Международный студенческий научный вестник. Правовое регулирование постинтернатного сопровождения (постановка проблемы, методы решения) Сроки действия договора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПРИКАЗ

О ПОРЯДКЕ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приказываю:

В соответствии со статьей 6.1 Закона Республики Адыгея от 24 июля 2007 года N 107 "О патронате" приказываю:

1. Утвердить Порядок постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Республики Адыгея Н.И. Кабанову.

Министр
А.Ш.ХУАЖЕВА

Приложение. ПОРЯДОК ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приложение
к приказу
Министерства образования и науки
Республики Адыгея
от 26 августа 2015 года N 940

1. Настоящий Порядок регулирует отношения по постинтернатному сопровождению (социальной поддержке) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - лица из числа детей-сирот) до достижении ими возраста 23 лет.

2. Постинтернатное сопровождение осуществляют организации, выполняющие функции по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации лиц из числа детей-сирот (далее - организации по постинтернату).

3. Постинтернатное сопровождение устанавливается на основании личного заявления и документа, подтверждающего статус лица из числа детей-сирот.

4. Организация по постинтернату:

4.1. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издает приказ об установлении постинтернатного сопровождения лица из числа детей-сирот и заключает с ним договор о постинтернатном сопровождении и адаптации по форме, прилагаемой к настоящему Порядку.

Договор о постинтернатном сопровождении и адаптации может быть расторгнут досрочно по инициативе одной из сторон договора, в случае перемены места жительства лица из числа детей-сирот за пределами Республики Адыгея, а также смерти лица из числа детей-сирот.

4.2. Утверждает индивидуальный план сопровождения и адаптации лица из числа детей-сирот (далее - план) по месту его проживания и определяет социального педагога, осуществляющего взаимодействие с органами местного самоуправления, реализующими переданные им полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц (далее - органы опеки и попечительства), профессиональными образовательными организациями, в которых лица из числа детей-сирот обучаются, территориальными подразделениями ФМС России, центрами занятости, организациями социальной защиты и здравоохранения, общественными организациями, волонтерскими движениями и физическими лицами по реализации мероприятий в соответствии с планом.

5. Социальный педагог:

5.1. Организует заключение договора с лицом из числа детей-сирот по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации.

5.2. Согласует с лицом из числа детей-сирот и органом опеки и попечительства по месту его жительства план и координирует его исполнение. Предусматривает в плане участие в пределах их компетенции органов и организаций, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка.

5.3. Оказывает в случае необходимости помощь при взаимодействии лица из числа детей-сирот с органами и организациями, указанными в пункте 4.2 настоящего Порядка.

5.4. Направляет в двухдневный срок органам и организациям, указанным в пункте 4.2 настоящего Порядка, информацию о мероприятиях в пределах их компетенции, включенных в план.

5.5. Ежеквартально осуществляет мониторинг исполнения плана и вносит в него соответствующие изменения. Не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, направляет в органы опеки и попечительства информацию о ходе реализации планов.

6. Органы опеки и попечительства:

6.1. Ведут учет лиц из числа детей-сирот.

6.2. Направляют в организации по постинтернату сведения о лицах из числа детей-сирот при перемене ими места жительства.

6.3. Согласовывают план по постинтернатному сопровождению и адаптации лиц из числа детей-сирот.

6.4. Оказывают организациям по постинтернату организационно-методическую помощь по вопросам постинтернатного сопровождения, защиты прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот.

7. Органы и организации, указанные в пункте 4.2 настоящего Порядка, по запросу организации по постинтернату направляют сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных планом.

8. Координацию деятельности и контроль за организацией постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот осуществляет Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Приложение. Форма договора о постинтернатном сопровождении и адаптации

Приложение
к Порядку
постинтернатного сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Форма договора о постинтернатном сопровождении и адаптации

Организация, выполняющая функции по постинтернатному сопровождению и

социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, по окончании пребывания их в организациях для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, семьях опекунов

(попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, именуемая в

дальнейшем "Организация по постинтернату" ______________________________

(полное наименование)

в лице руководителя _______________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

действующего на основании Устава Организации по постинтернату, и лицо из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

___________________________________________________________________________

проживающий (ая) по адресу_________________________________________________

именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии с Порядком

постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, утвержденным приказом Министерства образования и науки

Республики Адыгея от ______ 2015 года N ______, заключили настоящий Договор о

нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Предметом Договора является установление постинтернатного сопровождения

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

формирование и реализация индивидуального плана сопровождения и адаптации

(приложение к настоящему Договору)

___________________________________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения)

___________________________________________________________________________

(место рождения)

___________________________________________________________________________

(место жительства и регистрация)

паспорт серия ________ N _________, _______________________________________

(когда и кем выдан)

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. С целью исполнения настоящего Договора Стороны обязуются:

Организация по постинтернату:

2.1.1. Содействовать в защите прав и охраняемых законом интересов лицу

из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях

обеспечения его успешной социальной адаптации.

2.1.2. Соблюдать права и законные интересы лица из числа детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которого установлено

постинтернатное сопровождение.

2.1.3. Содействовать в предоставлении мер социальной поддержки лицу из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1.4. Формировать совместно с лицом из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, индивидуальный план сопровождения и

2.1.5. Оказывать содействие в дальнейшем самоопределении и социальной

адаптации лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, получении им образования и лечения во взаимодействии с

соответствующими организациями и физическими лицами (родственниками и

близкими).

2.1.6. Предоставлять Организации по постинтернату сведения, необходимые

для исполнения плана.

2.1.7. Сообщать об изменении персональных данных и других сведений,

необходимых для плана.

2.2. Стороны вправе:

Организация по постинтернату:

2.2.1. Получать с согласия лица из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, необходимые сведения о нем.

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по изменению

Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

2.2.3. Обращаться в Организацию по постинтернату за содействием в

защите своих прав и охраняемых законом интересов.

2.2.4. Обращаться в Организацию по постинтернату за

психолого-педагогической, социально-правовой и иной помощью в целях

обеспечения успешной социальной адаптации.

2.2.5. Вносить предложения по изменению плана.

2.2.6. Обращаться в Организацию по постинтернату с инициативой о

расторжении Договора.

3. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

Настоящий Договор заключен на срок с ____________до____________.

4. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

4.1. В Договор могут быть внесены изменения в письменном виде по

соглашению Сторон.

4.2. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а

также в случае перемены лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, места жительства.

4.6. Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, извещает Организацию по патронату о намерении расторгнуть

Договор за 5 рабочих дней.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Любые изменения к настоящему Договору имеют силу, если они

оформлены в письменном виде, подписаны Сторонами и не противоречат

законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея.

5.2. Договор составлен в двух экземплярах, для каждой из Сторон, каждый

из которых имеет одинаковую юридическую силу.

6. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Организация по постинтернату Лицо из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей:

Ф.И.О., данные паспорта,

место жительства

подпись руководителя; печать. подпись.

Приложение. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

Приложение
к Форме договора
о постинтернатном
сопровождении и адаптации

Согласовано
Руководитель структурного
подразделения органа местного
самоуправления муниципального
образования, реализующего переданные
государственные полномочия
по опеке и попечительству

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

I. Общие сведения о лице, в отношении которого установлено постинтернатное сопровождение:

Дата обращения ___________________________________________________________

Ф.И.О. ___________________________________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________________

Место жительства, телефон ________________________________________________

Семейное положение _______________________________________________________

Наличие сведений о членах семьи __________________________________________

Место проживания до совершеннолетия ______________________________________

Наименование профессиональной образовательной организации ________________

__________________________________________________________________________

Курс, дата окончания _____________________________________________________

Профессия ________________________________________________________________

Место работы, должность___________________________________________________

Доход ____________________________________________________________________

Сведения о наличии судимости _____________________________________________

Потребности на момент обращения___________________________________________

__________________________________________________________________________

Наличие жилья ____________________________________________________________

Увлечения, занятия в свободное время _____________________________________

__________________________________________________________________________

Круг общения _____________________________________________________________

Вредные привычки _________________________________________________________

Общее состояние здоровья (со слов) _______________________________________

Диспансерный учет ________________________________________________________

Трудности на момент обращения ____________________________________________

II. Основные задачи по направлениям совместной деятельности:

Здоровье _________________________________________________________________

Образование ______________________________________________________________

Трудоустройство __________________________________________________________

Проживание _______________________________________________________________

Обустройство и быт _______________________________________________________

Социальные контакты ______________________________________________________

Прочее ___________________________________________________________________

III. Маршрут сопровождения

Органы, участвующие в реализации индивидуального плана сопровождения и адаптации

Мероприятия <*>

Результат

Организация по постинтернату

1.
2.
3.
...

Орган опеки и попечительства по месту жительства

1.
2.
3.
...

Профессиональная образовательная организация

1.
2.
3.
...

Организация, в которой выпускник работает

1.
2.
3.
...

Центр занятости

1.
2.
3.
...

Организация
здравоохранения

1.
2.
3.
...

Правоохранительные органы

1.
2.
3.
...

Органы управления в сфере образования и молодежной политики

1.
2.
3.
...

Общественные организации

1.
2.
3.
...

Кровная семья, родственники, близкие люди

1.
2.
3.
...

Организация, в которой воспитывался

1.
2.
3.
...

Иные заинтересованные организации и лица

1.
2.
3.
...

________________

<*> Постоянно пополняемый раздел

Основания и дата завершения постинтернатного сопровождения

__________________________________________________________________________

Номер и дата заключения о готовности выпускника к самостоятельной жизнедеятельности (при прекращении постинтернатного сопровождения)

__________________________________________________________________________

Дата составления:

__________________________________________________________________________

Специалист организации Лицо, в отношении которого

по постинтернату: установлено постинтернатное

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

ведут иждивенческий образ жизни;

страдают от алкогольной зависимости;

совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома.

Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:

Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Социально-педагогическое консультирование

Социально-профилактическая работа

Социальное воспитание

Защита прав и интересов выпускников

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

Содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне - профессионального образования.

Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.

Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения.

Методологические основы программы

Личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

Концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

Теоретическую основу программы составили:

Гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

Теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

Положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

Принципы, на основе которых реализуется программа

Принцип гуманизма

Принцип демократизации отношений

Принцип индивидуального личностного подхода

Принцип природосообразности

Принцип творчества и свободы

Принцип свободы и выбора

Принцип деятельности

Принцип культуросообразности

Принцип комплексности и целостности

Принцип научности.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип мультидисциплинарности

Программа основывается на социально - педагогические технологии:

Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы, используемые в программе:

Теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

Методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

Практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

Метод социологического исследования по адаптации выпускников;

Методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

Техники работы, используемые в программе:

самораскрытия;

убеждения;

установления логических взаимосвязей;

разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

выявления социального "Я";

обучения поиску информации.

Программа состоит из 5 разделов.

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;

диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

Приложение 1.

РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

оказание помощи в затруднительных ситуациях;

совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;

работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");

составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;

оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;

работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;

оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;

социально-правовое просвещение выпускников;

профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);

профилактика межличностных конфликтов.

Приложение 2.

РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);

коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);

коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);

коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".

РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

представительство в правозащитных и административных органах;

оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Ожидаемый результат

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования

5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Модели постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

, 4 курс, 2016

Научный руководитель – к. п. н., доцент кафедры социологии и социальной работы ПетрГУ,

Аннотация: В данной статье исследуются модели постинтернатного сопровождения, которые, на сегодняшний день, применяются в российской системе социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так же, в статье приведены результаты проведенного исследования на тему «Региональные модели постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, ОБПР Республики Карелия и Мурманской области ».

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, модель постинтернатного сопровождения, региональная модель постинтернатного сопровождения.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в Российской Федерации и в ее отдельных субъектах наблюдается ежегодное снижение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, воспитывающихся в образовательных учреждениях. Однако количество выпускников в Российской Федерации ежегодно составляет около 15 тысяч.

Взрослея в условиях детского дома, воспитанники получают специфичное воспитание, которое препятствует формированию тех навыков, которые необходимы обычному человеку в социальной среде. В период нахождения ребенка в учреждении проблемы социализации и социальной адаптации латентны, т. е. они не оказывают прямого влияния на процесс его взросления. Однако, после выпуска - в постинтернатный период, они начинают приобретать открытый характер.

Все проблемы выпускников можно разделить на две группы: общественные, к которым относятся большие экономические затраты на воспитание, высокий уровень девиантности среди бывших выпускников и, так называемое, «вторичное сиротство», и индивидуальные, свойственные самим выпускникам, связанные с особенностями их личностного становления, - отставание в физическом и интеллектуальном развитии, нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении, неуверенность в себе, низкая самооценка, недоверие к внешнему миру, потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.

Учитывая весь спектр проблем, с которыми сталкиваются выпускники в постинтернатный период, целесообразным является оказание воспитанникам комплексной поддержки посредством постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться к условиям социальной среды.

В современном законодательстве постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия и направленных оказание содействия лицам данной категории в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилье, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития.

Понятие «модель», в рамках исследуемой темы, подразумевает под собой как совокупность компонентов по организации деятельности постинтернатного сопровождения, так и отдельно процессуальную часть этой деятельности. Модель включает в себя три блока. Организационный блок, в рамках которого проводятся подготовительные мероприятия по открытию специализированных центров постинтернатной адаптации, формирование системы управления и нормативно-правовой базы, а также планирование самого процесса сопровождения и определение профессиональной команды специалистов сопровождения. Процессуальный блок представляет собой саму технологию постинтернатного сопровождения, то есть его основные составляющие: цели, задачи, мероприятия, мониторинг и другое. Контрольно-результирующий блок включает в себя процесс оценки и анализа результатов – уровень готовности выпускника к самостоятельной жизни .

Региональная модель постинтернатного сопровождения представляет собой комплексную систему сопровождения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включающую в себя совокупность органов и учреждений региона, вовлеченных в процесс социальной адаптации, оказывающие социальную помощь выпускникам, включая меры социальной поддержки, реализующихся в едином организационно - нормативном поле. Региональная модель строится на основе единства трех направлений деятельности: социально-правовой поддержки выпускников; психолого-педагогического сопровождения; аналитической и информационной работы .

Таким образом, наличие региональной модели может стать эффективным инструментом для решения проблемы постинтернатного сопровождения, так как позволяет создать целостную систему сопровождения в регионе.

В рамках данной темы было проведено исследование на тему «Региональные модели постинтернатного сопровождения Республики Карелия и Мурманской области». Данные регионы были выбраны по причине территориальной близости, схожести демографической ситуации, а также условий и временных рамок создания системы сопровождения выпускников.

В ходе исследования нами было проведено экспертное интервью со специалистами учреждений, оказывающих социальную поддержку детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также стандартизированное интервью с выпускниками организаций для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обоих регионах. Выборка производилась методом «снежный ком».

Критериальным аппаратом нашего исследования послужило исследование, по мнению которой региональная модель постинтернатного сопровождения должна включать в себя следующие элементы: нормативно–правовую базу, регулирующую процесс адаптации выпускников; организационно–управленческую структуру; наличие комплексного межведомственного взаимодействия; организационные модели (формы) постинтернатного сопровождения; единый алгоритм процесса сопровождения; оценку эффективности деятельности учреждений, специалистов и осуществляемых мероприятий; а также информационно–аналитическое и кадровое обеспечение .

Данное исследование позволяет сделать вывод о наличии региональной модели постинтернатного сопровождения в республиках Карелия и в Мурманской области. Статистические данные и результаты проведенных интервью указывают на их определенную эффективность.

Правовую основу деятельности по социальной адаптации выпускников составляет ряд законодательных актов РФ: Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и т. д.

В настоящее время более чем в ряде субъектов РФ разработаны и приняты законы, определяющие порядок организации постинтернатного сопровождения. Так, в Мурманской области в 2006г. принят закон № 000 «О патронате», в котором впервые было определено понятие «постинтернатный патронат», его основные задачи, условия реализации, а также должностные обязанности учреждений социального обслуживания, участвующих в межведомственной работе по постинтернатному патронату т. д.

Субъектами постинтернатного сопровождения детей-сирот являются представители государственных институтов (органы местного самоуправления , органы опеки и попечительства, образовательные учреждения, а также учреждения других ведомств : социальной защиты , МВД и др.); институты жизнеустройства (замещающая семья, патронатные воспитатели); представители общественных институтов гражданского общества (общественные объединения , конфессиональные организации, социально ориентированные некоммерческие организации).

Тук, в 2012-2013гг. в Республике Карелия КРОО «Служба социальной реабилитации и поддержки «Возрождение» осуществлен проект «Навстречу взрослой жизни». В результате были сформированы такие модели постинтернатного сопровождения, как «Жилье с медико-социальными услугами» и «Жилье с поддержкой наставника». В рамках первой модели выпускнику предоставляется жилье и право обращаться за любым видом помощи, которые имеются на рынке социальных услуг, а также в общественные организации. Вторая модель так же включает в себя предоставление жилья, обеспечение всех условий для формирования навыков самообслуживания, но под присмотром наставника.

В Мурманской области постинтернатным сопровождением активно занимается НОУ «Центр развития семейных форм устройств детей-сирот и детей, ОБПР». Задача Центра: разработка и реализация проектов и программ, направленных на успешную адаптацию выпускников к самостоятельной жизни путем их устройства в профессиональные приемные семьи.

В настоящее время в исследуемых регионах реализуются различные организационные модели (формы) постинтернатного сопровождения выпускников.

Так, в Мурманской области на базе пяти детских домов были созданы пять центров постинтернатной адаптации, которые, по мнению эксперта, являются не продолжением школы-интерната, а местом, где выпускники делают шаги во взрослую жизнь в условиях приближенных к семейным.

В 2015 г. КРБФ «Материнское сердце» был реализован проект «Шаг к самостоятельной жизни», в рамках которого на базе общежития Петрозаводского автотранспортного колледжа, была создана «Социальная квартира» для проведения программ социальной адаптации и реабилитации выпускников. Результатом реализации данного проекта стало проведение работы с 25 учащимися колледжа, которые успешно прошли курс обучения навыкам к самостоятельной жизни.

В 2012 году в Мурманске был сформирован «Дом молодежи – SOS», который представляет собой заключительный этап поддержки выпускников организаций для детей – сирот и детей, ОБПР по программе «Полунезависимого проживания». Такая форма помогает ребятам без особых затруднений перестроиться на полноценную самостоятельную жизнь.

Таким образом, в регионах накоплен определенный опыт сопровождения. Однако региональные модели как комплексные системы сопровождения в республике Карелия и в Мурманской области находятся в стадии формирования. Исследование показало две взаимосвязанные проблемы, требующие решения: межведомственное взаимодействие и необходимость координационного центра по организации постинтернатного сопровождения. Подобный межведомственный подход позволит выстроить региональные программы развития постинтернатного сопровождения сирот на основе глубокого анализа состояния дел в этой сфере, с учетом привлечения широкого круга специалистов.

Список литературы

1.,., Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.

2. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений. - Мурманск: Изд-во МГПУ, 2010.

3. Постинтернатное сопровождение детей - сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение/Материалы межрегиональной научно - практической конференции. - Смоленск: - М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!». - 2010.

4. , Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) // Молодой ученый. - 2014. - №13.

Внимание к проблеме постинтернатного сопровождения выпускников в Российской Федерации стало уделяться в конце 90-х гг. XX в. Несмотря на достаточно успешный процесс деинституализации воспитания детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, сегодня в детских домах и школах-интернатах России находится более 700 тыс. детей. Каждый год около 18 тыс. воспитанников выходят во взрослую жизнь. К характеристикам выпускников данной категории следует отнести: повышенный уровень виктимности, т.е. высокую вероятность стать жертвой насилия, обмана, жестокости и т.п.; социальную изоляцию, которая, в свою очередь, приводит к таким последствиям, как депрессия, низкая самооценка, инфантилизм, низкий уровень социальной компетентности, активности, конфликтности; отклонение в поведении - при несформированности моральных норм и ценностей, навыков самостоятельного планирования жизни повышается вероятность отклонения от принятых в обществе норм поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем в виде нарушения закона с целью повышения уровня жизни.

Круг проблем, с которыми сталкиваются выпускники в постинтернатный период, достаточно широк: получение жилья, поступление в учебные заведения, трудоустройство, влияние асоциальных компаний, неоднозначное отношение со стороны общества, боязнь неизвестного, одиночество и т.п.

Все это подтверждает востребованность постинтернатного сопровождения выпускников данной категории.

В современном российском законодательстве «постинтернатное сопровождение» выпускников государственных интернатных учреждений характеризуется как в широком, так и узком смыслах: в первом случае, как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускников учреждения для детей-сирот, их самореализацию, снижение числа правонарушений и преступлений, совершаемых как самими лицами указанной категории, так и по отношению к ним; во втором случае, как деятельность постинтернатных воспитателей (специалистов) по оказанию содействия лицам из числа детей-сирот в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития, осуществляемого на основе договора о постинтернатном сопровождении.

Под сопровождением в данном контексте понимается комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих интериоризацию выпускниками общественных ценностей, их включенность в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней.

По своей сути, постинтернатное сопровождение предполагает взаимодействие сопровождающего специалиста(ов) и сопровождаемого - выпускника учреждения государственного попечения, направленное на разрешение его проблем.

Функции постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений следующие:

  • ? диагностическая (диагностика возникшей проблемы);
  • ? информационная (информирование сопровождаемых о существе проблемы и путях ее решения);
  • ? консультационная (консультация на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы самими клиентами сопровождения);
  • ? первичная помощь на этапе реализации плана решения проблемы.

Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений наряду с правовыми, экономическими функциями, реализует целый комплекс социально-психолого-педагогических задач, которые направлены на реализацию социального и профессионального самоопределения и способствуют преодолению трудностей их социализации. Миссия постинтернатного сопровождения заключается в том, чтобы обеспечить успешную интеграцию детей-сирот в общество в качестве его полноценных членов, отличающихся самостоятельностью, мобильностью и ответственностью в соответствии с требованием времени.

Постинтернатное сопровождение выпускников учреждений государственного попечения можно рассматривать как с содержательной, так и организационной точки зрения.

С организационной точки зрения постинтернатное сопровождение выпускников - межведомственная система помощи, структурными элементами которой являются учреждения и службы, ответственные за данное направление работы с детьми-сиротами. Общей целью деятельности системы постинтернатного сопровождения детей-сирот является интеграция выпускников данной категории в общество в качестве его полноценных членов.

Постинтернатное сопровождение выпускников данной категории может иметь разный характер включенности.

  • 1. По степени участия сопровождающего: непосредственное и опосредованное. Целью непосредственного постинтернатного сопровождения, осуществляемого в процессе взаимодействия с выпускником детского дома или школы-интерната, является конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Основная задача опосредованного постинтернатного сопровождения - стимулирование воспитанника к самостоятельному разрешению проблемы.
  • 2. По времени оказания: опережающее, актуальное (своевременное), предупреждающее последействие.

Суть опережающего сопровождения состоит в том, что воспитанник получает от субъекта постинтернатного сопровождения дополнительную информацию еще до того, как у него возникла подобная проблема. Актуальное (своевременное ) сопровождение осуществляется непосредственно в момент возникновения у выпускника интернатного учреждения потребности в поддержке, по его запросу или же по внешним признакам надвигающейся на него опасности физического или психологического плана. Характерная особенность этого вида сопровождения - вопросно-ответная форма обращенности к конкретному молодому человеку и при экстренной необходимости привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур).

Цель предупреждающего сопровождения, оказываемого после произошедшего события, способного вызвать проблему, - нивелировать первоначальный стресс, снять напряженность и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.

3. По длительности: единовременное, пролонгированное, дискретное.

Единовременное сопровождение оказывается в том случае, когда сопровождающий специалист уверен, что выпускник способен самостоятельно справиться с возникшей трудностью, но он нуждается в психологической поддержке, вселяющей в него уверенность в собственные возможности. Пролонгированное сопровождение осуществляется в том случае, когда выпускник интернатного учреждения длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой и требует наблюдения со стороны взрослого человека. Дискретное сопровождение применяется при необходимости корректировать развитие ситуации.

Таким образом, постинтернатное сопровождение распространяется на всех выпускников детских интернатных учреждений и планируется на весь период постинтернатной адаптации, включая различные жизненные фазы и сферы деятельности выпускника. Планирование помощи должно основываться на учете индивидуальных и возрастных особенностей выпускника, уровня его готовности к самостоятельной жизни.

  • ? выпускники, испытывающие трудности в трудоустройстве (потерявшие работу, безработные, состоящие или не состоящие на учете в службе занятости);
  • ? одинокие матери-выпускницы, воспитывающие детей;
  • ? выпускницы, имеющие детей-инвалидов;
  • ? выпускники, имеющие инвалидность;
  • ? выпускники, отбывающие наказание или вышедшие из мест лишения свободы;
  • ? выпускники, склонные к асоциальному поведению;
  • ? выпускники, имеющие проблемы с обеспечением жильем (не имеющие закрепленного жилья; имеющие закрепленное жилье, которое пришло в негодность; проживающие с кровными родителями и (или) другими родственниками, ведущими асоциальный образ жизни).

Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений осуществляется на основе следующих принципов.

  • 1. Принцип учета возрастных особенностей (адресности) бывших воспитанников детских домов.
  • 2. Принцип доброжелательности и безоценочности. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с выпускником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении сопроводительной деятельности, когда специалист (социальный педагог, педагог-психолог и т.п.) пытается услышать выпускника, понять его трудности и проблемы, не критикуя и не сравнивая его с другими.
  • 3. Принцип сотрудничества. Этот принцип отражает как содержательную, так и технологическую суть постинтернатного сопровождения, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствий и помощь в конструктивном разрешении проблем.
  • 4. Принцип конфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе доверительного общения с выпускником, бесед, консультаций, особенно при диагностическом обследовании, должна быть строго конфиденциальной, т.е. доступна лишь тем, для кого она предназначена. Только при полном доверии к специалисту, осуществляющему сопровождение, помощь будет не только принята выпускником, но и, став эффективной, приведет к его активной внутренней работе.

Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей. В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» - это слово одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих воспитанников детский дом был родным домом около десяти лет. Если в детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самому обеспечить условия для нормальной жизни. Им предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.

Практически отсутствует какая бы, то ни было преемственность жизни в детском доме и самостоятельной жизни выпускников. У детей из семьи такого разрыва нет. Они, как правило, осуществляют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них есть определённая преемственность жизненного пространства.

Таким образом, когда для детей - сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового пространства.

Большой проблемой для 90% выпускников является жилищная проблема. Как правило, дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют закреплённое жилое помещение, там, где они раньше проживали со своими родственниками. За время проведённое ребёнком в детском доме родители, лишенные родительских прав, всё больше спиваются, деградируют как личности, и жить с ними в одной квартире просто невозможно. Одной из причин, усугубляющих неблагополучное положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится сокращение доли государственного строительства. Не соблюдаются нормы жилищного законодательства, предусматривающие сохранение жилплощади за детьми, помещенными на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекунам. К сожалению, нередко органы опеки и попечительства, администрации интернатных учреждений не принимают должных мер к закреплению жилой площади за данной категорией граждан. Это позволяет лицам, лишенным родительских прав, другим членам семьи, опекунам, жилищным органам распоряжаться ею вопреки правам и законным интересам несовершеннолетних. После выхода из детского дома подросток, у которого есть родители, часто возвращается в их квартиру и вновь погружается в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи.

Более 50% выпускников считают, что у них не шансов найти приемлемые условия сосуществования с родителями и родственниками. В то же время отсутствие позитивного образца отношений «родитель - родитель» и «родитель - ребенок» приводит к смещению ценностных ориентаций: в системе жизненных ценностей выпускников детских домов, заботливые родители и родственные связи как самоценность фигурируют лишь у 14 %.

Психологические проблемы появляются и во время учёбы в профессиональных учебных заведениях. «Стыдно признаться, что детдомовец, боясь жалости к себе» - вот мнение одного из выпускников. Это могли бы сказать многие. Часто воспитанники детских домов скрывают от своих сокурсников, что они воспитывались в детском доме. Сказать, что тебя предали самые близкие люди - страшно стыдно.

Им сложно бывает найти друзей из числа «домашних» сверстников. «Мы разные. Они мыслят по-другому. Мы слишком выкладываем всё о себе, а потом получаешь за это насмешки», так считают некоторые выпускники.

Выражение «грызть гранит науки» часто имеет почти конкретный смысл. Для многих тяжело даётся учёба. Сегодня только 6% выпускников детских домов поступают в высшие учебные заведения, 23 - 33% - в учреждения среднего профессионального образования, 60% - в учреждения начального профессионального образования.

Радует, что сокращается доля выпускников, устраивающихся на работу без профессиональной подготовки.

В первый год после выхода из детского дома выпускники нуждаются в поддержке. Более 50% считают необходимым, чтобы с ним был кто - то рядом, иначе они испытывают беспомощность. Они надеются на покровительство без опоры на собственные ресурсы.

Очень часто выпускники не умеют правильно пользоваться самостоятельностью, хотя находясь в детском доме, стремятся к ней. Под любым предлогом прогуливают учебные занятия, не умеют правильно распоряжаться своим бюджетом.

Ощущение сиротства сопровождает выпускников детских домов на протяжении всей жизни. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась их жизнь, зависят частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы дети-сироты заслуженно или незаслуженно объясняют одиночеством, воспитанием в детском доме и предвзятым отношением к ним окружающих.

Проблемы сироты не решаются не только до достижения им 23 лет, как это предусмотрено законом, а в течение всей жизни.