Конспект занятия для детей 3 лет лягушка. Конспект занятия "Лягушка" план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Поющие лягушки»

Цель: с различными видами лягушек лягушками

Задачи:
- расширить знания детей о лягушках;
- развивать воображение, познавательный интерес, творческие способности детей;
- воспитывать чувство бережного отношения к животному миру.

Ход мероприятия

Учитель:
Тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица. (Лягушка)

Спасибо за внимание!

Чем полезна лягушка?

(Слайд 12) Лягушки приносят большую пользу сельскому хозяйству. Они уничтожают насекомых – вредителей растений. За сутки лягушка в среднем съедает 1-2 г пищи, жаба – до 8 г. Лягушки малочувствительны к ядам, поэтому не отказываются от ядовитых, имеющих неприятный запах, или ярко, точнее пугающе, окрашенных насекомых. Птицы не клюют таких насекомых, а лягушки их уничтожают. Птицы питаются только днем, а лягушки охотятся и днем, и ночью. Выходит, что растения находятся под охраной лягушек.

(Слайд 13) Лягушки полезны и тем, что уничтожают комаров, мух, слепней, оводов, которые летом досаждают людям и животным.

Большую пользу приносят озёрная и прудовая лягушки тем, что поедают хищных водяных жуков и их личинок. Эти жуки уничтожают мальков рыб. Выходит, что лягушки спасают мальков.

(Слайд 14) Лягушки полезны и в медицине. Оказывается, лягушки выделяют вещества, которыми можно лечить заболевания сердца, органов дыхания и кожи.

(Слайд 15) Обладают лягушки и бактерицидными свойствами: в деревнях издавна клали их в свежее молоко, чтобы оно дольше не скисало. Почему? Потому что кожа выделяет особое вещество, убивающее бактерии и грибы, в том числе и молочнокислые.

(Слайд 16) Лягушки часто применяются учеными как подопытные животные. Первая успешная операция по пересадке сердца была сделана лягушке 50 лет назад. Ученые ставят опыты на лягушках, на них учатся студенты. Выходит, люди сильно обязаны лягушке.

Оказывается, лягушек нужно охранять. Большую опасность для лягушек представляет разрушение их мест обитания и загрязнение. Некоторые виды лягушек занесены в «Красную книгу».

План

Цели: - изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки; - обратить внимание на внешний вид, строение лягушки;

Задачи:

    Научить поэтапному складыванию лягушки.

    Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги -оригами;

    Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

    Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

    Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

    Прививать художественный вкус.

    Развивать пространственное мышление, творческие и логические способности.

    Расширять кругозор учащихся.

Ход занятия:

    Opганизационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята.

– Сегодня у нас необычное занятие. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

– Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим

– Итак, начнем наше занятие.

«Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спеши м».

– Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию?

2. Введение в тему занятия.

Педагог: Чему посвящено сегодняшнее наше занятие вы узнаете отгадав загадку:

ЗАГАДКА ПРО ЛЯГУШКУ:

Из малька выходят лапки -
Длинноногие ребятки.
В луже прыгает квакушка –
Длинноногая… лягушка

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о лягушках.

3. Изучение нового с использованием презентации.

Педагог: А кто из вас видел лягушку?

Ребята, а вы знаете, что в природе существует более 3500 видов

лягушек, давайте рассмотрим лягушку и опишем её. К каким животным относятся лягушки? Что значит, земноводные животные, из каких 2 слов оно состоит? Какая у нее форма

тела? Голова? Ноги?

Дети: к земноводным…. живут на земле, на суше и в воде. Форма тела лягушки – овальная, кожа зеленая, скользкая, мокрая, гладкая. Голова: ноздри, рот – во рту длинный, липкий и широкий язык. Глаза большие, ноги – передние короткие, задние длинные.

Педагог: Дети скажите, а где живут лягушки?

Дети: На суше. В воде. В болоте.

Педаг: Скажите, пожалуйста как называется детеныш лягушки?

Дети: Головастик

Педагог: Совершенно верно. Посмотрите как много лягушат.

Педагог: Как вы думаете, а чем питаются лягушки?

Дети: Комарами.

Педагог: Правильно, и не только. Еще они питаются мухами и насекомыми.

Педагог: А теперь давайте посмотрим какие бывают лягушки: прудовая лягушка, стеклянная лягушка, леопардовая, оранжевая, синяя.

Древолазы

На фотографиях лягушки столь обворожительны: разноцветные, с симпатично выпученными глазами, что не верится в то, что чем ярче окраска, тем больше яда выделяется лягушачьей кожей!


Лягушка- песочные часы


Золотая лягушка из Панамы


Лягушка поросенок


Лягушка помидор


Жёлтая лягушка


Лягушка арлекин


Пурпурная лягушка

В наших краях можно встретить четыре вида лягушек: две - зелёные
Озёрная, эта самая крупная из наших лягушек. Сверху - зелёная, снизу - белая, в отличие от прудовой вся покрыта пятнами. Эта лягушка целыми днями сидит в воде или на берегу и при первой же опасности сразу прыгает в воду.


Прудовая, спинка у неё ярко-зелёная, с тёмными пятнами, вдоль спины светлая полоса, брюшко чисто белого цвета.


И две - бурые (коричневые).
Травяная, окраска травяной лягушки сверху коричневая, снизу белая, на спине и брюхе видны пятна, образующие мраморный рисунок, около глаза у лягушки тёмное пятно.


Ещё в наших краях живёт остромордая или болотная лягушка - спина светло-коричневого, оливкового цвета. От глаз и почти до плеч идет темная полоса, которая к концу сужается.


Есть у этой лягушки удивительная особенность: всю жизнь она проводит на суше, и там коричневый цвет её спинки делает лягушку незаметной для врагов. Но вот один раз в году только для откладывания икры весной идёт эта лягушка в водоём, где надевает необычный, яркий, серебристо-голубой наряд! Увидеть голубую лягушку очень интересно, но ловить её не стоит, потому что вне пруда она опять станет бурой.

Учитель: Знакомы ли вы с «родственниками» лягушки? Кто они?
Жабы



Квакши


Чесночницы

Многие виды лягушек имеют мешочки, соединенные с ротовой полостью - они называются резонаторами. Эти мешочки начинают наполняться воздухом и раздуваться, когда лягушка издает звуки. Именно эти мешочки и придают специфическую звуковую окраску кваканью и придают ему громкость.

У зелёных лягушек голоса нет, но двумя большими шарами надувает лягушка резонаторы и громко поёт свою песню. Если надуть щёки, а потом сжать их, то получится звук, напоминающий лягушачью песню. В песне озерной лягушки слышится раскатистый хохот, что и подсказало ее название –смеющаяся.

Голос у остромордой лягушки - громкое урчание и хрип: «тур-лур-лурр...».

Очень громко кричат украшенные лягушки, так как у них раздувается не только резонатор, но и все тело. Крик этих лягушек легко заглушает голоса людей.

В заболоченном лесу обитают лягушки, способные петь как птицы, точнее птицеголосые квакши. Весь день эти земноводные прячутся в деревьях, но с наступлением ночи выползают, чтобы исполнить свои лягушачьи песни. Считается, что самое красивое пение птицеголосых квакш можно услышать в Северной Америке

Голос японской лягушки - веслонога похож на пение соловья. Ну, может, и не соловья, но японцам нравится. Они держат такую певунью дома, как мы - канарейку.

Сильным голосом обладает лягушка-бык. Услышав пение лягушки - быка, можно запросто в панике пуститься наутёк, решив, что поблизости неведомый огромный зверь. Обычно, впервые услышав ее, отказываешься верить, что звук издает лягушка, а не какой-нибудь крупный зверь.

Самая громкая лягушка на свете - крошечная коки из Пуэрто-Рико; Самцы-коки собираются в глухих лесах - по одному на десять квадратных метров - и соревнуются между собой, кто издаст самый громкий клич. На расстоянии метра сила производимого кваканья доходит до девяноста пяти децибел - примерно столько же, сколько у отбойного молотка, и очень близко к болевому порогу человека.

Жаба Фаулера издает звук, напоминающий блеяние овцы, страдающей жесточайшей простудой.
Песни жаб Фаулера, живущих в США, слышны за несколько километров, ко всему еще они напоминают воинственные крики индейцев, что в свое время наводило ужас на завоевателей Америки.

Почувствовав опасность, испуганная дождевая лягушка принимает угрожающий, как ей кажется, вид – она раздувается, как воздушный шар и начинает пронзительно визжать. У человека, встретившего африканскую дождевую лягушку в такой момент, действительно есть шанс умереть… от смеха.

Крик тигровой лягушки напоминает треск разрываемой ткани.

Пятипалый свистун из Коста-Рики шипит, как змея.

Древесная квакша тявкает наподобие собачки.

Квакша свистящая резко свистит.

Крупная южноамериканская жаба ага хрипло лает, как надорвавшая голос собака.

Парадоксальная лягушка в Южной Америке хрюкает как свинья. Парадоксальная она потому, что ее головастики размером с три мамаши.

Буро-пятнистая болотница нежно мяукает, как ласковый котенок.

Суринамская пипа тикает, словно часы.

Листовая лягушка из Южной Америки лает, как собака. Эта амфибия ведет ночной образ жизни и предпочитает «лаять», сидя на деревьях, растущих в стоячей воде.

При первых струях дождя самцы древесной лягушки начинают активно вокализировать, издавая мелодичные звуки,
похожие на щебетание птиц.

Квакша - кузнец из Аргентины кричит, словно молотком по медному подносу бьёт.

Самая маленькая, размером с наперсток, квакша - самая красивая среди лягушек, (в некоторых странах ее содержат как домашнее животное) скрипит, будто кто ножом по фарфоровой тарелке скребёт.

Когда поет североамериканская лягушка-плотник, кажется, что стучат два плотника, забивающие гвозди вразнобой.

Все наши земноводные по-своему симпатичны и красивы. Человеку они приносят только пользу, уничтожая вредных насекомых. Присмотрись к ним, и ты поймёшь, до чего беззащитны перед человеком эти животные. Не причиняй им вреда!
А давайте мы с вами соберем лягушку

К какому виду она у нас относится? Какое имя мы ей дадим?

7. Итог занятия: (СЛАЙД 23)

Педагог: Время зря мы не теряли
Все заданья выполняли
Как вам это удалось?
Что же сделать вам пришлось? (Ответы детей.)

8. Рефлексия.

Педагог: А ТЕПЕРЬ Я ПРЕДЛАГАЮ ОЦЕНИТЬ ЗАНЯТИЕ, ПОДНЯТЬ

СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ: веселый смайлик – понравилось!!!

грустный смайлик - не понравилось

Ребята, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?

Педагог: На этом на этом наше занятие закончено всем спасибо!!!

Демонстрационный материал:

— игрушечный лягушонок небольшого размера;

— гимнастическая лавка;

— 5—6 обручей или вырезанных из линолеума или ковролина кругов того же размера, что и обручи;

— большой домик-теремок (тканевая палатка);

— длинный серый хвост (веревочка), игрушечные очки, заячья шапочка с длинными ушами, рыжий хвост, шапочка волка с треугольными ушами, шапочка медведя;

— таз с водой, полотенца (2—3 шт.).

Раздаточный материал:

— 3 миски для каждого ребенка: 2 пустые, 1 с бигудями и крышками от бутылок;

— картонные пазлы с крупными частями со сказочными сюжетами;

— пластилин, мешок с капсулами от киндер-сюрприза (желательно зеленого цвета), дощечки для лепки.

Организационный момент

Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, отметьте, какого цвета одежда на них.

Физкультминутка «Лягушки»

Выполните с детьми движения по ходу стихотворения.

Воспитатель

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем утирались.

Лапками шлепали,

Лапками хлопали.

Сюрпризный момент

В двух ладошках спрячьте игрушку лягушонка. Дети должны угадать, кто спрятан в руках. Предложите детям попробовать просунуть пальчик в кулачок. Если надо, проквакайте. Дети угадывают. Раскройте ладони и покажите детям лягушонка. Дети готовят ладошки, чтобы принять лягушонка. Он прыгает к первому ребенку на руку, и тот называет ему свое имя. Лягушонок перепрыгивает на руку к следующему малышу и узнает его имя и т.д.

Артикуляционная гимнастика

Развивает подвижность артикуляционной моторики.

Лягушонок говорит детям, что он умеет ловить мух и комаров. Для этого надо научиться очень хорошо открывать и закрывать рот. Дети тренируются. Лягушонку надо учиться вытягивать губы трубочкой, затем растягивать «рот до ушей» в улыбке и снова вытягивать трубочкой. И наконец, чтоб успеть поймать пролетающего мимо комара, надо уметь быстро высовывать тонкий язык и быстро убирать его обратно. Дети выполняют это упражнение.

Спортивные упражнения с лягушонком

Развивают основные движения.

Лягушонок просит наловить для него побольше комаров. Дети хлопают руками перед грудью, над головой, за спиной, под правым и левым коленом. Во время упражнений дети могут квакать, как лягушата.

Лягушонок учит детей подпрыгивать вверх на месте, прыгать с продвижением вперед, прыгать с лавки, перепрыгивать (переходить) с кочки на кочку (кочками будут обручи, разложенные на полу).

Дети сидят на корточках в кругах. Воспитатель называет любого ребенка по имени. Он подпрыгивает и говорит «ква», затем опять садится на свою кочку. Затем вызывается следующий ребенок и т.д.

Подвижная игра «Цапля и лягушата»

Способствует двигательной активности, снимает импульсивность, развивает игровые навыки и произвольность поведения.

Но вот пришла цапля (роль цапли исполняет воспитатель). Лягушата убегают от нее. Вы ходите за детьми, высоко поднимая колени и проговаривая слова стихотворения В. Орлова «Цапли».

Идет, идет охота,

Заквакало болото,

Лягушки удирают

Со всех зеленых лап!

Им вовсе неохота,

Им страшно неохота.

Чтоб цапли их зацапали

Цап, цап, цап!

Как только воспитатель скажет последнее слово, лягушки должны спрятаться — запрыгнуть на кочку (обруч) и присесть (притаиться). В одном обруче может спрятаться два ребенка.

Физкультминутка «Цапля»

Скажите, что цапле очень трудно стоять на одной ноге, и предложите детям попробовать стать цаплями.

Воспитатель

Очень трудно так стоять —

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Дидактическая игра «Мухи — комары»

Развивает мелкую моторику рук, внимание и умение сосредотачиваться.

Лягушонок рассказывает детям, что он наловил много комаров и мух (ставит перед каждым ребенком миску с бигудями и крышками от бутылок). Он просит детей сложить комариков (бигуди) в одну миску, а мух (крышки) — в другую.

Инсценировка сказки «Теремок»

Развивает эмоциональность, воспитывает интерес к сказке, учит понимать содержание произведения, развивает творческие и театральные способности.

Лягушонок напоминает детям сказку «Теремок». Затем распределяет между детьми роли. Мышонку прикрепляет длинный серый хвост (веревочку), лягушке надевает игрушечные очки, зайчику надевает шапочку с длинными ушами, лисе — красивый пушистый хвост, волку — шапочку волка с треугольными ушами, медведю — шапочку медведя.

Когда все готовы, воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети играют каждый свою роль (конечно, с помощью воспитателя) и говорят свои слова. По ходу сказки они прячутся в домик.

Инсценировку можно повторить еще раз, особенно если есть дети, которые не участвовали в театральной игре. Если, например, останется два ребенка без роли — их можно сделать комаром-пискуном и мухой-горюхой.

Пазлы «Сказки»

Задание учит составлять целую сюжетную картинку из фрагментов, развивает внимание, образное мышление и усидчивость.

Лягушонок раздает детям картонные пазлы и просит каждого собрать какую-то сказку.

Лепка из пластилина «Лягушонок»

Задание учит превращать капсулу киндер-сюрприза при помощи пластилина в лягушонка.

Дети опускают руку в таз с водой, в котором плавают головастики (капсулы от киндер-сюрпризов). Малыши вылавливают себе по одному «головастику», обтирают его полотенцем. Лягушонок просит превратить этих «головастиков» в лягушат. Для этого дети прикрепляют сверху капсулы глаза, пониже длинный рот, по бокам и снизу — лапы.

Во время работы можно рассказать детям стихотворение А. Барто «Лягушата».

Воспитатель

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат —

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8».

Интегрированное занятие в подготовительной группе №7 по теме: «Какие бывают лягушки?»

г. Череповец, 2016 г.

Цель: формирование представлений о лягушках, способах их маскировки и питания.

Задачи:

  • Познакомить детей с разными видами лягушек.
  • Расширить и уточнить знания детей о питании и маскировке лягушек.
  • Упражнять детей в исследовательской деятельности.
  • Развивать произвольное внимание, диалогическую речь.
  • Развивать наблюдательность у детей, их умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.
  • Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
  • Воспитывать усидчивость, способность работать в командах, коллективе. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
  • Воспитывать у детей любознательность, интерес и гуманное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей : познание (развитие продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Предварительная работа : Беседы о жителях водоёмов, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций с изображением лягушек, энциклопедий, подвижные игры, слушание песен и т.д.

Оборудование : мини - музей лягушек, презентация, различные предметы, снабжённые присосками, бумага разного цвета, алгоритм выполнения оригами, фломастеры, разные виды лягушек, коробка, картинки для рефлексии, картинный материал, схемы.

Ход образовательной деятельности :

В.: Дети, посмотрите, что это у меня? (дети подходят к макету водоёма). Да, это водоём. Кто может здесь жить? (рыбы, головастики, жучки-плавунцы, водомерки и т.д.).

В.: Дети, а вот Артём назвал лягушек. Вы согласны?

Слайд -картинка лягушки

В.: Дети, давайте рассмотрим лягушку. Назовите части тела, какие вы знаете. (голова, туловище, 4 лапки с перепонками, большие, выпуклые глаза, большой рот, длинный язык, влажная, блестящая кожа). схема

В.: Где можно встретить лягушек летом? (во многих местах, потому что они бывают разные). Где они могут жить? (в болоте, в озере, в реке, в траве).

В.: Правильно. Отсюда и произошли их названия. В болоте живёт какая лягушка? (болотная) А в озере какая (озёрная). В траве? (травяная). В реке? (речная). А какого цвета бывают лягушки? (Зелёного…).

В.: Как вы думаете, от чего зависит тот или иной цвет лягушки? (От цвета окружающей среды.) Правильно, если лягушка живёт в траве, на земле, то у неё какая будет окраска? (бурая под цвет земли). А в воде? (зелёная под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений).

Показ слайда.

В. : Дети, а кто скажет почему лягушки такого цвета? Хорошо ли заметна лягушка среди травы? Почему? (Это - маскировка. Каждое животное приспосабливается к той среде, в которой он живёт).

Окраска для чего им нужна? (Скрываться от врагов).

А от кого они прячутся? Добычей кого лягушки являются? (аист, цапля, журавли, крупные рыбы и т.д.).

Показ слайда

В.: Дети, а лягушка хищник или нет? (да). Почему вы так решили?

А чем питаются лягушки? (мухами, гусеницами, паучками, бабочками, личинками комаров и т.д.)

Показ слайда

В.: Дети, каким способом лягушка добывает себе пищу? (Когда мимо неё пролетает какое-нибудь насекомое, лягушка моментально выбрасывает свой длинный и липкий язык и, поймав добычу, быстро её проглатывает).

В.: Дети, давайте вспомним, у нас в России обитают какие лягушки? (Болотная, озёрная, речная, квакша, жаба).

А чем жаба отличается от простой лягушки? (Она больше по размеру, кожа у неё бугорчатая).

Показ слайда (жаба)

В.: Дети, а кто знает, чем квакша отличается от обычной лягушки?

Показ слайда (квакша)

Её ещё называют древесной лягушкой. Давайте поразмышляем, откуда взялись у неё такие названия. Как по-вашему, почему её прозвали квакшей?

Д.: Потому что квакает.

В.: А за что получила она название «древесная лягушка», как вы думаете?

Д.: Живёт на деревьях.

В.: Сейчас нам о квакше расскажет Юра С., а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «Чем отличаются квакши от других лягушек?».

Сообщение ребёнка . Квакша или древесная лягушка живёт и охотится на деревьях. Глаза у квакши очень большие, с золотым ободком. Язык у квакши липкий. Поэтому, когда она видит добычу, то выталкивает изо рта свой язык и добыча прилипает к нему. Если добыча большая, квакши помогают себе передними лапками заталкивать её в рот. При этом они смешно хлопают глазами. Квакш можно назвать чистюлями. Перед охотой, вечером, если есть рядом вода. Квакша обязательно искупается. Каждые две недели квакши линяют - стягивают с себя старую кожу, а под ней уже свеженькая, новая кожица. А старый наряд- старую кожу квакши съедают.

Очень интересные у квакш ножки. Каждый палец заканчивается как бы подушечкой. Квакши умеют выгибать эти подушечки или делать плоскими. А ещё умеют надавить на подушечку так, что выделится на подушечку клейкая жидкость.

В результате получается, что лапки у квакши действуют как присоски. Такую же клейкую жидкость квакши умеют выпускать на брюшке. Благодаря этому, лазая и прыгая во время охоты по листьям и веткам, квакши прекрасно держатся, никогда не срываясь вниз.

В.: Дети, чем отличаются квакши от других лягушек? (есть присоски). Для чего квакшам нужны присоски на лапках (присоски позволяют затаиться. чтобы проще добыть себе пищу).

Дети, а вы хотите понять, как квакша с помощью присосок великолепно держится на деревьях?

У вас на столах лежат брелки, игрушки, мыльницы и другие предметы с присосками. Попробуйте воспользоваться присосками на них, чтобы это понять.

Исследовательская деятельность детей.

Дети прикрепляют к поверхности стола предметы с присосками, затем отсоединяют присоски, выясняя принцип присосок.

В.: А хотите ли вы узнать, как маскировка помогает другим лягушкам добывать себе пищу? (да).

В.: Дети, а вы эту лягушку знаете? (нет)

Показ слайда (золотая мантелла)

Где она обитает? У нас обитает или нет? (нет) Докажите.

Давайте опишем её по внешнему виду (по схеме- два глаза, язык, овальная форма тела, тупая мордочка, оранжевый цвет).

Как вы думаете, эта лягушка обитает в жарких странах или в холодных?

Докажите. (В жарких странах. Оранжевый цвет - цвет теплоты).

В.: Дети, а давайте посмотрим на глобусе место обитания золотой мантеллы.

(Дети с воспитателем находят остров Мадагаскар).

В.: Дети, как вы думаете, какие там растут растения?

(Мандариновые и апельсиновые деревья).

Золотая мантелла своим окрасом на какой фрукт похожа? (мандарин, апельсин). Для чего природа мантеллу наградила таким цветом? (для маскировки, чтобы проще было добывать себе пищу).

В.: Дети, эта лягушка всем кажется ядовитой, поэтому хищники держатся как от неё? (подальше). Но на самом деле опасности от неё нет. Золотая мантелла разгуливает целый день ничего не опасаясь. Чем она питается? (насекомыми, фруктовыми мошками, термитами, которые поедают деревья). Ещё она может быть красного или жёлтого цвета. А по размеру она совсем маленькая - всего от 2 до 3 см. (показ предмета )

В.: У меня в коробочке лежат лягушки. Оля, подойти, пожалуйста, найди золотую мантеллу и посели в нашем мини-музее. Спасибо.

Работа в группах (таблички на столах).

В.: А хотите ли вы узнать, каких лягушек мы сегодня ещё поселим в наш мини-музей?

В.: Дети, сейчас мы разделимся на три команды. Вы должны сами определиться, с кем вы будете работать. Первая команда подойдите, пожалуйста, к столу с табличкой №1, вторая -№2, третья -№3.

Послушайте внимательно задание: каждой команде нужно рассказать по алгоритму о лягушке, картинка которой у вас на столе (рогатая лягушка, желто-чёрный древолаз, летающая лягушка):

    Внешний вид

    Где обитает

    Чем питается

    Польза для людей

А также ваш рассказ нужно зарисовать на чистых листах. Приступаем к работе.

Проверка.

В.: Вы уже справились. Присаживайтесь, пожалуйста,на стульчики. Из первой команды нам сей час расскажет о лягушке Егор, а другие дети внимательно слушайте, как они справились с заданием. (Ребёнок выходит к мольберту).

Рассказ ребёнка о рогатой лягушке.

Показ слайда.. Обобщение воспитателя (добавить к общей схеме рога).

Рогатая лягушка очень необычная! Над глазами у неё находятся заострённые выступы, напоминающие рога, а когда они «поют», то это напоминает мычание коров. Эта лягушка мало двигается, но много ест. Поэтому она такая вялая и толстая. На закуску ей достаточно несколько насекомых, но если она голодна, то может полакомиться и другими лягушками, и мышками, и ящерицами..(размер: от 10 до 20 см, Ю. Америка) .(сравнение)

В.: Дети, давайте и эту лягушку поселим в нашем мини-музее.

В.: Теперь нам расскажет о своей лягушке вторая команда.(летающая лягушка).

(добавить к общей схеме крылья).

Летающая лягушка очень ловко прыгает с одной ветки на ветку, взмывает в небо как птица благодаря огромным парусообразным перепонкам на задних и передних лапках. Дети, представьте себе, что эта лягушка может прыгнуть с высоты равной трёхэтажному дому. Самка прикрепляет икру на растения, нависающие над водоёмом. А когда головастики вылупляются, они летят прямо в воду. Вот это прыжок! (размер от 3 до 4 см, Азия) .(сравнение)

(поселить в мини-музее).

В.: А теперь - третья команда (жёлто-чёрный древолаз).

Показ слайда. Обобщение воспитателя .

Жёлто - чёрный древолаз из Бразилии (размер от 3 до 4 см).

Почему её так назвали?

Во время его любимого сезона дождей древолаз постоянно ищет еду и поёт во весь голос как птица. Когда засуха, то он дремлет где-нибудь под деревьями. Окраска яркая, но к нему лучше не прикасаться. Его блестящая и скользкая кожа выделяет яд, производимый муравьями, которыми лакомится древолаз

(поселить в мини - музее).

В.: Спасибо, все команды справились с заданием и какой мы можем сделать вывод про лягушек? (В мире существует много разных лягушек, отличаются друг от друга в зависимости от того, где живут).

Дети, а лягушка - это хищник или добыча? (И хищник и добыча).

Дети, а лягушки приносят пользу для человека или нет? (Уничтожают в больших количествах вредителей леса, садов, огородов: комаров, гусениц, слизней, улиток и других вредителей).

В.: Как нужно обращаться с лягушками? (Лягушка такая же как и человек. Она, как и мы чувствует боль. Она, как и мы может пораниться, она растёт, живёт, стареет и умирает, как человек. Поэтому к ним нужно относиться очень бережно. Нельзя их мучить. Существуют легенды, по которым лягушек обвиняют в появлении бородавок и в отсутствии дождя. На самом деле - слизь на коже этих животных совершенно безвредна).

В.: Молодцы, а сейчас, ребята, давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали,

Ножками топали,

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкультпривет!

В,: Дети, посмотрите, сколько прибавилось лягушек сегодня в нашем мини-музее. А как вы думаете, можно ли игрушками из мини-музея играть? А вы хотите поиграть? Что мы можем сделать для этого? (Сделать лягушку самим)

Конструирование из бумаги (оригами).

А сейчас присаживайтесь за столы. Для того, чтобы всё у нас получилось замечательно, немножко потренируем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки.

Только брызги вверх летят.

Практическая работа.

В.: Вы можете выбрать любой цвет бумаги. Пользуйтесь схемой.

Самостоятельная работа детей.

Итог занятия .

В.: Дети, какие замечательные лягушки у вас получились. И все такие разные! А сейчас оставьте свои поделки на столах и выходите ко мне, пожалуйста.

В.: Дети, что сегодня вам понравилось на занятии? Может, вы что-то нового и интересного узнали? Оля, чтобы ты рассказала дома нового о лягушках?

А мне сегодня очень понравилось, как вы работали в командах.

В.: Ребята, как вы думаете, а у нас в Вологодской области много лягушек? На следующем занятии мы с вами узнаем, какие виды лягушек обитают в наших краях.

Вам дома я предлагаю вместе с родителями нарисовать рисунок - что бы вы сделали для лягушек Вологодской области, нашего города Череповца.

Дети, я ходила в библиотеку и нашла очень интересную книгу (показ), я её предлагаю нам вместе прочитать и узнать ещё много нового о лягушках.

Рефлексия.

У меня на тарелочках лягушки.. Кто на занятии узнал много нового и интересного и кому было всё понятно - возьмите большую лягушку.. А кому было интересно, но хотел бы ещё больше узнать про лягушек - маленького лягушонка.

Тема занятия: «Изготовление поделки «Лягушка» в технике оригами».

Тип занятия: Овладение новыми знаниями.

Цель: Организация досуговой деятельности. Развитие и коррекция познавательной деятельности детей. Воспитание интереса к бумажному творчеству.

Расширение коммуникативных способностей.

Задачи:

Развивающие: Совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивать глазомер, концентрацию внимания, пространственное воображение. В ходе игры упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества: ловкость, быстроту.

Обучающие: Учить детей складывать игрушки по типу оригами. Закрепить знания детьми основных геометрических понятий (угол, сторона, квадрат, треугольник). Формировать представления о лягушках.

Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей интерес к природе, доброжелательное и бережное отношение к живым организмам.

Учить соревноваться.

Форма занятия: Аудиторная.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

Дидактические средства: Сказка «Лягушка» по книге В. Зотова «Лесная мозаика» в грамзаписи. Слайды с изображением лягушки.

Образец поделки. Пооперационные карты (схема сборки). Квадраты из цветной бумаги. Игровое поле. Шапочки-маски лягушек и цапли.

Магнитофон, компьютер, диск с фоновой музыкой.

Использованная литература: Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: «Айрис Пресс», 1997.

Ступак Е. Оригами. Игры и конкурсы.- М.: «Айрис Пресс»,2008.

Л. П. Фатеева. 300 подвижных игр для младших школьников.- Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.

Детский экологический журнал «Свирель», статья «Царевна-лягушка». - №6 1999г., стр.8.

Материалы интернет сайтов.

Этапы занятия.

Организационный этап. (5 мин.)

Цели и задачи этапа: настрой детей на занятие, создание психологического настроя на учебную деятельность и активация внимания.

Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки, сделайте «магический круг» и повторяйте за мной:

«Я тебя люблю. Как хорошо, что ты пришел.

Я верю в тебя.

У тебя все получится.

У меня все получится

У нас все получится

У нас всегда-всегда все будет получаться

Надо только немного постараться».

А теперь все похлопали и улыбнулись. Молодцы.

(Дети садятся за столы).

Ребята, отгадайте загадку.

Скачет зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Демонстрация слайда с изображением лягушки).

А вы хотите послушать сказку о лягушке?

Изучение нового материала (20 мин.)

(теоретическая часть занятия).

Цели и задачи этапа: Познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру, многообразие земноводных). Развивать мышление, наблюдательность, память. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Основные методы стимулирования учебной активности учащихся : Беседа с применением средств наглядности, игровое задание, подвижная игра.

Основной критерий определения уровня внимания и интереса учащихся к изучаемому материалу : комментарии детей, высказывания.

(Прослушивание сказки В. Зотова в грамзаписи).

Беседа по содержанию сказки.

Вопросы к детям:

Где спят лягушки всю зиму?

Что делают лягушки весной?

Кто выводится из икры лягушки?

Когда можно услышать первое пение лягушек?

Физкультминутка «Лягушки».

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

(Дети повторяют движения).

Продолжение беседы.

Ребята, а чем питаются лягушки?

Забавно лягушка охотится. И главное оружие – собственный язык. Во рту он сложен вдвое, как перочинный ножик. Промелькнет комар. И тут вылетает изо рта на несколько сантиметров липкий язычок. Шлеп – и муха во рту, шлеп – и прилипли к язычку сразу три комарика.

Пора и нашей лягушке подкрепиться. Помогите лягушке найти дорогу к мухе.

Лабиринт «Какая дорожка приведет к мухе».

Лягушки поедают большое количество насекомых – вредителей, поэтому лягушки очень полезные животные. Их нужно охранять. Многие виды лягушек уже попали в Красную книгу.

Да, но не так все безоблачно в жизни лягушек. Кого им надо опасаться?

(Аиста и цаплю).

Да, лягушками питаются аисты и цапли. Они имеют длинные ноги с широко расставленными пальцами, что позволяет им ходить по мелководью в поисках пищи. Эти птицы ловят лягушек, резко выхватывая их из воды острым клювом.

Кто из вас желает побывать в роли цапли?

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Нашей лягушке очень хотелось иметь настоящих друзей и очень необычных. Как вы думаете, ребята, существуют необычные лягушки?

В природе существует много разных видов лягушек.

- Лягушки – древолазы. (Демонстрация слайда).

Обитают они в дождливых тропических лесах Южной и Центральной Америки, Бразилии, Колумбии. Большую часть жизни проводят кН деревьях. Эти лягушки очень ядовиты. Самый смертельный яд именно у них. Вот поэтому этих лягушек никто не рискует трогать, кроме индейцев, которые смазывают лягушечьим ядом охотничьи стрелы.

А вот еще одна необычная лягушка. (Демонстрация слайда).

- Лягушка – помидор , или томатная лягушка. Обитает эта лягушка на Мадагаскаре. Испуганные лягушки могут надуваться и своим угрожающим видом отогнать врага.

Лягушки редко встречаются в пустынях, так как их жизнь тесно связана с водой.

- Священная лягушка или жаба Беннета. (Демонстрация слайда).

Хорошо приспособилась к обитанию в жарких засушливых местах Австралии, Тасмании, Новой Гвинее. Чтобы не высохнуть под палящими лучами солнца, большую часть жизни они проводят в подземных норах, в сухой сезон впадают в спячку.

На поверхность священные лягушки появляются только после сильных дождей, чтобы успеть за короткое время отложить икру.

Еще лучше приспособилась к жизни в пустыне Австралийская пустынная жаба. (Демонстрация слайда).

В период дождей она запасает в своем теле так много воды, что становится похожей на теннисный мяч.

С наступлением засухи она зарывается в песок. Так она дожидается дождя, с первыми каплями которого выбирается на поверхность, откладывает икру и запасается водой.

Да, много родственников у нашей лягушки, а вот настоящих друзей нет. Давайте поможем лягушке и сделаем ей друзей из бумаги.

Физкультминутка с включением пальчиковой гимнастики.

«Вот помощники мои». «В гости».

Дети стоят около своих стульев и, вместе с педагогом, проговаривают текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук.

Закрепление нового материала (15 мин.)

(практическая часть занятия).

Цели и задачи этапа: Продолжать учить детей читать и анализировать схемы, самостоятельно или с помощью педагога. Научить учащихся складывать по данной схеме. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.

Основные методы: Анализ схемы складывания, вопросы к детям, просьба прокомментировать свои практические действия.

Показ способов выполнения работы.

Педагог предлагает детям выбрать листы цветной бумаги.

Демонстрирует пооперационную карту и разбирает с детьми поэтапное складывание лягушки.

Дети приступают к работе, опираясь на схему складывания и наглядный показ педагога.

(Звучит фоновая музыка).

Оценка работы.

Анализируя работы детей, педагог обращает внимание на аккуратность в изготовление поделки.

Типичные ошибки и трудности детей при выполнении практической части: Не все дети умеют правильно формировать линию сгиба, точно соединить два противоположных уголка квадрата. Дети испытывают трудности в словесном описании своих действий.

Методы их преодоления: Просьба к детям проговаривать свои действия, наводящие вопросы: Где угол квадрата? Где нижняя сторона? (верхняя, левая, правая). Где диагональ? и т.д., индивидуальная помощь.

Педагог предлагает детям поиграть с лягушками, устроить для них соревнования.

Проводятся игры «Прыжки в длину», «Прыжки в высоту».

По окончании каждой игры определяется победитель. (Победителем считается тот, чья лягушка прискакала дальше всех и преодолела наибольшее количество препятствий).

Задание на дом. (5 мин.)

Цели и задачи этапа: Поддержка интереса к занятиям оригами, закрепление практических действий, развитие памяти, мелкой моторики, фантазии, коммуникативных способностей.

Педагог предлагает детям самостоятельно или с помощью схемы сложить лягушку, научить складывать поделку своих друзей и родных, показать, как можно с ней играть, придумать новые игры.

Методическая разработка
игрового занятия. Тема: «Лягушка-квакушка».
Цели и задачи занятия: познакомить учащихся с классом земноводных, разнообразием их размеров и окраски, их значением для природы и человека; формировать умение выделять существенные и отличительные признаки животных разных групп; воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным;
закрепить навыки искусства оригами;
развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, развитие логического мышления, воспитывает умение работать в группе.

Знакомство с земноводными.
В: Сегодня на занятии мы с вами поговорим о земноводных.
Слайд 1
Как вы думаете, кто такие земноводные?
Слайд 2
В: Это животные, которые обитают и в воде и на земле.
Рассмотрите их, но в начале угадайте, кто же из животных относятся к земноводным.
Загадка:
В лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдёте:
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные…(лягушки).
В: К земноводным также относятся тритон и саламандра.
Игра «Лягушачье царство».
Ребятам на фланелеграфе с пейзажем болота предлагается разместить земноводных. На 10-15 сек фланелеграф закрывается и идет изменение картинки (убираются или добавляются животные, изменяется их положение)
Дети должны определить, что изменилось в лягушачьем царстве.
В: Послушайте загадки, попробуйте их отгадать.(Загадывает 2 загадки о лягушках).
Слайд 3
В: Ребята, а что вы знаете о лягушках?
Слайд 4
(Выходят 5 ребят и рассказывают о них).
1 ребёнок: Кожа лягушек гладкая и скользкая и прикреплена к телу только в нескольких местах, то есть лягушка как бы одета в свободный халат. Четыре раза в год лягушки переодеваются – меняют кожу и всякий раз съедают поношенное платье.
2 ребёнок: Лягушки изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами, насекомыми, причём в огромном количестве.
3 ребёнок: Детёныш лягушки называется лягушонком. Свою жизнь он начинает в воде. Сначала из икринок, отложенных в воду, развивается головастик, который становится затем лягушкой.
4 ребёнок: В жаркие сухие дни лягушка сидит, забившись в укрытие. Дело в том, что лягушки дышат и лёгкими, и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет.
5 ребёнок: У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое. Она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.
В: По окраске лягушки бывают разные: зелёные, бурые, краснобрюхие, белые и др. Лягушки есть в Азии, и в Африке, и в Америке. В Южной Америке бывают лягушки размером с арбуз. Есть лягушки массой более 3 кг. Самая маленькая лягушечка- кокоа умещается на ногте большого пальца. Несмотря на свой маленький размер, она обладает самым сильным ядом в мире животных.
Слайд 5
Физкультминутка: Лягушачий вальс.
Дети встают парами лицом друг к другу и поют:
Раз, два, три (встают на носочки и квакают) «Ква! Ква! Ква!» – 3 раза
Раз.два, три покружились, (хлопнули в ладоши и квакают)
«Ква! Ква! Ква!» -6 раз
В: Лягушки помогали человеку сделать много верных открытий – их использовали в опытах по биологии, химии, физике. Лягушке поставлено 2 памятника: первый – в г. Сорбонне, а второй в г. Токио, в Японии. Студенты этой страны для своих экспериментов использовали 100000 лягушек.

Чтение рассказа В.Бианки «Голубые лягушки»
В: Как в тексте объясняется лягушачий цвет? Почему голубую лягушку называют турлушкой?
В: Слово «лягушка» родственно слову «лягаться». Так назвали лягушку за её прыжки.
Слайд 6
В: Речь в этом стихотворении идёт не совсем о лягушке, точнее о жабе. Ребята, а кто знает, как отличить жабу от лягушки?
В: Лягушки прыгают, а жабы медленно ходят. У лягушки голова приподнята вверх. Так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле. У лягушки спинка гладкая, а у жабы – шероховатая.
(Выходят 3 ребёнка и рассказывают о жабе).
1 ребёнок: Жабы – животные ночные, днём они отдыхают, спрятавшись под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся.
2 ребёнок: Если в вашем огороде поселилась жаба, она проживёт здесь всю жизнь и уничтожит много вредных насекомых.
3 ребенок: Живёт жаба 40 лет, но ей редко удаётся прожить столько: слишком много врагов у жабы – хищные птицы, ежи, ужи. Как защищается она от своих врагов? На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов. Ядовитые железы начинают действовать только тогда, когда жабу схватят, сделают ей больно. Для человека этот яд безвреден. Но всё же не стоит брать в руки жаб.
Оригами. Изготовление прыгающей лягушки.

Исполнение песни «Заквадычные подружки» группой ребят.
Жили в дружбе, жили в мире,В ква-квадратной ква-квартиреДве лягушки-попрыгушки,Заквадычные подружки.И сидели день за днёмЗа обеденным столом.
А обед был очень вкусный -Щи из квашеной квапусты,Маквароны и квартошка,И ещё кватлет немножко.А на третье каждый разКва-квампот и ква-кваквас.
Друг за дружкой из буфетаИсчезали ква-кванфеты,Раздувались, как подушки,Заквадычные подружки.Потому, что аппетитНикому не повредит.Потому, что аппетитНикому не повредит.
Итог занятия.


Приложенные файлы