Огранка драгоценных камней. Какие бывают виды огранок драгоценных камней? Из глубины веков

Классификация драгоценных камней на Западе восходит к Древней Греции и повторяет разделение на драгоценные и полудрагоценные, такая же градация существует и в других странах. Согласно современной практике к драгоценным камням относят: алмаз, рубин, изумруд и сапфир. Российское законодательство добавляет в этот список александрит и натуральный, природный, жемчуг.

Такое разделение не всегда соответствует ценности минерала, например, гранат является относительно недорогим камнем, но его редкая разновидность, цаворит (тсаворит) – зеленый гранат, может стоить намного дороже изумруда среднего качества. Спрос при минимальном предложении заведомо определит высокую стоимость.

Названия многих минералов существуют с библейски времен и в разных странах могут отличаться: у одних народов это был просто священный камень, у других камень счастья, еще у кого-то - камень здоровья, а где-то его называли по району добычи.

Алмазы и их свойства

Даже среди драгоценных камней алмаз занимает особое, королевское положение, и не только магической красотой после огранки, но и физическими данными. Точные технические характеристики этого минерала не могли быть известны древним ценителям, но некоторые свойства они могли почувствовать в буквальном смысле.

Коэффициент теплопроводности алмаза в разы выше, чем у металлов и почти в тысячу раз больше, чем у гранита. То есть даже кожей можно почувствовать , что крупный алмаз очень сильно отличается от других минералов.

Главное свойство, которое резко выделяет алмаз от остальных драгоценных камней – это его исключительная твердость. Твердость по шкале Мооса равна 10 или в более понятных величинах – от 60 до 150 Гн/м 2 (в системе СИ), что в привычных единицах выглядит, как 15·10 3 кгс/мм 2 , то есть 6-15 тонн должны давить на гипотетическую абсолютно твердую иголку сечением 1 мм 2 , чтобы она оставила след на алмазе. Это свойство отражено и в арабском названии минерала: "алмас", означающем – наитвердейший.

Ни один минерал не сможет оставить царапины на гладкой поверхности бриллианта, даже кипящей кислоте или щелочи не удастся повредить ее и, кажется уже невероятным, что самый твердый, устойчивый почти ко всему кристалл, может так запросто сгореть, как простая деревяшка, превратившись в углекислый газ. Но в сильном огне при температуре 850-1000 о C именно это и произойдет. При нагревании до 2000 о C без присутствия кислорода алмаз полностью превращается в графит.

Оптические характеристики алмаза определили виды огранки и эстетические возможности бриллиантов.

Огранка алмазов

Показатель преломления бесцветного алмаза лежит в пределах 2,402 (красная часть спектра) – 2,465 (фиолетовая) и дисперсия, соответственно равна 0,063.

Из драгоценных камней только зеленый сапфир приближается по этому показателю к алмазу: 1,779 против 2,417 (для D-линии натрия), оставаясь далеко от него. Искусственный материал, оптическое стекло, сверхтяжелый флинт со своими 2,186 также недотягивает до королевского показателя.

Ныряльщики могли обратить внимание на то, что небо из-под воды видно в виде конуса (180 о сжимается до 97 о). И наоборот, свет из-под воды под углом к нормали более 48,5 о выйти за пределы поверхности не может и отражается. Ювелиры знают, что для алмаза предельный угол, за которым наступает полное внутреннее отражение, равен 24 о 25" и максимально используют это явление при огранке драгоценных камней.

Первым, кто проявил чисто научный подход к огранке алмазов, был Марсель Толковский. В своих расчетах он стремился к тому, чтобы форма бриллианта максимально способствовала полному внутреннему отражению для блеска и игры света в гранях кристалла. Так, появилась каноническая огранка из 32 фасетов в короне (верхней части бриллианта) с большой восьмигранной площадкой в центре и 24 граней павильона (нижней части). Большинству алмазов весом выше 0,05 карат до сих пор придают такую форму из 57 граней.

Огранка драгоценных камней в подобном виде называется бриллиантовой или "идеальной американской". Такие же пропорции при виде сбоку имеет бриллиант со швейцарской (33 грани) и простой (17 фасетов) огранкой.

Придавая камню идеальную форму, приходится идти на значительные потери массы алмаза. Это может оказаться даже бессмысленным, если он имеет внутренние дефекты. Существуют и другие виды огранки:

Современные разновидности оформления бриллиантов появились как развитие подхода Марселя Толковского. Для драгоценных камней с массой более одного карата применяется огранка Хайлайт Кат с 73 гранями, есть еще боле сложные виды с 102 гранями, а также спиральные огранки.

Даже самое удачное фото в принципе не может передать игры света таких совершенных бриллиантов.

Цвет алмазов

В любом природном алмазе можно обнаружить примеси азота, кремния, бора и других элементов или соединений. В зависимости от их концентрации изменяются и свойства кристалла, в частности, цвет, прозрачность и люминесценция.

Желтый и коричневый цвет алмаза – самое распространенное проявление вкраплений в кристалл чужеродных элементов.

Природный цвет, а тем более игру оттенков цвета невозможно четко и однозначно классифицировать, поэтому возникали новые названия, как, например, голконда – цвет, который имели алмазы, добываемые в окрестности индийской крепости Голконда.

Бриллианты могут встречаться в самой разнообразной цветовой гамме:

  • желтые;
  • оранжевые;
  • коричневые;
  • синие;
  • зеленые;
  • розовые с оттенком до фиолетового;
  • красные;
  • черные.

Оттенки, например, коричневого цвета могут выражаться через знакомые эталоны: светлая шампань, темный коньяк и т.п.

Из всех драгоценных камней только у алмаза отсутствие цвета будет означать более высокую стоимость. Для цветных бриллиантов закон рынка такой же, как и на любой товар – редкие экземпляры дороже рядовых.

Цветные алмазы








Изумруд - зеленый камень

Прозрачная разновидность берилла насыщенного зеленого цвета - изумруд, относится к драгоценным камням высшей категории , причем интенсивность окраски при оценке камня стоит на первом месте. Только образцы средних и темных тонов считаются изумрудами, породу легких оттенков называют зеленым бериллом. Изумруд по определению должен быть зеленым (само слово переводится, как зеленый драгоценный камень).

Этот минерал очень редко бывает без посторонних вкраплений. Как правило, в глубине и на поверхности у него есть многочисленные микротрещины и, если они не видны невооруженным глазом, то изумруд считается бездефектным – таковы общепринятые правила.

Самые распространенные огранки – изумрудные, со ступеньками, для яркой игры цвета на широких гранях. Камни с неравномерной окраской и полупрозрачные обычно оформляют в виде кабошона - выпуклой полированной поверхности. Бриллиантовая огранка изумрудов встречается чрезвычайно редко, ее делают только для абсолютно прозрачных кристаллов.

Изумруды высоко ценились с древних времен. Много легенд и мифов связано с этим камнем. Но почти во всех культурах он, так или иначе, связан со здоровьем и жизнью. Чемпионами по добыче ювелирного изумруда являются Колумбия, Замбия и Бразилия.

Камень изумруд




Рубины и сапфиры

Оксид алюминия - корунд, по своей исключительной твердости стоит рядом с алмазом. Примеси хрома придают этому минералу красный цвет, такая его разновидность встречается редко и называется рубином. Синие корунды с примесями железа или титана – сапфиры. Бесцветный или с незначительной окраской корунд высокого качества называется лейкосапфиром.

В выпуклых отполированных кристаллах рубина или сапфира, кабошонах, могут проявляться звездообразные фигуры. Этот оптический эффект называется астеризмом и объясняется игольчатыми включениями, толщина которых близка к длине волны проходящего света. В случае сапфира и рубина астеризм проявляется в виде шестилучевой звезды.

Вид огранки рубина и сапфира зависит от качества кристаллов. Полупрозрачный камень, оформленный в виде кабошона, очень хорошо смотрится благодаря звездному мерцанию. Для кристаллов безупречного качества применима любая огранка, в том числе изумрудная и бриллиантовая.

В России сапфир и рубин раньше называли синим и красным яхонтом.








Поскольку в постах о ювелирных камнях постоянно мелькают различные виды огранок, мне показалось разумным, посвятить этому пост.
Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. Форма огранки не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Император Август, древнеримская камея
Древняя инталия

Прозрачные Виды огранки самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.

Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка, которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.

Большинство драгоценных и полудрагоценных камней требует дополнительной обработки для полного проявления их красоты, блеска и цвета. Обработка любого минерала включает несколько этапов и зависит от вида самоцвета, его состояния, эскиза будущего изделия и мастерства ювелира . Основные подготовительные операции перед установкой вставки в украшение - распиловка и огранка камней, а также шлифовка и полировка.

Основные способы обработки самоцветов

Это наиболее древний и известный способ огранки драгоценных и полудрагоценных камней. В результате получается ювелирная вставка сферической формы. Обработка камня кабошоном позволяет скрыть его природные дефекты.

В этом случае обработка драгоценных камней заключается в нанесении на поверхность граней в форме геометрических фигур.

Гранильщик придает минералу форму двух усеченных пирамид, соединенных основаниями. Камень имеет круглый контур и 57 или 58 граней. Данная обработка является наиболее популярной и дорогостоящей по причине больших потерь в весе и объеме исходного сырья. Если необходимо сохранить вес самоцвета, применяется огранка «Кушон» с округлыми углами.

Драгоценная вставка имеет плоское основание и рисунок на вершине, образованный треугольными гранями. Наиболее известные виды огранки: голландская, антверпенская, полуголландская, крестовая, двойная голландская, шар, бриолет.

Фантазийная . Количество граней равно 80, они располагаются в 4 ряда под разными углами. Эта огранка драгоценных камней имеет несколько разновидностей:

  • лесенка - самоцвет принимает форму усеченной пирамиды с трапециевидными боковыми гранями;
  • овальная - овальная форма и грани в виде клиньев;
  • звездчатая - треугольные грани в центре камня образуют звезду;
  • маркиз - форма «лодочки» и клиньевые грани;
  • груша - боковые грани выполнены в виде клиньев, камень имеет форму капли;
  • принцесса - минерал квадратной или прямоугольной формы, с клиньевой огранкой и острыми углами;
  • изумруд - минерал прямоугольной формы обрабатывается ступенчатой огранкой, углы усекаются, основание имеет форму октагона (8-угольника);
  • радиант - основание выполнено в виде октагона, грани – в виде клиньев;
  • ашер - вариация изумрудной огранки, камень квадратной формы имеет большее число ступеней;
  • сердце - контур основания выполнен в виде сердца с клиньевыми гранями.

Смешанная . Соединение в камне плоских и вогнуто-выгнутых граней.

Триллиантовая или треугольная . Ограненный камень имеет форму треугольника, грани выполнены в виде клиньев.

Минерал прямоугольной формы гранится ступенчатой огранкой. Изготавливают трапециевидный и квадратный багет, очень редко - октагон.

Выбор способа

Огранка в форме кабошона применяется в большинстве случаев для непрозрачных или полупрозрачных минералов с ярко выраженной окраской поверхности. Данная обработка позволяет скрыть многочисленные дефекты самоцветов или посторонние включения, которые невозможно удалить.

Круглая бриллиантовая огранка применяется для ювелирных камней с сильной световой дисперсией: алмазов, изумрудов, рубинов и сапфиров. Для крупных драгоценных камней зачастую используют огранку в виде груши или овала. Бриллиантовая огранка «радиант» применяется для больших алмазов фантазийных цветов. «Триллиантовые» вставки делают, как дополнение к основному крупному камню, поэтому данным способом обрабатывают мелкие и средние самоцветы.

Особенности камней с разной огранкой

Камни, ограненные кабошоном, обладают способностью сосредотачивать в себе свет. Они часто используются для украшения предметов религиозного и мистического назначения.

Бриллиантовая огранка под силу только опытному ювелиру, поскольку все грани и ребра должны быть выполнены с точным соблюдением всех пропорций. В этом случае рассеивание световых лучей и сверкание будут максимальными.

Прозрачные драгоценные вставки с удлиненной формой часто приобретают «галстук-бабочку». Это оптический эффект потемнения в центре минерала перпендикулярно его удлиненной части. Подобное явление снижает стоимость ювелирных изделий. Кольцо с камнем, ограненным «грушей», «маркизом» или в форме овала, зрительно удлиняет пальцы, а серьги с такими вставками делают круглое лицо овальным.

Самоцвет после огранки «Принцесса» должен быть тщательно закреплен по углам, чтобы не допустить их сколов. Изумрудная обработка делает минерал «открытым», поэтому на нем даже невооруженным взглядом заметны дефекты цветности, трещины и сколы. Камни, имеющие форму багета, тоже требуют тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений и естественных недостатков.

Ступенчатую огранку используют для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней с неравномерной окраской. Гранильщик может подчеркнуть основной цвет или превратить самоцвет в «хамелеон», меняющий свою расцветку в зависимости от угла зрения и освещения.

Работа с алмазами

Перед началом работы по облагораживанию алмаза ювелир оценивает исходные параметры: размер, форму, чистоту, наличие трещин или помутнений. После этого принимается решение об использовании минерала. Можно сделать большой бриллиант невысокого качества или несколько мелких с идеальными характеристиками. К сожалению, приходится жертвовать одним из ювелирных параметров качества алмазов: весом, цветом, огранкой или чистотой.

Следующий этап - распиловка или раскалывание кристалла. Сейчас эта процедура выполняется с помощью лазера или специальной пилы с алмазным напылением. Если необходимо получить из заготовки два алмаза, проводят распиловку. Для большего количества камней основной минерал раскалывают по линиям кристаллической решетки. Если планируется получить бриллиант формы «октагон», у заготовки спиливают верхнюю часть. Возможен вариант раскола алмаза пополам.

На шлифовальном круге алмазу придают круглую, овальную или фантазийную («лодочка», октагон, квадрат) форму. На нем проявляется рундист - тонкий «поясок», отделяющий верхнюю часть камня от нижней. В зоне рундиста алмаз имеет наибольший диаметр. Затем в определенной последовательности наносят грани - фасеты, доводя их количество до классических 58. Если используются другие виды огранки, граней может быть больше.

Заключительный этап - полировка. Ее проводят в несколько стадий с помощью алмазного порошка. После этого уже готовый бриллиант вставляют в украшение и фиксируют.

Кристина Цурцумия

2015-09-21

Только высококлассные мастера могут разглядеть в мутном осколке минерала блистающий всеми гранями драгоценный или полудрагоценный камень. Всего существует 3 вида огранки (фацетная, круг и кабошон), которые насчитывают более 250 разновидностей. Выбор обработки зависит от множества факторов, например, вида и размера минерала, его твёрдости, чистоты, оптических свойств и, конечно же, мастерства огранщика.


Предлагаем вам погрузиться в мир сверкающих самоцветов и познакомиться с самыми распространёнными огранками ювелирных камней.

Кабошон

Один из самых древних видов обработки, при котором камню придаётся выпуклая форма без граней. Название произошло от французского «caboshe» - шляпка гвоздя. Обычно кабошон выбирают для огранки полупрозрачных или непрозрачных вставок, «звёздчатых» камней, а также минералов с эффектом «кошачьего глаза». Кабошон должен быть идеально гладким, поэтому чрезвычайно важно качество шлифовки и полировки камня.


Круг

Пожалуй, самая распространённая огранка ювелирных камней. Круглые вставки симметричны, хорошо поддаются полировке и отлично пропускают свет. Из всех разновидностей круглой огранки самая известная - «бриллиантовая» с 57 гранями. Именно она считается эталонной.


Овал

Вставка имеет форму овала с гранями в виде клиньев. Эта огранка считается разновидностью круглой, используется, как правило, для крупных камней. В отличие от круглой, которая была известна уже в конце XVII века, овальная огранка появилась сравнительно недавно, лишь в 1960-е годы.


Груша

Вопреки своему названию, эта огранка больше напоминает не грушу, а каплю с верхней гладкой площадкой, которая обеспечивает игру света, и боковыми гранями-клиньями. В форме груши обрабатываются как крупные, так и небольшие камни. Разновидностями классической грушевидной формы являются капля и бриолет.


Маркиз

При правильной огранке маркиз напоминает лодочку или зерно с заострёнными уголками. Обычно ширина камня примерно в два раза меньше его длины, что позволяет ювелирам закреплять маркизы не только в кольца, но и в серьги, подвески и браслеты. Разновидность этой огранки - форма челночок, которая имеет меньшее количество граней и более узкую верхнюю площадку.


Багет

Разновидность ступенчатой огранки, которая имеет прямоугольный контур. Багет - своего рода зеркало качества, отражающее как достоинства, так и недостатки камня. Так, во вставках этой формы даже невооружённым глазом заметны внутренние дефекты или плохая огранка. Поэтому при покупке украшений с багетами обращайте внимание на качество камня.


Квадрат

Квадрат - та же ступенчатая огранка, которая имеет равную длину и ширину. Камни этой формы могут быть как центральными, так и обрамляющими, складываться в линию (например, на браслете) или узор.


Октагон

Восьмигранная ступенчатая огранка. Самая известная разновидность октагона получила название изумрудной. Эта огранка предохраняет от повреждений и сколов даже самые хрупкие минералы, а также выигрышно представляет цвет камня и его чистоту.


Триллион

Одна из самых эффектных форм камней, представляет собой треугольник с клиньями. Преимущество триллиона в том, что форма и количество граней может меняться в зависимости от характеристик минерала, дизайна изделий и вкуса огранщика. Триллион впервые был изобретён в Амстердаме, но в настоящее время это одна из самых популярных в мире огранок для драгоценных и полудрагоценных камней.


Сердце

Считается одной из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, поэтому её часто применяют в эксклюзивных украшениях, созданных специально в подарок любимым. Приобретая украшения с камнями в виде сердца, обратите внимание на ровность контура вставки - красота сердца всецело зависит от мастерства огранщика.


Кушон

Иногда эту огранку ещё называют античной или антик. Как правило, кушон используется тогда, когда необходимо максимально сохранить первоначальный вес минерала. Так, большинству бриллиантов эпохи Барокко придавалась именно такая форма.


Пятигранник

Пятигранные камни полностью повторяют форму известной геометрической фигуры. Они смотрятся достаточно основательно, поэтому обычно вставляются в объёмные украшения, которые приобретаются не на один сезон, например, гарнитуры с полудрагоценными вставками.


Шестигранник

Грани отражаются друг в друге, благодаря чему камень напоминает одну из причудливых фигур калейдоскопа. Как правило, шестигранную форму придают крупным вставкам, которые становятся центральным элементом украшений.


Восьмигранник

Одна из фантазийных огранок. Восьмигранные камни повторяют форму геометрической фигуры и выглядят особенно впечатляюще. Огранка позволяет раскрыть цвет камня, поэтому такая форма обычно придаётся крупным вставкам или полихромным минералам, например, аметринам.

Великолепие и естественную красоту драгоценных камней человечество стало ценить еще в древние времена. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические упоминания в литературных источниках Индии, Ирана, Иудеи и Древнего Египта. Уже тогда они являлись олицетворением богатства, изысканности и роскоши. Но вот, что касается обработки самоцветов, придания им дополнительного блеска, прозрачности или игры света, то все это люди научились делать намного позже.

В те далекие времена, мастера могли только отполировать или отшлифовать природные грани минералов. А некоторые камни носили в необработанном виде. Они выглядели очень естественно и природно. Шлифовке подвергались самоцветы с высокой твердостью – алмазы, рубины, сапфиры и изумруды.

Несмотря на это, именно древнему миру мы обязаны таким видом огранки, как кабошон. Сегодня он считается самым простым из существующих, а тогда он был чуть ли не единственным. Название этой огранки происходит от французского слова «кабош». Переводится оно, как «башня». При таком способе обработки камня, ему придавалась выпуклая форма без каких-либо граней. Таким образом в Древнем Риме обрабатывали минералы с пониженной твердостью.

Уже в средние века, в Европе, ювелиры научились шлифовать драгоценные и поделочные камни, очищая их от внешних загрязнений и помутнений. Кристаллы отделяли от породы, очищали природный окатыш и деликатно подчеркивали их естественные грани. Подобная обработка очень походила на кабошон.

После этой ювелирной процедуры камни закрепляли на вещах при помощи филигранных или же глухих профилированных металлических оправ, которые иногда даже имели дополнительные лапки-зажимы. Сегодня огранки подобного плана используют для полупрозрачных или непрозрачных минералов, которые нередко могут иметь дефекты.

Древний Восток, в свою очередь, славился огромной любовью к украшениям изготовленным из бусин. Чтобы получить их, камни обрабатывали со всех сторон, отшлифовывая до идеальных шариков, в которых потом просверливали дырки и нанизывали на нити. Нередко мастера заполняли подобные бусины краской, чтобы самоцвет приобрел более насыщенную и глубокую окраску.

Известно, что гранить камни первыми научились индусы. Именно тут зародилась старинная алмазная огранка, поэтому ее нередко называют индийской. А вот в Европе огранять сложными гранями алмазы стали в середине пятнадцатого века. Первопроходцем был Лодевейк ван Беркем – голландец по происхождению, который впервые применил для данной процедуры алмазный порошок. Вскоре подобный метод обработки твердых самоцветов нашел широкое распространение.

До получения идеально ровной поверхности алмазы гранили в эпоху Возрождения. При этом пытались оставить самоцвет максимально открытым. Для этого минералы помещали в оправы, которые были идеально под них подогнаны. Ситуация поменялась только к середине семнадцатого века, когда человечество открыло для себя фацетную шлифовку и огранку, при которой минерал покрывают большим количеством плоских мелких граней.

Такая огранка сразу «убивает двух зайцев». Во-первых, после нее камень словно оживает, переливается, «играет», а его оттенок улучшается. Во-вторых, при данной обработке можно скрыть мелкие недостатки драгоценного камня, затушевать трещинки, при этом сохраняя размеры самого кристалла.

  • Изумрудная, бриллиантовая, ступенчатая – виды огранки, как они есть

Несмотря на то, что ювелирному искусству более четырех тысяч лет, общей классификации форм огранки не существует по сей день. Но условно ювелиры выделяют такие типы шлифовки и огранки: гладкую, смешанную и фасетную.

В свою очередь, первая делится на полукруглую-сводчатую и ровную-плоскую. Смешанная совмещает в себе несколько шлифовок, например, верхняя часть камня может быть обработана фасеточной, а нижняя гладкой. Для прозрачных драгоценных камней применяют непосредственно фасетную огранку. Она раскрывает самоцвет во всем его великолепии, дарит ему необыкновенную игру света и придает волшебный блеск. Все это благодаря множеству идеально отполированных мелких граней. В итоге получается, так называемый эффект дисперсии. При этом фасеточная огранка делится на ступенчатую и бриллиантовую.

  • Бриллиантовая огранка

Специально для алмазов была разработана бриллиантовая огранка. Только обработанный таким образом алмаз можно считать бриллиантом. Данная обработка насчитывает не меньше 24 фасет в нижней части минерала и 32 фасет в верхней части вокруг площадки. Если же бриллиантовой огранкой обрабатывается другой камень, то в его названии фигурирует обозначение его минералогической природы. Так, циркон будет именоваться циркониевым бриллиантом.

Классическая бриллиантовая огранка (скаполит)

Для мелких алмазов зачастую применяют огранку восьмеркой, когда и в нижней и в верхней частях одно количество фасет – восемь в одной и столько же в другой. Ее используют только тогда, когда полная огранка нерентабельна или же невозможна.

  • Огранка розой

Эту разновидность фасетной огранки используют не часто, так как она недостаточно раскрывает игру света. Применять ее в ювелирном искусстве стали еще в шестнадцатом веке. Она не имеет нижней части и площадки и делится на семь разновидностей, среди которых самыми известными являются — полуголландская роза, голландская роза, двойная голландская роза, антверпенская роза.

Корона камня строится из треугольных граней, расположенных симметрично. Их обычно двадцать четыре либо двенадцать. При этом основание минерала остается плоским, а сам камень приобретает округлую форму. Исключением из правил можно назвать такие огранки, как «антверпенская роза», «бриолетт» и «двойная голландская роза».

  • Ступенчатая огранка

Одним из самых простых видов фасеточной огранки является обработка лесенкой или так называемая ступенчатая. Ее используют для цветных прозрачных самоцветов. Фасеты тут располагаются один над другим, верхняя площадка имеет форму многоугольника, а боковые грани при этом выполняются в виде равнобедренных треугольников или трапеций. В верхней части фасет значительно меньше, чем в нижней. Такая огранка подчеркивает внутреннюю расцветку минерала.

  • Кабошон

Для гладкой шлифовки в основном применяют огранку кабошон. При ее использовании самоцвет приобретает выпуклую, гладкую и отполированную поверхность без каких-либо граней. Помимо это, так называют камни, которые обработаны таким образом. Слово происходит от французского «caboche» и переводится, как «голова». Все потому, что зачастую отшлифованный таким образом минерал имеет шаровидную или овальную форму, при этом он плоский с одной стороны.

Так обрабатывают камни, которые обладают интересным оптическим эффектом и хорошим цветом, но не имеют сильного блеска при огранке. Помимо этого кабошоном отшлифовывают полупрозрачные и мутные самоцветы.

Интересно, что именно в виде кабошонов многие минералы проявляют все свои достоинства и раскрываются с самой лучшей стороны. Яркими примерами являются такие камни, как благородный опал, «звёздчатый рубин», бирюза, хризоберилл («кошачий глаз»), волосатик, «звёздчатый сапфир», олигоклаз («лунный камень»). Из недорогих минералов, которые используют для вставок в ювелирные украшения и обрабатываются кабошоном: лазурит, «соколиный глаз», нефрит, «тигровый глаз», малахит, змеевик, агат.

Несмотря на то, что существует огромное множество форм кабошонов, в ювелирном искусстве чаще всего используют стандартные или общепринятые. Например, крест, кулон, сердечко, многоугольник, круг и овал. Бывают высокие и средние кабошоны, в зависимости от кривизны верха.

Выбирают определенную форму, руководствуясь практическими соображениями. Оценивают хрупкость минерала и его применение в ювелирных изделиях. Овальную используют для экземпляров, которые подвержены, в тонких участках, легкому скалыванию. Кругом гранят самоцветы, обладающие каким-либо эффектом – астеризмом или эффектом световой звезды. Так камень способен показать всю свою красоту. Самоцветы с богатой текстурой и природными узорами, целесообразно обрабатывать в виде таблицы, как, например, чароит.

Во многих случаях, на форму самого камня влияет его прямое использование в ювелирном украшении. Так, кругом и квадратом обрабатывают камни для мужских колец-печаток, а для нежных женских перстней – овалом. Для изготовления серег больше подходит челнок или удлиненный овал.

  • Другие виды огранки

Когда фасеты делятся на четыре клина, такую огранку именуют клиньевой. Это разновидность ступенчатой огранки. Цейлонской называют такую обработку, при которой максимально сохраняется масса минерала. В таком случае на него наносится большое количество мелких граней. Поэтому данная огранка всегда является симметричной.

Для изумрудов, как и для алмазов существует собственный вид обработки. Он носит имя минерала и является ответвлением ступенчатой огранки. После нее камни имеют восьмиугольную форму.

Простым видом ступенчатой огранки считается таблитчатая. Она сегодня активно применяется для создания мужских перстней-печаток. Чтобы увеличить площадку минерала, его верхняя часть делается плоской.

Огранка монгольского типа очень популярна на Востоке. Она заключается в том, что самоцвет по спайности кристалла имеет параллельные плоскости, между которыми делают один или несколько рядов фасет.

Формы, которые придаются при одном и том же типе огранки могут быть совершенно разнообразными. Самоцвет можно обработать в виде шара, конуса, овала, треугольника или шестиугольника. Некоторые камни смотрятся очень эффектно при шлифовке антик, когда прямоугольник или квадрат имеет пологовыпуклые стороны и закругленные углы. Существуют также такие формы, как трапеция, багет или вытянутый прямоугольник, каре или квадрат, грушевидная капля или груша, маркиза или челночок, маслина, бриолет, подвесок и французская огранка.

Как и ювелирное дело, искусство огранки постоянно развивается, а ювелиры – экспериментируют и пробуют что-то новое. Так, российские мастера, не так давно, явили миру совершенно новые виды огранки для топаза и кварца. Они не только ярко раскрывают положительные стороны камней, но и имеют очень эффектные названия – «рассвет», «снежинка» и «яркая звезда».

  • Как выбрать драгоценный камень на удачу: несколько советов по огранке

Перед покупкой драгоценного камня необходимо хорошо оценить его огранку, ведь именно она влияет на способ проявления энергии самоцвета. Напряженным астрологическим аспектам соответствуют ступенчатая, бриллиантовая и огранка восьмеркой, при которых грани минерала образуют углы в сорок пять и девяносто градусов.

Такие камни всегда будут ставить своего владельца перед нелегким выбором – работать над собой и получать дары судьбы или же прощать себе все слабости и пускать все на самотек, пожиная потом весь негатив своей безответственности.

Фантазийная огранка опала

Иногда минералы винят в их способности приносить несчастья, их даже называют проклятыми. Но, на самом деле, самоцветы не в чем винить, так как они являются прямым отражением поступков своих владельцев. Они лишь перерабатывают информацию и энергию, обращая ее либо в позитив, либо в негатив.

Поэтому не следует пускать все на самотек, быть безжалостным и эгоистичным. Необходимо делать жертвы во имя достижения цели, и если Вы готовы пойти на это, то камни в бриллиантовой огранке всегда помогут достичь успеха. В противном же случае, если Вы не хотите работать над собой, развиваться и получать пользу от своих поступков, то самоцветы будут приносить в Вашу жизнь лишь негатив.