Актуальность духовно нравственного воспитания в детском саду. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе духовных ценностей и идеалов

ПРОБЛЕМЫ

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ДЕТСКОМ САДУ

Актуальность
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь проходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

Литературный обзор состояния вопроса.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен­ности по-разному. Еще в древней Греции о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека

Из всего этого мы можем сделать вывод, что нравственно устойчивому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не потеряв своего достоинства.

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». «Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. «В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам».

Основные правила нравственного поведения в семье

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости , которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка , которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы ». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла .

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».

С. И Варюхина также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека - совесть. «Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Приложение 1.

Интервьюирование родителей

Вопросы для интервью:

Здравствуйте, мы пригласили Вас для того, чтобы побеседовать с Вами о том, как Вы воспитывали своих детей. У Вас двое взрослых детей, каждый имеет положительную репутацию, занят в сфере образования. Ваших детей можно назвать благополучными уважаемыми людьми, а Вас и Вашего супруга можно поздравить с успешным воспитанием детей. Поделитесь с нами Вашим опытом, расскажите нам о том, как Вы воспитывали своих детей, каких принципов придерживались?

Много времени Вы проводили со своими детьми?

Как проходил Ваш досуг?

Проводили с ними беседы о добре и зле, нравственности, морали?

Всегда ли Вы прислушивались мнения Вашего ребенка или действовали по собственному усмотрению?

Часто ли Вы делали ребенку запреты: «Нельзя», «Не ходи», «Не разрешаю»? Запрещали с кем-то дружить, общаться, ограничивали их свободное время провождения на улице?

Как контролировали учебно-воспитательный процесс?

Заставляли его, если он не хотел? Наказывали? Приводили примеры?

Для Вас воспитание – это процесс, главным в котором, является детский сад или семья?

Что для Вас было важно воспитать порядочного человека?

Большое спасибо, что Вы нашли для нас время, посетили нас и ответили на наши вопросы, до свидания.

Приложение 2.

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с Вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли они Вашей работой?

4. Знаете ли Вы друзей Ваших детей?

5. Бывают ли они у Вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

7. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?

8. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. А в «детские праздники» предпочитают дети оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?

11. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, походах?

15. Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми или нет?

16. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?

17. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

18. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, а какие хуже?

19. Как ваш ребенок реагирует на порицание?

20. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

21. С кем дружит ваш ребенок?

22. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

23. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

Приложение 3.

Анкета для родителей «Наш ребенок».

Цель: определить уровень нравственного поведения ребенка в представлении его родителей (дисциплинированность, чуткость, трудолюбие, скромность, принципиальность, самокритичность, ответственность).

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения родителей? (отметьте один ответ)

1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.

2. Часто непослушен и неисполнителен.
3. Не всегда исполнителен и послушен.

4. Всегда исполнителен и послушен.

II. Какого поведение ребенка дома? (отметьте один ответ)

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.

2. Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует.

3. Не всегда ведет себя плохо. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.

4. Всегда ведет себя хорошо.

III. Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким? (отметьте один ответ)

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.

3. Не всегда отзывчив и заботлив.

4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив? (отметьте один ответ)

1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.
4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько воспитаны простота и скромность у ребенка в отношении с родными и близкими? (отметьте один ответ)

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

4. Всегда прост и скромен.

VI. Проявляется ли у ребенка критичность по отношению к другим лицам? (отметьте один ответ)

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи и товарищей.

2. Очень редко высказывает свое мнение, критические суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.

4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично

VII. Проявляет ли самокритичность? (отметьте один ответ)

1. С обидой принимает критику членов семьи, на замечания грубит.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.

3. Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
4. Самокритичен, уважает критику других челнов семьи, стремится учесть критические замечания.

IX. Какого отношение ребенка к своей группе?

1. Не любит свою группу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.
2. Равнодушен к делам группы.

3. Любит группу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.

4. Любит свою группу и всегда подкрепляет это хорошими делами.

Обработка полученных данных . Просуммируйте номера ответов и полученную сумму разделите на 10. Степень проявления нравственных качеств в поведении детей в представлении их родителей оценивается по следующей шкале:

    от 1 до 1,5 – по мнению родителей, указанные качества не проявляются;

    от 1,5 до 2,5 – по мнению родителей, качества проявляются слабо;

    от 3,5 до 4 – по мнению родителей, качества проявляются ярко.

В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность духовно – нравственного развития у воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2).
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666), одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (разд. 1, п.5)

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования .

Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма . Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. Знакомство с родным краем питает детский ум, формирует устойчивый интерес к поискам нового, обогащает духовный мир ребёнка, поэтому очень важно приобщить детей в этом возрасте к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живём.

Период 5-7 лет является наиболее сензитивным для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.

На всех этапах развития педагогической науки, в том числе дошкольной педагогики, под разным углом зрения рассматривались цели, содержание, методы нравственного воспитания детей. Изучалась роль гуманных чувств в формировании морального облика ребенка-дошкольника (А.В.Запорожец, И.А.Княжева, Л.П.Стрелкова и др.), значимость норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П.Гаврилова, Т.И.Ерофеева, Е.А.Киянченко идр.), становление нравственной культуры ребенка (С.В.Петерина), роль знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А.Козлова), возможности и особенности осуществления дошкольником морального выбора (И.В.Сушкова, Н.А.Хохина, Г.И.Морева), проблема формирования основ гуманных отношений (Т.И.Бабаева, Ф.В.Изотова) и др.
Также имеются работы преимущественно" ориентированные на нравственное воспитание (А.В. Булатова, A.M. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, Л. Пеньевская, Т.И. Пониманская, В.Г.Фокина,), содержательные подходы в области нравственного воспитания (В.В. Белоусова, О.С. Богданова, Т.А. Ильин, И.А. Каиров, А.П. Кондратюк, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, И.И. Подласый, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, Н.Л. Худякова и др.), духовно-нравственного воспитания (М.Н1 Орлова, М. А. Скребцова, Л.В. Кокуева, А. Лопатина, Н.П. Шитякова, В.Д. Ширшов и др.).

Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно- нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы. Актуальность формирования основ духовно – нравственного развития у воспитанников ДОО в условиях реализации ФГОС ДО


Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в нашей стране

Введение.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

1.Духовность и нравственность.

Духовность, нравственность - базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям.

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова религия и его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Нравственность – это присвоение человеком (то, что стало частью его «я») моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.

2.Сущность духовно-нравственного воспитания.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Заключение .

Итак, изучив данную проблему, ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.

И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон "Об образовании”.

Однако, несмотря на это все еще остается острым вопрос с засильем в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Очень надеюсь на то, что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше непоправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и безвозвратного перерождения людей в роботов.

Кистер Г.Н., дошкольное структурное подразделение (филиал) МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района Саратовской области».

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

«Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один – расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. В своей работе с детьми я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с ними, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный.

Немаловажной проблемой в духовно-нравственном воспитании является проблема политическая. Государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую.

И наконец, среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Список литературы

  1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
  2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004. N 5.
  3. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.
  4. Данилюк, А.Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,2010.
  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников /под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.
  6. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000
  7. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире// Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.

Составитель: заместитель заведующего

Духовность и нравственность

«Человек – существо духовное, он

стремится не только к физическому

развитию, но и к духовному

становлению. Соединить в себе личное

и народное, земное и небесное,

телесное и духовное – это

естественная потребность человека,

призванного в этот мир».

(Л. Гладких.)

Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно, - о нравственном воспитании детей, но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании. Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.

По определению академика, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противоречий, что обеспечивает уважение человека к самому себе.


«Воспитание должно образовывать человека и гражданина. Человек – здравая душа в здравом теле. Гражданин – нравственность, просвещение, искусство, самостоятельность». ().

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его социальное развитие , которое предусмотрено всеми программами дошкольного образования . При этом под социальным развитием понимается процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества. В последнее время серьезное значение в этом процессе придается духовно-нравственному воспитанию. Духовно-нравственное воспитание затрагивает весь спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру (семьи, соотечественникам и т. д.) и определяет направление и пути профилактики асоциальных и антигуманных проявлений.

«Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине.» (Детский сад от А до Я. 2003.№3).

Мы довольно долго изучали работы, Рачинского и, ознакомились с программами по духовно-нравственному воспитанию и остановились на парциальной программе и «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников».

Программа по своей направленности является светской. В соответствии со ст.14 Закона РФ «Об образовании», которая включает требование интеграции личности в систему мировой и национальной культур, её содержание отражает духовный опыт русского православия без введения религиозной информации. Задачи её реализации опираются на цели духовно-нравственного воспитания , сформулированные: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни…».

Преследуемые цели:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей;

Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Приморского края , России;

Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Основные задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, ценить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций: первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

4. Помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей.

5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Воспитать достойного человека и будущего гражданина России.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);

Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры);


Гуманистическая направленность воспитания (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром)

Принципы реализации программы:

Систематичность проведение занятий;

Взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию и др.;

Сотрудничество взрослого и ребенка;

Сотрудничество педагогов и родителей.

Направления работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

5. Работа с семьёй.

Структура программы

https://pandia.ru/text/78/601/images/image003_144.gif" width="641" height="543 src=">Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективу возможность повышать познавательную активность детей, определить пути формирования у них представлений о православной культуре, истории и традиционной жизни русского народа, помогает формировать интерес к прошлому Руси-матушке.

Когда задумываешься о том, что истина, наследие – это духовное понятие, когда начинаешь понимать, что можешь подарить воспитаннику радость жизни, когда способен оставить сыну или дочери свое имя, свою честь, свое дело, своих друзей, свой процветающий народ, тогда ты твердо можешь сказать: «Я дал своему отроку понимание истины существования и мудрой жизни». По сути, нам ничего не надо выдумывать, ничего не надо искать. Нужно только обратиться к русской народной культуре, к нашему тысячелетнему историческому прошлому, к духовному наследию русских мыслителей, святых отцов, национальных героев.

Термин «духовное воспитание» не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных потребностей: идеальной потребности познаний смысла жизни и социальной потребности жить для других.

Наша задача, задача педагогов – донести все это до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России.

Формы работы с детьми:

Занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

Тема

«Совесть»

«Благодарность и недовольство»

«Добро и зло»

«Щедрость и жадность»

«Правда и ложь»

«Зависть и доброжелательность»

«Послушание и упрямство»

«Трудолюбие и лень»

«Милосердие и жестокость»

«Родина»

«Дружба и верность»

«Предательство»

«Осуждение»

«Сдержанность и вольность»

«Прощение и обида»

«Память»

«Чистое сердце»

Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек.

Родные, родня, род. Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Значение пословиц. Что разрушает семью, лечит и созидает. Образы родных (родители, братья и сестры)

Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова.

Совесть человека – советчик в жизни. Для чего надо хранить совесть, жить по совести, выполнять все заповеди, правила жизни. Не делать того, чего не желаешь себе. Значение пословиц.

Понятие «благодарность». Слова благодарности за доброе дело, услугу. Происхождение этих слов. Значение пословиц.

Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная, доброта ложная.

Проявления щедрости. Щедрый человек. Жадность – скупость, нескромность желаний. Значение пословиц.

Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых поступков. Отношения людей. Значение пословиц.

Различные проявления зависти в жизни. Доброжелательность - её противоположность. Радость добрая. Радость злая. Значение пословиц.

Различия слов «слышать» и «слушать». Послушание. Упрямый человек. Непослушание. Значение пословиц.

Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, источник жизни человека. Две беды – лень и праздность. Значение пословиц.

Дела милосердия: помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить, пожалеть.

Наша Родина – Россия (Русь). Святая Русь. Герб. Родина и её защитники.

Дружба. Кого можно назвать настоящим другом. Какой я сам друг и товарищ. Что такое верность (отзывчивость, чуткость, взаимопомощь , терпимость). Значение пословиц.

Верный друг. Предательство – измена. Как удержать себя от предательства. Что сделать, чтобы исправить ошибки. Значение пословиц.

Имеем ли мы право осуждать. Правила «тройного решета»: правда ли то, что ты хочешь сказать; хорошо ли то, что ты хочешь сказать; нужно ли это знать другим. Значение пословиц.

Сдерживаться – ограничивать себя в плохих поступках, жить по правилам добрых дел. вольность – нарушение добрых правил. Значение пословиц.

Почему мы обижаемся? Как мы понимаем слово «прощение». Часто ли мы просим прощение? Правила жизни. Справедливое отношение к допустившим ошибку. Значение пословиц.

Память. «Памятование». След человека на земле. Праздники Руси (календарные, храмовые, трудовые, семейные). Памятные даты истории. Значение пословиц.

«Любящее сердце». «Каменное сердце». Заповедь любви: «возлюби ближнего своего как самого себя». Что мешает любви? Правила доброго, любящего сердца.

В связи с изменившейся социально-экономической ситуацией наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях. В этой связи формирование нравственных ценностных ориентаций у детей начиная с дошкольного детства является одной из основных задач.

Разработанная тематика занятий ставит своей целью:

Содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка;

Учить смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей;

Формировать представления о нравственных ценностях, нравственных качествах;

Адекватное эмоциональное отношение;

Адекватное нравственное поведение.

При планировании и проведении занятий педагоги ДОУ опирались на собственное творчество, вносили некоторые изменения в соответствии с темой и задачами, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Предполагаемый результат

Работая по программе духовно-нравственного воспитания, мы ставили перед собой цель достижения следующих результатов:

1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.

2.Нравственные потребности, стремления, чувства:

Активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;

Чувство доброжелательности окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;

Любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

Чувство симпатии к людям независимо от их национальности;

Приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

Ответственность за свои дела и поступки,

Потребность и готовность проявлять сострадание и со-радование;

Субъективное психо-эмоциональное благополучие;

3. Нравственные умения и привычки:

Следовать традиции празднования именин;

Проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

Анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;

Справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

Вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность;

В приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;

Тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;

Привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

Бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Список литературы

1. Духовно-нравственное развитие современного ребенка в различных общностях и социальных группах / Под редакцией – М., 2009.

2. , Куприна этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – М.. 2001.

4. , Смирнова общения: от года до семи лет. – М.,1992.

5. Детский сад и семья/ Под редакцией – М.; Педагогика 1997.

6. Козлова воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998.

7. Курочкина научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.

8. О формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2008. №4.

9. Введение дошкольника в мировую культуру //Дошкольное воспитание. – 2006. №5.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. – -Бад. – М., 2002.

11. Программы для специальных дошкольных учреждений. – М., 2004.

12. Современный словарь по педагогике / Сост. . –Минск, 2001.

13. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. №9.

14. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. №5.

15. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. ,

Приложение.

Нельзя:

- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

Бездельничать, когда все вокруг тебя трудятся, плохо предаваться праздности;

Смеяться над старостью и старыми людьми; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;

Вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

Допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то. Что запрещают старшие;

Оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

Обижать девочку, девушку, маму.

Правила дружбы

Не домогайся первенства среди друзей. Не позволяй брать себе все самое лучшее.

Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т. д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.

Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.

Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом, не обвиняя и не осуждая его.

Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.

Не наушничай, не доноси на товарища.

Умей принять помощь и советы от других ребят.

Правила любящего сердца

Любящее сердце:

Милосердствует, никогда никому не причиняет зла;

Не превозносится над другими, не гордится;

Много терпит, все переносит без уныния, без печали;

Не гневается, не раздражается, не мыслит зла;

Не завидует, не ищет своего;

Не радуется неправде, а порадуется истине;

Не требует ничего взамен: ни платы, ни одобрения, ни других наград;

Неизменно, не зависит от настроения, удобств или других обстоятельств.

Правила воспитания щедрости

Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который тебе нравится, с родными и близкими, а затем с незнакомым человеком.

Делимся немногим и, оказывается, совсем не можем не страдать.

Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.

Правила добрых дел

Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.

Не твори добра напоказ.

Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.

Старайся искоренять плохие привычки.

Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.

Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.

Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.

Без разрешения ничего не бери.

Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.

Примиряй ссорящихся.

Утешай в печали, скорби, болезнях.

Никогда не произноси плохих, злых слов, оскверняющих душу человека.

Не будь жадным, негостеприимным.

Говори то. Что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).

Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).

Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Правила вежливости

Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу.

Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Приложение

«Что такое хорошо и что такое плохо?».

Игра-ассоциация

Цели :

1.Знакомить детей с правилами поведения людей в обществе, учить различать положительные и отрицательные поступки.

2.Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

3.Развивать способность понимать действия, изображённые на картинке, и соотносить их с действительностью, способствовать развитию эмпатии.

Вариант 1.На поверхности стола элементы лицевой стороной вверх. Собрать карточки по следующим признакам:

Положительные поступки;

Отрицательные поступки;

Вариант 2.Отобрать три элемента игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Соединить подходящие элементы в одну карточку, при этом проговаривая ситуацию, изображённую на карточке. Самостоятельно собрать остальные элементы в карточки.

«Телевидение»

Сюжетно-ролевая игра

Цели:

1.Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд - коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

2.Закреплять представления детей о средствах массовой информации , о роли телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия:

Выбор программы, составление программы редакторами;

Составление текстов для новостей, других программ;

Подготовка ведущих, зрителей;

Оформление студии;

Работа осветителей и звукооператоров;

Показ программы.

Компьютеры;

Микрофоны;

Фотоаппараты;

-«хлопушка»;

Программы (тексты);

Символика различных программ;

Элементы костюмов;

Грим, косметические наборы;

Элементы интерьера, декорации;

Сценарии, фотографии.

«Служба спасения»

Сюжетно-ролевая игра

Цели:

1.Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

2.Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения , её необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

3. Развивать речь детей.

Примерные игровые действия:

Вызов по тревоге;

Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

Распределение спасательных работ между разными группами;

Использование техники специального назначения;

Спасение пострадавших;

Оказание первой медицинской помощи;

Доставка необходимых предметов в район происшествия;

Возвращение на базу.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

Набор техники специального назначения;

Рации, телефоны;

Планы, карты;

Символика службы спасения;

Инструменты;

Защитные каски, перчатки;

Использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь».

Приложение

«День добра»

Сценарий мероприятия

Цели:

· формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве;

· поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

· учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики,

жестов, а также в речи или рисунке.

Действующие лица:

Мишка – педагог, ребенок или мягкая игрушка, озвучиваемая воспитателем. Воспитатель.

(Группа украшена шарами, цветами, лентами. Накануне оформляется стенгазета, рассказывающая о добрых делах, поступках детей).

(В гости к детям приходит Мишка, который рассказывает им свою невеселую историю).

Мишка: на лес, в котором я живу, напала старуха Лень. Она заколдовала все вокруг: трава сохнет, цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы уже давно не поют своих песен, а звери, лесные жители, впали в спячку, они даже не слышат, как от голода, холода и одиночества плачут их малые детки. Одному только мне удалось вырваться из плена злой и ленивой старухи. Я пришел к вам, ребята, за помощью, чтобы вы помогли мне освободить лес от старухи Лени.

Воспитатель: Дети, поможем нашему гостю?

(Дети соглашаются).

Воспитатель: Мишутка, подскажи нам, пожалуйста, как тебе помочь?

Мишка: Лесных жителей и наш лес спасут добрые поступки детей, трудолюбие, вежливость. Дети, а вы умеете совершать добрые поступки?

(Ответы детей).

Мишка: А вы знаете, что такое "доброта", "добрые поступки"? Как их можно, по – вашему совершить?

(Предполагаемые ответы детей: полить цветы, помочь другу в беде, говорить вежливые слова, помогать малышам, маме, бабушке).

Воспитатель: Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!".

"Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!"

И каждым становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

(Красильникова "Доброе утро".)

Мишка: Дети, а вы тоже, при встрече утром в детском саду друг другу говорите добрые слова – приветствия?

(Утвердительные ответы детей).

Мишка: Вот видите, одно доброе дело у вас есть. Но одним добрым поступком, к сожалению, лес не спасешь, и он может погибнуть.

Воспитатель: Не расстраивайся, Мишка! Мы сейчас насобираем тебе полную "копилку добрых дел". Эту "копилку добрых дел" ты отнесешь в лес.

(Педагог показывает детям копилку и предлагает бросить в нее первую фишку – "добринку").

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите – кА на наши цветочки: они плачут.

(Педагог обращает внимание детей на сухую землю в цветочных горшках. Дети поливают цветы.)

Мишка: А как еще можно помочь цветам?

Дети: Полить, протереть листочки, подрыхлить землю.

(Дети оказывают помощь цветам).

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы все добрые, заботливые.

(Мишка предлагает поиграть в игру "Добрые и вежливые слова")

Игра с мячом "Добрые и вежливые слова"

Дети стоят в кругу. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено "недоброе" слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.

Воспитатель : Дети, пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек: им тоже нужна помощь.

(Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги.

Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно

в копилку бросать фишки – "добринки").

(Мишка предлагает поиграть в игру "Менялки").

Игра "Менялки"

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель называет признак, например: "Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты и т. д.)". Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. Обязательное правило: соблюдение права на личное достоинство и уважение этого достоинства.

Мишка: А вашим игрушкам, ребята, тоже нужна помощь! У многих из них невеселые глаза.

(Дети моют игрушки, приводят в порядок платья кукол, аккуратно складывают строительный материал , вытирают пыль с полок с игровым материалом).

(Проводится игра "Обыграй превращение").

Игра "Обыграй превращение"

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с этими предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его "яблоко" – дети его "моют", "нюхают", "едят".

Мишка: Дети, у вас есть друзья? Часто вы им говорите добрые слова?

(Ответы детей)

(Проводится игра "Волшебный стул").

Игра "Волшебный стул"

Дети стоят в кругу, педагог в центре круга ставит стул и говорит: "Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто – то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова".

Взрослый предлагает одному из детей сесть на "волшебный стул" и сразу начинает об этом ребенке говорить что-нибудь хорошее. Затем "волшебная" палочка передается ребенку, который стоит справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о сидящем на стуле воспитаннике. Взрослый дает возможность высказаться каждому участнику игры, а потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на "волшебном" стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на "волшебный стул" приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова.

Мишка: Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помочь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени.

Воспитатель: Мишутка, в нашей "копилке" уже много добрых дел скопилось, отнеси ее своим друзьям, лесным жителям.

(Мишка берет "копилку добрых дел", благодарит детей за помощь, прощается с ними).

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас чудесный день – День добра. Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи Лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу только добрые слова, которые всем приятно слышать.

(Вечером воспитатель предлагает детям нарисовать, как они провели этот необычный день. Свои рисунки дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как День добра).