Развивающие игры для детей четвертого месяца жизни. Игры с ребенком (4 месяца) Развивающие игры для малышей 4 месяцев

Малыш от 3 до 4 месяцев активно развивается в эмоциональном и социальном плане: подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются. При этом малыш уже выражает протест, когда теряет взгляд взрослого (мамы или другого значимого взрослого) или когда значимый взрослый собирается уходить.

Во время бодрствования у малыша легко возникает комплекс оживления, ребенок рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим – это состояние может длиться больше трех минут. На прогулке или в гостях малыш ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, тянется к нему, рассматривает его лицо, пытается дотронуться.

Четвертый месяц – это подготовительный этап развития активной речи: гулит сам или через 1-3 мин после общения с ним взрослого.

На четвертом месяце жизни ребенок уже осознанно тянет ручки к тому, что вызывает у него интерес. Захватывая ручкой игрушку, кроха делает это всей ладошкой с раскрытыми пальчиками, то есть совершает так называемое «обезьянье хватание», хватание «в горсть».

Кроме того, он начинает довольно активно цепляться пальчиками рук за все то, что может ухватить: за свою одежду, волосы, лицо (как и подобает обезьянке!).

Зрительные ориентировочные реакции проявляются в том, что малыш узнает маму или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается.

Предпочитает объемные игрушки; рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки; смотрит на игрушку, потягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т. д. (3 мин и более);

Моргает при быстром приближении игрушек.

Массажные и предметные игры и упражнения для детей 4 месяцев

1. «Оладушки»

Проведите своим пальцем по раскрытой ладошке ребенка, выполняя круговые движения и приговаривая:

Любимая бабушка тесто месила.
Тесто месила и говорила:
«будут оладушки-оладушки у бабушки!

Произнеся последние две строчки, потеребите за кончик
Каждый пальчик малыша.
Затем разомните каждый пальчик отдельно:
Добрая бабушка маслице лила,
Маслице лила и говорила:
«готовы оладушки у вашей бабушки!
В гости идите, друзей приводите!»

Произнеся последние две строчки, потеребите за кончик каждый пальчик малыша.

2.«Змейка»

Объекты: пальчики малыша.

Игрушки: короткая атласная ленточка.

Эта игра поможет малышу дольше удерживать ладонь раскрытой, а пальчики выпрямленными. Погладьте его ручку, каждый пальчик отдельно, а потом проденьте ленточку между двумя пальчиками, например между мизинцем и безымян¬ным. Скажите:

Змейка в травке полежала...
Затем потяните ленточку на себя так, чтобы она скользнула между пальчиками, и радостно и удивленно воскликните:
раз-два-три! Ее не стало!

3. «Две змейки»

Объекты: пальчики малыша.

Игрушки: короткая атласная ленточка и круглый гладкий шнурочек.

Теперь «змеек» будет две. Они по очереди станут обвивать пальчики малыша. Сначала - привычная змейка-«ленточка». На этот раз она будет стараться обвить три пальчика ребенка и так же быстро проскользнуть между ними. Потом несколько пальчиков обовьет круглый шнурочек, который вы так же быс-тро и осторожно протянете между ними:
Змейки прятались в траве,
Не одна, а целых две.
Друг за другом поползли И исчезли: раз-два-три!

4. «Ручки в гости собирались!»

Объекты: ладошки и личико малыша.

В гости могут собираться и обе ручки. Малышу очень нравится ощупывать свое личико, кулачки при этом хорошо раскрываются. Для того чтобы занятная игра длилась дольше, используйте потешку:

Ручки в гости побежали,
Ручки щечки повстречали!
Хлоп да хлоп, шлеп да шлеп.
Щечки ручки провожали!
Раскрытыми ладошками обеих ручек ласково похлопайте по щечкам малыша. Точно так же ручки по очереди похлопайте по ушам, бровям, глазам, лбу и носику.

5. «Лисичка»

Объекты: пальчики малыша.

Игрушки: курочка, петушок или цыпленок.

В этой игре лисичка снова будет охотиться на птичку, но сделает это по-другому. А пока кроха в роли лисички с вашей помощью готовится схватить птичку, она спокойно стоит перед ним на расстоянии его вытянутой руки.

Птичка зернышки клевала
И лисичку не видала.
Тук-тук, тюк-тюк.
Когда малыш потянется за игрушкой, обхватите своими руками его ручки и накройте его ладошками игрушку движением сверху вниз:
А лисичка не зевала,
Птичку быстренько поймала!
Сверху лапками накрыла
И с собою утащила.

После этого помогите малышу удержать игрушку пальчиками и притянуть ее к себе. Ваша маленькая «лисичка» может теперь попробовать сама накрыть сверху ладошками невнимательную птичку и тянуть ее, сколько захочет.

Диагностические упражнения для младенцев

Диагностические упражнени для малышей 4 месяцев стимулируют последовательность визуального развития, последовательность в развитии представлений, имитации звуков и жестов, развитии представлении об операциональной причастности, обобщение эффектиыных действий

Развитие детей 4 месяцев

Развиваются слуховые ориентировочные реакции:

  • поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами: слушает в течение 2~3 с и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушки или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с;
  • трясет погремушкой в своей руке, делает паузу и снова трясет ее;
  • выделяет любимую музыку;
  • по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5-10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

Навыки и умения в процессах:

  • во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку;
  • при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления - руки на бутылочке.

Происходит развитие мышления: малыш настойчиво пытается что-либо достать.

Ведущая деятельность в младенческом возрасте – эмоциональное общение. Поэтому все занятия и игры с ребенком должны быть ориентированы в первую очередь на реализацию этой деятельность – эмоциональное общение с близкими людьми, а не на раннее обучение энциклопедическим знаниям, языкам, чтению и др.

Важно помнить, что младенец от рождения до года проходит сенсомоторную стадию развития, в связи с этим следует уделять внимание развитию органов чувств (зрение, слух, осязание, равновесие и т.д.) и стимулированию развития двигательной сферы.

Четвертый месяц - это время формирования основного двигательного навыка - опора на руки в положении лежа на животе. Поэтому все время бодрствования малыш в этом возрасте должен проводить лежа не на спине, а на животе, укрепляя мышцы верхнего плечевого пояса и спины, необходимых для осуществления ползания в дальнейшем.

Считается, что в 4 года ребенок переживает так называемый переломный период в мировосприятии: он уже не младенец, но и до взрослого ему далековато. Постарайтесь уделить ему как можно больше внимания, отвлеките от капризов, придумайте новые занятия. Во всем этом вам придут на выручку развивающие игры для детей 4-х лет.

Ваш ребенок беспричинно капризничает или наоборот балуется так, что его невозможно успокоить? По мнению психологов, частая причина таких перепадов настроения одна, и называется она скукой. То есть именно так ваше чадо выражает свои эмоции. Крохотному человечку пока еще не под силу найти себе занятие по вкусу. Помогите ему в этом, сделая ваш досуг интересным, полезным и запоминающимся.

Прежде всего, можно поиграть в самую простую игру «Найди игрушку». Малыш должен отвернуться, пока вы прячете куклу игрушку, затем скажите крохе, что она убежала (заблудилась/потерялась/уехала/улетела) и ее обязательно нужно найти. Не стоит затягивать поиски надолго, иначе ребенок быстро устанет и потеряет интерес. Помогите ему найти игрушку подсказками «теплее» или «холоднее», чтобы ребенок быстрее нашел то, что искал.

Можно поиграть в игру, хорошо тренирующую память. Разложите несколько игрушек, попросите ребенка их запомнить, а после этого одну из них убрать. На начальном этапе малыш должен понять, какой именно игрушки нет на месте. Впоследствии, вы можете усложнить игру, и убрать уже не одну, а две-три игрушки. А на еще более сложном поменять оставшиеся местами или вообще добавить новые.

Развить мелкую моторику вашего ребенка помогут раскраски . Сейчас ваш 4-хлетний малыш находится как раз в таком возрасте, чтобы начать создавать шедевры, вооружившись красками, кисточками и фломастерами. Постарайтесь выбирать все-таки крупные рисунки. Мелкие детали такой малыш еще не в состоянии раскрасить, поэтому, скорее всего, такие рисунки в результате могут получиться очень неаккуратными.

Часто случается и так, что кроха наотрез отказывается рисовать. В таком случае попробуйте использовать различного рода картины из песка или гипсовые рамки, которые малыш уже вполне самостоятельно сможет сделать используя предложенные ему формы, а после чего с удовольствием раскрасит и преподнесет в качестве подарка, скажем, любимой бабушке или сестренке.

Мальчики никогда не откажутся от конструкторов. Они охотно соберут робота, гоночный автомобиль или построят настоящий город, а девочки поиграют с принцессами, предварительно вырезав для них бумажные наряды. Бесспорно, в самом начале им никак не обойтись без помощи взрослых, но воздержитесь от выполнения за малыша всей работы. Часто родители так увлекаются и предаются воспоминаниям, что, кажется, совершенно забывают о том, что на данном этапе главной задачей является именно развитие маленького ребенка.

Игры, обогащающие речь и словарный запас

Целью этих игр является развитие у ребенка четкой, чистой и грамотной речи. Не забывайте и о том, что никто не наделяется искусством красноречия от рождения, эту способность нужно развивать. А на сегодняшний день, к сожалению, приходится констатировать, что люди, хорошо владеющие речью — это редкость. Родителям, к сожалению, бывает некогда уделять внимание таким деталям, как внимание, речь и моторика. В результате малышу ничего не остается как учиться говорить, активно черпая свой словарный запас из телепередач.

Бывает, что детская речь невнятна, — они то и дело проглатывают окончания, а иногда и целые слова, или же наоборот растягивают их до неузнаваемости. Исследования показывают, что обладатели хорошей дикции впоследствии становятся лучшими учениками в классе.

Четыре года — это как раз тот возраст, когда дети способны как губка впитывать всю предоставляемую им информацию, а на помощь родителям, как нельзя лучше придут следующие занятия:

  • Скороговорки. Они очень положительно влияют на речевой аппарат, заметно улучшают дикцию и значительно обогащают словарный запас.
  • Заучивание стихотворений наизусть. Способно обогатить словарный запас малыша, научив его правильно произносить слова.
  • Чтение художественной литературы перед сном. Не поленитесь и введите за правило читать малышу хотя бы несколько страниц перед сном.

Игры на развитие координации

Помните и об усовершенствовании координации. В решении этой задачи вам помогут специальные игры предназначенные для детей 4 лет. Помните, в детстве все мы играли в «Морская фигура, замри»? А ведь именно эта игра, как нельзя лучше подходит для достижения поставленной цели. У игры есть несколько вариантов.

Самым популярным считается тот, когда включается музыка и деткам предлагается потанцевать. Затем ведущий резко выключает мелодию, а команда должна замереть именно в том положении, в котором застала тишина каждого участника. Можно усложнить задачу и предложить застыть в образе мультипликационного персонажа, неодушевленного пейзажа, животного или птицы.

Последний вариант преследует сразу две цели: не только развивает координацию, но помогает изучить окружающий ребенка мир. Также очень действенным способом развития координации являются танцы.

Игры, развивающие коммуникативные способности

Иногда случается так, что внезапно ребенок становится замкнутым и перестает выражать эмоции. Это может быть вызвано целым рядом причин, а решить проблему помогут развивающие игры в коллективе.

Например, «Найди цвет». Ведущий должен назвать какой-либо цвет, а участникам предлагается найти его на одежде друг друга.

Еще можно поиграть в «Эмоции», что способствует снятию чрезмерной скованности и замкнутости. В этой игре ведущий просит изобразить, к примеру, радость, гнев, обиду. Даже самые стеснительные детки, в конце концов, как правило, все равно включаются в процесс игры.

Компьютерные игры для детей 4х лет

Конечно же, компьютеры, которые в последнее время так активно вошли в нашу жизнь, не могут не придти на выручку современным родителям. При помощи интернета вы можете найти огромное количество не только развивающих игр для совсем юных почемучек, но и огромный выбор раскрасок для маленьких художников. Хотя психологи все-таки советуют не забывать о том, что не стоит злоупотреблять возможностями виртуального пространства, чтобы ребенок не был «компьютерозависимым», а получал удовольствие и радость от активной жизни.

Вашему ребенку 4 месяца. Он стал другим не только внешне, но и по поведению. Это уже не тот беспомощный малыш, которого вы принесли из роддома. Он многое умеет и с каждым днем действует все более осмысленно и уверенно. Считается, что в этом возрасте завершается адаптация к окружающим условиям и меняются все системы организма.

Общее физиологическое развитие

К этому возрасту кроха набрал еще 750 г, объем груди увеличился на 2,5 см, а головы - на 1 см. Теперь малыши весят 6-7 кг (плюс-минус 1 кг), а норма роста - 60-63 см (плюс-минус 3 см).

В этот период жизни у малышей начинают быстро расти ногти и волосы. Необходимо вовремя состригать отросшие ноготки, так как ребенок еще не умеет управлять ручками и может сильно оцарапать себя.

Увеличивается физическая активность грудничков и уменьшаются периоды дневного сна. Теперь на сон уходит 14-15 часов в сутки, а период бодрствования между сном и кормлением составляет 2 часа.

Большинство младенцев все еще питаются преимущественно грудным молоком, и сегодня все педиатры мира сходятся во мнении, что это лучшая еда для малыша. Но если случилось так, что вы не можете кормить ребенка грудью, то в этом нет ничего страшного. Главное, правильно выбрать смесь и прикорм, обращаясь только к известным маркам.

Умения и навыки

В развитии ребенка на четвертом месяце тоже много нового. Он делает первые попытки переворачиваться со спины на животик. Покажите карапузу яркую игрушку, пусть он заинтересуется ей. Но не давайте ее ему в ручки, а положите рядом. Малыш будет тянуться к игрушке, кряхтеть. Это поможет ему научиться поворачиваться набок, а позже и на живот. К концу четвертого месяца детишки уже могут поднимать верхнюю часть тела в положении «на животике», при этом они уверенно держат голову и поворачивают ее в разные стороны. Малыши могут немного проползать вперед, вытягивая туловище на руках.


4-месячный кроха уже пробует переворачиваться на животик, готовится к сидению и активному ползанию

В этом возрасте ребенок подготавливается к этапу сидения. Он может подтягиваться ручками, хватаясь за пальцы взрослого. Происходит так называемая группировка ребенка: он подтягивается головой и туловищем и свободно удерживается в этом положении.

На четвертом месяце более точными и уверенными становятся движения младенцев. У них развивается координаторная функция «глаз-рука-рот». Все то, что малышу попалось в ручку, он ухватит и потянет в рот. Он также тянет в рот и свои ручки.

В этом возрасте ребенок начинает различать цвета и форму предметов, поэтому рекомендуется давать малышу игрушки разнообразных цветов и форм. Кроме того, у карапуза появляются любимые игрушки и те, с которыми он играет неохотно.

Особенности нервной системы

У четырехмесячного грудничка угасают безусловные рефлексы, а вместо них формируются условные. Например, хватательный рефлекс: раньше малыш сразу хватал предмет, а теперь он на него смотрит, а только потом тянется к нему.

Поисковый рефлекс выражался в тактильных ощущениях, а теперь он тоже зрительный. Например, видя бутылочку, кроха открывает рот. Он готовится к акту сосания.

Психоэмоциональное развитие

Проведите несложный психологический эксперимент: встаньте рядом с малышом, улыбаясь ему. И он улыбнется вам в ответ. Если вы отвернетесь, то кроха попробует обратиться к вам призывными звуками. Если ребенок в 4 месяца не реагирует таким образом, это сигнал - он не проявляет инициативы в общении. Необходимо задуматься над этим. Общение и привязанность - важная характерная особенность психологического развития ребенка в 4 месяца.


В этот период детям очень нужно общение с любимыми мамой и папой. Когда он их видит, то начинает активно двигаться, выражая тем самым свою радость

В этот период у детей проявляется еще одна психоэмоциональная особенность - комплекс оживления. Когда в поле зрения ребенка появляется мама или папа, его ручки и ножки начинают активно двигаться, он может взвизгивать, что-то лепетать и улыбаться.

Малыши четвертого месяца жизни очень настороженно относятся к незнакомым людям. И даже к родственникам, которых они редко видят. Кроха может заплакать, если к нему подойдет посторонний человек. В этом возрасте младенцы еще не способны распознавать образ взрослого, если он немного изменился: стоит маме надеть, например, очки, и кроха не узнает ее. Такая метаморфоза тоже может его испугать.

Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие ребенка. На 4-м месяце жизни малыш не просто видит, он способен следить глазами за движущимся предметом или объектом, который находится не дальше нескольких метров. А если предмет убрать из поля зрения, то карапуз тут же про него забудет и вспомнит, если его снова ему показать. На этой особенности детей данного возраста строятся разные игры.

Малыши на данном этапе развития предпринимают первые попытки «разговаривать». Конечно, «говорят» они пока на своем младенческом языке (гулят, лепечут), но мамочки и папочки уже способны их понимать.

Малыши улыбаются, громко смеются, визжат. В этот момент необходимо поддержать своего кроху в его стремлении общаться, больше говорить с ним, поощрять его речевую активность.

Называйте вслух предметы, комментируйте свои действия (даже если вы просто меняете памперс), пойте ему песенки, читайте потешки, играйте в игры. Можно повторять за младенцем звуки, которые он издает, тем самым обучая его первым азам диалога. Не понимая смысла фраз и слов, крошка будет слушать тональность и эмоциональные краски голоса. Все это стимулирует малыша начать быстрее говорить и читать.

Аспекты питания

Соки: давать или не давать?

Наверняка в вашей семье есть бабушки, которые помнят, как в их молодость детям уже в 2 месяца давали сок. Действительно, так и было. Тому поколению очень хотелось посытнее накормить детей, дать им больше витаминов.


С 4-х месяцев можно начинать прикорм. Как правило, это каша или овощи. Фрукты и соки даются ребенку позже

Сегодня от этой тактики отказались, так как стало ясно, что витаминов в том количестве соков, что предлагается малышам, мало. А кроме того, сок раздражает стенки кишечника ребенка. В результате он не только эти витамины не усваивает, он не усваивает и то, что должен получить с другим питанием. Это подтверждает Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ - документ, подписанный двумя академиками. В нем же говорится, что до 4-х месяцев ребенок должен получать только грудное молоко (или адаптированную молочную смесь), и ничем прикармливать его не нужно .

В целом 4-месячный ребенок должен получать 1 литр еды в сутки.

Прикорм

Каша

В 4 месяца можно начать вводить первый прикорм. Традиционно в нашей стране это каша. Кашу рекомендует и Союз педиатров России. Каша должна быть безглютеновая (рис, кукуруза, гречка). Необходимо выбрать какую-то одну кашу и предложить ее малышу сначала в очень небольшом количестве, постепенно увеличивая порцию. Обычно начинают давать 1 чайную ложку готового продукта и доводят количество до 100 грамм.

Большинство педиатров не рекомендуют варить каши самостоятельно, лучше купить готовые, которые разводятся водой или грудным молочком (смесью). Дело в том, что промышленные каши лучше промолоты и измельчены, они обогащены витаминами и микроэлементами, которые необходимы детям.

Если варить кашу самостоятельно, то нельзя делать это на цельном молоке, которое вводится гораздо позже. Следует измельчить крупу в кофемолке и сварить ее на овощном бульоне. Если потребуется, протереть кашу через сито.

Кашу лучше давать утром - формируем завтрак, но можно и вечером.

Овощное пюре

На один вид прикорма дается около 2-х недель, по прошествии которых можно начинать вводить что-то другое. Например, овощное пюре. На самом деле, прикорм не всегда начинается с каши - можно начать и с овощного пюре, особенно если у ребенка избыточная масса тела, запоры или склонность к диатезу.

Лучшие овощи для первого прикорма - кабачок, цветная капуста, брокколи. Овощной прикорм обычно вводится днем, потому что с его помощью формируется обед. Начинайте давать малышу овощи с 1 чайной ложки и за 2 недели доведите до 100-150 г.

Итак, ближе к 4,5-5 месяцам ваш малыш уже завтракает и ужинает кашей (100 г), обедает овощным пюре (100-150 г). Докорм - смесью или грудным молоком.

Особые указания

  1. Начинайте прикорм только в том случае, если ребенок полностью здоров и пребывает в хорошем настроении, иначе он не сможет положительно воспринять новый для него вкус еды.
  2. Первый прикорм лучше давать утром или в обед, в первой половине дня. У вас должно быть время на то, чтобы понаблюдать за реакциями организма младенца. Сосредоточьте внимание на коже (нет ли сыпи, покраснений), краснота вокруг ануса и на ягодицах тоже говорит об аллергии. Проследите за стулом, следующие реакции должны вас насторожить: учащение стула, слизь, зелень или комочки в кале.


Теперь малыш стал более интерактивным, с ним интересно проводить время, играть. Игры для крохи - это не только развлечение, но и способ развития различных навыков и умений

Игры с малышом в 4 месяца

С детьми этого возраста можно весело проводить время и играть в интересные игры.

Пальчиковые игры

Взрослый складывает пальцы, имитируя утенка, и приговаривает:

Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (весь стишок пропевается 2 раза).

Со временем малыш тоже станет делать этот жест пальчиками.

А теперь прилетела муха - ж-ж-ж-ж (показываем кистями рук, как летит муха). Прогоняем муху:

Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Сидеть спокойно не мешай! (рукой показываем, как мы отмахиваемся от мухи).

Стишок пропевается несколько раз.


Подвесные игрушки помогают развивать мелкую моторику и координацию движений

Игра на раскрытие кулачка и развитие тактильных ощущений

Проведите ладошками карапуза себе по лицу, раскрывая кулачок. Приговаривайте: «Мама хорошая, хорошая».

Игра на координацию движений

Подвесьте на цепочку соску или небольшую игрушку и поболтайте перед малышом. Он будет тянуть ручонки и пытаться схватить предмет. Пусть цепочка немного раскачивается из стороны в сторону, чтобы кроха мог «побороться» перед тем, как схватить ее. Но обязательно сделайте так, чтобы у него получилось заполучить вожделенную игрушку, наградите малыша поцелуем и похвалой: «Умница ты моя!».

Исследуем собственное тело

Детеныша можно занять, надев на него яркие предметы одежды, например, носки. Он обязательно заинтересуется ими и начнет играть с ножками. Понравится ему и игрушка-браслетик на ручку.

Игры со звуками

Игры со звуками - любимая забава деток этого возраста. Ваша задача - издавать разные звуки: вот вы лев, и рычите, теперь вы паровозик, и пыхтите. А сейчас вы кошечка. Мурлычьте. Скоро ребенок запомнит эти звуки и начнет их повторять за вами.

Эти занятия обязательно принесут много удовольствия и радости вашему сорванцу.


Уход за ребенком в 4 месяца несложен: как правило, это купание, подмывание, обработка ушей и глазок, мытье головы. Важно в этот период начать заниматься гимнастикой для младенцев

Уход и гигиена

С 4-месячным ребенком необходимо ежедневно делать гимнастику (при условии, что он весел и здоров).

Положите ребенка на спинку:

  • Ручки вверх-вниз, затем по кругу в одну и другу стороны.
  • Скрестите ручки и разведите в стороны, затем опять скрестите.
  • Поворачивайте кроху на левый, затем на правый бок.
  • Согните и разогните ножки, сделайте ими круговые движения - сначала одной ножкой, потом другой, а в конце - обеими.

Положите на животик:

  • Сгибайте ножки в коленях, затем выпрямляйте их, разводите их в стороны и сводите.

Гимнастика - важная вещь в этом возрасте, но все должно быть в меру. Малыш не должен переутомляться. 5 минут утром - достаточно для 4-месячного карапуза. Во время гимнастики пойте ему веселые песенки, читайте потешки, главное, чтобы он почувствовал ритм. В конце не забудьте похвалить детеныша.

Необходимо следить за чистотой и гигиеной малыша:

  • чистите носик и ушки по мере надобности специальными ватными палочками с ограничителями;
  • купайте младенца каждый день в одно и то же время;
  • мыть голову достаточно 1 раз в неделю;
  • после туалета ребеночка нужно обязательно подмывать;
  • раз в неделю подрезайте ему ноготки.

Когда стоит волноваться

Развитие ребенка в 4 месяца не всегда происходит строго по шаблону и не всегда соответствует какому-то стандарту. Все дети индивидуальны. Однако средние показатели именно такие, какие описаны выше. На них можно опираться, но ни в коем случае не паниковать, если ваши результаты немного отличаются. Волноваться стоит только тогда, когда малыш:

  • не желает общаться и не замечает окружающих людей;
  • не оживляется при виде мамы или папы;
  • не имитирует звуки;
  • не улыбается и не смеется;
  • не заинтересовывается яркими игрушками и картинками.

В этих случаях можно говорить о подозрении на небольшое отставание в развитии, поэтому ребенка стоит показать педиатру.

Как заниматься с ребёнком в 4 месяца. В какие игры можно играть с ребёнком в 4 месяца. Игры для ребёнка в 4 месяца. Игрушки для ребёнка в 4 месяца.

Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 4 месяца .

Если в семье есть старшие дети, привлекайте их к уходу за самым маленьким членом семьи и занятиям с ним. Показывайте им, как вы общаетесь с младшим, сопровождаете свои действия ласковой речью.

Как развивать зрение и слух ребёнка в 4 месяца

У малыша активно развивается зрительная память. В возрасте 3-4 месяцев он способен узнавать игрушку, а также отличать знакомое лицо от незнакомого. Вы можете помочь ему развивать эти способности, используя разные игры.

Малыш в разных положениях

Выберите игрушку и показывайте ее, когда малыш находится в разных положениях: сбоку, со спины, когда он лежит на животе или на спине. Приближайте игрушку к его лицу, а затем удаляйте.

Игры с разными предметами

Дайте малышу для игр предметы, разные по форме, размеру и цвету. Вы можете при этом рассказывать ему, как они отличаются друг от друга.

Рис. Игрушки для четвертого месяца

Знакомое и незнакомое

Развивайте его способности ориентироваться среди предметов. Показывая уже знакомые игрушки, учите замечать новый предмет. Для этого возьмите сначала знакомую игрушку, а затем незнакомую и поочередно показывайте, называя их. Если он просит, вложите ему в руки игрушку — пусть он изучает.

Такие разные звуки

Давайте ребенку для игр игрушки, из которых можно извлечь звуки. Колокольчики, погремушки, бубны, а также игрушки с писком, свистом и гудением — все они пригодятся вам, чтобы создавать разнообразие в ваших играх. Но не создавайте какофонию звуков! Чередуйте игрушки.

Колокольчик

Вы можете играть в прятки с малышом, используя звучащие предметы. Лучше всего для этой игры подходит колокольчик с веселым переливистым звуком.

Возьмите колокольчик и позвоните им сначала из-за шторки или другого заграждения так, чтобы ребенок стал искать источник звука. А затем покажите ему колокольчик — вы увидите, как он обрадуется, обнаружив то, что «пряталось» за шторкой.

Если вам эта игра понравилась, можете ее повторить и даже усложнить, пряча колокольчик уже с другой стороны, меняя место источника звука.

С малышом можно играть в «прятки», закрывая свое лицо платком или прячась за спинку кровати, — эти игры доставляют ему большое удовольствие. Особенно тот момент, когда он «обнаруживает» маму. Главное, не пропадайте надолго!

Какие игрушки и манипуляции с ними будут интересны ребенку?

❧ Показывайте малышу игрушки так, чтобы он тянулся к ним и затем ощупывал.

❧ Вложите игрушку в его руку и попытайтесь ее вытянуть. Он будет стараться ее удержать.

❧ Браслеты, надетые на ножки, или носочки с бубенчиками вызовут желание к ним дотянуться и потрогать.

❧ Положите в кроватку к малышу круглые игрушки, ребенок будет толкать их ножками. А кукла-неваляшка при покачивании еще и будет приятно звенеть.

❧ Если над кроваткой подвесить мячик с бубенцами внутри или мешок с погремушками, малыш будет пробовать их пинать.

Первый спектакль

Если вы найдете двигающиеся игрушки (клюющая курочка или заяц, играющий на барабане, медведи, колющие дрова), то сможете показать малышу спектакль. Конечно, ребенок не умеет с ними справляться, зато родители могут показывать, как работают игрушки, и рассказывать, что происходит.

Наблюдаем за передвижением игрушек

Ребенка заинтересуют передвигающиеся заводные игрушки. Он с удовольствием наблюдает за ними, сидя на руках у взрослого или лежа на животе. Но ребенку нравится и обычный мячик, который можно толкнуть и смотреть, как он покатится, и яркая машинка, особенно если она жужжит, мигает и светится.

Ребенку нравится смотреть, как «играет» сама мама, например, скатывая шарики с горки или прокатывая мячики в пластиковой трубе.

РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ

Выкладывайте ребенка на живот и показывайте яркую игрушку. Он будет высоко поднимать голову, опираясь на предплечья и заинтересованно разглядывая предмет.

Продолжайте массаж, гимнастику и плавание. Вы можете использовать тот же комплекс, что использовали ранее .

Поддерживайте стремление ребенка физически развиваться. Вы можете добавлять новые движения, ведь на первом году жизни физические упражнения очень активно развивают психику ребенка. Помогайте малышу принимать, например, такие новые положения:

❧ стимулируйте попытки к ползанию, подставляя под ступни малыша свои руки, от которых он будет отталкиваться;

❧ если вы хотите, чтобы ребенок «попрыгал» на ваших коленках, это упражнение не должно длиться дольше 1-2 минут;

❧ носите ребенка спиной к себе, поддерживая его в области промежности одной рукой, а другую руку положите на живот;

❧ покачивайте ребенка на руках или большом гимнастическом мяче, сопровождая напеванием песенок. Это упражнение полезно для развития вестибулярного аппарата.

Если вы чувствуете себя хорошо, а ваш позвоночник в порядке, в этом месяце вы можете осваивать рюкзак-«кенгуру». Начинайте приучать малыша к этому способу передвижения постепенно, с 15-20 минут, чтобы он не уставал.

К выбору рюкзака отнеситесь со всей серьезностью — вам нужны конструкции, у которых есть полужесткая спинка, хорошая крестовина, а сиденье сшито в виде удобных штанишек.

Когда ребенок привыкнет к такому способу передвижения по квартире, можете выбираться с ним на улицу для прогулок или для более важных дел: в магазины или на прием в поликлинику.

Хотя, конечно, удобнее всего с таким рюкзачком на спине папе — он сможет пройти со своей ношей много километров без устали.

И, кстати, уже пора подумать о том, чтобы предоставлять малышу большую свободу передвижения. Кроватка ему уже поднадоела, а вот манеж или специальный игровой коврик дает больше возможностей. Вы уже успели приобрести их?

Развитие тактильных ощущений ребёнка

Для этого продолжайте подбирать самые разные предметы. Малыш растет и развивается, а значит, готов воспринимать все более разнообразные вещи. Учитывайте все параметры: величину, форму, массу, фактуру и соотношение частей. Имейте в виду, что детям до пяти месяцев жизни не нравятся резкие, грохочущие звуки пластмассовых погремушек, а холодные материалы вызывают неприятные ощущения.

Когда малыш берет игрушку, обращайте внимание на положение большого пальца. Он должен быть противопоставлен другим.

Попеременно вкладывайте в руки ребенка разные предметы или игрушки — мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и тяжелые. Так у ребенка развивается чувство осязания.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок многое знал и умел. А эти знания как легче всего получить? Конечно, в игре. С помощью развивающих игр ребёнок разовьёт быстроту реакции, внимание, наблюдательность, логику, закрепит знания о цвете и многое другое.

Дотронься до красного

Называйте ребёнку какой-либо цвет. Например, синий. Малыш должен бегать по комнате и дотрагиваться до всех предметов, которые имеют синий цвет. После того, как исчерпались варианты, предложите ребёнку потренировать память – назвать все предметы, которые он находил.

Весёлые человечки

Положите перед ребёнком разноцветные карандаши или фломастеры. Скажите, что это не просто карандаши – это весёлые человечки, которые умеют разговаривать. Красный говорит: я – яблоко, жёлтый – я банан, синий – я море. Предложите малышу найти свои варианты ответов.

Чудо-коробка

В непрозрачную коробку положите различные по форме и объёму предметы. Взрослый описывает один из предметов. А ребёнок должен догадаться, что внутри. Можно задавать наводящие вопросы – это съедобный предмет или нет, он мягкий или твёрдый и т.д. Достаём загаданный предмет из коробки и показываем.

Найди недостающую часть

Распечатайте различные картинки на компьютере. Разрежьте их так, чтобы у картинки не хватало какой-либо детали. Например: у машины не хватало колеса, у дома крыши, у цветочка – листочка и т.д. Предложите малышу найти недостающие детали.

Играем с книжкой

Во время чтения книги с картинками, можно поиграть в следующую игру. Откройте книгу на одной из страниц и загадайте что-либо. Скажите ребёнку: «Я вижу что-то жёлтое. Оно большое. У него нет ручек». Ребёнок будет глазами стараться отыскать этот предмет. Потом можно поменяться ролями.

Придумай рифму

Объясните малышу – что такое рифма, приведите несколько примеров. Теперь называйте слово ребёнку, а он должен найти ему несколько рифм. Например: мишка – шишка, книжка, мартышка, шалунишка. В эту игру удобно играть на прогулке, по дороге в детский сад, в транспорте, в ожидании очереди.

Угадай животное

Взрослый загадывает любое животное. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. А взрослый может отвечать только «да» и «нет». Например: это домашнее животное? Оно любит есть траву? Игра заканчивается тогда, когда будет угадано животное. Затем поменяйтесь ролями.

Подражайка

Предложите ребёнку сесть на стульчик. Взрослый говорит: «Однажды я шёл по лесу и увидел … змею». Ребёнок должен встать и подражать змее – показать как она ползёт или извивается. Затем малыш опять садится на стульчик. Варианты могут быть разные: видел, как летит самолёт, встретил зайца, меня намочил дождь и т.д.

Собираем пазлы

Распечатайте любую картинку на компьютере. Приклейте её на плотную бумагу или картон. Разрежьте её на части. Хорошо использовать сюжеты из различных детских сказок. Предложите ребёнку собрать картину. Ещё можно сделать пазл своими руками из коробочек.

Поход в магазин

Поиграйте с ребёнком в ролевую игру «Магазин». На прилавке разложите различные товары. Предложите Мишке сходить в магазин и купить продукт. Однако при этом вы не говорите его названия, а описываете. Например: это овощ, он продолговатый, зелёный, в середине у него есть зёрнышки. Мишка может задавать наводящие вопросы.

Учимся шнуровать

На картоне нарисуйте кроссовок, раскрасьте его карандашами или фломастерами. Проделайте отверстия – три справа и три слева. Предложите ребёнку зашнуровать кроссовок. Существует много вариантов шнуровок – ёжик, дерево. Игры со шнурками очень полезны для развития мелкой моторики руки ребёнка.

Данная игра поможет ребёнку запомнить неизвестные слова и выработает правильное произношение слов. Предложите малышу произнести фразу: «Я люблю бегать по лужам» различными способами:

Весело, радостно.

Пропевая.

С зажатыми губами.

Отрывисто каждое слово.