Владыка Обеих Земель, образ Ра, Небхепрура, правитель того, что в маат (=порядке), дана ему жизнь подобно Ра, вечно и бесконечно"

Браслет со скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, кварц, бирюза, сердолик
Макс. диаметр 5,4 см
Египетский музей
Каир
Скарабей ("хепер") считался символом утреннего солнца, с которым отождествлялся умерший царь. Сам цвет синего лазурита означал вечную жизнь

Ожерелье с пекторалью
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, полевой шпат, смола
Длина ожерелья 23,5 см; ширина пекторали 10,8 см; ширина застежки 6,8 см
Египетский музей
Каир

Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, обсидиан, стекло
Высота пекторали 6,5 см; ширина пекторали 11 см
Египетский музей
Каир

Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет (оборотная сторона пекторали)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Египетский музей
Каир
На груди богини Нехбет - ожерелье с картушем Тутанхамона.

Пектораль в виде сокола
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, лазурит, сердолик, бирюза, обсидиан, стекло
Ширина 12,6 см
Египетский музей
Каир

Пектораль с крылатым скарабеем
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, серебро, сердолик, лазурит, кальцит, обсидиан(?), бирюза, стекло
Высота 14,9 см; ширина 14,5 см
Египетский музей
Каир

Перстни
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото
Египетский музей
Каир
На перстнях изображено одно из важнейших божеств египетского пантеона, культ которого был восстановлен Тутанхамоном после 17 лет забвения при фараоне-"еретике" Эхнатоне. Это Ра-Хорахти, что значит "Ра-Хор горизонта"

Серьги
Около 1334 - 1328 до н. э.
Золото, кварц, кальцит, фаянс, стекло
Длина 10,9 см; ширина 5,2 см
Египетский музей
Каир
Серьги находились в ларце в форме картуша. В центре композиции - птицы с утиной головой и крыльями сокола, образующими кольцо. Птицы держат в лапах знаки "шен" ("бесконечность"). Подвески оканчиваются уреями.

Погребальная маска фараона Тутанхамона (в ракурсе 3/4)
Около 1334 - 1328 до н. э.


Национальный музей
Каир
Идеализированный портрет фараона, покрывавший голову и плечи мумии поверх пелен

Погребальная маска фараона Тутанхамона (вид сзади)
Около 1334 - 1328 до н. э.
Листовое золото, синяя стеклянная паста, бирюза, лазурит, эмали; инкрустация
Высота 54 см; высота на уровне плеч 40 см
Национальный музей
Каир

Амулеты
Около 1325 до н. э.
Яшма, фаянс, золото
Высота около 9 см
Египетский музей
Каир
Представлены следующие амулеты (сверху слева направо): жезл "уас", "анх", стебель папируса "уадж", столб Осириса "Джед". В центре - "тит" ("узел Исиды")

Браслеты Рамсеса II
Около 1290 до н. э.
Золото, лазурит
Ширина 6 см; максимальный диаметр 7,2 см
Египетский музей
Каир
Эти превосходные браслеты были случайно обнаружены при строительстве железной дороги около Тель Басты (древнего Бубастиса), в тайнике находившегося здесь когда-то храма. Там же хранились и сосуды из золота и серебра

Диадема
Около 1190 до н. э.
Золото
Диаметр 17 см
Египетский музей
Каир
Диадема представляет собой обруч, на котором закреплены 16 розетт, образующих венок. На розеттах имеются имена Сети II и его супруги Таусерт, из чего можно заключить, что диадема принадлежала царице

Амулеты: "уджат", сердце, "тит", пектораль со скарабеем
14 - 6 век до н. э. (18 - 26 династии)
Фаянс
Высота: 6,7; 6,4; 6; 6,5; 9,7 см
Британский музей
Лондон

Браслет с застежкой в виде жука-скарабея
Золото, сердолик бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь
Национальный музей
Каир

Наборный браслет с застежкой в виде скарабея. Фрагмент
Золото, аметист, полудрагоценные камни
Национальный музей
Каир
В наборном браслете чередуются ряды из скарабеев и глаз Уаджит, разделенные золотыми шариками. Застежка выполнена в виде аметистового скарабея в золотой оправе с изображениями уреев.

Ожерелье с завершениями в виде головы сокола. Фрагмент
Золото, цветная паста
Национальный музей
Каир
Каждый фараон при жизни считался воплощением Гора, а после смерти - его отца Осириса

Ожерелье с изображением божественной птицы - сокола
Национальный музей
Каир
Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)

Ожерелье с изображениями грифа и кобры
Золото, сердолик, бирюза, цветная паста; инкрустация
Национальный музей
Каир
Ожерелье-пектораль с изображениями богини Нехбет в облике грифа и богини Уаджит в виде кобры. Гриф и кобра олицетворяют соответственно Верхний и Нижний Египет и символизируют их единство под властью фараона
Перстень с изображением бога Себиумекера
Конец 1 века до н. э.
Золото, стекло
Диаметр кольца 1,8 см; щиток: 4,7 х 3,6 см
Из Мерое (Северный некрополь). Ныне - Мюнхен
Государственное собрание египетского искусства
Мероитское божество Себиумекер изображено с бородой, в двойном египетском венце
Широкое ожерелье и храмовый фасад - типичный декоративный мотив мероитского искусства. Идентификация бараньеголового божества остается под вопросом

Перстень
Около 70 н. э.
Золото
Длина 4,8 см
Центр по исследованию Греко-римского Египта
Трир
Перстень выполнен в форме свернутой змеи с бюстами Исиды и Сераписа на концах хвоста. Подобные украшения нередки на фаюмских портретах
Пектораль с изображением богини неба Нут
Золото, эмаль; чеканка, сердолик
Национальный музей
Каир
Руки-крылья богини распростерты в покровительственном жесте. Вычеканенные на пластине иероглифические надписи имеют смысл заклинаний-оберегов. Имя Тутанхамона встречается несколько раз, однако, первоначально в картушах было начертано имя Эхнатона

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев
Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик.
Национальный музей

Украшение
Золото, сердолик, бирюза, стекло
Национальный музей
Каир
Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса

Возможно, что уже в первобытно-общинном строе женщины носили украшения: ожерелье из клыков животных, шляпку из шкуры лисицы и перьев птеродактиля. Выбор в те времена был небольшой. Камень годился только для топора. В бронзовом веке изделия изготавливали небольшими, поэтому они выходили красивее.

Эти ступени первобытной роскоши прошли и жители Древнего Египта. Во времена фараонов искусство драгоценностей достигло необычайно высокого уровня. Часть простых украшений носили и низшие слои граждан. Фараоны же, цари, царицы, их родственники, а также знать тех времен не только при жизни носили ювелирные образцы роскоши из золота, серебра, драгоценных камней, но и уносили их с собой в могилы. Именно там они найдены в наши дни, и мы можем любоваться образцами древней красоты.

Материал для украшений

Конечно же, в первую очередь использовались драгоценные – золото, серебро, во вторую – лазурит, другие редкие и хорошо обработанные и красивые камни. Золото стоит в главной очереди, но это не означает его фетишизм в Древнем Египте. Уважали золото за красоту в изделии, а не за денежную стоимость. А вот художественная ценность украшений была высочайшей, поэтому в современном мире некоторые ювелирные фирмы специализируются на выпуске колец, браслетов, перстней-печаток «под Египет».

Поэтому ювелирные украшения Древнего Египта из золота носили в этой древней стране все — от фараонов до простого люда. Дело в том, что на территории государства фараонов и жрецов залежей золота имелось в нескольких месторождениях в большом избытке, так что его было предостаточно по тем нуждам страны.

Удивительно другое: железо там ценилось больше, чем драгметаллы. Этот простецкий, как сегодня кажется, материал использовался не только для быта и военных потребностей, но и для предметов ухода за волосами, других украшений для них. В основном ими пользовались женщины, поскольку мужчины часто ходили с бритыми головами.

Браслет царицы Аххотеп, 1530 г до н.э. Материал — золото, бирюза, лазурит, стекло

Нередко железо брали из упавших на землю метеоритов. Из этой же внеземной массы выплавляли цинк и другие материалы. И все шло, в первую очередь, на украшения.

Мастера ювелирного дела этой страны умели из куска золота сделать по форме великолепную роскошь. Причем нынешние последователи древних умельцев недалеко ушли, так сказать, по применяемой фурнитуре украшений: замки кулонов, ожерелий, петли браслетов были похожи. Они функционально такие же, но более изящные, поскольку техника пришла на помощь мастеровым рукам.

На одном браслете длиной около десяти сантиметров и состоящем из двух скрепляемых половинок из этого же каирского собрания сокровищ насчитали пятнадцать петелек. Они служили для вхождения друг в друга через одну и предназначались для раскрывания украшения на руках или ногах знати.

Сегодня, имея специальные машинки для резки и пайки тонкого металла, довольно просто вырезать и изящно изогнуть на такой длине и двадцать, и еще больше петелек. Но тогда все это делалось вручную. Настоящие умельцы!

Ожерелье. Материал — золото, бирюза, сердолик

Превалировали изделия из золота. Египтяне одними из первых на Планете поняли важность такого материала для украшений при жизни земных богов-фараонов и при нахождении их в потустороннем мире. Как и в современных странах, монет изготавливали из золота немного, почти все запасы пускали на драгоценности. Для монет достаточно было другой «нержавейки» — меди, бронзы, позже – никеля.

Причем золота в одном украшении было столько, что можно было удивляться: как его носили? Например, в Египетском музее старины можно увидеть ожерелье фараона 21-й династии с Нижнего Египта (губернаторство Шаркия), которое весит аж 8,6 килограмма! Шея у мужчины, понятно, крепче женской, вот и носил. Но носил, правда, как гласят летописи, только в парадных случаях. Нашли это сокровище в гробнице его хозяина.

В Древнем Египте умели не только плавить золото, серебро и отливать из него различные формы, заданные ювелиром. Какого цвета в сегодняшних украшениях золото? Странный вопрос, скажете: конечно же, золотого, то есть желтый цвет с различными оттенками по его пробе. Египтяне же владели приемами превращения золота собственной добычи в различные цвета и оттенки: почти белого, розового и даже зеленого.

Серебро тоже широко использовалось для изготовления украшений в царском Египте. Его ювелиры либо использовали этот чистый металл, либо варьировали серебром и золотом, смешивая их расплавы в искусственный металл – электрум, с внешним блеском аргентума, но похожий на платину. За этот оттенок он очень нравился фараонам. Такое смешение золота и серебра часто происходит в недрах, и тогда из них получают самородный электрум. Сегодня такой микс искусственно почти невозможно получить. Видимо, какой-то дополнительный компонент египтян утерян.

Цветовая гамма драгоценностей

Названную выше цветовую гамму использовали ювелиры страны фараонов. К золоту и серебру для разбавления колера добавляли сма́льту – расплавленную эмаль, полученную из производных кремния, усиленную солями металлов. Вот насколько сильны были египтяне в химической физике или физической химии.

Цвет большей частью получался сине-голубой. У смальты было свойство – просматриваемая глубина. Египтяне этот эффект называли божеским свечением. Поэтому таких вставок в украшения насчитывалось больше других. Краска этого цвета используется в наши дни художниками, для покрытия бытовой керамики, изразцов. Современное название – кобальт.

Так Древний Египет передал эстафету использования смальты и различных эмалей в более поздние времена — в Византию, Европу, Киевскую Русь. Но не только на украшения, больше всего смальту использовали при изготовлении витражей и мозаики для храмов.

В украшениях оценивали всю композицию, а не какую-то отдельную часть или металл. До рубинов, алмазов, сапфиров египтяне тогда еще не «доросли». Поэтому на вставки шли более простые минералы: малахит, сердолик, горный хрусталь и другие.

Роль украшений: светские, религиозные, сакральные

Виды современных украшений сходны с образцами царского Египта, что говорит о том, откуда они пришли в Европу. Серьги, браслеты, кулоны, ожерелья, кольца были и там. Но много видов было сугубо египетских, поэтому они остались в его границах. Это нагрудные большие композиции, диадемы, много других украшений для головы и волос.
Для фараонов изготавливались специальные головные уборы из драгметаллов. Под них надевалась тканевая шапочка, чтобы металл плотнее облегал голову, оставляя открытыми только уши. Не позавидуешь такому носильщику золота и серебра. Правда, «шапка» надевалась только в специальных случаях.

Урей — украшение-оберег в виде змеи на головном уборе фараонов

Вспомните рисунок бюста египетской царицы Нефертити. На голове надета не простая шапка или шляпка, а золотой цилиндр-тюрбан. Другие царицы носили головной убор из золота, драгоценностей и смальты.

Украшения царского Египта носили большей частью сакральный характер. Жители верили, что от бед – войн, голода, природных катаклизмов (землетрясений, наводнений Нила) — спасут золотые и серебряные украшения, драгоценные камни, обладающие божественной силой.

Поэтому на украшениях из музеев мира взгляду предстанет кроме божеств, на первый взгляд, простецкий навозный жук. Живет везде, где лежит навозная куча. Это наше дилетантское наблюдение. И только египтяне взглянули дальше. Жук наравне с придуманными божествами жил на земле и стал символом царского Египта. Изображен на украшениях.

Чем же черный жук заслужил уважение? Среди рода жуков-скарабеев значится вид — священные скарабеи. Это почитаемый символ Древнего Египта! В природе он ориентируется по Солнцу, Луне и звездам. Из навоза скатывает шарик и выкатывает в нем потомство, пока не вылезут жучки-скарабейчики.

Изображение скарабея кладут в могилы египетских вельмож на сердце мумии, в том числе нашли и у Тутанхамона.

На украшениях еще одно изображение — око Гора или глаз Гора, обведенное завитушками. В композиции шесть составных частей. Так просто? Ничего подобного. Кроме божественного начала здесь зашифрованы математические дроби – от 1/2 до 1/64. Они используются для измерения веса сыпучих веществ. Умные древние египтяне! Носили на себе простейший арифмометр.

Tags: ,

Ювелирное искусство в Древнем Египте достигло высокого развития, о чем хорошо известно благодаря масштабным археологическим раскопкам на его территории. Способствовало такому развитию несколько факторов. Прежде всего, в Египте располагалось несколько крупных месторождений золота, что делало этот материал доступным, кроме того, жители страны фараонов придавали украшениям сакральное значение. Именно поэтому носили их абсолютно все , независимо от пола, возраста и социального положения. Фантазия древнеегипетских мастеров, воплощаясь в украшениях, рождала настоящие шедевры, многим из которых и сейчас пытаются подражать известные ювелирные дома.

Материалы и ювелирные техники

Древнеегипетские мастера освоили множество техник изготовления украшений из самых разных материалов. Чаще всего украшения Древнего Египта создавались на основе золота, в котором не было недостатка. С помощью специальных добавок ювелиры могли изменять его цвет в широкой гамме от светлого до зеленого.

Ценилось золото, прежде всего, за живописный внешний вид, нежели за стоимость. Так, например, гораздо более редким и ценным металлом было железо, которое также использовали в ювелирном деле для изготовления гребней и украшений для причесок.

Создавались древние украшения Египта из серебра, добывавшегося на территории царства, а также из электрума. Этот материал представлял собой сплав серебра и золота, внешне напоминал платину.

Драгоценных камней, таких, как рубины или изумруды, египтяне еще не знали, вместо них использовались поделочные камни: аметист, сердолик, гранат, а также лазурит, который ценился особенно высоко. Любили в Египте горный хрусталь. Беднякам его заменяло прозрачное или цветное стекло и мелкий бисер, служивший основой многих браслетов и ожерелий. Использовалась простыми людьми и керамика, покрывавшаяся разноцветными узорами.

Египтяне любили яркие и насыщенные цвета, поэтому ювелиры частенько применяли в своей работе такие техники, как смальта и эмаль. Популярностью пользовались яркие разноцветные пасты, которыми покрывались материалы для украшений. Судя по всему, любимыми цветами в Древнем Египте были бирюзовый, зеленый, белый и синий. Вероятно, на смуглой коже выглядели такие оттенки довольно эффектно.

Ювелирные украшения Древнего Египта нередко принимали причудливые формы. Это могли быть растительные орнаменты, повторяющие изгибы виноградных листьев, цветов маргаритки, василька и т.д. Кстати, настоящие цветы также часто использовались в качестве украшений, правда, недолговечных. Изделия из металлов, кости или керамики могли принимать вид животных: птиц, змей, лягушек, стрекоз, жирафов, лошадей. Популярны были изображения жука скарабея, который считался сильным оберегом, а также украшения в форме глаза, сердца или змеиной головы. Последний считался символом власти фараона.

Нередко ювелирные украшения Древнего Египта, в частности медальоны, расписывались красками. Это могли быть портрет обладателя украшения, изображения богов или целые миниатюры. В этом фантазия древних мастеров не ограничивалась.

Виды украшений

Египтянам были известны практически все виды украшений , которые используются и сейчас. Самым популярным аксессуаром были, пожалуй, шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Изготавливались они из золотых пластин, бисера или из подвесок разной формы. Традиционным украшением Древнего Египта был ускх, так называемое, ожерелье-солнце, которое закреплялось на кожаной подкладке и напоминало воротник. Ускх фараона мог весить несколько килограмм, нередко этот предмет использовали в качестве награды отличившимся полководцам и чиновникам.

Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты, которые могли изготавливаться из самых разных материалов – от кости до бисера. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора , которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. Ювелирным изделиям нередко предписывались магические и религиозные свойства, поэтому в Египте были распространены различные талисманы и амулеты.

Кольца в Древнем Египте также носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами. Так же распространены были и серьги, особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало.

В ходе раскопок были обнаружены и такие древние украшения Египта, как пояса из золотых пластин. Доступны они были далеко не всем жителям древнего царства, чего нельзя сказать о многочисленных украшениях для причесок и головных уборах. Знать использовала гребни и шпильки из дорогого железа, люди менее состоятельные – гребни из кости, которые могли быть оформлены камнями или стеклом. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. Также их украшали обручами из разных материалов. Фараоны, например, носили золотую диадему – урей, посреди которой находилась изящная змея (Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы . Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе - покровительницы .).

Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, украшения полагались и мертвым. Для погребальных церемоний изготавливались специальные медальоны в форме жуков скарабеев – символов воскрешения и жизни. Их сейчас можно увидеть во многих музеях мира, наряду с другими произведениями ювелирного искусства Древнего Египта.