Бортовые камни бетонные размеры. Рядовой бордюрный камень имеет прямоугольную форму со скосом на одной стороне

Камни бортовые или камни бордюрные БВ въездные бетонные – это строительные изделия, которые применяются в дорожном строительстве для обустройства дорог с целью отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта и т.д. Как следует из названия, въездные бортовые камни БВ используются на участках, где организован въезд автотранспортных средств на тротуар.


Высокая прочность бетонных бортовых камней БВ позволяет препятствовать смещению грунта, укрепить дорожное полотно и тротуарную плитку, не позволяя ей расползаться. Бортовые камни БВ могут выдерживать любые механические нагрузки, в том числе столкновение с транспортными средствами, с легкостью переносят воздействие различных климатических условий и не разрушаются под воздействием химических соединений. Применение бордюров благоприятно сказывается на эксплуатационном сроке дорожных и тротуарных покрытий.


Еще одним немаловажным преимуществом применения бетонных бортовых камней БВ в качестве бордюров является легкость ремонта: в случае повреждения бортового камня капитальный ремонт не требуется, достаточно заменить поврежденный элемент на новый.


Камни бортовые бетонные БВ изготавливаются из бетона, но возможно изготовление бордюров из изверженных, осадочных и литых горных пород. Однако при схожих характеристиках прочности низкая трудоемкость и дешевизна бетонных изделий и изделий позволяет облегчить и ускорить дорожное строительство, что благоприятно сказывается на экономике не только отдельно взятой отрасли, но и всей страны в целом.


Камень бортовой БВ, как и рядовой бордюр, представляет собой прямоугольную плиту, но имеет больший скос-уклон, который необходим для обеспечения беспрепятственного въезда транспортных средств на тротуар. Бортовые въездные камни изготавливаются исключительно из бетона, без армирования.


Камни бортовые БВ устанавливаются непосредственно в грунт или на бетонное снование до начала устройства дорожного покрытия. Подготовленную заранее траншею трамбуют щебнем, песком или заливают монолитным бетоном. Ширина траншеи при этом должна быть чуть больше ширины укладываемых в нее бордюров. Бортовые камни устанавливаются таким образом, чтобы заглубленная часть бордюра по высоте была равна надземной ее части. В зазоры, оставшиеся с каждой стороны из-за большей ширины траншеи, заливают укрепляющий раствор, состоящий из песка, цемента и воды.


Железобетонные бортовые въездные камни БВ изготавливаются в соответствии с ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» из мелкозернистого бетона класса В30 по прочности на сжатие. Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства: при расчетной температуре от -5°С и выше класс бетона по морозостойкости принимается F100, при температуре в пределах от -5°С до -15°С включительно – F150, от -15°С до -45°С – F200, при температуре ниже -45°С – F300. Водопоглощение бетона бортовых камней БВ не должно превышать 6% от массы для камней.


Современное ландшафтное благоустройство может включать в себя самые разные элементы. Например, очень эффективны бетонные бортовые камни по ГоСТу 6665 91.

Предназначены они для следующего:

  • разделения проезжих частей дорог и улиц от площадок, тротуаров, остановок общественного городского транспорта;
  • обособления трамвайных путей;
  • для отделения различных территорий, площадей, тротуаров и пешеходных дорожек от газонов.

Особенности изготовления и укладки

  1. Инструкция подчеркивает, что применение таких элементов позволяет укрепить откосы и обочины дорог, а также исключить их размывание грунтовыми, дождевыми и талыми водами.
  2. Бетонный бортовой камень способен исполнять не только важные практические задачи. Он может нести и декоративные функции. Например, если скомбинировать камни, имеющие разный цвет окраски, то это даст возможность украсить транспортные артерии города.

Производство изделий

Изготавливаются дорожные бордюры из различных камневидных материалов, наиболее распространены:

  • бетон;
  • железобетон;
  • природный камень;
  • гранит.

Обратите внимание!
Важно, чтобы материал изделий был достаточно прочным и массивным.
Так, для отделения дорожного полотна, оптимально использовать бортовые бетонные камни марки 400.
В этом случае бордюр будет долговечным, надежным, устойчивым к механическим воздействиям и экстремальным погодным условиям.

Бортовые железобетонные камни могут производиться двумя методами.

  1. На данный момент популярны изделия, произведенные при помощи технологии полусухого вибропрессования . Подобные конструкции более всего подходят к условиям города. Они обладают высоким уровнем надежности, плотности и прочности. Помимо этого, цена их невысока, если сравнивать с гранитными аналогами.
  2. Метод опалубочного бетонного литья менее надежен . Технология эта более старая и качество бордюров, получаемых с ее помощью, оставляет желать лучшего. Спустя 3/4 года службы они начинают разрушаться.

Производители выпускают нижеследующие разновидности бордюров:

  • магистральные;
  • садовые;
  • мостовые;
  • дорожные.

Независимо от их предназначения, все изделия должны, согласно стандарту, производиться только из качественного кварцевого песка, цемента, щебня и модифицирующих добавок.

Технологии монтажа

Бортовой камень можно монтировать разными методами.

Стандарты выделяют два из них.

  1. Бордюр. В данном случае элементы устанавливаются заподлицо, иными словами, ступеньки не образуют. (См. также статью .)
  2. Поребрик. При такой установке камней создается отделяющее ребро. Например, бетонные бортовые газонные камни по ГоСТу №52289/2004 должны иметь боковую поверхность и верхнюю часть с нанесенной на нее разметкой. Особенно строго регламентируют стандарты установку своими руками описываемых элементов на проезжей части.

Так, «островки безопасности» на дорогах должны выделяться разметкой либо бортовым камнем. Последние устанавливаются вблизи пешеходных переходов, если интенсивность передвижения транспортных средств по данному участку дороги составляет не меньше 40 километров в час. При этом высота приподнятой над уровнем земли части «островка безопасности» должна составлять строго 10 сантиметров.

ГоСТ Р №52767/2007, который был принят в 2007 году, определяет нижеследующее.

  1. «Направляющие островки». Высота бордюра данных дорожных элементов должна определяться с применением уровня (по требованиям ГоСТ №9392), а также измерительной линейки (согласно ГоСТ №427).

Обратите внимание!
Уровень высоты ограждения должен определяться в ходе измерения промежутка меж дорожным полотном и нижней частью уровня, поставленного горизонтально на верх бортового камня.
Высота ограждения в любой месте его не должна быть больше 10 сантиметров.

  1. «Островки безопасности». Высота их поребриков измеряется так же, как и в предыдущем пункте. При этом ее показатель в любой точке ограждения должен равняться 10 сантиметров (± 1 см).

При установке бортовых камней часто возникает ситуация, когда их необходимо обрезать.

Например, при монтаже конечных участков ограждений.

  1. Оптимальный метод – это резка железобетона-бетона алмазными кругами. При этом можно использовать как стационарные либо переносные камнерезные станки, так и ручной инструмент, например – большую болгарку.
  2. Помимо этого может возникнуть и необходимость просверлить элемент. Для этого применяется алмазное бурение отверстий бетоне.
  1. БР/100.30.15. Тип камня — БР (дорожный прямой). Его длина 100 мм, высота 30 см, ширина 15 см.
  2. БК/100.30.18.8. Тип бордюра — БК (дорожный радиусный). Длина его 100 см, высота 30 см, ширина 18 см, радиус кривизны 8 метров.
  3. БР/600.30.18-AIV. Тип камня — БР (магистральный прямой).

Его длина 600 см, высота 30 см, ширина 18 см. Использована арматура категории АIV.

Вывод

Ознакомьтесь с видео в этой статье. Оно содержит немало интересной информации.

А о том, как происходит резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне читайте в других статьях на нашем информационном портале.

Бортовые камни или бордюры – это строительные изделия, изготавливаемые из бетона или из изверженных, осадочных и литых горных пород, которые широко применяются в дорожном строительстве для обустройства дорог и отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта и т.д.


Высокопрочные бетонные и железобетонные камни бортовые помимо основной функции – отделение проезжей части от тротуаров, препятствуют смещению грунта, укрепляют дорожное полотно и тротуарную плитку, не позволяя ей расползаться. Бортовые камни выдерживают любые механические нагрузки (в том числе столкновение с транспортными средствами), воздействие климатических условий и влаги, не разрушаются от действия химических соединений. Таким образом, можно сделать вывод, что применение бордюров благоприятно сказывается на эксплуатационном сроке дорожных и тротуарных покрытий.


Бортовые камни делятся на тротуарные и дорожные. Тротуарные камни бортовые, как правило, имеют меньший размер и изготавливаются из мелкозернистого бетона, дорожные – размером от 1 до 6 м изготавливаются только из тяжелого бетона, армированного стальным каркасом. Немаловажную роль бортовые камни играют и в безопасности дорожного движения. Они устанавливаются на определенной высоте относительно проезжей части, ограничивая движение пешеходов и транспортных средств и препятствуя случайному заезду транспортных средств на тротуар или на встречную полосу.


Бетонные и железобетонные камни бортовые достаточно просты в монтаже. Они устанавливаются непосредственно в грунт или на бетонное снование, как правило, до начала устройства дорожного покрытия. Сначала выкапывают траншею, которую трамбуют песком, щебнем или заливают монолитным бетоном. Ширина траншеи должна быть чуть больше ширины бордюров. Затем устанавливаются бортовые камни, причем таким образом, чтобы заглубленная часть бордюра по высоте была равна надземной ее части. В зазоры, которые остались с каждой стороны вследствие большей ширины траншеи, заливается укрепляющий раствор, состоящий из песка, цемента и воды. Еще одним преимуществом применения бетонных и железобетонных бортовых камней в качестве бордюров является легкость ремонта: в случае повреждения изделий их просто заменяют на новые.


Бортовые камни делятся на следующие типы:

  • БР – прямые рядовые. Представляют собой прямоугольную плиту со скосом на одну сторону. Применяются на прямых участках дорог;
  • БУ – прямые с уширением. Имеют специальное уширение для обеспечения дополнительной защиты от размытия;
  • БУП – прямые с прерывистым уширением. Имеют несколько специальных уширений, распределенных по длине бордюра. Используются на нестандартных участках дороги;
  • БЛ – прямые с лотком. Широкие камни бортовые, имеющие специальный скос в виде лотка для создания водоотвода;
  • БВ – въездные. Имеют больший скос по сравнению с рядовыми, для обеспечения беспрепятственного въезда транспортных средств на тротуар;
  • БК – криволинейные. Имеют закругленную форму с двумя скосами с каждой стороны. Применяются на поворотах и других закругленных участках дорог.

Железобетонные бортовые камни допускается изготавливать с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых – радиусом до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.


Железобетонные камни бортовые изготавливаются в соответствии с ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» из мелкозернистого или тяжелого бетона. Класс бетона по прочности на сжатие – не менее В22,5. Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства. При расчетной температуре выше -5°С класс бетона по морозостойкости F100, при температуре от -5°С до -15°С включительно – F150, от -15°С до -45°С – F200, при температуре ниже -45°С – F300. Водопоглощение бетона бортовых камней не должно превышать 6% от массы для камней из мелкозернистого бетона и 5% от массы – для камней из тяжелого бетона.


Бортовые камни армируются сварными сетками и объемными каркасами из стали. В качестве предварительно напрягаемой арматуры используется стержневая горячекатаная сталь периодического профиля классов А-IV и А-V по ГОСТ 5781. В качестве напрягаемой арматуры также допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную сталь периодического профиля классов Ат-IV и Ат-V по ГОСТ 10884. В качестве ненапрягаемой арматуры используют стержневую горячекатаную сталь классов А-III и А-I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр-I по ГОСТ 6727. Подъемные петли для удобства монтажа изготавливаются из стальной стержневой горячекатаной гладкой арматуры класса А-I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6 - 12 мм по ГОСТ 5781.


Въездной бортовой камень ( БВ 100.30.15) - бетонный камень, предназначенныйдля отделения проезжей части проездов внутри городских кварталов и при устройстве въездов на тротуары. Въездные камни применяются в сочетании с рядовыми камнями типа БР. Бордюрный камень БВ 100-30.15 широко используются для разделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров. Использование таких поребриков эффективно предотвращает размытие обочин, дорожного полотна, откосов, городского ландшафтного дизайна. В особенности бортовые камни необходимы, если тротуар покрыт тротуарной плиткой. Производят бордюры методами вибропрессования и вибролитья, строгие требования качества и стандарты производства бордюров закреплены в ГОСТ 6665-91

Изготавливают бордюрные камни БВ неармированными, из мелкозернистого бетона прочностью не менее чем В30. Бортовой камень может быть как с уклоном нелицевой грани до 5%, так и с закруглением радиусом до 30 мм.

Основные эксплуатационные характеристики бордюров - прочность и морозостойкость. Для того чтобы бортовой камень был морозостойким, в бетон специально добавляют песок, придающий материалу одновременно и тяжесть и прочность. Марка бетона по морозостойкости для поребриков зависит от зоны их применения и варьируется от F100 до F300.Водопоглощение бетона бордюрных камней не более 6%.

Другой важной характеристикой бордюров является равномерный цвет. Чтобы камни не различались по оттенкам и не портили цветовую композицию всего бордюра, их в процессе изготовления равномерно окрашивают по всей глубине.

Также въездной бордюрный камень имеет монтажные петли для удобства подъема, так как данное изделие ЖБИ имеет существенную массу.

Маркировка изделия

Условное обозначение камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире. Указывается тип камня, длина, высота и ширина камня БВ в сантиметрах

В качестве примера маркировки бортового камня рассмотрим БВ 100-30-15 (1000х 150х 300мм), где:

  • БВ – тип камня – бортовой въездной;
  • длина, ширина, высота в см.

Маркировочные знаки бортовых камней наносятся на торцевую грань не менее чем 10 % камней из партии.

Контроль качества изделия

Трещин у бордюрных камней быть не должно, кроме небольшого количества едва заметных поверхностных трещин шириной не более одной десятой миллиметра.

Отклонения по геометрическим параметрам въездных камней по длине может быть не более±6, по ширине ±4, по высоте ±5 мм. Отклонения по прямолинейности возможны не более 6 мм.

На приемо-сдаточных испытаниях тестируются показатели:

  • класса бетона по прочности на сжатие;
  • передаточной и отпускной прочности бетона;
  • точности геометрических параметров;
  • наличия и ширины возможных трещин;
  • категории бетонной поверхности;
  • марки по удобоукладываемости бетонной смеси,
  • объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.

Партию рядовых бордюрных камней должен сопровождать документ от предприятия-изготовителя (технический паспорт),который удостоверяет качество бортовых камней БВ. В техпаспорте указывают:

  • номер партии камней БВ, условное обозначение, общее количество в штуках;
  • результаты испытаний БВ;
  • марка бетона по прочности и отпускная прочность бетона;
  • марка бетона по морозостойкости;
  • класс напрягаемой арматуры;
  • обозначение ГОСТа.

Транспортировка и хранение

Бордюрные камни перевозят различным транспортом упакованными в пакеты. Важно, чтобы пакеты были зафиксированы проволокой или другими средствами, во избежание повреждения камней.

сохранность камней. По этой же причине стоит проследить, чтобы разгрузка не шла навалом или сбрасыванием.

Хранят бортовые камни БВ в штабелях не выше 2 метров, на деревянных прокладках, рассортированными по маркам и размерам.

Чтобы достигнуть цели – то есть надежного разделения проезжих частей от тротуаров и газонов с помощью бордюрного камня, его нужно класть на специально подготовленное основание - щебень, бетон или песок. В таком случае при корректном монтаже дорожный въездной бордюр будет выполнять свою прямую функцию и прослужит длительный срок.