"идеал совершенного человека в народном творчестве" консультация на тему. Народный идеал человека

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка "фольклор" - это "народное значение, мудрость". То есть устное народное творчество - все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.

Особенности русского фольклора

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.

Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.

Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.

Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня".

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла".

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Заключение

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.

§ 1. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели (выделено мной. - Г.В. ) и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели (выделено мной. - Г.В. ) и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому - о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Традиционные русские характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец» , «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде. Высокопоэтическая характеристика «умница и красавица» - это и высокая оценка личных качеств девушки и идеальный образ женщины как конкретная цель воспитания, доведенная народной педагогикой до уровня программы формирования личности. Черты характера «доброго молодца» даны еще более развернуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцов» Илья Муромец - «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вел поклоны по-ученому»), храбр и смел, народный заступник. Срубил он голову Соловью-разбойнику и сказал:

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

В том же направлении конкретизируются добродетели русского «доброго молодца» в сказках и песнях: он и умен, и красив, и трудолюбив, и честен, и скромен.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. В личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

Вместе с тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) чуваш» - это русский, татарин, мордвин, мариец, удмурт, это люди, с которыми общался чуваш и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем. У адыгов любовь к Родине - одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинства адыга.

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами - за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», - такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа - такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

Естественным было стремление народов к счастью, которое не мыслилось без стремления к совершенству. Татская сказка «Ум уже счастье» утверждает, что счастье невозможно без ума, что «глупость может все разрушить». Здесь ум объявляется старшим братом счастья: «Брат мой, Ум, теперь я перед тобой преклоняюсь. Признаю, ты выше меня». Подобный сюжет распространен в Индии, а также у евреев как европейских, так и афро-азиатских. Сказка с таким же сюжетом распространена и среди многих народов Дагестана. В ней настоящий аварский джигит умеет ценить женскую красоту, но в то же время на вопрос «Что ты предпочтешь - ум старика или лик красавицы?» отвечает: «В двадцать раз больше я ценю совет старика». Аналогичная дилемма возникает и в армянской сказке «Разум и сердце». Однажды разум и сердце заспорили: сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Заключение сказки следующее: «Раскаялись разум и сердце в том, что сделали, и дали зарок отныне действовать вместе, решив, что человека делают человеком разум и сердце, сердце и разум». Общие сюжеты и схожая трактовка одного и того же вопроса в сказках разных народов свидетельствуют, что в них главенствующими являются общечеловеческие начала. И народный педагог Ушинский, черпая из источников народной мудрости свои идеи, делает схожий с приведенными выше сказками вывод: «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне надежный человек».

В русской сказке «Правда и Кривда» об одном из двух братьев сказано, что жил он «правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно...». Усиление конкретных проявлений правды синонимами - «работал», «трудился» - свидетельствует о том, что, по народному убеждению, правда - в честном труде и она - на стороне трудящихся. Подобные идеи были присущи и другим народам. Национальное при этом сказывалось не в их сущности, а только в форме передачи. Народы в характеристиках положительной и отрицательной личности только дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа.

В осетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» раскрываются характерные черты совершенного горца, главные из которых - гостеприимство; трудолюбие в сочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть - позор для хорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; Харзафид, «хороший горец», «запряг волов в арбу и работал день, работал ночь. Прошел день, прошел год, и прочь прогнал бедняк свою нужду». Примечательна характеристика юноши - сына бедной вдовы, ее надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».

Следует отметить лаконичность и красоту формы народных сказок. Эстетика формы так же, как и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности, идеального героя и таким образом усиливает воспитательный потенциал народных сказок, как одного из средств народной педагогики.

Нет исторических и неисторических народов, народов способных к педагогическому творчеству и неспособных к нему. Всем народам, большим и малым, присуща сознательная забота о воспитании совершенного человека. Так, например, идеал совершенного нивха, по свидетельству В. Санги, представляется следующим образом: «Сердце медведя дали мне, чтобы дух могучего хозяина гор и тайги отпугнул от меня чувство страха, чтобы я вырос в мужественного мужчину, удачливого добытчика»; «Охотнику нужна твердая рука и точный глаз. У сына У. Тера все это, как у всякого нивха, есть»; «Он настоящий охотник и настоящий нивх: он не забывает народные обычаи». Идеал настоящего нивха предполагает воспитание смелости и мужества, уважения к народным традициям, обычаям и, конечно, трудолюбия.

Мордовский народ в песне «Загадка» того из добрых людей, кто решит три загадки, называет мудрейшим из мудрых. Вот последняя из загадок:

Без корней трава какая

На земле живет, расцветая?

И цветет на родимой землице.

Это жизни лучшее злато.

Ответ загадки:

Человеком зовется трава та.

Человек - украшение вселенной, человек - лучшее злато. В словах песни - призыв быть достойным человеческого имени. Этот призыв только по форме национален, а по существу же - общечеловечен.

По педагогическим представлениям грузин-горцев, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», т.е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности трудовой и боевой жизни. Горец должен быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания грузин - горцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными: трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.

Идея «всестороннего совершенствования личности» близка ичувашам. Понимание этого совершенства находилось в соответствии с уровнем общественного развития. Представляет интерес попытка народа располагать добродетели по степени их важности: «Без ума и красавец - урод (буквально: рябой)», «Лучше называй умным, чем красивым», «Если жить с умом, лечиться от болезней не придется», «Пояс завязывай потуже, за мысли свои, держись крепче». Главный воспитатель - труд, разумное воспитание - в труде. «Труд кого угодно приведет в порядок», «Живя без труда, можно лишиться рассудка», «Чувашский ребенок одной ногой - в колыбели, другой ногой - на пахоте». Далее следовали здоровье, красота и др. Понятие ума у чувашей имело очень широкий смысл и включало многие важнейшие нравственные черты. Особо подчеркивались беспредельные возможности для совершенствования: «В народе есть сильнее сильного и умнее умного».

Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ребенок появлялся на свет, новорожденному мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять», а девочке - «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать». Мудрым старцем высказывались ребенку пожелания: «Будь большим! Перед тем, как до обряда наречения придти к тебе, поел масла - пусть язык твой будет мягким и нежным, как масло. Перед тем, как придти к тебе, поел меда - пусть речи твои будут сладкими, как мед». В первом же моленьи в честь новорожденного его благословляли быть смелым, храбрым, счастливым, почитать родителей, старших и старых, односельчан, жить в здравии и чистоте до старости, иметь много детей.

Имя, которое давали ребенку, у многих народов было сокращенным до одного слова благопожеланием, сведенным до возможного минимума магическим заклинанием. У чувашей зарегистрировано свыше 11 тыс. имен - благопожеланий. Смысл многочисленных русских имен - Любомир, Владимир, Святослав, Любомудр, Ярославна и т.п. - общеизвестен. Имя Надежда заключает в себе не только утверждение - «Ты наша надежда», но и благословение -«Будь нашей надеждой и опорой». В имени Вера - не только вера, но и уверенность и доверие. В именах нашли отражение многие характеристики совершенной личности. Именаречение занимает очень важное место в структуре самосознания личности, в ее самоидентификации. Наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди и в духовной и в нравственной сферах.

У энцев после выбора имени начинали импровизировать песни в честь новорожденного, высказывая пожелания, чтобы он был счастливым, богатым и щедрым. Имена давали замысловатые, производные от названий тех качеств, которые желали новорожденному. Как правило, называли несколькими именами. Так, например, у одного энца было два имени, которые в переводе на русский язык означают «дроворуб» и «кремень», первое он получил при рождении, второе - когда вырос. Первое имя – благопожелание - мечта, второе - благопожелание-характеристика. Окончательное имя дают энцу, когда ему исполняется 15 лет, это имя часто характеризует его физические и духовные качества, т.е. подводит итог воспитания за определенный промежуток времени или предполагает закрепление и развитие этих качеств.

Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойственно многим народам. Буряты, например, стремились брать себе жен из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Русские, украинцы, марийцы и чуваши считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивировались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, т.е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенство личности переростало в совершенство семьи (коллектива), совершенство семьи - в совершенство племени, а оно уже вело к совершенству народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.

Народные педагоги цели воспитания пытались привести в систему. В Средней Азии известна заповедь о трех добрых человеческих качествах - добром намерении, добром слове, добром действии. Среди чувашей говорят о «семи благах», «семи заповедях». Их реализация являлась обязательной целью национальной системы воспитания. Чаще всего в число семи добродетелей включались трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. Человек должен обладать всеми этими добродетелями в гармоническом единстве.

Своеобразны представления народов Дагестана о совершенном человеке, в которых исходным является ум, но определяющими - нравственные совершенства. Примечательно то, что дагестанцы свой кодекс человеческих совершенств рассматривали во взаимосвязи и единстве воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Совершенства оцениваются ими в противопоставлении отрицательным качествам личности. Формирование положительных человеческих свойств они рассматривают параллельно с перевоспитанием, которое, в свою очередь, опирается на самовоспитание. Во всех случаях, по мнению дагестанцев, самовоспитание - как сопротивление дурному влиянию извне и дурному, уже имеющемуся в личности в силу этого влияния - укрепляет позиции воспитателя. Формирование положительных черт личности понимается здесь, в первую очередь, как поддержка в человеке внутренних сил, противостоящих отрицательным качествам. Если же у человека нет сил преодолеть качества, противостоящие добродетелям, то положительные качества утрачиваются, гибнут, исчезают. Эти добродетели и их противоположности следующие:

первое - ум, его омрачают раздражения, озлобления;

второе - дружба, ее губит зависть;

третье - совесть, ее уничтожает жадность;

четвертое - хорошее воспитание, но на него может повлиять дурная среда;

пятое - скромность, ей вредит распущенность;

шестое - доброта, ей мешает себялюбие;

седьмое - счастье, его губит ревность.

Перечень совершенств под названием «девять доблестей мужчины» - достижение педагогической культуры бурятов. «Девять доблестей» включают в себя следующие заповеди:

превыше всего - согласие;

на море - пловец;

на войне - богатырь;

в учении - глубина мысли;

во власти - отсутствие лукавства;

в работе - мастерство;

в речах - мудрость;

на чужбине - непоколебимость;

в стрельбе - меткость.

К девяти доблестям буряты присовокупляют и другие положительные качества мужчины как программу формирования совершенного человека.

Представления о сущности и содержании человеческих совершенств свидетельствуют об устойчивости народных, этнических идеалов воспитания, которые проводились в жизни не только с помощью слов, но и в конкретной деятельности. Единство слова и дела представляет собой одну из самых сильных сторон национальной традиционной педагогической системы, живой практики воспитания, которое трудящиеся рассматривали в совокупности всех его частей и проводили как целостный процесс. Подход к воспитанию как к целостному процессу проявлялся и в использовании комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации их жизни и деятельности.

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок - умственное воспитание, пословиц и песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетическое средство. Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.

То же самое следует сказать о пословицах и песнях.Цельпословиц - нравственное воспитание, песен - эстетическое.Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума и укреплению здоровья, но это делается опять под видом призыва к выполнению нравственного долга. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.

В охарактеризованных жанрах устного народного творчеств усматривается единство содержания и формы, цели и средства: в загадках умное - цель, прекрасное - средство, в пословицах нравственность - цель, прекрасное и умное - средство, в песнях прекрасное - цель, умное - средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.

Примечательно, что народ позаботился не только об определении функций отдельных жанров устного творчества, но и распределил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами воспитания и самовоспитания. Загадками и песнями, например, дети охотно пользуются в своей среде, хотя новые загадки детям и подросткам преимущественно сообщаются взрослыми, которые сами в своей среде к загадкам почти не прибегают, пословицы наиболее распространены среди пожилых людей и сообщаются детям и молодым в целях воспитательного влияния, последние же к ним в своей среде прибегают редко; песни наиболее распространены именно среди молодежи, старики почти не поют, необычайно редко индивидуальное исполнение песен малым ребенком и подростком. Волшебные сказки не пользуются популярностью среди взрослых, но их очень любят дети и подростки. Одно из комбинированных средств воздействия в тот или иной возрастной период имеет превалирующее значение. Это отнюдь не исключает совместное, и параллельное их применение. Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека. Ясно, что подобная целеустремленная система воспитания не могла сложиться без присутствия элемента сознательности в педагогическом творчестве народных масс.

Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности. К комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники. Одно из первых мест в этом ряду у всех народов занимают трудовые традиции и обычаи, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску. Это: помочь - у русских, хошар и хашар - у узбеков и таджиков; талкас, талгут и талка - соответственно у латышей, эстонцев и литовцев; толока - у украинцев и белорусов. В старой русской деревне, если идет, например, по окончании жатвы толпа мимо отстающей жницы, чаще всего, одинокой и многодетной, то считалось обычным делом в таких случаях артельно подсобить ей. Подобная помощь со временем превратилась в обычай взаимной помощи - помочь. Особенно такая «помочь» была распространена среди молодежи и, как правило, завершалась общим весельем - играми, танцами, песнями.

Многочисленные весенние молодежные праздники были своеобразными формами эстетического воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания. Так, например, изумительные девичьи хороводы носили характер ежедневных весенних и летних «певческих фестивалей». Осенние вечорки преследовали цель развития и проверки эстетических вкусов в рукоделии. Акатуй у чуваш, сабантуй у татар, каргатуй у башкир преследовали цели общественного смотра физического развития молодежи. Неслучайно выдающийся татарский ученый Д.Р. Шарафутдинов в своей книге о сабантуе называет его образом жизни народа. В книге есть разделы: «Народом рожденные», «Юность древнего обряда», «Эхо веков», «Майдан дружбы», «Праздник здоровья, спорта», «От сабантуя - к Всемирным играм» и др. Он пишет: «...У сабантуя большое будущее. Надо лишь научно осмыслить многовековой народный воспитательный опыт, преемственность традиций. Без бережного отношения к этим духовным сокровищам народа немыслимы прогресс в общественной жизни, формирование исторического самосознания и миропонимания народа».

Народные спортивные праздники были распространены почти среди всех народов. Среди чувашей был известен весенний праздник «серен», который проводился детьми и молодежью под руководством старых как день памяти умерших предков, как праздник морального самоочищения и самосовершенствования.

В любом из праздников одна из сторон человеческого совершенства занимала доминирующее положение, но одновременно не выпускались из поля зрения и другие качества совершенной личности.

Дифференцированный подход к приемам, способам и формам воспитания обеспечивал конкретность и целеустремленность работы по формированию черт совершенства. Программа воспитания порой оказывалась распределенной по годам, месяцам и даже дням недели и была тесно связана с годовыми трудовыми циклами. Так, например, чувашские названия весенних, летних и осенних месяцев связаны с сельскохозяйственными работами: месяц сева, месяц серпа, месяц молотьбы и т.п. Май - месяц молодежных хороводов, октябрь - месяц свадеб, ноябрь - месяц памяти предков и т.п. О днях существовали следующие поверья: понедельник - день песнопений; среда - день жизни и здоровья, благоприятна для посева гороха; четверг - день наиболее продуктивной работы; пятница - день памяти предков, день отдыха, день чистого тела и очищения души и т.п. Воспитательное значение имело даже время суток: «утро вечера мудренее», «утро для важного дела»; «петь только после полудня, лучше всего - после ужина»; «утреннее песнопение - предвестник вечерних слез», «день - не для сказок, их рассказывают только после захода солнца» и т.д. и т.п. Здесь, конечно, присутствует элемент суеверия, но главное - проявляется забота трудолюбивого народа о создании условий для формирования черт совершенного человека.

Совершенствование человека представлялось народом вполне конкретно и определенно: речь шла не только о синтетическом образе совершенного человека, но и о формировании конкретных качеств личности. Наиглавнейшее место в формировании этих качеств отводилось труду. В устном творчестве многих народов распространены идеи о неограниченных возможностях совершенствования человека в труде. В русской сказке «Царевна-лягушка», например, даже царь проверяет своих невесток и «при рукоделии, и при деле». Крестьяне переносили свои представления о жизни, порожденные характером их деятельности даже на жизнь царской семьи. Народная педагогика не допускает никаких компромиссов и уступок в области нравственности, в ней нет снисхождения к тем, кто нарушает требования народных идеалов. Образцы нравственного совершенства - сказочные и былинные богатыри, герои преданий, легенд, мифов и песен. В устном творчестве народов не последнее место занимает также идея о физическом совершенствовании человека.

Выдающимся достижением народной педагогики является выдвижение такого важного условия совершенствования личности, как связь каждого человека с себе подобными. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий трудящихся в борьбе за улучшение своей жизни. В народной педагогике нет совершенного «робинзона», она признает совершенными только друзей и сынов народа: «Человек человеку - друг и брат» (рус.), «Человек человеку - жизнь» (польск.), «Человек человеком жив» (груз. чув.) «Человек человеку - необходим» (азерб.), «Человек человеку - друг, человек для человека - забота» (швед.). Поговорка «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм. Поговорки и пословицы, строящиеся на показе всесильности сплоченных людей и обреченности человека, оказавшегося вне общества, распространены среди всех без исключения народов. Вот примеры: «Громада - великий человек» (укр.), «Если вздохнуть всем народом - ветер будет» (рус.), «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Кто не вместе с аулом, тот покойник и без могилы» (ногайск.), «Слабые вместе - сила, сильные в одиночку - слабость» (чув.) и др. Подобных пословиц, подчеркивающих необходимость и важность объединения усилий трудящихся, в педагогике любого народа очень много.

Главным и решающим фактором, объединяющим в единое целое комбинированные меры воздействия на детей, комплексные формы организации их деятельности является природа. Первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию, послужило представление о гармоническом совершенстве природы.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Они развивают в крестьянских детях привычку и любовь к труду, так как последние видят постоянно работающих отца и мать и сами часто помогают им, а свободный труд, как учил К.Д.Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Бесспорна эстетическая роль природы. Народ, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опоэтизировал ее в своих песнях, сказках, былинах. Итак, природа содействует формированию всех сторон личности человека, и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых является мощным пегагогическим фактором. Смысл гуманистической природы человеческого совершенства в гармонии Человека -«малой вселенной» и Природы - великой вселенной.

Программа воспитания совершенного человека многогранна и обширна. Многообразны средства ее реализации. Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, всё воспитывало, всех воспитывали. Субъективно то или иное явление жизни служило определенной цели, выполняло конкретную задачу, например, такие произведения народного творчества, как песни, служили средствами развлечения и отдыха. Но одновременно они, как уже было сказано выше, выполняли многостороннюю воспитательную функцию.

Подобным средством воспитания являются русские народные плачи. Плакали - причитали по умершим, но для живых. Например, «Плач по жене» адресован мужу, чтобы помнил о детях оберегал их от злой мачехи; детям - чтобы они помнили мать и росли добрыми и умными; ровесникам детей умершей – чтобы они помнили о своих здравствующих матерях и ценили их заботу, призыв к живым - быть столь же совершенными, каким был тот, о ком льются слезы. В плачах причитали и о «рожаном» ребенке, и о приемыше, о «смотреньице», «воспитаньице», о вскормлении и т.п. В плачах подводился итог жизни умершего, русские плачи - некрологи изумительной поэтической силы… Обратимся, например, к следующим строкам «Плача по приемышу»:

И разумен, пригож и заботлив-ко,

И коли запоет - соловеюшко!

И подрос ведь дитя на подмогушку мне

На работе крутой во поли, во гумне.

Дивовались все суседи уму-разуму

И его ли что ретливому сердечушку,

И его ли что головушке поклонной,

И его ли воле-волюшке покорной;

Николи он мне словечком не сгрубил.

В этих строках - традиционное представление народа о совершенном молодом человеке: умен-разумен, не боится никакой работы, безупречно его поведение, к тому еще он весельчак и искусный певец. Народ всегда был оптимистом и у гробового входа он не переставал думать о своем будущем, проявляя заботу о воспитании подрастающего поколения в духе своих идеалов.

Творческий гений равно присущ как многочисленным, так и малочисленным народам. В педагогической культуре каждого народа есть самобытные достижения, призванные реализовать идею совершенного человека. С точки зрения общечеловеческих идеалов заслуживают внимания и русские былины, и украинская «парубоцька громада», и грузинские спортивные традиции, и молдавские танцы, и цыганские пляски для самых маленьких, и еврейские интеллектуальные традиции, и эскимосская система обучения метеорологии, и башкирский детский праздник «каргатуй», и исключительно богатые содержанием мордовские песни, и поражающие мудростью калмыцкие сказки, и многое, многое другое.

Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен.

Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.

1. Охарактеризуйте совершенных героев сказок разных народов.

2. Назовите имена выдающихся исторических личностей, в своих личностных характеристиках соответствующих народному идеалу.

3. «Христианство вобрало в себя все мистерии, все поиски спасения - жертвенность, аскетизм, теории двух миров и философию мироотрицания - все проявления ущербной и угасающей жизни. Оно одержало победу над всеми конкурентами, вроде культа Митры, впитав в себя их содержание и усилив их мотивы» (К. Ясперс). Какие черты совершенства, культивирующиеся в христианстве, могли бы вы назвать на основе этого отрывка?

4. «Не только гения и каких-нибудь особенных качеств не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых высших, лучших человеческих качеств - любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения. Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что то, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави Бог, коли он, человек, полюбит кого-нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они - власть» (Л.Н.Толстой).

Отталкиваясь от этого высказывания Толстого, постарайтесь назвать человеческие качества, особенно важные и необходимые учителю.

5. Подберите несколько пословиц в качестве советов хорошему человеку.

6. «Педагогика требует от человека качеств, близких к материнским» (М.О.Кнебель). Обоснуйте справедливость этой мысли.

7. Приведите примеры художественных произведений, возвышенно представляющих образ учителя как воспитателя хороших, разносторонне развитых людей.

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

РЕФЕРАТ

ПРЕДМЕТ: ЭТНОПЕДАГОГИКА И ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА: ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

КРАСНОЯРСК 2011

ВВЕДЕНИЕ

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству.

Нет исторических и неисторических народов, народов способных к педагогическому творчеству и неспособных к нему. Всем народам, большим и малым, присуща сознательная забота о воспитании совершенного человека. Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности.

Идеал совершенного человека, идея «всестороннего совершенствования личности» близка сказкам. Представления о сущности и содержании человеческих совершенств свидетельствуют об устойчивости народных, этнических идеалов воспитания, которые проводились в жизни с помощью сказки.

Народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека. Ясно, что подобная целеустремленная система воспитания не могла сложиться без присутствия элемента сознательности в педагогическом творчестве народных масс.

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне него, в человеческом общении.

ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности.

Традиционные русские характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец», «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде.

Высокопоэтическая характеристика «умница и красавица» - это и высокая оценка личных качеств девушки и идеальный образ женщины как конкретная цель воспитания, доведенная народной педагогикой до уровня программы формирования личности. Черты характера «доброго молодца» даны еще более развернуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцов» Илья Муромец - «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вел поклоны по-ученому»), храбр и смел, народный заступник.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. В личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК

воспитание сказка этнический педагогический

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Многие сказки, составленные на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей, в формировании идеала совершенного человека, всестороннего совершенствования личности. В ряде сказок усовещивается детей ссылкой на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Конечно, это непросто, но в том-то и мастерство педагога, чтобы попытаться понять каждого воспитанника.

Например, в чувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Вот другой пример. В сказке «Скупому - копейка» рассказывается о том, как умный портной договорился с жадной старухой платить ей за каждую «звездочку» жира в супе одну копейку. Когда старуха клала масло, портной ее приободрял: «Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую "звездочку" копейку заплачу». Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста: не будь жадным. В этом основная идея сказки.

В русской сказке «Правда и Кривда» об одном из двух братьев сказано, что жил он «правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно...». Усиление конкретных проявлений правды синонимами - «работал», «трудился» - свидетельствует о том, что, по народному убеждению, правда - в честном труде и она - на стороне трудящихся. Подобные идеи были присущи и другим народам. Национальное при этом сказывалось не в их сущности, а только в форме передачи. Народы в характеристиках положительной и отрицательной личности только дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа.

Изумительным педагогическим шедевром является калмыцкая сказка «Как ленивый старик работать стал», рассматривающая постепенное втягивание человека в работу как самый эффективный способ преодоления лени. В сказке в увлекательной форме раскрывается методика приучения к труду: приобщение к труду начинается с авансированного поощрения и использования первых результатов труда как подкрепления, далее предлагается перейти к применению одобрения; внутреннее побуждение и привычка к труду объявляются показателями окончательного решения проблемы воспитания трудолюбия.

В русских, татарских, украинских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком. В этом отношении интересна нанайская сказка «Айога», которая является подлинным шедевром: ленивая девочка, отказавшаяся трудиться, в конце концов превращается в гуся. Человек стал самим собой благодаря труду; он может перестать быть им, если перестанет трудиться.

В осетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» раскрываются характерные черты совершенного горца, главные из которых - гостеприимство; трудолюбие в сочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть - позор для хорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; Харзафид, «хороший горец», «запряг волов в арбу и работал день, работал ночь. Прошел день, прошел год, и прочь прогнал бедняк свою нужду». Примечательна характеристика юноши - сына бедной вдовы, ее надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».

В осетинской сказке «Что дороже?» один из юношей на своем личном примере доказывает другому, что дороже всего на свете не богатство, а верный друг, а верность в дружбе состоит в совместном труде и борьбе.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ.

В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт и др. В одной старинной чувашской сказке «Кукла» главная героиня отправляется искать себе жениха. Что же ее интересует в будущем женихе? Всем она задает два вопроса: «Каковы твои песни и пляски?» и «Каковы житейские порядки и правила?» Когда воробей изъявил желание стать женихом куклы и исполнил пляску и песню, рассказав об условиях жизни, то кукла высмеяла его песни и пляски («Песня очень коротка, да и слова ее не стихотворны»), не понравились ей и воробьиные правила жизни, житейские порядки. Сказка не отрицает важность хороших плясок и красивых песен в жизни, но в то же время в остроумной форме, очень зло высмеивает тех бездельников, которые, не трудясь, хотят проводить время в веселье и развлечениях, сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного труда и не понимает основной ценности человека - трудолюбия.

Три добродетели юного горца облечены в красивую форму - к сформулированным добродетелям присоединяется неявный призыв к прекрасному. Это, в свою очередь, усиливает гармонию совершенной личности. Подобное неявное присутствие отдельных черт совершенного человека характеризует устное творчество многих народов. Так, например, высокопоэтическая мансийская сказка «Воробушек», с начала до конца выдержанная в форме диалога, состоит из девяти загадок-вопросов и девяти отгадок-ответов: «Воробушек, воробушек, что такое твоя головка? - Ковшичек для питья весенней воды. - Что такое твой носик? - Ломик для долбления весеннего льда... - Что такое твои ножки? - Подпорочки в весеннем домике...» Мудрое, доброе, прекрасное выступают в сказке в поэтическом единстве. Уже сама высокопоэтическая форма сказки - погружает ее слушателей в мир прекрасного. И одновременно в ней ярко живописуется жизнь народа манси в ее мельчайших деталях и подробностях: рассказывается о разрисованном веселке для езды вверх по реке, арканчике для ловли семи оленей, корытце для кормления семи собак и т.п. И все это умещается в восьмидесяти пяти словах сказки, включая предлоги.

В осетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» раскрываются характерные черты совершенного горца, главные из которых - гостеприимство; трудолюбие в сочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть - позор для хорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; Харзафид, «хороший горец», «запряг волов в арбу и работал день, работал ночь. Прошел день, прошел год, и прочь прогнал бедняк свою нужду». Примечательна характеристика юноши - сына бедной вдовы, ее надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Конечно, это непросто, но в том-то и мастерство педагога, чтобы попытаться понять каждого воспитанника.

В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Следует отметить лаконичность и красоту формы народных сказок. Эстетика формы так же, как и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности, идеального героя и таким образом усиливает воспитательный потенциал народных сказок, как одного из средств народной педагогики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМО ЛИТЕРАТУРЫ

Батурина Г.И., Кузина Г.Ф., Занимательная педагогика народов России, М., Школа - Пресс, 1998.

Васильцова В.Н., Народная педагогика, М., Школа - Пресс, 1996.

Волков Г.Н., Этнопедагогика, М, Академия, 1999.

Попова А.Н., Народные художественные промыслы, М., Прогресс, 1993.

Рыбникова М.А., Избранные труды, М., 1958.

Введение

Сегодня возникает мощное движение прогрессивных сил общества за возрождение всеобщей духовности, нравственности, культурных национальных ценностей и, в частности, традицион­ной культуры воспитания.

Традиция (от латинского слова - передача) обозначает элементы социального и куль­турного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социаль­ных группах в течение длительного времени. В качестве тради­ции выступают определенные общественные установления, не­писаные законы, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, об­ряды, порядки и т.д.

Традиция - понятие весьма объемное, охватывает самые разнообразные явления жизни, обычаи, обряды народов. Частным ее проявлением, в широком смысле, можно считать обычай.

Обычай - это стереотипный способ поведения человека, ко­торый в определенном обществе или социальной группе является привычным для их членов. Обычаи по своей сути больше отно­сятся к определенному этносу, потому и имеют национальную специфику, которая характеризует этнос с разных аспектов - с точки зрения миропонимания, мировосприятия, оценки вещей и явлений, взаимопонимания людей, психологии и морали. По­скольку оценки и миропонимания могут меняться с течением времени под влиянием различных обстоятельств и условий, закономерным оказывается возможность изменения обычаев народа.

Народная педагогика - это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народными массами на протяжении всей своей истории и отложившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических и исторических материалах. Идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в аулах и сёлах, используются в практике учебно-воспитательной работы школ, в педагогической пропаганде среди населения. Однако в целом учителя слабо подготовлены теоретически и методически по дан­ному вопросу и процесс использования ими народных идей и опыта воспитания идёт стихийно, бессистемно. Определенная часть непра­вильно считает, что в современных условиях, в период бурной интернационализации, национальные традиции отмирают и не играют большой роли, воспитательное значение их невелико. Основная при­чина такого отношения к проблеме заключается в том, что эти педа­гоги сами слабо разбираются в народной педагогике, в ее положи­тельном и отрицательном проявлении.

Для того, чтобы общественное воспитание могло регулировать влияние такого важного фактора социальной среды, как националь­ные традиции, нужна глубокая теоретическая и практическая подго­товка будущих и настоящих воспитателей и учителей.

Огромна роль народа в создании всех ценностей духовной культуры, которыми располагает человечество. Особенно велика роль народных масс в возникновении и развитии педагогической культуры. Воспитание осуществлялось на ранних ступенях раз­вития человечества. Вначале оно происходило в процессе всей жизнедеятельности человека, в процессе труда. «Сопровождая матерей и отцов на рыбную ловлю, на сбор кореньев и ягод, дети непосредственно приобретали опыт подобной деятельности,который дополнялся соответствующим воспитанием». Применение примитивных орудий труда, а затем усложняющееся сознательное изготовление их, повлекли за собой необходимость пе­редачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколе­ниям. В дальнейшем, в связи с развитием производительных сил и обогащением трудового опыта людей, усложняется и воспита­ние. Оно становится многосторонним и полномерным. В связи с этим возникает необходимость накопления и передачи из поко­ления в поколение опыта воспитания детей. Так зародилась и развивалась педагогическая мысль народа.

Народная педагогика обогащала педагогическую науку и, в свою очередь, сама обогащалась. Особенно высоко идеи и опыт народного воспитания оценены в педагогической теории велико­го русского педагога К.Д. Ушинского. Великий русский педагог высоко ценил огромный воспитательный опыт народа, считал невозможным проводить общественное воспитание без учета на­родности.

1. Идеал прекрасного в народной педагогике

В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развитии, движении к прогрессу. Черты прекрасного народ видел в явлени­ях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (музыке), ор­ганизованных движениях человеческого тела (пластика, танцы), художественном слове. Вместе с тем в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на ос­воение и преобразование действительности по законам красоты. Понятие прекрасного содержало в себе отрицание безобразного, некрасивого - того, что противоречило представлениям о красоте и достоинстве человека, что мешало утверждению нового, про­грессивного и приводило к эстетизации уродливого. Сферой про­явления и источником прекрасного народ считал, прежде всего, красоту жилища, вещей, одежды, украшения. Эстетическая направленность быта проявлялась в композиции, архитектуре бытовых строений. Учитывалась специфика селения, расположения жилищных и иных построек, интерьер жилища обусловливался необходимостью создания лучших условий для жизнедеятельности семьи.

Эстетика жилого помещения, двора, быта в целом благоприятно воздействовало на стороны воспитания детей. Эстетика труда понималась как дружная и продуктивная работа семьи, общины, как красота процесса труда и его результатов.

Красоту труда народ видел в высокой культуре работы, в умении выполнять ее быстро, точно, в подлинно человеческих отношениях, необходимых для коллективной деятельности. По красоте результатов труда люди судили о красоте человеческой: покажи, что ты сделал, и я скажу кто ты. Прекрасным считался труд честный, добровольный и свободный, озаренный пытливой мыслью, имевшей нравственное основание. На развитие эстетического идеала народа огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.

На основе многовекового опыта народ вырабатывал идеал прекрасного в поведении, общении. Его фундамент составляли общечеловеческие понятия добра, коллективизма и индивидуа­лизма. Эстетика общения включала требования культуры речи, движений, проявления вежливости, такта, чувства собственного достоинства и др.

Идеал прекрасного включал физическую красоту человека. Она понималась как единство формы и содержания и включала признание, высокую оценку внешней красоты (специфической женской и мужской).

Весьма обширной сферой проявления прекрасного являлись различные виды и жанры искусства, в том числе хореография, живопись, музыка, литературное творчество. Как и другие произ­ведения устного народного творчества, песня несла огромный воспитательный заряд. Она выражала самосознание народа, спо­собствовала развитию у молодежи миропонимания, приобщала ее к культурным ценностям народа. Оригинальный и меткий язык песни, глубина мысли, вокальная интонация и в наши дни высту­пают средством воздействия не только на рассудок, но и на чув­ства детей, что усиливает ее воспитательное воздействие. Песня в то же время есть источник и средство развития творческих способностей.

Эстетическое воспитание ребенка начинается с ран­них лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, - это голос матери. Колыбельные песни - это первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову. В колыбельных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания.

В наши дни доказана важность музыкальной терапии не только для взрослых, но и для детей в чреве матери... с двухмесячного возраста. Эстетическое воспитание ма­лышей колыбельными песнями очевидно.

По мере взросления ребенок, вращаясь среди взрос­лых, постоянно слышал ласковые слова. Например, в русской семье это были либо ласкательные имена (Ваню­ша, Илюша, Машенька, Катенька), либо нежные прила­гательные («дорогой», «родной», «пригоженький»,«не­наглядный»), либо ласкательные существительные («золотцо», «крошечка»). Даже лексика песен, с которыми дети знакомятся с малых лет, изобилует словосочетаниями типа «серенький хвостик», «Красная Шапочка», «серенький волчок».

Национальная одежда всегда отличается изяществом, простотой и изысканным сочетанием красок. Удивитель­но, но факт: изучая национальный костюм, нетрудно заметить взаимовлияние культур. Например, в одежде кубанских казаков немало деталей костюма горца (папа­ха, кинжал, бурка, черкесска, кушак, кубанка). Даже сочетание преобладающих красок у казаков-кубанцев бли­же к горскому (черный + красный), чем к запорожскому или донскому (синий + красный).

Образ жилища всех народов отражал не только его основное функциональное назначение, но и художествен­ный вкус. В зависимости от традиционных материалов использовались и соответствующие средства его эстети­зации. У русских, татар, башкир деревянные избы укра­шались резьбой, южно-украинские хаты и кумыкские сакли тщательно белились известью, жилища горных аулов украшались резьбой по камню. Особое место в эс­тетизации среды обитания отводилось художественному образу культовых зданий. Христианские церкви, ислам­ские мечети, еврейские синагоги, буддийские дацаны возводились па возвышенных местах и были в селениях не только архитектурной доминантой, но и главным ху­дожественным украшением. Особое место в архитектуре занимают мавзолеи и кладбища. «Городки мертвых» в Чечне, Ингушетии и Осетии, мавзолеи в Средней Азии и на Южном Урале, сооружения похоронного ритуала в Калмыкии и Бурятии восхищают нас величественностью, строгой простотой форм, рациональностью и заставляют лишний раз задуматься о бренности и быстротечности бытия.